Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:39, реферат
Обобщены результаты социально-психологического исследования лидеров российского предпринимательства, которые, по мнению экспертов и профессионального сообщества, могут быть отнесены к бизнес-элите России. В фокусе анализа находятся такие психологические характеристики личности бизнесменов, как: Я-концепция, психологический вес, психологический возраст и т.д. Дается сравнительная характеристика психологических особенностей лидеров женского и мужского предпринимательства. Описываются их психологические преимущества, обеспечившие им лидирование в бизнесе.
Психологические особенности личности российского предпринимателя
Обобщены результаты социально-психологического
исследования лидеров российского
предпринимательства, которые, по мнению
экспертов и профессионального
сообщества, могут быть отнесены к
бизнес-элите России. В фокусе анализа
находятся такие
Небольшое авторское вступление
Это социально-психологическое исследование возникло, как желание разобраться в реальных механизмах становления частного предпринимательства в России, как стремление увидеть за сложившейся картиной восприятия лидеров бизнеса России, неожиданные, порой парадоксальные закономерности.
Рыночные преобразования вывели на авансцену активных действий и сформировали новых субъектов предпринимательства, которые в неопределенной и агрессивной среде смогли достичь реальных успехов в отечественном бизнесе. Кто они, лидеры российского бизнеса? Насколько оправданы и обоснованы мифы, стремительно распространяющиеся в российской среде, незащищенной от их вульгаризации? Обыденное сознание, а вслед за ним и профессионалы настороженно относятся к чужому успеху, видя за ним парадокс судьбы, стечение обстоятельств, помощь со стороны, теневые капиталы...
Насколько правомерны такие
оценки, каков реальный социально-психологический
потенциал лидеров бизнеса
Лидеры российского предпринимательства: трудный путь к успеху
Безусловным достижением
рынка в России стало появление
на экономической арене новой
элитной группы - лидеров российского
предпринимательства. Вытесненные
сложными процессами на рынке труда
за пределы государственных
Российское
Традиционно обыватель связывает успех в бизнесе с поддержкой покровителей, теневыми капиталами, удачей... Многие из господствующих мифов сложно переплетаются с реальностью, разобраться в них можно, лишь отказавшись от массовых стереотипов и предприняв реальные шаги по исследованию этого российского феномена.
Отношение в России к людям,
достигшим успеха, богатства за относительно
короткий отрезок времени, весьма противоречиво
[4]. И, прежде всего, это связано с
психологически неоднозначным отношением
к деньгам [15]. Оно в России не имеет
"ценностной" опоры в обществе.
Семидесятилетняя агрессия против денег
и богатства способствовала формированию
негативного восприятия денег и
их носителей именно у тех людей,
которые традиционно
Чем определяется господствующий миф о вреде богатства и "плохих" богатых в массовом сознании? Ответ неожиданно однозначен - невозможно психологически ясно выстроить образ богатого человека. Ценностная неопределенность отношения к деньгам проецируется на "образ богатых", который несет по себе все особенности "самостоятельного строения" представлений о бизнесменах.
Первый шаг, который необходимо
сделать для выяснения
Аналитические выводы, предваряющие исследование
Проведенный анализ более 60-ти
научных источников по проблеме бизнес-элиты
России позволили сделать ряд
аналитических обобщений, которые
важны для выбора фокуса, средств
и диапазона анализа бизнес-
Традиционно элита России олицетворяла собой верхний истеблишмент власти, поэтому понятие власти и элиты были тождественны друг другу [9].
Демократические преобразования в России способствовали появлению в обществе новых экономических субъектов, которые постепенно формируют автономные источники власти и приводят к образованию нового элитного слоя, представители которого обладают известной независимостью по отношению к государству. Пока бизнес-элита как слой весьма неоднородна и представляет собой совокупность субъектных групп с весьма различными интересами и сильной личной конкуренцией [11].
Исследования, направленные
на поиск консолидирующих
Бизнес-элита России, если
ориентироваться на научную литературу,
условно может быть подразделена
на две большие подгруппы: тех, кто
возглавил акционированные
Чрезвычайно важной в этой связи становится работа по формированию реального образа элиты, не искаженного мифами массового сознания и свободного от стереотипов исследований. Это предполагает проверку сложившихся массовых представлений на идентичность реальности и дальнейший анализ наметившихся несоответствий для выявления механизмов и факторов, способствующих блокаде существующих искажений в будущем.
Этический вопрос занимает одну из ключевых позиций при формировании отношения к бизнес-элите со стороны других элитных групп и населения в целом. Противоречивость исходных оценок формируется как под влиянием ощущения угрозы от преуспевающих лиц, так и в результате нарушения внутреннего статусного порядка и привычной иерархии ценностей [1, 16]. Все это ставит перед исследователями вопрос о необходимости тщательного изучения этических механизмов, предопределяющих те или иные деловые стратегии в бизнесе.
