Психологические особенности лидерства в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:36, реферат

Краткое описание

Иногда речь идет о выявлении лидера среди членов команды, а иногда члены команды пытаются оценить эффективность работы самого тренера как лидера.
Детские психологи выявили различные типы лидерства среди маленьких детей, во многом сходные с теми, какие можно наблюдать в группах юношей (девушек) и взрослых. Они пишут о забияках, которые захватывают лидерство, несмотря на оппозицию группы; о лидере, единогласно выдвигаемом другими членами группы, испытывающими к нему симпатии; о лидере, назначаемом сверху (например, тренер спортивной команды).

Содержание

Введение
Глава 1. Организация межличностных отношений в спортивной команде
Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
Социально-психологический феномен лидерства
Основные концепции лидерства
Стили лидерства
Глава 2. Лидерство в спорте
2.1 Лидерство в спортивной команде
2.2 Дифференциация лидерских ролей
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

новый реферат.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

Тема:  Психологические  особенности лидерства в спорте

 

Оглавление

Введение

 Глава 1. Организация  межличностных отношений в спортивной  команде

    1. Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
    2. Социально-психологический феномен лидерства
    3. Основные концепции лидерства
    4. Стили лидерства

Глава 2.  Лидерство в  спорте

2.1  Лидерство в спортивной команде

2.2 Дифференциация лидерских ролей

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблему лидерства часто  обсуждают как спортсмены, так  и тренеры. Иногда речь идет о выявлении  лидера среди членов команды, а иногда члены команды пытаются оценить  эффективность работы самого тренера  как лидера.

Детские психологи выявили  различные типы лидерства среди  маленьких детей, во многом сходные  с теми, какие можно наблюдать  в группах юношей (девушек) и взрослых. Они пишут о забияках, которые  захватывают лидерство, несмотря на оппозицию группы; о лидере, единогласно  выдвигаемом другими членами  группы, испытывающими к нему симпатии; о лидере, назначаемом сверху (например, тренер спортивной команды).

Тренеру необходимо знать  характеристики (параметры) лидерства  по следующим причинам:

1. Часто бывает полезно  выявить потенциальных лидеров  среди членов команды — тех  ее членов, которые примут на  себя ответственность за деятельность  команды, будут направлять энергию  других членов команды в нужное  русло и уравновешивать положение,  если группа или ее отдельные  члены попадут в условия соревновательного  стресса.

2. Это помогает формировать  необходимые лидерские качества  у отдельных спортсменов, когда  в команде нет явного лидера. Тренер может также поработать  с ними индивидуально, если  команда неохотно выбирает того  или иного лидера.

3. Данные о динамике  лидерства часто оказываются  полезными для тренера при  анализе его собственного поведения.  Некоторые тренеры считают, что  если какой-то руководящий орган  или комитет удостоил их звания  тренера, то это автоматически  обеспечивает их и определенными  лидерскими качествами.

Обнаружив, что спортсмены не подчиняются их распоряжениям, они  подчас не могут объяснить, почему это  происходит, затрудняются проанализировать свои действия и свое возможное личное влияние на команду. Некоторые из приведенных ниже фактов помогут  им вылечиться от подобной слепоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Организация  межличностных отношений в спортивной команде

 

    1. Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе

Перед спортивной группой  как формальной организацией с момента  ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых  нацелены как тренер, так и весь коллектив.

Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера  и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения  формальных (деловых) отношений. «...В  ходе этого процесса (общения) устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения  между участниками совместной деятельности».

В процессе формализованных  совместных действий благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают  контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимным интересом друг к другу, т. е. возникают неформальные отношения.

Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходят в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который  можно разбить на несколько этапов:

возникновение потребности  и ее осознание;

превращение потребности  в стойкий интерес к той  или иной деятельности, способной  удовлетворить возникшую потребность;

сравнение и оценка своих  возможностей, способностей с требованиями той деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей;

формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую  потребность;

установление контактов  и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности; возникновение  формальных, взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности;

возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений  на основе формальных взаимоотношений; формирование неформальных отношений. [6, 17-19]

Взаимоотношения в спортивной группе делятся на отношения между  спортсменами (горизонтальный уровень), или взаимоотношения в системе  «спортсмен—спортсмен», и отношения  спортсменов с тренером (вертикальный уровень), или взаимоотношения в  системе «тренер — спортсмен».

Каждый из этих видов взаимоотношений  может, в свою очередь, делиться на формальный и неформальный.

Формальная структура  отношений в команде создается  и процессе учебно-тренировочной  и соревновательной деятельности благодаря  приказам, распоряжениям, указаниям  вышестоящих организаций и требованиям  тренера, регламентирующим процесс  взаимодействия и взаимоотношении  членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды  гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера  и вышестоящих организаций. Однако чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна предусматривать определенные «допуски» в своей структуре, «степень свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношений.

Одной из главных особенностей формальной организации (впрочем; как  и неформальной) является то, что  она способствует объединению индивидов  в группу, создает основу для личного  контакта. В то же время она регулирует частоту этих контактов, плотность  и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция  формальной организации по отношению  к развитию неформальной организации. Подобные «карантинные» меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти полностью  совпадает с формальной или даже перекрывает ее, становится ведущей. В таких случаях наблюдается  «размывание» формальной структуры, характеризующееся  нарушением субординации в системе  «тренер — спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц, корпорации.

