Психологические особенности личности российского предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:39, реферат

Краткое описание

Обобщены результаты социально-психологического исследования лидеров российского предпринимательства, которые, по мнению экспертов и профессионального сообщества, могут быть отнесены к бизнес-элите России. В фокусе анализа находятся такие психологические характеристики личности бизнесменов, как: Я-концепция, психологический вес, психологический возраст и т.д. Дается сравнительная характеристика психологических особенностей лидеров женского и мужского предпринимательства. Описываются их психологические преимущества, обеспечившие им лидирование в бизнесе.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические особенности личности российского предпринимателя.docx

— 45.96 Кб (Скачать файл)

Фактическая выборка исследования при изучении лидеров-мужчин базировалась на экспертизе и сопоставлении рейтингов, полученных различными научными центрами [4] с учетом величины капитала, общественной репутации и авторитета среди коллег (в основном без номенклатурного прошлого). 55% определенной нами выборочной совокупности входят в список 100 ведущих бизнесменов России. Остальные занесены в каталог "Элита российского бизнеса", составленный специальной экспертной группой. Наши респонденты указаны также в рейтингах 50-ти влиятельных банкиров России службы "VOX populi"'. Авторские интервью проведены с такими бизнесменами, как Константин Боровой, Марк Масарский, Петр Зрелов, Гаригин Тосунян, Дмитрий Сухи-ненко, Аркадий Злочевский, Иван Кивелиди, Борис Хаит, Игорь Пьянков, Юрий Исмаилов, Игорь Абылгазиев и др. Всего проведено 20 авторских интервью с лидерами-мужчинами.

В целом, выборку исследования составили люди, которые по своим  индивидуальным чертам и атрибутам  социальной позиции можно определить как группу "селф-мейд-мен" (творящий самого себя).

Кроме того, в выборку  исследования вошли 15 представителей крупного женского предпринимательства, занимающих две ключевые позиции  в фирмах: президента и вице-президента [6, 7, 12, 14].

Включение "вторых менеджеров" в пространство исследования обуславливалось  желанием проследить, как женский  стиль управления дополняет мужское  лидерство и обеспечивает путь к  успеху.

Отобранные нами для интервью лидеры женского бизнеса являлись вице-президентами фирм, входящих в каталог "Элита  российского бизнеса" (5 представителей), президентами фирм, ставших победителями конкурса среди 200 фирм Москвы и вошедших в список "Золотого бизнеса" [5].

Помимо традиционной сферы  женского бизнеса нами специально были отобраны для интервью женщины-руководители, отвечающие за сугубо мужской бизнес.

При обработке  материалов интервью мы оценивали целостные смысловые части текстов высказываний, специально анализируя их на непротиворечивость и повторяемость по ходу всего интервью. В первую очередь нас интересовали ключевые ценностно-нормативные представления представителей бизнес-элиты, выраженные в суждениях. Выделение подобных смысловых блоков позволяло определять структуру представлений и ценностную окраску высказанных суждений о себе и бизнесе.

При анализе психологических  характеристик мы опирались на оценки бизнесменов, с одной стороны, с  другой - на собственную экспертную оценку. Опыт работы управленческим консультантом  в ряде фирм России позволил надеяться, что диапазон данных личностно-ориентированных  оценок не искажен плохим знанием  предмета исследования и не страдает субъективизмом в той мере, который  отрицает возможность доверять сделанным  выводам.

Лидеры российского  предпринимательства: фрагменты Я-концепции  и особенности психологической  структуры (лидеры-мужчины)

Среди важных задач анализа  Я-концепции лидеров российского  бизнеса ключевой для нас была цель дать возможность самим лидерам  бизнеса максимально открыто  актуализировать свое видение "внутренней картины бизнеса".

Мы намеренно предваряли размышление о себе рассуждениями  о социальных ориентациях, бизнесе, профессионализме. Установив необходимый  уровень доверия, переходили к вопросам психологического свойства, максимально  встраивая их в общую ткань  диалога, избегая усиленного любопытства  или морализаторства.

Профессиональное внимание, сопереживание, иногда "другой взгляд", помогали раскрыть респондента, однако однозначно утверждать, что мы достигли полной откровенности во всех случаях, вряд ли возможно.

Поэтому сделанные здесь  обобщения - лишь первый шаг на пути изучения этого качественного феномена. Количественная устойчивость вскрытых закономерностей - дело будущего. Но сегодня  мы считаем оправданным прибегнуть к этому "микросрезу", чтобы  в последующем движении профессионалы  и аналитики, переосмыслив первые шаги, более уверенно и целеустремленно  двигались к достижению устойчивых и надежных результатов.

