Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 12:09, курсовая работа
Актуальность темы – это жизненные современные требования к умению организовать воспитание и обучение будущего поколения, умение интенсифицировать поиски самых новых возможностей в работе педагогов, наиболее эффективных подходов психологов и педагогов дошкольников в организации образовательным процессом в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном возрасте, развивая уровень интеллектуального мышления детей, можно рассматривать как основной показатель интегративной результативности непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Сейчас всё чаще наблюдается рост запроса жизненного потенциала общества на анализ эффективности воспитания и образования дошкольников через определение уровня развития интеллекта у дошкольников. Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания- восприятия, образного мышления, воображения.
Введение............................................................................................................3
1. Теоретические исследование одарённости
в психолого-педагогических трудах
1.1 Психолого-педагогические основы изучения «одарённость»...................................................................................................7
1.2 Особенности интеллектуальной одаренности..........................................13
2. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальной одарённости
2.1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей дошкольников …..................................................................................................19
2.2 Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
математики.....................................................................................................22
2.3. Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
дидактической игры.................................................................................24
Заключение..........................................................................................................32
Список литературы.......... .................................................................................34
Индивидуальная система
значений характеризует
Роль дидактических
игр в жизни ребёнка, а особенно
дошкольного возраста имеет
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе. Часто игра и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя. Для дошкольников игра- это учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания, игра - способ познания окружающего мира, и наконец игра- это «репетиция «жизни в целом. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя любой игрой, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Но если для ребёнка цель - в самой игре, то для взрослого цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Такие игры учат
ребенка понимать некоторые
понятия, формируют представление о соотношении числа и цифры, цифры и количества, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, части суток, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются наглядный материал, ИКТ и различные предметы, которые способствуют тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Если у дошкольника возникали трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два красных кружочка, четыре синих, три зеленых и т.д. Попросите его, повторяя за вами, считать предметы вслух. Постоянно считайте разные предметы - камешки, кубики, игрушки, время от времени узнавая у ребенка: «Сколько тарелок стоит на столе? «Сколько лежит листиков под скамейкой?», «Сколько кошечек гуляет?» А позже переходите к действию с количеством. Например, вы кормите голубя в парке, и вот прилетает ещё 1 голубь. Вы удивляетесь и просите снова посчитать птиц. И в констатации фактов просите сравнить количество «было» и «стало». Вы едите в полупустом автобусе и просите сравнить количество мест и пассажиров. Спрашиваете в заключение «Что нужно сделать, чтобы стало поровну?»
Приобретению навыков
устного счета способствует
Сравнивайте игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста. Пусть дошкольник сам придумывает сказки с числительными и проведёт по ней аналогичную работу по «математическому» пересказу. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они кто больше - меньше, выше - ниже, попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их. Широко использовать мнемотаблицы. Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите малыша, чем отличаются рисунки. Просите его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных. Очень эффективно для отработки полученных знаний проведение ролевой игры «на оборот». Это когда ребёнок играет роль взрослого, а взрослый в свою очередь роль ребёнка. «Ученик и учитель», взрослый периодически допускает незначительные ошибки и при указании ребёнка на них делает вид что не понимает «почему неправильно?». Именно доказать свою правоту, попытка убедить взрослого что он не прав, и даёт ребёнку возможность утвердить своё «Я», уверенно «стоять на ногах» в научной стихии, и конечно самому подробно разобраться до мелочей суть познаний.
Подготовительная работа
по обучению детей
Таким образом, за два
года до школы можно оказать
значимое влияние на развитие м
Интеллектуальное развитие дошкольника:
Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.
Что же входит в понятие "умственное развитие" ребенка.
Интеллектуальное развитие - это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка (под влиянием воспитательных воздействий возраста, обогащения опытам), необходимым условием которых является полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности и всех функциональных систем организма.
В целом уровень интеллектуального развития можно определить как совокупность знаний, умений и свободное оперирование сформировавшимися при их усвоении умственными действиями и формами мышления (наглядно-действенными, наглядно-образными и словесно-логическими)
Интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению. Все это не предопределено и заранее не заложено в ребенка: только от родителей зависит, как быстро он научиться самостоятельно мыслить. Эти процессы, например, можно ускорить, замедлить или даже остановить на каком-то этапе.
Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста всех испытуемых, имеет несколько стадий. В конце первого - начале второго года, пока ребёнок еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста развивается именно, когда он ненамеренно, а естественным образом, неосознанно впитывает все знания об окружающем мире и о системе мироздания. Тогда к школьному возрасту у ребенка сложится собственное мировоззрение, благодаря которому он будет способен высказывать суждения. И поэтому не следует сводить развитие интеллекта ребенка к примитивному освоению чтения и письма в раннем возрасте, а следует идти по пути развития в самом широком понимании этого слова, где интеллектуальное развитие пересекается с эстетическим, физическим и, в конечном итоге, становится общим.
3.Определение наглядно-
Наглядно–образное мышление —это форма мышления, которая характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно–действенного мышления, данный вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе которых возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов. Таким образом, в представлениях, которыми оперирует наглядно–образное мышление, выражаются не только ситуативно возникающих связей, но также более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации. Главной основой функционирования наглядно–образного мышления выступает перевод перцептивного структуры проблемной ситуации в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.
4. Методика «Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером). Эта Методика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты отражают уровень развития наглядно-образного мышления детей.
Материалом к ней служат книжечки с заданиями. На первой странице записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того, как розданы книжечки, проверяющий говорит:
«У вас всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает на вершины треугольника, изображенного на второй странице). Их соединили и получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки. Их надо будет соединять. А теперь посмотрите: все точки одинаковые или есть разные?»
Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит: «Правильно. Одни точки, как маленькие крестики, другие - как маленькие треугольнички, есть точки как маленькие кружочки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя треугольниками, или между двумя крестиками,
Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите взрослому (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».
Затем дети предлагают приступить к выполнению задания. Проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, и, окончив решение очередной задачи, каждый ребенок приступал к следующей. Никакие дополнительные разъяснения не даются, все действия поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребенка ему может быть разъяснено, может быть индивидуально повторена инструкция, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом: единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно подбодрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить», и т.п.
Оценка результатов
За каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.
Ставится 0 баллов, если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец.
Ставится 1 балл, если нарушено правило и правильно воспроизведен образец.
Ставится 1 балл, если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец.
Ставится 2 балла, если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец.
Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, когда испытуемый сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, задание оценивается в 0 баллов.
Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т.п.) не снижают оценки.
Суммарный балл (СБ) выводится путем суммирования баллов, полученных за все шесть задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если за все задачи получено 0 баллов) до 12 баллов (если за все задачи получено по 2 балла).
Протокол обследования
ФИО: Новикова Юля
Дата рождения: 24.07.2009г.
Дата обследования: 23.02.2015г.
Место обследования: МАДОУ детский сад №39 «Радуга», гр.№9
Оценка:
- за первую задачу -2б.
- за вторую задачу-2б.
- за третью задачу-2б.
- за четвертую задачу-2б.
- за пятую задачу-2б.
- за шестую задачу-2б.
Суммарный бал: 12б.
Вывод:1. Испытуемого можно отнести к детям предшкольного типа. Это определяется тем, что ребенок старательно стремился выполнить соединение точек, быстро понял заданное правило, легко справился с заданиями,
2.Адекватная самооценка ребенка в правильности выполнения каждого задания.
3.Поведенческие показатели выполнения заданий следующие: наблюдается старательность при выполнении задания, небольшие исправления, приводящие к улучшению результата.
Информация о работе Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте