Психологические особенности личности российского предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:39, реферат

Краткое описание

Обобщены результаты социально-психологического исследования лидеров российского предпринимательства, которые, по мнению экспертов и профессионального сообщества, могут быть отнесены к бизнес-элите России. В фокусе анализа находятся такие психологические характеристики личности бизнесменов, как: Я-концепция, психологический вес, психологический возраст и т.д. Дается сравнительная характеристика психологических особенностей лидеров женского и мужского предпринимательства. Описываются их психологические преимущества, обеспечившие им лидирование в бизнесе.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности личности российского предпринимателя.docx

— 45.96 Кб (Скачать файл)

"Я интеллектуал, который  не верит в интеллект, - считает  один из руководителей фирмы. - Я верю в интуицию. Но интеллект  и интуиция - это две стороны  одной медали. Это неразрывный  процесс. Интеллект для меня  вещь ценная, полезная, но не основная. Интуиция вернее..."

Преобладание интуитивных  структур над рациональными рождает  временами повышенную психологическую  усталость. "Иногда у меня возникает  ощущение, что мои внутренние каналы перегружены, и я вообще перестаю ощущать ситуацию. Тогда я отключаюсь от деятельности до тех пор, пока интуитивное ощущение реальности не возвращается", - отмечает один из бизнесменов.

Наши наблюдения над бизнес-элитой дают основания предполагать, что  лидеры бизнеса отличаются высокой  адекватностью самооценок и не демонстрируют  эффекта их завышения. Они спокойно относятся к своим недостаткам, не пытаясь их нивелировать или интерпретировать особым образом. Психологическая защита бизнесменов не отличается ригидностью, хотя нарушить их личностное пространство достаточно сложно.

К числу личностных черт, обеспечивающих им эффективную деятельность, в бизнесе, по их собственным оценкам, могут быть отнесены следующие:

  • способность быстро принимать неожиданные решения;
  • умение рисковать: коммуникативные преимущества; агрессивность характера;
  • интуитивные способности;
  • умение работать с людьми;
  • устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях.

Описание качеств, мешающих продвижению в бизнесе, образовало дихотомическую шкалу "мягкость-жесткость". Часть бизнесменов (25%) считали, что  их управлению фирмой мешает излишняя жесткость, другие, наоборот, придерживались позиции, что их ограничением является психологическая мягкость (35%). Приводимые суждения свидетельствуют о том, что основная поведенческая проблема лидеров бизнеса расположена  в "пространстве влияния". Именно техника влияния в бизнесе  во многом предопределяет успешность или неуспешность тех или иных шагов.

Следует отметить достаточно "спокойное" отношение бизнесменов  к своим недостаткам и отказ  от техники насилия в их коррекции. Вообще, уровень самоценности у бизнесменов  является достаточно высоким. Некоторые  из них склонны настаивать на "полезности" всех своих качеств, утверждая, что  именно они формируют уникальность образа и неожиданно обеспечивают победу. Такие черты, традиционно относящиеся  к негативным, как амбициозность  и эгоизм, по мнению одного из бизнесменов, помогли быстрому продвижению в  бизнесе. Видимо, эту откровенную  констатацию можно с большой  долей уверенности распространить на всю бизнес-элиту в целом, учитывая то, что данные качества во многом необходимы для масштабной предпринимательской  деятельности. Проявляются ли эти  качества только в сфере бизнеса  и только в объективно необходимой  мере? Вряд ли. Признание полезности некоторых качеств, относимых обществом  в основном к негативным, не может  не насторожить.

"Компенсирующий" подход  к своим личностным качествам  и возможностям, отказ от "усиленного  преобразования" себя способны  затормозить развитие определенных  личностных характеристик во  временной перспективе, и поэтому  не всегда оптимальны. Но нельзя  сказать, что эта тенденция,  безусловно, доминирует. Там и тогда,  где этого требуют интересы  дела, наблюдается и "открытый" тип личностного поведения. При  этом личностная энергия, затрачиваемая  традиционно на психологическую  защиту, как бы катализируется  в область личностных изменений.  Такой тип взаимодействия с  собой формирует некоторый дополнительный  личностный запас, позволяющий  разрабатывать новые поведенческие  стратегии. Однако именно такой  личностный тип способен порождать  проблемы при близком контакте.

Лидеры женского предпринимательства: личностные преимущества и мотивация бизнеса

Представленные здесь  обобщения лишь небольшая часть  полученных нами результатов, обсуждение которых мы продолжим в других публикациях. В данном случае для  нас было важным представить те фокусы анализа, которые давали возможность  сравнить женские и мужские психологические  особенности, проявляющиеся или  формирующиеся в процессе бизнес-деятельности. Этическое измерение лидеров  бизнеса: отношение к богатству, к делу - следующий шаг анализа, который предстоит сделать.