Механизм, с помощью которого бизнес-элита достигает своих лидирующих позиций в сложившейся экономической системе, не является однообразным для всех без исключения подгрупп. Однако утверждение, что он в большинстве своем обусловлен теневыми и спрятанными до поры до времени капиталами представляется нам неоправданным. Мы склонны согласиться с польскими социологами К. Ясецким и В. Веселовским, что "общим для данной группы предпринимателей является использование эксклюзивной информации и высокого социального статуса, достигнутого в рамках прежней системы для быстрого утверждения в новых условиях" [З]. Это невозможно было бы осуществить, если бы лидеры бизнеса не обладали такими качествами, как гибкость ума, способность к риску, желание самому стать творцом своей судьбы. Умение эффективно преобразовать социальный капитал в финансовый служит, на наш взгляд, одним из ключевых факторов достижения успеха в бизнесе [2, 13].
Исследования, направленные на описание социально-психологических особенностей лидеров бизнеса, их мотивации, ценностей, системы ведущих представлений о мире, только разворачиваются, и мы рискуем не успеть за динамикой личностных преобразований ключевых фигур в российском бизнесе.
Экономическая нестабильность, периоды спадов и подъемов экономики России, как это ни парадоксально, предопределяют неизбежность дальнейшего подъема женского предпринимательства и постепенное формирование новых субъектов бизнес-элиты России - лидеров женского предпринимательства [12, 14].
Уже сегодня можно утверждать,
что женские экономические
Существующая практика исследований женской бизнес-элиты России находится пока на начальной стадии, что обусловливает весьма неотчетливую картину перемен, происходящих с женскими элитными группами. Это ставит проблему дальнейшего обогащения арсенала методических средств изучения бизнес-элиты, обработку эффективных моделей лонгитюдных исследований, которые, на наш взгляд, наиболее органичны в сложившихся условиях и в будущем.
Мы убеждены, что нынешняя ситуация с бизнес-элитой России, сформировавшийся арсенал методических средств и концептуальных подходов не позволяют сегодня решить сполна весь спектр выдвинутых исследовательских задач. Но сделать маленький шаг вперед - значит помочь тем, кто будет следующим идти по этому пути более осознанно и осмысленно. Мы хотели бы сделать свой небольшой исследовательский вклад в изучение бизнес-элиты России и надеемся, что он не обесценится со временем.
Лидеры российского предпринимательства: замысел исследования и методы его реализации
Задуманное эмпирическое
исследование ставило своей целью
изучить сложившийся сегодня
социально-психологический
Метод, который мы использовали для реализации поставленной цели — метод глубинного интервью, построенный по особой схеме [10]. Психологическая специфика лидеров бизнеса, высокий интеллектуальный и образовательный уровни давали нам возможность использовать нетипичные для экспертных интервью подходы.
Схемы интервью с лидерами
бизнеса разрабатывались скорее
как ориентир, задающий респондентам
требуемый уровень глубины и
рефлексивности рассуждения, и были
рассчитаны не столько на получение
однозначных сопоставимых ответов,
пригодных для последующей
Первоначально респондентам
предъявлялся опросник-ориентир, где
обозначались ключевые темы диалога. После
ознакомления с ними предпринимателям
предлагалось отвечать на вопросы, которые
наиболее интересны респонденту, и
размышлениями, о которых хотелось
бы поделиться. На материале "собственного
выбора" в дальнейшем интервьюер
развивал и углублял те позиции ответов,
которые позволяли в наибольшей
степени проникнуть "в глубь"
переживания
Предполагалось, что само предложение поразмышлять над подобным вопросником станет для респондента-представителя бизнес-элиты своеобразным "вызовом", и тем самым поможет добиться его согласия на интервью и необходимого для наших целей уровня вовлеченности и интеллектуальной активности при ответах на вопросы.
Длилось каждое интервью 2,5-4 часа. Кроме авторских интервью, при анализе мы использовали также интервью, опубликованные в средствах массовой информации и аналитические материалы других центров, содержащие в тех или иных пропорциях необходимые нам сведения. Разработанные схемы интервью различались между собой в "женском" и "мужском" вариантах. При исследовании лидеров-женщин мы в большей степени ориентировались на специфику женского сознания, где "эмоциональный и отношенческий" компоненты выражены более рельефно, нежели у мужчин. При исследовании лидеров-мужчин большее внимание уделялось восприятию "социального мира", политике, особенностям исторической ситуации в России и т.д. Пространство "смыслов" являлось для нас тем вектором, который направлял диалог в ту или иную сторону, при условии "неразрушения" исходных целей исследования.
Приводим общие схемы интервью в мужском и женском варианте. Как в том, так и в другом случае они могли сужаться или расширяться в зависимости от предложений респондентов.
Мужской вариант интервью включал широкий спектр
проблем с такими темами: Я-концепция,
оценка собственных достижений, самоощущение
в бизнесе, личностные качества, способствующие
и тормозящие успех в бизнесе, соотношение
рациональности-
Женский вариант интервью включал следующие блоки вопросов: путь в бизнес, философия бизнеса, мотивация предпринимательской деятельности, оценка внутренней жизни фирмы, стиль управления, самоощущение в бизнесе, межличностные контакты и взаимодействия, семья, личная жизнь и предпринимательство, предпринимательство и образование, Я-концепция и т.д. [13].
Информация о работе Психологические особенности личности российского предпринимателя