Внутренние цели и оценка собственных достижений. Несмотря на то, что исследуемые нами респонденты объективно могли быть отнесены к успешным, внутренняя композиция оценок своей деятельности была смещена к шкале "нереализации". 30% бизнесменов в описании своей деятельности фокусировались на "неудавшихся" задачах и не склонны были оценивать свою деятельность как успешную. Это не относилось к деятельности фирмы в целом, но свои собственные достижения психологически нивелировались наличием серьезных, еще далеко не достигнутых целей.

"Я еще ничего не  достиг в своей системе ценностей, - считает один из ведущих бизнесменов  России. - То, что я для себя  сам, мной не сформулировано. Что  я хочу для себя, кроме того  минимума, к которому стремится  каждый человек? Внутренней комфортности? Но что является достаточным  для этой внутренней комфортности, я не могу себе объяснить.  Может быть, это слишком невыполнимые  требования, поэтому я боюсь их  формулировать для себя и ухожу  от ответа... Но у меня глубокое  чувство неудовлетворенности. Конечно,  я не кричу всем, что я дилетант. Потому что на общем фоне - я  чуть ли не профессионал. Но  это же стыдно... Новые пришельцы  в бизнес действительно оказываются  дилетантами. Поэтому я не люблю,  когда меня называют бизнесменом,  профессионалом. И хотя у меня  большие амбиции и большие  претензии, и я никому не  позволю себя недооценивать..., но  надо быть объективным, чтобы  не чувствовать себя более  значимым, чем ты есть реально..."

Можно предположить, что  ценностная структура бизнес-элиты  построена по процессуальному принципу - достижение необходимой цели моментально "творит" новую цель, движение к которой является более предпочтительным, что субъективно воспринимается как "недостижение собственных целей".

Известным механизмом субъективного  преуменьшения собственных достижений является присутствие внутри "образа удачливого конкурента". Мы не хотели бы утверждать определенно, что истоком  или первопричиной "неугасаемого" присутствия образа успешного бизнесмена является такая черта, как "зависть", но серьезная конкурентность и "неуверенность  в возможности завтрашнего опережения" являются ведущими факторами, обусловливающими самооценку человека, его позиции  внутри профессионального сообщества.

Таким образом, феномен "максимизации целей" порождает, на наш взгляд, инверсионный образ собственных  достижений, что позволяет поддерживать внутреннюю мотивацию деятельности на необходимом уровне. "Стоящего на месте обходят. Довольный собой  потерян..."

Личностные особенности  лидеров бизнеса России. Проведенное исследование дает нам основания утверждать, что личностная структура бизнес-элиты имеет свои особенности, отличающие бизнесменов, например, от лидеров госпредприятий [13]. Одна из таких особенностей - многовариантность личностной организации. Так, часто выделяемая способность "все начинать заново" и принимать непредсказуемые решения хорошо согласуется с выделенной психологической характеристикой.

Обращает на себя внимание также целостный тип организации  личностных процессов у бизнесменов. Подобный тип личностной структуры  обусловливает специфический характер работы личности с ситуациями реальности - он включает механизм не последовательной (сукцессивной), а целостной оценки ситуации, за счет чего достигается  особый внутренний динамизм. Симультанность психических процессов обусловливает  способность внутреннего включения  одновременно нескольких психологических  структур, что создает возможность  существовать и работать одновременно в "параллельных психологических  мирах". Складывается впечатление, что  особая работоспособность бизнес-элиты  обусловливается именно способностью включать одновременно различные личностные уровни, отвечающие, к примеру, за стратегические и оперативные программы поведения.

Целостная организация личностных процессов способствует равномерному развитию взаимоисключающих личностных способностей, например, способности  к анализу и действию одновременно. Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые бизнесмены осознают этот целостный тип организации психических процессов, указывая на полезность всех свойств, им присущих. Механизмом развития подобной личностной организации является, на наш взгляд, особый уровень мотивационной включенности и необходимость работы в условиях "повышенной неопределенности". Это способствует дополнительному вовлечению в психологическую работу тех личностных черт, которые в обычных условиях "законсервированы". Определенные личностные преимущества бизнес-элиты обеспечиваются за счет беспощадной эксплуатации мотивационных структур, что может со временем приводить к "мотивационному выгоранию", если деятельность не компенсируется адекватным образом.

Отличительной особенностью бизнес-элиты является понимание "хрупкости" внутренней мотивации, что формирует  умение эффективно с ней работать. Именно этим обусловлен иногда немотивированный уход от тех или иных ситуаций и  перепоручение отдельных задач  партнерам по бизнесу.

