Психологические особенности личности российского предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:39, реферат

Краткое описание

Обобщены результаты социально-психологического исследования лидеров российского предпринимательства, которые, по мнению экспертов и профессионального сообщества, могут быть отнесены к бизнес-элите России. В фокусе анализа находятся такие психологические характеристики личности бизнесменов, как: Я-концепция, психологический вес, психологический возраст и т.д. Дается сравнительная характеристика психологических особенностей лидеров женского и мужского предпринимательства. Описываются их психологические преимущества, обеспечившие им лидирование в бизнесе.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности личности российского предпринимателя.docx

— 45.96 Кб (Скачать файл)

Психологические особенности личности российского  предпринимателя

Обобщены результаты социально-психологического исследования лидеров российского  предпринимательства, которые, по мнению экспертов и профессионального  сообщества, могут быть отнесены к  бизнес-элите России. В фокусе анализа  находятся такие психологические  характеристики личности бизнесменов, как: Я-концепция, психологический вес, психологический возраст и т.д. Дается сравнительная характеристика психологических особенностей лидеров  женского и мужского предпринимательства. Описываются их психологические  преимущества, обеспечившие им лидирование  в бизнесе. Приводятся данные о структуре  мотивации лидеров женского предпринимательства. Исследование проведено методом  мягкого глубинного интервью 35-ти респондентов.

Небольшое авторское  вступление

Это социально-психологическое  исследование возникло, как желание  разобраться в реальных механизмах становления частного предпринимательства  в России, как стремление увидеть  за сложившейся картиной восприятия лидеров бизнеса России, неожиданные, порой парадоксальные закономерности.

Рыночные преобразования вывели на авансцену активных действий и сформировали новых субъектов предпринимательства, которые в неопределенной и агрессивной среде смогли достичь реальных успехов в отечественном бизнесе. Кто они, лидеры российского бизнеса? Насколько оправданы и обоснованы мифы, стремительно распространяющиеся в российской среде, незащищенной от их вульгаризации? Обыденное сознание, а вслед за ним и профессионалы настороженно относятся к чужому успеху, видя за ним парадокс судьбы, стечение обстоятельств, помощь со стороны, теневые капиталы...

Насколько правомерны такие  оценки, каков реальный социально-психологический  потенциал лидеров бизнеса России, обеспечивший в конечном итоге достижение ведущих позиций - основной вопрос, на который мы пытались найти ответ  в ходе работы.

Лидеры российского  предпринимательства: трудный путь к успеху

Безусловным достижением  рынка в России стало появление  на экономической арене новой  элитной группы - лидеров российского  предпринимательства. Вытесненные  сложными процессами на рынке труда  за пределы государственных структур, российские предприниматели одними из первых шагнули в рыночную стихию, чтобы выжить и победить.

Российское предпринимательство  и образующиеся внутри него новые экономические элиты - относительно неизвестное явление, закономерности становления которого еще только проникают в солидные научные издания [9, II].

Традиционно обыватель связывает  успех в бизнесе с поддержкой покровителей, теневыми капиталами, удачей... Многие из господствующих мифов сложно переплетаются с реальностью, разобраться  в них можно, лишь отказавшись  от массовых стереотипов и предприняв реальные шаги по исследованию этого  российского феномена.

Отношение в России к людям, достигшим успеха, богатства за относительно короткий отрезок времени, весьма противоречиво [4]. И, прежде всего, это связано с  психологически неоднозначным отношением к деньгам [15]. Оно в России не имеет "ценностной" опоры в обществе. Семидесятилетняя агрессия против денег  и богатства способствовала формированию негативного восприятия денег и  их носителей именно у тех людей, которые традиционно формировали ценностной настрой общества: у интеллигенции, ученых, педагогов, врачей, работников искусства. Молниеносная "ценностная" переориентация способствовала нарастанию вариативности ценностных установок, с одной стороны, с другой - привела к их поляризации. Для одних деньги выступают желанным и единственным мотивом, для других подобные стремления являются предательством идеалов, смыслов, надежд...

Чем определяется господствующий миф о вреде богатства и "плохих" богатых в массовом сознании? Ответ  неожиданно однозначен - невозможно психологически ясно выстроить образ богатого человека. Ценностная неопределенность отношения к деньгам проецируется на "образ богатых", который несет по себе все особенности "самостоятельного строения" представлений о бизнесменах.

Первый шаг, который необходимо сделать для выяснения закономерностей  становления новых элит в России: понять, кто составляет их лидирующий потенциал, - конкретных субъектов, их установки, мотивы, ценности, психологические  особенности. Микроподход к оценке ситуации, сложившейся в настоящий  момент, позволит изучить российские элиты изнутри по оценкам самих  лидеров российского бизнеса.

