Психологические особенности лидерства в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:36, реферат

Краткое описание

Иногда речь идет о выявлении лидера среди членов команды, а иногда члены команды пытаются оценить эффективность работы самого тренера как лидера.
Детские психологи выявили различные типы лидерства среди маленьких детей, во многом сходные с теми, какие можно наблюдать в группах юношей (девушек) и взрослых. Они пишут о забияках, которые захватывают лидерство, несмотря на оппозицию группы; о лидере, единогласно выдвигаемом другими членами группы, испытывающими к нему симпатии; о лидере, назначаемом сверху (например, тренер спортивной команды).

Содержание

Введение
Глава 1. Организация межличностных отношений в спортивной команде
Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе
Социально-психологический феномен лидерства
Основные концепции лидерства
Стили лидерства
Глава 2. Лидерство в спорте
2.1 Лидерство в спортивной команде
2.2 Дифференциация лидерских ролей
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

новый реферат.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

Команда, как система, всегда действует в окружающей ее среде. В свою очередь, среда постоянно  влияет на действующий объект определенным набором сбивающих факторов, который  отклоняет поведение системы  от избранной траектории поведения. Для достижения поставленных целей  в таких условиях команде необходимо управление действиями всех игроков  по ходу ведения игрового процесса. В команде, как замкнутой системе, такое управление возможно только в  форме самоуправления, т.е. система является самоуправляемой. Известно, что самоуправление в малой группе реализуется лидерами. Лидер - это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Социальная психология достаточно подробно рассматривает каталог качеств и свойств лидера: высокий уровень компетентности, статус в группе, способность к руководству и т.д. Используя эти сведения, были проведены исследования лидерства в ряде видов спорта. Здесь использовались обычные социометрические процедуры и расчеты, принятые в современных исследованиях. В результате исследований выявлено, что некоторые члены команд обладали высоким уровнем необходимых лидеру показателей, но не являлись лидерами группы. С другой стороны, некоторые члены команды имели низкие показатели, но выдвигались на роль лидеров. [17. 144]

Лидерство в спортивных группах  и коллективах следует рассматривать  как социально необходимый, естественный процесс самоуправления и координации  взаимодействий и взаимоотношений  между спортсменами в связи с  целями и задачами деятельности. Лидер  как субъект лидерского процесса воздействует на ведомых, ведомые же принимают или отвергают эти воздействия. Принятие лидерского влияния обнаруживается в подчинении, следовании указаниям, советам, просьбам лидера и, наоборот, отказ проявляется в неподчинении, несогласии с лидером, уклонении от исполнения его распоряжений. Влияние лидерства и лидера в спорте может быть непосредственным (даже физически), внешне легко фиксируемым, но может иметь и скрытую форму, быть опосредованным многократно через какие-либо факторы, например через этические или нравственные нормы, бытующие в данной спортивной команде.

В роли лидера спортивной команды, как показывает практика, выступает  обычно наиболее авторитетный, опытный  спортсмен. Встречаются, однако, команды, которые имеют в роли лидеров  не самых авторитетных и опытных  членов коллектива. В спорте высших достижений лидером является почти  всегда один из сильнейших спортсменов  команды. Возможность участвовать  в управлении спортивной командой у  лидеров достаточно широка. Причем если лидер действует в соответствии с планом и задачами тренера, то достигается, как правило, максимальный положительный  эффект в организации и координации  совместных усилий членов команды. Иногда между официальным руководителем (тренером) и лидером не возникает  полного согласия, не устанавливается  взаимопонимание. Это может привести к определенной дезорганизации, к  нарушению процессов управления в команде. В такой ситуации тренеру  не всегда удается сразу найти  оптимальный способ управления командой. [5. 27]

Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и  воспитательную.

Организационная функция  заключается в выработке общекомандных  целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных целей. В игровой ситуации эта функция проявляется главным образом в указаниях, направляющих, ускоряющих или закрепляющих определенные действия товарищей по команде: «Бросок!», «Блок!», «Стоять!», «Быстрей!», «На меня!» и т. п. Часто лидер сознательно временно уступает свои функции одному из спортсменов, находящемуся в более благоприятных условиях, или принуждает, навязывает своим партнерам определенные действия. Этими способами лидер организует и направляет усилия членов команды на осуществление тактической комбинации.

Информационная функция  предполагает, что лидер является центром обмена информацией в  команде. Он сообщает спортсменам информацию о текущих задачах команды, способах их решения, распределении функций, ожидаемых результатах, соперниках и т. п. В игровой ситуации эта  функция сводится к налаживанию  и поддержанию на оптимальном  уровне обмена информацией между  спортсменами исходя из тактического замысла и выполняемой комбинации. Лидер сообщает сведения о заменах  и перемещениях в своей команде  и в команде соперников, информирует  о времени, текущем счете, ожидаемых  действиях противников и пр.: «Будет бросок», «Нас меньше», «Руки!» и  т. п.

Воспитательная функция  предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к  социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно  значимых характеристик поведения. Эта функция осуществляется лидером  главным образом не на соревнованиях, а в условиях тренировочных занятий  и отдыха. В соревновательной обстановке воспитательные действия лидера ограничены оценочными суждениями: «Правильно!», «Молодец!», «Куда смотришь?!», «Что делаешь?» и т. п. Их содержание и  эмоциональная окраска служат эффективным  средством закрепления правильных форм спортивного поведения и  устранения ошибок. [15. 263]

 

 

 

2.2 Дифференциация лидерских ролей

Дифференцировать лидерские  роли можно по разным признакам. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли:

роль инструментального, или делового, лидера, чьи действия направлены преимущественно на решение  поставленной перед группой задачи;

роль экспрессивного, или  эмоционального, лидера, чьи действия ориентированы преимущественно  на межличностные отношения.