Если же члены группы строят все свои связи и отношения  только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к  незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и в конечном счете к конфликту. Два типа структур — формальная и неформальная — всегда сосуществуют, образуя сложное соотношение между собой.

Формальные отношения  в системах «спортсмен — спортсмен» и «спортсмен—тренер» заранее «запрограммированы»  и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам, и «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта в общем-то известен. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов, и увлечений. Для некоторых тренеров, особенно начинающих, неформальные отношения нередко представляют значительные трудности, обусловленные самим характером деятельности тренера, в которой он занимает двойственную позицию: с одной стороны, он руководитель, лицо, определяющее и планирующее стратегию действий коллектива; с другой — он равноправный член данного коллектива. Тренер, должен обладать многими нравственными и педагогическими качествами, чтобы сохранить субординацию, своевременно пресечь по отношению к себе проявление панибратства и фамильярности. Строгость и сохранение дистанции в отношениях не должны способствовать изоляции тренера от группы, создавать образ человека недоступного, без чувств и эмоций, «застегнутого на все пуговицы». Доброжелательность и участие в судьбе спортсмена, умение понять своего ученика и оказать ему помощь словом или делом, справедливость и последовательность в требованиях — вот тот далеко не полный перечень личностных качеств тренера, которые формируют у спортсменов чувство уважения к нему.

Установление правильных взаимоотношений в системе «тренер  — спортсмен» — дело исключительно  сложное и тонкое, граничащее с  искусством, где многое зависит от личных качеств как самого тренера, так и ею учеников. Кроме этого, взаимоотношения подвержены влиянию объективных факторов (возраст, пол, уровень спортивного мастерства, время занятий у данного тренера) и субъективных (уровень культурного и интеллектуального развития тренера и спортсменов, стиль руководства, психологическая совместимость и идентичность системы ценностей и мировоззрения и т.д.). [6. 8, 17-20]

Поверхностное наблюдение за спортивной группой нередко наводит  на мысль о том, что все ее члены  равны между собой. Действительно, для таких рассуждений есть основания: члены группы или команды зачастую бывают приблизительно одного и того же возраста, уровня профессионального  мастерства, имеют одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т. д.

И все-таки, несмотря на это, равенства в положении, которое  занимает каждый из членов группы в  ее иерархической структуре, нет. Этого  равенства и не может быть, так  как все члены группы выполняют  хотя и однородную деятельность, но по-разному. В зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств, ситуации и т. д. В результате деятельности, происходит самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющая каждому сравнить себя с другим членом, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свою иерархическую структуру команды, определить статус каждого ее члена.

Ряд исследований, проведенных  в спортивных командах, позволили  установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей, нежели кто-либо другой. Это лидеры команды. [6. 26]

 

    1. Социально-психологический феномен лидерства

Лидерство это искусство  влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей.

Лидер же — это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым  группа людей признает право принимать  решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе. [3. 43]

Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности. [12. 123-124]

Существует два психологических  типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим  интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются  с проблемами.

«Открытые» лидеры не столь  заметны, но они последовательны; берутся  за любые самые трудные дела, стремятся  добросовестно во все вникнуть, чем  завоевывают прочное доверие  и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним  днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом  у своих подчиненных.

Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело  принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе. [12. 78]

Л.С. Вечер [3. 53-54] выделяет некоторые  качества и умения, которыми должен обладать лидер:

Дальновидность. Лидеру нужно  уметь установить цели организации  и объяснить другим их смысл. С  расширением дела цели организации, а следовательно, и задачи лидера усложняются, и если ему не удастся постоянно держать коллег в курсе своих планов и определять возможности их воплощения, то отношение к работе и моральный климат ухудшатся и в конце концов все хорошие начинания сойдут на нет.

Рассудительность. По тому, как принимаются решения на высшем уровне организации, можно судить о  многом. Например, лидеры преуспевающих  компаний, как правило, очень много  времени тратят на сбор и обработку  информации.

Умение по достоинству  оценить качества своих подчиненных  и сделать все, чтобы заставить  их «выкладываться» на работе. Иметь  дело с одаренным человеком гораздо  сложнее, чем с подхалимом или  ничтожеством, и из-за этого очень  многие, казалось бы перспективные, компании потерпели крах.

Энергичность. Руководитель истощается физически, умственно, душевно. Выносливость - залог успешного руководства.

Решительность. Поскольку  лидер прокладывает новые пути в  свое работе и принимает на себя весь возможный его риск, то именно он часто терпит неудачу в своих  начинаниях. Важно уметь воспрянуть после поражения, «пробивать» идею, которую скептики уже давно похоронили, и не перестраховываться. На уверенность  в своих силах огромное влияние  оказывают родственники и друзья, конкретная ситуация и т. д. В США, например, неудачу рассматривают  как часть учения.

Последовательность - это  своеобразная «лакмусовая бумажка», определяющая хорошего лидера. Умение руководить во многом зависит от предсказуемости  методов руководителя, его взглядов и манеры принятия решения. Наиболее важным становится это качество в  тех случаях, когда полномочия руководителя распределяются между партнерами по работе.

Информация о работе Психологические особенности лидерства в спорте