Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:36, реферат
Иногда речь идет о выявлении лидера среди членов команды, а иногда члены команды пытаются оценить эффективность работы самого тренера как лидера.
Детские психологи выявили различные типы лидерства среди маленьких детей, во многом сходные с теми, какие можно наблюдать в группах юношей (девушек) и взрослых. Они пишут о забияках, которые захватывают лидерство, несмотря на оппозицию группы; о лидере, единогласно выдвигаемом другими членами группы, испытывающими к нему симпатии; о лидере, назначаемом сверху (например, тренер спортивной команды).
Введение
Глава 1. Организация межличностных отношений в спортивной команде
Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
Социально-психологический феномен лидерства
Основные концепции лидерства
Стили лидерства
Глава 2. Лидерство в спорте
2.1 Лидерство в спортивной команде
2.2 Дифференциация лидерских ролей
Список используемой литературы
Справедливость. Выстраивая отношения с людьми, мы по-разному истолковываем это понятие. Следует подчеркнуть, что справедливость и последовательность взаимосвязаны: например, если лидер ожидает от подчиненных такого вклада в работу, который гарантирует им место на фирме, то очень важно, что это правило применялось ко всем без исключения. Справедливость в решении подобных вопросов имеет огромное влияние на моральный климат в компании.
Безжалостность. При необходимости лидеру приходится действовать безжалостно. Безжалостность - это не обязательно жестокость или бесчувственность. Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство сотрудников считают эти принципы разумными, все его действия они обычно воспринимают в благоприятном свете.
Самопознание. Многие лидеры эксцентричны и эгоистичны. Для лидера чрезвычайно важны такие черты характера, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, извлечь уроки как из успехов, так и из неудач. Почти всегда у лидера есть человек, которому он доверяет и совместно с которым решает такие проблемы.
Способности. Лидер должен
уметь говорить и слушать. Ему
следует научиться
Р.С. Уэнберг [18. 139] в свою очередь утверждает, что хотя не существует определенного «набора» характеристик, обеспечивающего становление лидера, тем не менее, преуспевающим лидерам присущи следующие характеристики: ум (интеллект), настойчивость, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм.
Личностный подход (теория «черт лидерства»)
В 1920-х годах ученые пытались
определить, какие характеристики или
личностные особенности являются общими
для крупных лидеров. Они рассматривали
особенности лидерства как
Социологи работающие над развитием теории «черт лидерства» изучали лидерство в различных социальных группах на уровне «микросреды» — родители, знакомые, ближайшие родственники. Они выделили десятки качеств, которыми обладает лидер — чувство юмора, такт, умение предвидеть, ум, способность привлекать к себе внимание, энергия, сильный характер и др. Они считали, что отыскание черт, необходимых лидеру, является главной задачей, и стремились найти некоторые универсальные черты, характеризующие руководителей политических партий и лидеров преступного мира. Существенный недостаток теории «черт лидерства» — положение о том, что способность быть лидером является врожденной, лидер наделен определенными чертами изначально, они перешли к нему генетически, что способность управлять свойственна ограниченному кругу людей, которые определяют общественно-исторический процесс. Таким образом оказалось, что лидер и лидерство есть продукт не конкретных социальных условий, ситуаций, отношений, а врожденного комплекса биопсихических свойств, обеспечивающих власть человеку, наделенному этими свойствами. [5. 9]
Этот подход утратил популярность в конце второй мировой войны, когда проанализировав свыше 100 исследований по проблемам лидерства, основанных на теории личностных особенностей, ученые выявили всего несколько одинаковых свойств личности.
Эта теория признает врожденность
и неповторимость свойств лидера,
поэтому лидерство как
Ни один «набор» характеристик не обеспечивает успешного лидерства. Ученые считали, что известные лидеры имеют общие личностные особенности, которые как нельзя лучше подходят для роли лидера и которые отличают их от тех, кто не является лидером. Однако нельзя выявить действительного лидера на основании одних лишь личностных особенностей. [18. 132, 135]
Поведенческий подход («ситуационная теория лидерства»)
«Ситуационная теория лидерства» пришла на смену теории черт. Лидером группы, согласно этой теории, становится тот из ее членов, кто в данной конкретной ситуации обладает каким-то качеством, необходимым в данной ситуации, и по этому качеству этот индивид превосходит других. В другой ситуации лидером может стать другой индивид, в третьей – еще один и т.д. Необходимость иметь лидеру какие-то черты здесь не отбрасывается, но лидер лишается всякой активности, его появление ставится в зависимость от случайностей ситуации, а сам он уподобляется «флюгеру». [11. 26]
Сторонники этого подхода изучали довольно узкий круг явлений (например, различные задачи) и совершенно игнорировали активность личности. Они считали, что человек является лишь функцией ситуаций, действует по обстоятельствам. [5. 11]
Сторонники поведенческого подхода считают, что любого человека можно сделать лидером на основе усвоения поведения других лидеров. Таким образом, в отличии от предыдущего подхода поведенческий подход утверждает, что лидерами не рождаются, а становятся. Эффективное лидерство зависит от специфики ситуации. Одни лидеры в определенных ситуациях проявляют себя лучше, чем другие. [18. 133, 135]
«Синтетическая теория лидерства»
Своеобразным компромиссом
указанных теорий представляется «синтетическая
теория лидерства», популярная в советской
социальной психологии. Лидерство рассматривается
этой теорией как процесс
Лидерство рассматривается как процесс, возникающий из специфического набора факторов среды — культурных и групповых. Среди представителей «синтетической» теории лидерства следует назвать Б. Басса, Ф. Фидлера, E. Холландера и Дж. Джулиана. Басс предлагает учитывать три важнейших переменных в исследовании лидерства: 1) цели группы, 2) личность лидера и 3) факторы, определяющие изменения в групповом поведении. Холландер и Джулиан рассматривают лидерство как отношения влияния между членами группы, решающими единую задачу. Отношения влияния включают прежде всего отношения лидера и последователей, когда лидер, отдавая что-то, получает нечто взамен от ведомых. При этом если вклад лидера в решение задачи значительный, то возрастает его влияние на других, повышается его статус, оценка, признание.
