Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:39, реферат
Обобщены результаты социально-психологического исследования лидеров российского предпринимательства, которые, по мнению экспертов и профессионального сообщества, могут быть отнесены к бизнес-элите России. В фокусе анализа находятся такие психологические характеристики личности бизнесменов, как: Я-концепция, психологический вес, психологический возраст и т.д. Дается сравнительная характеристика психологических особенностей лидеров женского и мужского предпринимательства. Описываются их психологические преимущества, обеспечившие им лидирование в бизнесе.
"Я интеллектуал, который не верит в интеллект, - считает один из руководителей фирмы. - Я верю в интуицию. Но интеллект и интуиция - это две стороны одной медали. Это неразрывный процесс. Интеллект для меня вещь ценная, полезная, но не основная. Интуиция вернее..."
Преобладание интуитивных структур над рациональными рождает временами повышенную психологическую усталость. "Иногда у меня возникает ощущение, что мои внутренние каналы перегружены, и я вообще перестаю ощущать ситуацию. Тогда я отключаюсь от деятельности до тех пор, пока интуитивное ощущение реальности не возвращается", - отмечает один из бизнесменов.
Наши наблюдения над бизнес-элитой дают основания предполагать, что лидеры бизнеса отличаются высокой адекватностью самооценок и не демонстрируют эффекта их завышения. Они спокойно относятся к своим недостаткам, не пытаясь их нивелировать или интерпретировать особым образом. Психологическая защита бизнесменов не отличается ригидностью, хотя нарушить их личностное пространство достаточно сложно.
К числу личностных черт, обеспечивающих им эффективную деятельность, в бизнесе, по их собственным оценкам, могут быть отнесены следующие:
Описание качеств, мешающих продвижению в бизнесе, образовало дихотомическую шкалу "мягкость-жесткость". Часть бизнесменов (25%) считали, что их управлению фирмой мешает излишняя жесткость, другие, наоборот, придерживались позиции, что их ограничением является психологическая мягкость (35%). Приводимые суждения свидетельствуют о том, что основная поведенческая проблема лидеров бизнеса расположена в "пространстве влияния". Именно техника влияния в бизнесе во многом предопределяет успешность или неуспешность тех или иных шагов.
Следует отметить достаточно
"спокойное" отношение бизнесменов
к своим недостаткам и отказ
от техники насилия в их коррекции.
Вообще, уровень самоценности у бизнесменов
является достаточно высоким. Некоторые
из них склонны настаивать на "полезности"
всех своих качеств, утверждая, что
именно они формируют уникальность
образа и неожиданно обеспечивают победу.
Такие черты, традиционно относящиеся
к негативным, как амбициозность
и эгоизм, по мнению одного из бизнесменов,
помогли быстрому продвижению в
бизнесе. Видимо, эту откровенную
констатацию можно с большой
долей уверенности
"Компенсирующий" подход
к своим личностным качествам
и возможностям, отказ от "усиленного
преобразования" себя способны
затормозить развитие
Лидеры женского предпринимательства: личностные преимущества и мотивация бизнеса
Представленные здесь
обобщения лишь небольшая часть
полученных нами результатов, обсуждение
которых мы продолжим в других
публикациях. В данном случае для
нас было важным представить те фокусы
анализа, которые давали возможность
сравнить женские и мужские
Я-концепция лидеров женского предпринимательства. Как и в мужском варианте, при изучении женщин-лидеров выделялись личностные качества, способствующие и мешающие женскому бизнесу, и, с другой стороны, выявлялась через диалог оценка собственных достижений в бизнесе [б].
Как показывает интервью, в
отличие от мужчин-бизнесменов женщины-
В целом позитивное восприятие себя и высокая оценка уровня своих достижений, однако, не приводит к отказу "изменения" у себя тех свойств, которые мешают успешному бизнесу. Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми, 75% женщин назвали излишнюю мягкость; желательным вектором изменения - формирование психологической дистанции с персоналом и изменения практики санкционирования. Исследование мужской бизнес-элиты показало, что их оценка качеств, мешающих бизнесу, также находится в зоне влияния, но соотношение жесткости-мягкости составляет соответственно 45 и 35%, т.е. мужчины жалуются на свою мягкость, по сравнению с женщинами почти в два с лишним раза реже.
Также среди черт, мешающих
бизнесу, назывались: отсутствие пунктуальности,
невозможность перешагнуть
Обобщенная оценка приведенных
качеств позволяет
Черты, способствующие успеху в бизнесе женщин-менеджеров, в обобщенном виде можно представить следующим образом:
Если сравнить выделяемый перечень качеств, способствующих успеху женщины в бизнесе, с тем же набором преимуществ, выделяемых мужчинами, то можно заметить, что эти оценки совпадают в 20-25% случаев. Например, если у мужчины лидирующее положение занимает "умение принимать нетривиальные решения", то у женщины - "умение коммуницировать". Для мужчин характернее выделять качества, в становлении которых есть собственные усилия, для женщин ведущими качествами являются те, которые предопределены ситуацией и судьбой и составляют "фатальные преимущества". Мужчины, напротив, делают упор на осознание своих возможностей и действий в соответствии с ними.