Аналитические выводы, предваряющие исследование

Проведенный анализ более 60-ти научных источников по проблеме бизнес-элиты  России позволили сделать ряд  аналитических обобщений, которые  важны для выбора фокуса, средств  и диапазона анализа бизнес-элиты  в нашем исследовании. Остановимся  на более существенных выводах, часть  из которых предопределила замысел  и направленность проведенного исследования [1, 10].

Традиционно элита России олицетворяла собой верхний истеблишмент власти, поэтому понятие власти и  элиты были тождественны друг другу [9].

Демократические преобразования в России способствовали появлению  в обществе новых экономических субъектов, которые постепенно формируют автономные источники власти и приводят к образованию нового элитного слоя, представители которого обладают известной независимостью по отношению к государству. Пока бизнес-элита как слой весьма неоднородна и представляет собой совокупность субъектных групп с весьма различными интересами и сильной личной конкуренцией [11].

Исследования, направленные на поиск консолидирующих механизмов и форм интеграции бизнес-элиты как  нового слоя в российском обществе представляются нам наиболее приоритетными. Однако их проведению должны предшествовать анализ, позволяющий описывать менталитет, смыслы, ценности бизнес-элиты как  ключевых параметров, дающих возможность  понять смысл и направленность будущих  шагов по интеграции.

Бизнес-элита России, если ориентироваться на научную литературу, условно может быть подразделена на две большие подгруппы: тех, кто  возглавил акционированные предприятия, переданные государством в руки директоров, и тех, кто сам сделал свой бизнес, так называемых частных предпринимателей [I]. Те и другие играют существенную роль в экономической жизни России, но не имеют сложившегося позитивного образа собственной деятельности ни у представителей других элитных групп, ни у широких слоев населения [4].

Чрезвычайно важной в этой связи становится работа по формированию реального образа элиты, не искаженного  мифами массового сознания и свободного от стереотипов исследований. Это  предполагает проверку сложившихся  массовых представлений на идентичность реальности и дальнейший анализ наметившихся несоответствий для выявления механизмов и факторов, способствующих блокаде  существующих искажений в будущем.

Этический вопрос занимает одну из ключевых позиций при формировании отношения к бизнес-элите со стороны  других элитных групп и населения  в целом. Противоречивость исходных оценок формируется как под влиянием ощущения угрозы от преуспевающих лиц, так и в результате нарушения  внутреннего статусного порядка  и привычной иерархии ценностей [1, 16]. Все это ставит перед исследователями  вопрос о необходимости тщательного  изучения этических механизмов, предопределяющих те или иные деловые стратегии  в бизнесе.

Механизм, с помощью которого бизнес-элита достигает своих  лидирующих позиций в сложившейся  экономической системе, не является однообразным для всех без исключения подгрупп. Однако утверждение, что он в большинстве своем обусловлен теневыми и спрятанными до поры до времени капиталами представляется нам неоправданным. Мы склонны согласиться  с польскими социологами К. Ясецким  и В. Веселовским, что "общим для  данной группы предпринимателей является использование эксклюзивной информации и высокого социального статуса, достигнутого в рамках прежней системы  для быстрого утверждения в новых  условиях" [З]. Это невозможно было бы осуществить, если бы лидеры бизнеса  не обладали такими качествами, как  гибкость ума, способность к риску, желание самому стать творцом  своей судьбы. Умение эффективно преобразовать  социальный капитал в финансовый служит, на наш взгляд, одним из ключевых факторов достижения успеха в бизнесе [2, 13].

Исследования, направленные на описание социально-психологических  особенностей лидеров бизнеса, их мотивации, ценностей, системы ведущих представлений  о мире, только разворачиваются, и  мы рискуем не успеть за динамикой  личностных преобразований ключевых фигур  в российском бизнесе.

Экономическая нестабильность, периоды спадов и подъемов экономики  России, как это ни парадоксально, предопределяют неизбежность дальнейшего  подъема женского предпринимательства  и постепенное формирование новых  субъектов бизнес-элиты России - лидеров женского предпринимательства [12, 14].

Уже сегодня можно утверждать, что женские экономические элиты  России имеют больший потенциал  для интеграции в силу своих психологических  особенностей, нежели мужской бизнес. Соперничество, как фактор, столь  характерный для мужского бизнеса, в ситуации с женщинами смягчается, что предопределяет положительный  прогноз.