В работах Фидлера, основывающихся на экспериментальных фактах, представлены новые идеи, суть которых сводится к следующему. Эффективность групповой деятельности зависит от трех факторов: 1) структурированности задачи (внешний, объективный фактор), 2) взаимоотношений членов группы (внутренний, объективный фактор), 3) силы позиции лидера (субъективный фактор). [5. 13]
Традиционными для социальной психологии являются исследования стиля лидерства, начало которым было положено в США в экспериментах под руководством К.Левина. Именно тогда были выявлены и прочно укоренились в социальной психологии представления о трех возможных стилях лидерства – авторитарном, демократическом и попустительском. [11. 27]
Наиболее эффективен демократический стиль руководства. Тибаут и Келли указывают, что демократическое руководство характеризуется следующими особенностями: высокой частотой групповых действий, сравнительно низкой зависимостью от лидера, сравнительно малым недовольством членов группы по причинам, касающимся отношений членов и лидера.
Демократический стиль наиболее разумный и гуманный в руководстве. Лидер-демократ советуется с коллегами, заставляет их инициативно и активно работать, прислушиваться к их мнению, аргументам, ориентируется па общественное мнение, устраивает обсуждение задач группы, часть полномочий делегирует ряду членов группы, руководит коллегиально.
Несколько менее эффективным
является автократический стиль
лидерства. Автократический лидер
устанавливает строгую
Сравнивая автократичных и демократичных руководителей, возникают интересные закономерности. Под руководством автократичных лидеров коллективы отлично работают только в присутствии руководителя; сотрудники негативно воспринимают жесткий автократический стиль лидерства, в коллективе возникает атмосфера враждебности. Эффективность деятельности групп, возглавляемых «демократами», находится на не менее высоком уровне, но в них формируются позитивные взаимоотношения. Кроме того, в таких группах сотрудники прилагают одинаково интенсивные усилия как в присутствии лидера, так и в его отсутствие, чему способствуют применяемые руководителем демократического типа методы участия в управлении и принятия решений большинством голосов. Именно в корпоративном мире все большую силу набирает тенденция наделения властью работников нижних организационных уровней. [4. 470]
Г.М.Андреева [1. 283-284] предлагает
различать в действиях и
Формальная сторона
Деловые, краткие распоряжения;
Запреты без снисхождения, с угрозой;
Четкий язык, не приветливый тон;
Похвала и порицание субъективны;
Эмоции не принимаются в расчет;
Показ приемов не система;
Позиция лидера – вне группы.
Содержательная сторона:
Дела в группе планируются заранее (во всем объеме);
Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны.;
Голос руководителя – решающий.
Инструкции в форме предложений;
Не сухая речь, а товарищеский тон;
Похвала и порицания - с советами;
Распоряжения и запреты – с дискуссиями;
Позиция лидера – внутри группы.
Содержательная сторона:
Мероприятия планируются не заранее, а в группе;
За реализацию предложений отвечают все;
Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Тон – договаривающийся;
Отсутствие похвалы, порицаний;
Никакого сотрудничества;
Позиция лидера – не замети в стороне от группы.
Содержательная сторона:
Дела в группе идут сами собой;
Лидер не дает указаний;
Разделы работы складываются
из отдельных интересов или
Л.С. Вечер [3. 45] разделяет
стили лидерства следующим
Стиль, при котором лидер всегда находится в центре: лидер считает, что в группе только один достойный ум - его; ориентация на задачу; отсутствие творческого мышления; отношение к людям как к роботам; постоянный надзор за ними; отсутствие совместного обсуждения/принятия решения; работа распределяется лидером; низкая моральная удовлетворенность членов группы;
Сбалансированный стиль: обсуждение проблем (вовлечение) группы; совместное принятие решений; распределение работы обычно в большой степени принадлежит самим членам группы; задействован весь потенциал людей; поощряется творческое мышление; люди чувствуют, что они нужны; высокая степень удовлетворенности у членов группы; высокая мораль; лидер доступен; работа выполняется хорошо и эффективно;
Стиль, когда в центре находится группа: непостоянное лидерство; трудно найти лидера; члены рабочей группы должны заботиться о себе сами; рабочая группа имеет тенденцию избирать собственного лидера (но он не имеет власти за пределами группы); группа не доверяет лидеру; тенденция к низкой морали; тенденция к отходу от ориентации на задачу; нескоординированная работа; незавершенная работа;
Накопленный в мировой
практике опыт позволяет сделать
вывод о том, что единственно
правильного стиля поведения
лидера не существует. Действенный
лидер это тот, кто в состоянии
оценить различные факторы, влияющие
на его поведение в определенной
ситуации. Он может комфортно чувствовать
себя и эффективно действовать на
протяжении всего континуума лидерского
стиля, т.е. может модифицировать этот
стиль, чтобы соответствовать
Глава 2. Лидерство в спорте
2.1 Лидерство в спортивной команде
Спортивная команда
Спортивная команда выступает
не только как объект управления, но
и как субъект деятельности. В
этом качестве команда может выступать,
если она будет внутренне
Информация о работе Психологические особенности лидерства в спорте