Попытка оценить "потенциал
преимущества" женщин, достигших
успеха в бизнесе, с позиций социально-
К их числу мы отнесли бы в первую очередь: "калейдоскопное мышление", предрасположенность к лидерству, адекватность самооценки и склонность к воспитательному поведению.
Феномен " калейдоскопного мышления" — это умение отойти от устоявшихся стереотипов и взглянуть на проблему под новым углом, используя всю собранную предварительную информацию. Подобное мышление отличается от "прицельного мышления" тем, что не застревает на каком-то одном аспекте проблемы и не концентрируется при любых условиях только на определенных способах решения проблемы.
Склонность к лидерству, как черта женщин-менеджеров, проявилась в том, что более 60% из них до того, как заняли ведущие посты в фирмах, были или партийными, или комсомольскими, или общественными лидерами, тем самым, пройдя стадию формирования потенциала лидерства в других сферах деятельности, навыки которой были потом перенесены в предпринимательство. Если это неформальное лидерство, то женщины обладали способностью быть такими лидерами.
Адекватность самооценки гораздо более важный психологический "допуск" к занятию менеджерской позиции в фирме, чем может показаться на первый взгляд. Именно адекватность помогает воспринимать поражения и не винить в этом других, а также обусловливает умение преодолевать трудности и смириться со сравнительно долгим ожиданием результатов своих усилий.
Историческая склонность женщин к воспитательному поведению позволяет актуализировать потенциал тех работников в фирме, которые, на первый взгляд, не могут быть эффективными. Умение убедить людей, что их усилия необходимы, как ничто другое способно обеспечить "мотивационное включение" сотрудников и помочь им в овладении эффективными стратегиями.
"Может быть, это неправильно
с точки зрения бизнеса, когда
надо рассматривать человека
как часть прибыли, рабочей
силы, - считает Л.Н. Кучейник. - С
другой стороны, как
Эти характеристики личностного потенциала женщин-менеджеров необходимо, на наш взгляд, дополнить такой особенностью личностной структуры, как приоритет действия над анализом. Только две женщины-менеджера из 15 отнесли себя к людям аналитического склада, остальные отметили у себя повышенную склонность к действию, правда, с предварительным взвешиванием вариантов осуществления этого действия.
"Наверное, я по жизни
такой мотор, толкач", - говорит
о себе одна из них. "Я
по фирме бегаю бегом, не
могу медленно", - разделяет ее
оценку другая. "Я не мечтаю,
что мечтать, что хочу - я делаю.
Была бы цель — достичь можно
всего", — утверждает третья. "Я
люблю действовать сама и
Есть ли это результат "естественного отбора" или успеха в бизнесе достигают "действующие типы" - пока определенно заключить сложно, но это интересный материал для будущих исследований социологов и психологов. Может быть действительно успех в бизнесе достигается за счет "оформления" одних и отмирания других психологических черт?
Также весьма парадоксален результат анализа: только 20% обследованных женщин-менеджеров относят себя к людям рационального типа. Остальные настаивают на большой доле иррациональных или интуитивных стратегий. Даже среди тех 20% женщин-менеджеров, которые настаивали на своей рациональности и четкости, сформировалась точка зрения, что рациональность помогает в реализации деловых задач, но подбор людей для работы осуществляется интуитивно.
Доминирование интуитивных
стратегий в бизнесе над
Мотивы женского предпринимательства: деньги или самоутверждение? Вывод, который можно сделать в результате 15 глубинных интервью - современные женщины-менеджеры более материалистичны, нежели менеджеры-мужчины. Несмотря на то, что ни у одной из респонденток "мотивация денег" не являлась единственно доминирующей, она была необходимой составляющей мотиваций творчества и самореализации.
Если сравнивать структуру мотивации бизнесменов женщин и мужчин, то можно заметить принципиальное различие между ними: бизнес-деятельность у женщин гораздо в большей степени ориентирована на состояние и ощущение людей, которые рядом, или тех, за которых она несет ответственность. Внутренняя сензитивность порождает особую чувствительность к состоянию других людей, которая в значительной степени регулирует мотивационный потенциал женщины-менеджера.
Как показал ценностно-нормативный
анализ, наиболее выраженными в мотивационной
структуре женщин-
Информация о работе Психологические особенности личности российского предпринимателя