Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 12:09, курсовая работа
Актуальность темы – это жизненные современные требования к умению организовать воспитание и обучение будущего поколения, умение интенсифицировать поиски самых новых возможностей в работе педагогов, наиболее эффективных подходов психологов и педагогов дошкольников в организации образовательным процессом в дошкольном учреждении. Именно в дошкольном возрасте, развивая уровень интеллектуального мышления детей, можно рассматривать как основной показатель интегративной результативности непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Сейчас всё чаще наблюдается рост запроса жизненного потенциала общества на анализ эффективности воспитания и образования дошкольников через определение уровня развития интеллекта у дошкольников. Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания- восприятия, образного мышления, воображения.
Введение............................................................................................................3
1. Теоретические исследование одарённости
в психолого-педагогических трудах
1.1 Психолого-педагогические основы изучения «одарённость»...................................................................................................7
1.2 Особенности интеллектуальной одаренности..........................................13
2. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальной одарённости
2.1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей дошкольников …..................................................................................................19
2.2 Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
математики.....................................................................................................22
2.3. Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
дидактической игры.................................................................................24
Заключение..........................................................................................................32
Список литературы.......... .................................................................................34
Бывает, что умный не по годам ребенок, блещет таким интеллектом, что и достовернейшие сведения о нем могут казаться невероятными.
Определение "вундеркинд" пришло из немецкого языка ("вундер" — чудо, "кинд" — ребенок). Обычно этим словом называют ребенка с чрезвычайными успехами в каком-нибудь определенном виде деятельности, иначе говоря "Чудо - дети".
Французским психологом А. Бине в начале двадцатого века были разработаны способы определения уровня умственного развития дошкольников. Всем детям предлагали краткие стандартизованные задания разной степени сложности. И выполнение заданий оценивалось в баллах. Умственный уровень ребенка определялся по тому, как правильно выполнено задания, для данного возраста оказывались ему по силам. И было замечено, что индивидуальный умственный уровень мог не соответствовать возрасту испытуемого. Эти соотношения, между обнаруженным у ребенка умственным уровнем и тем уровнем, который соответствовал бы его возрасту, позволяет судить о степени опережения или отставании в интеллектуальном развитии.
Позже немецкий психолог
В.Штерн предложил вычислять
Скорость развития дошкольника в данном возрасте и интеллектуальный уровень ребёнка в данном возрасте еще не дают оснований для выводов о характеристике интеллекта.
Интеллектуальная «одаренность» проявляется по - разному и встречает разного плана барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. Если создать вокруг ребёнка окружающею среду по направлению развития тех или иных качеств, если подойти к вопросу развития ребёнка как личность с ответственностью, дать ребёнку возможность не только знакомиться с обучающим материалом, отрабатывать его в действии, но и условия к экспериментированию, исследовательской деятельности, тогда ожидаемый результата незамедлительно даст о себе знать.
Выводы по главе I
В главе «Теоретические исследование интеллектуальности в психолого-педагогических трудах» дано объяснение определению "одаренность" с познанием разных психолого-педагогических подходов. Предлагаю рассмотреть виды «интеллектуальной одаренности»: интеллектуальная одарённость, художественная одарённость, академическая одарённость, математическая одарённость. Выделяя виды «одаренность» и преследуя важнейшую цель – обратить внимание к распознанию более широкого спектра способностей, которые обязаны не только получить и признание, но и широкие возможности для большего развития ребёнка как личности.
Интеллектуальная Одаренность обычно помогает ребенку раскрыть свои способности в различных видах деятельности. Важно обнаружить в развитии ребёнка способность, которая выражается в его психической индивидуальности. Выявить её и помочь развитию. Очень важно не сужать рамки развития в выявленном направлении, а дать ребёнку возможность попробовать свои способности в разных направлениях, дать возможность сравнить результаты и уметь дать правильную оценку проделанной работе. А в последствии воспитывать в себе желание познавать всё дольше, а может быть и создавать самому новое.
Под интеллектуальной одарённостью ребёнка понимается более высокое восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. "Интеллектуальная Одарённость" происходит от слова "дар" и поэтому означает особо благоприятные предпосылки развития дошкольника. Но не стоит забывать, что кроме «дара» благоприятных предпосылок развития, ребёнок получает и дар «мнительности», «ранимости», даже может и «ревности» к своим достижениям. И поэтому нужно помочь быть уверенным в своих действиях. Нужно помочь ребёнку утвердиться в своих собственных глазах.
Называя «вундеркиндом» умного не по годам ребенка, мы принимаем
наличие его чрезвычайных успехов в каком-нибудь определенном виде деятельности — в математике, музыке, рисовании. Но иногда и у детей с высоким общим развитием обнаруживается такой уровень интеллекта, что и к ним вполне применимо слово «Вундеркинд».