Существующая практика исследований женской бизнес-элиты России находится  пока на начальной стадии, что обусловливает  весьма неотчетливую картину перемен, происходящих с женскими элитными группами. Это ставит проблему дальнейшего  обогащения арсенала методических средств  изучения бизнес-элиты, обработку эффективных моделей лонгитюдных исследований, которые, на наш взгляд, наиболее органичны в сложившихся условиях и в будущем.

Мы убеждены, что нынешняя ситуация с бизнес-элитой России, сформировавшийся арсенал методических средств и  концептуальных подходов не позволяют  сегодня решить сполна весь спектр выдвинутых исследовательских задач. Но сделать маленький шаг вперед - значит помочь тем, кто будет следующим  идти по этому пути более осознанно  и осмысленно. Мы хотели бы сделать  свой небольшой исследовательский  вклад в изучение бизнес-элиты  России и надеемся, что он не обесценится  со временем.

Лидеры российского  предпринимательства: замысел исследования и методы его реализации

Задуманное эмпирическое исследование ставило своей целью  изучить сложившийся сегодня  социально-психологический потенциал  лидеров российского бизнеса, понимаемый как систему мотивов, ценностей, смыслов лидеров российского  бизнеса через "образ мира", особенности Я-концепции, отдельные  психологические параметры личностной структуры.

Метод, который мы использовали для реализации поставленной цели —  метод глубинного интервью, построенный  по особой схеме [10]. Психологическая  специфика лидеров бизнеса, высокий  интеллектуальный и образовательный  уровни давали нам возможность использовать нетипичные для экспертных интервью подходы.

Схемы интервью с лидерами бизнеса разрабатывались скорее как ориентир, задающий респондентам требуемый уровень глубины и  рефлексивности рассуждения, и были рассчитаны не столько на получение  однозначных сопоставимых ответов, пригодных для последующей количественной обработки, сколько на максимальную актуализацию размышления, на то, чтобы  в ходе глубинного интервью спровоцировать респондентов на собственное импровизированное  мини-исследование затронутых проблем. Подобная методика была хотя и трудоемкой для последующего анализа, но эффективной  для выявления "пространства смыслов" изучаемых лиц.

Первоначально респондентам предъявлялся опросник-ориентир, где  обозначались ключевые темы диалога. После  ознакомления с ними предпринимателям предлагалось отвечать на вопросы, которые  наиболее интересны респонденту, и  размышлениями, о которых хотелось бы поделиться. На материале "собственного выбора" в дальнейшем интервьюер развивал и углублял те позиции ответов, которые позволяли в наибольшей степени проникнуть "в глубь" переживания предпринимательской  деятельности, регулирующей внутренние смысловые процессы деятельности бизнесмена в нескольких проявлениях: как человека, принимающего решения, взаимодействующего, переживающего собственные успехи и неудачи и т.д.

Предполагалось, что само предложение поразмышлять над подобным вопросником станет для респондента-представителя  бизнес-элиты своеобразным "вызовом", и тем самым поможет добиться его согласия на интервью и необходимого для наших целей уровня вовлеченности  и интеллектуальной активности при  ответах на вопросы.

Длилось каждое интервью 2,5-4 часа. Кроме авторских интервью, при анализе мы использовали также  интервью, опубликованные в средствах  массовой информации и аналитические  материалы других центров, содержащие в тех или иных пропорциях необходимые нам сведения. Разработанные схемы интервью различались между собой в "женском" и "мужском" вариантах. При исследовании лидеров-женщин мы в большей степени ориентировались на специфику женского сознания, где "эмоциональный и отношенческий" компоненты выражены более рельефно, нежели у мужчин. При исследовании лидеров-мужчин большее внимание уделялось восприятию "социального мира", политике, особенностям исторической ситуации в России и т.д. Пространство "смыслов" являлось для нас тем вектором, который направлял диалог в ту или иную сторону, при условии "неразрушения" исходных целей исследования.

Приводим общие схемы  интервью в мужском и женском  варианте. Как в том, так и в  другом случае они могли сужаться или расширяться в зависимости  от предложений респондентов.

Мужской вариант интервью включал широкий спектр проблем с такими темами: Я-концепция, оценка собственных достижений, самоощущение в бизнесе, личностные качества, способствующие и тормозящие успех в бизнесе, соотношение рациональности-иррациональности, этическое измерение в бизнесе и т.д.

Женский вариант интервью включал следующие блоки вопросов: путь в бизнес, философия бизнеса, мотивация предпринимательской деятельности, оценка внутренней жизни фирмы, стиль управления, самоощущение в бизнесе, межличностные контакты и взаимодействия, семья, личная жизнь и предпринимательство, предпринимательство и образование, Я-концепция и т.д. [13].

Информация о работе Психологические особенности личности российского предпринимателя