Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 02:40, курсовая работа
ЦЕЛЬ работы - выявить основные особенности управления конфликтом в организации.
ЗАДАЧИ:
1. выявить специфические особенности, причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях;
2. определить и охарактеризовать способы управления конфликтом и этапы процесса управления в ходе конфликтных ситуаций;
3. дать характеристику основным методам профилактики и предупреждения конфликтов.
Введение 2
Глава I. Организационный конфликт и его сущность 4
1.1 Понятие конфликта в психологии 4
1.2.Особенности организационного конфликта 8
1.3.Причины возникновения конфликтов в организации 15
1.4. Способы разрешения организационного конфликта 19
1.5. Методы профилактики организационного конфликта 29
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей
личности в организационных конфликтах 31
2.1. Описание выборки и методов исследования 31
Ход исследования и анализ полученных результатов 35
Выводы 41
Заключение 43
Литература 44
Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.
Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.
1. Ситуации "препятствия".
В этих случаях какое-либо преп
персонаж или предмет, обескураживает, сбивает с толку словом или
еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций - рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9,11,12,13, 14, 15,18, 20,22, 23, 24.
2. Ситуации "обвинения".
Субъект при этом служит
Между этими типами имеется связь, так как ситуация "обвинения"
предполагает, что ей предшествовала ситуация "препятствия", где фрустратор был, в свою очередь фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию "обвинения" как ситуацию "препятствия" или наоборот. Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
1. Экстрапунипивные реакции (реакция направлена на живое или
неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).
2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3. Импунитивные реакции
(фрустрирующая ситуация
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
1. Тип реакции "с
фиксацией на препятствии "
(в ответе испытуемого
2. Тип реакции "с фиксацией на самозащите" (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего "Я", и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).
3. Тип реакции "с фиксацией на удовлетворении потребности" (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, M. Е -экстрапунитивные реакции; I - интропунитивные; М - импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами: OD - "с фиксацией на препятствии", ED - "с фиксацией на самозащите", NP - "с фиксацией на удовлетворении потребности".
Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок "прим" (F, Г, М*). Тип реакции "с фиксацией на самозащите" обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции "с фиксацией на удовлетворении потребности" обозначается строчными буквами е, i, m.
В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя КГ А, который может быть обозначен как "коэффициент групповой адаптации". Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со "стандартными", среднестатистическими.
Количественная величина КГА (измеряется в %) может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.
Одной из важных интегральных характеристик готовности к социальной активности является качество личности, получившее название локуса контроля.
Появление этого понятия в психологической литературе связано с работами американского специалиста в области психодиагностики Дж. Роттера (1982). Роттер вывел идею локуса контроля из своей концепции социального научения, в которой контроль определяется как стабильная склонность личности определенным образом оценивать причинность жизненных событий.
Центральное место в концепции Роттера отводится формированию в процессе социализации (социального научения) системы обобщенных ожиданий того, что определенное поведение приведет к вознаграждению и это вознаграждение имеет психологическую ценность в конкретной ситуации. В соответствии с особенностями ожиданий человек может формировать два типа стратегий взаимодействия с окружением, два типа локализации, или локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае, планируя свою деятельность, принимая определенные решения, человек оценивает, насколько достижение поставленных им целей зависит от него лично, от его усилий и умений и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае, человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил как везение, случайность, другие люди, то есть от неконтролируемых им сил. Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.
Необходимо отметить, что теория локуса контроля позволила сформулировать положение о локусе контроля как о характеристике независимой от конкретных событий и ситуаций, с которыми приходится сталкиваться человеку.
С целью определения локуса контроля в исследовании использовался анкетный опросник определения локуса контроля и самоконтроля поведения.
Для нашего исследования данная методика позволяет дифференцировать испытуемых по уровню их субъективного контроля,
т.е. выделить группу лиц с высоким уровнем локуса контроля (интернальность) и с низким уровнем локуса контроля (экстернальность).
Инструкция. Вам предлагается ряд высказываний. Если Вы с ними согласны, ставьте знак " + ", если не согласны - знак " - ". Если у Вас нет определенного ответа ставьте знак " 0 ".
2.2. Ход исследования и анализ полученных результатов
В данной курсовой работе проводилось исследование конфликтов среди менеджеров по продажам.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что конфликтность менеджеров по продажам связана с локус контролем личности и в зависимости от стажа работы меняется (при большом стаже работы преобладает экстернальность личности).
На первом этапе исследования проводилась методика «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга.