Ведущими условиями
сохранения одаренности
В моём исследовании рассмотрено подробно интеллектуальная одаренность детей- дошкольников.
Это соотношение
интеллектуальной одаренности
И сейчас, в наше время результаты этой работы очень помогают педагогам и психологам в работе с «одарёнными» детьми дошкольного возраста.
Глава II. Психолого-педагогические рекомендации по развитию интеллектуальной одаренности
2.1 Теоретические
основы развития
Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста это одна из основных задач современной педагогики по ФГОС.
«Интеллект» — этот термин происходит от латинского слова «i ellec us», что означает - понимание, разумение, постижение. И в психологии рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». В психологической науке выделяют теоретические подходы к трактовке начала интеллекта, одним из них является «технологический подход».
«Технологический подход» это название довольно условное, потому что проведение психодиагностических методик, их использование в практике является фундаментом и оперируется определенными представленными о закономерностях развития и функционирования психики. Данный метод тестов был разработан в рамках концепции «бихевиоризм» и получает наиболее быстрое и широкое распространение, что было обусловлено, прежде всего, направленностью тестологии на оперативное решение практических задач.
Структура — совокупность связей объекта, которая обеспечивает сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект.
В 1997 г. М. А. Холодная
утверждал, что с психологической
точки зрения значение интеллек
Иногда говоря
об интеллекте в психологии
говорят о развитие
В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников,
Д. Б. Эльконин рассматривает особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, которые относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти сопровождают всегда познавательную деятельность ребёнка дошкольника.
Проблема интеллектуального
развития ребенка давно и
Именно в дошкольном
возрасте формируется
Особое внимание
обращено к выяснению
Исследования многих
отечественных и зарубежных
Мышление - это процесс обобщенного познания, действительности. Другими словами, показатель уровня развития, именно «Мышления», это и есть показатель уровня интеллектуального развития дошкольника.
2.2 Развитие интеллектуальных способностей детей средствами
математики.
Интеллектуальныеспособности- Это понятие, понятие «развитие математических способностей» называют сложным, многоаспектным и комплексным. Оно состоит из связанных между собой и условленных математических представлений таких как: о счёте, величине, пространстве, форме, количестве, времени, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «научных» и «житейских» понятий. Математическое развитие дошкольников - это качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие это один из главных компонентов в формировании «картины мира» ребенка. Часто дети испытывают затруднения при освоении данной программы по математике. Скорее всего причина подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету обучения. По - этому наиболее важной задачей стоит перед педагогами и родителями это развить у ребенка интерес к математике именно в дошкольном возрасте, так как ранее было отмечено что именно этот возраст способен впитать эвристический материал в полной мере. Приобщение к этому предмету в различной игровой форме поможет ребенку в будущем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Специфика развития математических интеллектуальных способностей основана на ряде исследований современных психологов и направлена на выявление структуры способностей детей дошкольного возраста к различным видам деятельности. Тут под способностями понимается комплекс индивидуально - психологических особенностей каждого ребёнка, и являющиеся условием успешного выполнения данной задачи.
Таким образом, интеллектуальные способности это интегральное, сложное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют ещё, компонентов. Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Говоря сейчас о математических способностях, как особенностях умственной деятельности, существуют несколько распространенных заблуждений взрослых таких как:
- многие считают, что
математические способности
- многие думают, что способные к математике дети отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа, манипуляции с числами. А это совсем не так. По - этому я осмелилась порекомендовать педагогам внимательно просмотреть особенности механизмов восприятия и усвоения полученной информации детьми дошкольного возраста, и пересмотреть свои не совсем верные взгляды.
Очень долго оценивая умственное развитие ребёнка, психологи судили по выявленным у него знаний, по объёму его словарного запас, как активного, так и пассивного. Сейчас некоторые родители, а порой и педагоги думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он умнее и качественнее его интеллектуально развитие. Это ещё одно заблуждение взрослого населения. В наше время дети в буквальном смысле слова «купаются» в потоках получаемой информации, впитывают новые слова и выражения. Словарь, как активный, так и пассивный, резко увеличивается, но это совсем не означает, что такой же темп развития сохраняется и по отношению к понятию «мышление». Тут совершенно нет прямой зависимости.
Исследования психического процесса развитие «мышления» обнаружено, что к старшему дошкольному возрасту дети, при овладении некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов пользуются усвоенной системой общественно - выработанных сенсорных эталонов. Применение этих умений даёт возможность ребёнку более дифференцировано индивидуально воспринимать и анализировать сложные предметы. Детям дошкольного возраста доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но достаточно высокого уровня познавательной деятельности они достигают только, если обучение в этот момент направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития». Вот так утверждал учёный в области психологии Л.С. Выгодский.
Информация о работе Психологические особенности интеллектуального развития в дошкольном возрасте