Я-концепция лидеров  женского предпринимательства. Как и в мужском варианте, при изучении женщин-лидеров выделялись личностные качества, способствующие и мешающие женскому бизнесу, и, с другой стороны, выявлялась через диалог оценка собственных достижений в бизнесе [б].

Как показывает интервью, в  отличие от мужчин-бизнесменов женщины-менеджеры  склонны более позитивно оценивать  собственные достижения и убеждены, что им удалось многое из того, что  они задумывали. Женщины-менеджеры  при оценке достижений различают  собственно личные достижения и достижения фирмы. Последние не вызывают у них  чувство удовлетворения, но свои собственные  достижения их вполне устраивают: "Лично  для себя я достигла того, что  хотела, - замечает одна из женщин-менеджеров. Относительно компании существует целый  ряд объективных причин. Мы много  чего не сделали вовремя".

В целом позитивное восприятие себя и высокая оценка уровня своих  достижений, однако, не приводит к отказу "изменения" у себя тех свойств, которые мешают успешному бизнесу. Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми, 75% женщин назвали  излишнюю мягкость; желательным вектором изменения - формирование психологической  дистанции с персоналом и изменения  практики санкционирования. Исследование мужской бизнес-элиты показало, что  их оценка качеств, мешающих бизнесу, также  находится в зоне влияния, но соотношение  жесткости-мягкости составляет соответственно 45 и 35%, т.е. мужчины жалуются на свою мягкость, по сравнению с женщинами  почти в два с лишним раза реже.

Также среди черт, мешающих бизнесу, назывались: отсутствие пунктуальности, невозможность перешагнуть через  жалость, излишняя эмоциональность, переходящая  в несдержанность; доверчивость, стремление сделать хорошо для всех.

Обобщенная оценка приведенных  качеств позволяет предположить, что основной фокус неудовлетворенности  расположен в зоне повышенной эмоциональности, которая воспринимается как тормоз для общего дела. Но хотелось бы заметить, что именно повышенная эмоциональность обеспечивает женщинам-менеджерам преимущества, которые они не всегда осознают.

Черты, способствующие успеху в бизнесе женщин-менеджеров, в  обобщенном виде можно представить  следующим образом:

  • умение налаживать контакты с людьми, любовь к людям;
  • добросовестность и ответственность;
  • умение доводить начатое до конца;
  • стремление все понять самой и научиться;
  • интуиция:
  • удачливость;
  • хитрость.

Если сравнить выделяемый перечень качеств, способствующих успеху женщины в бизнесе, с тем же набором преимуществ, выделяемых мужчинами, то можно заметить, что эти оценки совпадают в 20-25% случаев. Например, если у мужчины лидирующее положение  занимает "умение принимать нетривиальные  решения", то у женщины - "умение коммуницировать". Для мужчин характернее  выделять качества, в становлении  которых есть собственные усилия, для женщин ведущими качествами являются те, которые предопределены ситуацией  и судьбой и составляют "фатальные  преимущества". Мужчины, напротив, делают упор на осознание своих возможностей и действий в соответствии с ними.

Попытка оценить "потенциал  преимущества" женщин, достигших  успеха в бизнесе, с позиций социально-психологического анализа путем наблюдений во время  интервью, привели нас к выводу: успешная женщина-менеджер умеет, прежде всего, продуктивно регулировать процесс  перемен, необходимый для оптимальной  организации ее деятельности, т.е. является "мастером перемен". Это непростое  умение, формирование которого происходит постепенно и требует определенных качеств, лежащих в основании  данного свойства. Поэтому картина  преимуществ складывается, на наш  взгляд, из личностных свойств, которые  не всегда осознаются самими женщинами-менеджерами.

К их числу мы отнесли бы в первую очередь: "калейдоскопное мышление", предрасположенность к лидерству, адекватность самооценки и склонность к воспитательному поведению.

Феномен " калейдоскопного  мышления" — это умение отойти от устоявшихся стереотипов и взглянуть на проблему под новым углом, используя всю собранную предварительную информацию. Подобное мышление отличается от "прицельного мышления" тем, что не застревает на каком-то одном аспекте проблемы и не концентрируется при любых условиях только на определенных способах решения проблемы.

Склонность к  лидерству, как черта женщин-менеджеров, проявилась в том, что более 60% из них до того, как заняли ведущие посты в фирмах, были или партийными, или комсомольскими, или общественными лидерами, тем самым, пройдя стадию формирования потенциала лидерства в других сферах деятельности, навыки которой были потом перенесены в предпринимательство. Если это неформальное лидерство, то женщины обладали способностью быть такими лидерами.