Инструментальных лидеров  следует рассматривать как ближайших  помощников тренера в решении  задач технико-тактической, специальной  подготовки. Они выступают инициаторами в поисках более современных  средств и способов совершенствования  мастерства спортсменов, обсуждают  с тренером возникающие идеи.

Экспрессивные лидеры —  ближайшие помощники тренера прежде всего в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь, в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. [5. 47]

Б.Дж .Кретти [8] приводит ряд преимуществ и недостатков, свойственных деловому и эмоциональному лидеру:

Преимущества: 

Лидер, ориентированный на задачу (деловой лидер):

- более эффективен, когда усилия группы должны быть направлены главным образом на решение задач;

- хорошо организует работу и распределяет обязанности в ситуациях, требующих решения четко сформулированных задач;

- эффективен в ситуациях, когда необходимо сильное единоличное руководство, цели четко определены или между членами группы отсутствуют дружественные отношения. Хорошо стимулирует членов группы к активному участию в делах. Имеет много предложений и идей по совершенствованию дел.

Недостатки: 

- мало внимания уделяет межличностным отношениям в команде. Жертвует. личными интересами и спокойствие членов группы ради достижения успеха в делах;

- мало эффективен в умеренно стрессовых ситуациях, когда члены группы: стремятся к общению;

- может неудачно взаимодействовать с членами команды, играющими важную роль в деятельности, а также не удовлетворяет потребности в лидерстве у лиц, стремящихся к дружественным от ношениям.

Лидер, ориентированный на группу (эмоциональный лидер):

- заботлив, внимателен в межличностных отношениях;

- может снизить тревожность в ситуациях, когда команду постигла неудача;

- лучше работает с людьми, не уверенными в себе, с низкой самооценкой;

- более эффективен в ситуациях, умеренно благоприятных для лидерства и когда членам группы требуется большая свобода в поведении и принятии решений4 

- не проявляет инициативы и настойчивости в делах.

Недостатки:

- менее эффективен при решении задач с четкой структурой, в напряженных ситуациях деятельности и когда лидер должен обладать большим личным влиянием;

- может вызвать тревожность у членов группы с выраженной деловой ориентацией;

- легко уступает групповому давлению, не склонен брать на себя инициативу в ответственных ситуациях;

В действительности разделение на деловых и эмоциональных лидеров  несколько условно. Нередко обе  лидерские функции выполняет  один спортсмен. [17. 264-265]

Выводы:

1. Спортивная деятельность  носит коллективный характер, протекает  и подготавливается в присутствии  других людей и при их участии.  На формирование взаимоотношений  между спортсменами в спортивной  команде влияет воздействие объективных  и субъективных факторов, а также  роль социально-психологических  факторов. Одним из таких факторов  является социально-психологический  феномен лидерства.

2. В любой группе, общности, объединяемой едиными интересами, целями, настроениями, решаемыми задачами, в том числе и общей производственной  деятельностью, всегда появляется  человек или небольшой круг  людей, становящихся лидерами. Лидерство  представляет собой весьма распространенное  явление в совместной деятельности  людей.

3. В настоящее время  в социальной психологии сформировалось  ряд концепций, рассматривающих  теорию происхождения лидерства.  Выделилось несколько основных  концепций: личностный подход (теория  «черт лидерства»), поведенческий  подход («ситуационная теория лидерства»), «синтетическая теория лидерства».

4. Множество работ в  социальной психологии было посвящено  исследованию стилей лидерства.  Были выявлены 3 основных типа: демократический, автократический и либеральный (попустительский) стили лидерства.

5. Спортивная команда  представляет собой разновидность  малой социальной группы, так  как объединяет людей, имеющих  общий социальный признак. Известно, что самоуправление в малой  группе реализуется лидерами. Лидерство  в спортивных группах и коллективах  следует рассматривать как социально  необходимый, естественный процесс  самоуправления и координации  взаимодействий и взаимоотношений  между спортсменами в связи  с целями и задачами деятельности.

В спортивной команде лидер  может выполнять различные функции. В связи с этим принято лидерские  роли дифференцировать. Исследования показывают, что существуют две основные лидерские роли: роль инструментального (делового) лидера и роль экспрессивного (эмоционального) лидера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980.
  2. Берн Эрик. Лидер и группа О структуре и динамике орг. групп. Пер. с англ. А.А.Грузберга Екатеринбург ЛИТУР, 2000. – 317 с.
  3. Вечер Л.С. Поведение руководителя: Практ. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2000. – 208 с.
  4. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2000. – 832 с.
  5. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 80 с., ил. – (наука – спорту).
  6. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: Физкультура и спорт, 1984. 128 с., ил. – (Наука – спорту; Психология).
  7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: Пособие для педагогов практических психологов. – Мн,: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. – 240 с.
  8. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте. Пер. с англ. Ханина Ю.Л. – М., «Физкультура и спорт», 1978. 224 с. с ил.
  9. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 224 с.
  10. Личность и коллектив в спортивной деятельности: лекция для студентов ГЦОЛИФКа. М.: 1975.
  11. Моргулец Л. Методы социально-психологической диагностики личности. – Л., 1990
  12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Эксперементальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
  13. Психология. Учебник для ин-тов физич культ. Под ред. Рудика П.А. М., «Физкультура и спорт», 1974.
  14. Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для ин-тов физ.культ./ Под. ред Т.Т. Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 143 с.
  15. Психология: Учеб. Для ин-тов физ. Культ./Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с., ил.
  16. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 224 с.
  17. Топышев О.П. Теория и практика лидерства в спортивной команде // Сборник трудов ученых РГАФК. - М. - 2000. - С.144-149
  18. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998. – 335 с.

Информация о работе Психологические особенности лидерства в спорте