Выбор методики Розенцвейга обусловлен тем, что затруднительно моделировать действительный конфликт или опрашивать испытуемых на месте «накала страстей». В методике Розенцвейга испытуемому предлагается спроецировать свои представления и эмоциональные реакции на изображенную ситуацию. Каждая картинка-стимул содержит в себе «эмоциональный» накал разгорающегося конфликта. Испытуемый невольно становится в ситуацию, когда он реагирует первым, очень естественным для него способом. Наиболее важным является результат о характере связи факторов эмоционального реагирования в конфликте (оно задается четырьмя факторами: агрессивность, тревожность, фрустрация и ригидность). Выявилась статистически значимая связь между тревожностью и конфликтной реакцией по типу фиксации на препятствии; между агрессивностью с экстрапунитивностью; ригидностью и импунитивными реакциями; экстрапунитивностью с самозащитными реакциями. Рассматривая эти, во многом непредсказанные результаты, заметим, что теоретическое исследование позволяет нам утверждать, что связи носят характер обусловливания, т.е. без эмоциональных «поводырей», которыми являются факторы эмоционального реагирования в конфликте, человек, вряд ли смог бы вообще как-то отреагировать на конфликтную ситуацию. Агрессивность однозначно определяет экстрапунитивную реакцию и отметает интропунитивную. Агрессивные люди видят источник и причину конфликта вне себя. Единственный испытуемый, отреагировавший аутоагрессивным способом, вызвал тяжелые размышления о детском воспитании. Связь экстрапунитивных реакций в конфликте с фиксацией на самозащите (в основном, по типу обвинения других) говорит о ярко выраженной проективной окраске конфликта испытуемых, проявивших черту агрессивности. Агрессивность находится в отрицательной зависимости с интропунитивными реакциями. Агрессивный, скорее всего, не станет заниматься самообвинениями или брать на себя лишнюю ответственность. Экстрапунитивная реакция отрицательно коррелирует с интропунитивной, что не является удивительным. По всей видимости, такая связь близка к полярным проявлениям одного фактора. Ведущим фактором эмоционального реагирования в конфликте является агрессивность, связанная с экстрапунитивностью, но не связанная с самозащитой, как предполагалось ранее. В свою очередь экстрапунитивность связана с самозащитой значимой связью. Таким образом эмоциональное влияние на конфликтную реакцию происходит, скорее, через выбор направленности реагирования, а не через ее тип.
Ориентируясь на разнообразные экспериментальные данные, можно считать экстрапунитивную направленность, ведущим типом реакции в конфликте - самозащиту, самым «малоиспользуемым» типом реагирования в конфликте является фиксация на удовлетворении потребностей. Преобладающим психическим состоянием является агрессивность. Таким образом, в «конфликтном хоре» «солирует» агрессивно-обвиняющий голос. Меньше всего в конфликте испытуемые хотели удовлетворить свои потребности.
На втором этапе исследования была проведена методика «УСК».
В результате исследования по данной методике мы получили:
1. Группа профессионалов (Таблица 3.2.1)
Таблица 3.2.1.
Результаты исследования по методике УСК
№ испыт. |
баллы |
локус контроля |
14 |
инт | |
8 |
экс | |
7 |
экс | |
11 |
экс | |
20 |
инт | |
10 |
экс | |
16 |
инт | |
10 |
экс | |
8 |
экс | |
10 |
экс |
70 % испытуемых являются экстерналами, таким образом, профессионалы не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей. Приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Склонны приписывать ответственность за неудачи другим людям или считать их результатом невезения. Считают себя в некоторой степени виноватыми за семейную ситуацию, но ничего не могут изменить, надеются на других, склонны списывать все на стечение обстоятельств. Склонны приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению. Не считают нужным предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других. В ряде случаев считают, что их никто не ценит, в ряде моментов открыто говорят, что это их не интересуют. Считают здоровье и болезнь результатом случая и надеются на то, что выздоровление придет в результате действий врачей.
У испытуемых преобладает экстернальный тип уровня субъективного контроля. В большинстве своем испытуемые убеждены, что успехи и неудачи являются результатом действия внешних сил, на которые невозможно оказать влияние.
Группа студентов (Таблица 3.2.2.)
Таблица 3.2.2.
Результаты исследования по методике УСК
№ испыт. |
баллы |
локус контроля |
22 |
инт | |
16 |
инт | |
15 |
инт | |
18 |
инт | |
20 |
инт | |
14 |
инт | |
13 |
экс | |
22 |
инт | |
18 |
инт | |
11 |
экс |
80 % испытуемых являются интерналами, таким образом, они считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Считают, что могут осуществить свои планы в результате целенаправленных действий, оценки в школе зависят в первую очередь от их степени подготовленности и их собственных усилий. Способны брать на себя ответственность за ошибки и неудачи, но также не отрицают момент удачи и ведения. Считают, что имеют влияние в семье, несут некоторую ответственность за ситуацию в семье, понимают, что необходимо уметь принять мнение другого человека. Воспитание, по их мнению, играет важную роль. Настроены на хорошие взаимоотношения в коллективе, с руководством, считают, что достижения в работе, будущей карьере зависят от их усилий ответственности, работоспособности. Считают, что одиночество происходит из-за не проявления или недостаточного проявления интереса к сверстникам и дружелюбия, считают, что имеют влияние на друзей, последние прислушиваются к их мнению. Часть детей считают, что скорее всего если суждено заболеть, то ничего не поделаешь, в тоже время, что правильный образ жизни имеет большое влияние на здоровье.
Информация о работе Психологические особенности конфликтности личности в организации