Адекватность  самооценки гораздо более важный психологический "допуск" к занятию менеджерской позиции в фирме, чем может показаться на первый взгляд. Именно адекватность помогает воспринимать поражения и не винить в этом других, а также обусловливает умение преодолевать трудности и смириться со сравнительно долгим ожиданием результатов своих усилий.

Историческая склонность женщин к воспитательному поведению позволяет актуализировать потенциал тех работников в фирме, которые, на первый взгляд, не могут быть эффективными. Умение убедить людей, что их усилия необходимы, как ничто другое способно обеспечить "мотивационное включение" сотрудников и помочь им в овладении эффективными стратегиями.

"Может быть, это неправильно  с точки зрения бизнеса, когда  надо рассматривать человека  как часть прибыли, рабочей  силы, - считает Л.Н. Кучейник. - С  другой стороны, как руководитель  организации, которая рассматривает  человека с точки зрения его  рабочей силы, ...я не хочу в  главном проигрывать. Я пытаюсь  в этих ситуациях найти человеку  место, он переходит с одной должности, с одного рабочего места на другое - пока не будет исчерпана последняя возможность... хотя это не приносит абсолютно никакой прибыли, отнимает массу времени".

Эти характеристики личностного  потенциала женщин-менеджеров необходимо, на наш взгляд, дополнить такой  особенностью личностной структуры, как  приоритет действия над анализом. Только две женщины-менеджера из 15 отнесли себя к людям аналитического склада, остальные отметили у себя повышенную склонность к действию, правда, с предварительным взвешиванием вариантов осуществления этого  действия.

"Наверное, я по жизни  такой мотор, толкач", - говорит  о себе одна из них. "Я  по фирме бегаю бегом, не  могу медленно", - разделяет ее  оценку другая. "Я не мечтаю, что мечтать, что хочу - я делаю.  Была бы цель — достичь можно  всего", — утверждает третья. "Я  люблю действовать сама и люблю  людей, действующих вокруг себя, главное - чтобы делали с головой", - убеждена одна из вице-президентов.

Есть ли это результат "естественного отбора" или  успеха в бизнесе достигают "действующие  типы" - пока определенно заключить  сложно, но это интересный материал для будущих исследований социологов и психологов. Может быть действительно  успех в бизнесе достигается  за счет "оформления" одних и  отмирания других психологических  черт?

Также весьма парадоксален результат анализа: только 20% обследованных  женщин-менеджеров относят себя к  людям рационального типа. Остальные  настаивают на большой доле иррациональных или интуитивных стратегий. Даже среди тех 20% женщин-менеджеров, которые  настаивали на своей рациональности и четкости, сформировалась точка  зрения, что рациональность помогает в реализации деловых задач, но подбор людей для работы осуществляется интуитивно.

Доминирование интуитивных  стратегий в бизнесе над рациональными  и достижение успеха такими психологическими типами не случайно: именно интуиция позволяет  формировать творческие линии поведения  в деловой среде со многими  неизвестными.

Мотивы женского предпринимательства: деньги или самоутверждение? Вывод, который можно сделать в результате 15 глубинных интервью - современные женщины-менеджеры более материалистичны, нежели менеджеры-мужчины. Несмотря на то, что ни у одной из респонденток "мотивация денег" не являлась единственно доминирующей, она была необходимой составляющей мотиваций творчества и самореализации.

Если сравнивать структуру  мотивации бизнесменов женщин и  мужчин, то можно заметить принципиальное различие между ними: бизнес-деятельность у женщин гораздо в большей степени ориентирована на состояние и ощущение людей, которые рядом, или тех, за которых она несет ответственность. Внутренняя сензитивность порождает особую чувствительность к состоянию других людей, которая в значительной степени регулирует мотивационный потенциал женщины-менеджера.

Как показал ценностно-нормативный  анализ, наиболее выраженными в мотивационной  структуре женщин-предпринимательниц, являются три вида мотивов: самореализация (40%), интерес (35%), деньги (30%). Это означает, что реализация себя в деле и вызов  судьбе, как возможность проверить  собственные силы, а, следовательно, дальнейшее накопление личностного  потенциала вместе с материальной надежностью  являются "локомотивами" женского бизнеса в России. Также весьма существенно в мотивации представлены: "забота о тех, кто рядом" (25%), профессиональный рост (20%) и самоутверждение (15%). Если предположить, что во время диалога актуализируется желание выстроить "приемлемый" образ себя, а зависимость от оценки у женщин-менеджеров достаточна высока, то реально "материальная надежность" может занимать еще более высокую ступеньку в иерархии мотивов. В любом случае, "материальный интерес" всегда соперничает во внутренней структуре с личностными мотивами, и если побеждает, то в случае обострения страха за финансовое благополучие тех, кто рядом.

Информация о работе Психологические особенности личности российского предпринимателя