Важной особенностью мотивационной  структуры личности бизнесменов  является не только высокий уровень  мотивационной включенности, но и  выраженность эффекта "самомотивации". Традиционно эта особенность  характерна для лиц с высоким  творческим потенциалом. Внутренние "энергетические батарейки" позволяют в меньшей  степени зависеть от социальных удач и неудач, а включаться от мотивационного приказа самого субъекта. Мы столь  подробно описываем мотивационные  механизмы, потому что именно в них, на наш взгляд, личностные преимущества тех, кто достиг успеха в бизнесе.

Отличия в мотивационной  структуре не единственные. Существенным образом отличается также процесс  целеполагания. Его ключевые характеристики- процессуальность целей и их максимизация.

Высокий уровень мотивационной  включенности в совокупности с особым механизмом целеполагания обусловливают  способность лидеров бизнеса  первоначально создавать "опережающие  реальности", а затем достигать  их. Механизм, при котором бизнесмен  сначала намечает "желаемую реальность" и лишь потом достигает ее практически, весьма интересен.

Взаимодействие с бизнесменами убедило нас в том, что механизм "опережающей реальности" позволяет  проверять инновационные модели и способствует выработке действительно  новых подходов в бизнесе и  их быстрому внедрению в практику. Создается это за счет первоначальной проработки не, как обычно, самой  идеи, а механизмов ее реализации с  последующей проработкой самой  концепции.

Важной характеристикой  бизнес-элиты является стремление к "парадоксальности подхода". Конкурентность как основная среда жизни бизнес-элиты  породила неосознанное стремление к "избеганию  стереотипов", особую чувствительность к новизне информации и способу  ее подачи. При разрешении ситуации, даже коммуникативной, бизнесмены ориентируются  на поиск, прежде всего, нетривиальных  решений.

Процесс выстраивания собственного образа и его предъявление характеризовались, на наш взгляд, попыткой отойти от ожидаемых  подходов и представить неожиданный  вариант "видения себя". Это  не означает, однако, потери адекватности в оценках, а указывает на отношение к себе как дополнительному потенциалу реализации собственного дела. "Страстность", с которой живет бизнес-элита внутри бизнеса, есть залог ее будущих успехов и будущих поражений.

Наконец, несколько замечаний  по поводу индивидуалистических ориентации бизнес-элиты. Наши наблюдения подтверждают, что лидеры российского бизнеса - яркие индивидуальности, склонные творчески подходить к решаемым проблемам, способные критически осмысливать  расхожие концепции. Именно это, а не только индивидуализм в обычном  понимании, составляет ядро яркой личностной сути этих людей.

В сложившейся ситуации следует  признать большим историческим выигрышем  России появление на арене экономической  жизни общества именно таких социально-психологических  типов. Как только лица с подобной ориентацией и согласием на эффективное  сотрудничество составят большинство  на политической арене - можно будет  ожидать качественного прорыва  России к новой реальности.

Многовариантность внутренней структуры бизнесменов рождает  проблему психологического возраста. 25% опрошенных нами бизнесменов в  возрасте до 35 лет отмечают эффект преувеличения  своего психологического возраста над  физическим. Бизнесмены после 35 лет  отмечают отсутствие ощущения возраста вообще. "Мне часто приходится общаться с людьми старше меня, - говорит  один из лидеров. Поэтому порой мне  кажется, что мне не 30 лет, а как  минимум 40—45". Подобное превышение психологического возраста над физическим в диапазоне 5—10 лет отмечают и  другие бизнесмены. Перешагивание за границу 40-45-летнего возраста, наоборот, порождает "отрыв" от адекватного  ощущения возраста.

Это психологический феномен, свидетельствующий о "нелинейности" внутренней структуры бизнесменов, ставит перед учеными интересную исследовательскую задачу: определить, как ситуация риска, ответственности  и психологического напряжения трансформирует ощущение реальности внутри себя и  меняет систему внутренних координат, будь то возраст или оценка собственных  состояний.

Рациональное  и иррациональное: поиск оптимальных  личностных стратегий. Одним из результатов наблюдений в нашем исследовании явился факт доминирования у бизнес-элиты "модели интуитивных стратегий". Лидеры бизнеса в большинстве случаев при принятии решений ориентируются в большей степени на интуицию, нежели на рациональный расчет.

На вопрос Относите ли Вы себя к людям рационального или интуитивного типа? подавляющее большинство обследованных нами респондентов характеризовали себя или как чистых интуитивистов, или как лиц со смешанным типом. Лишь два бизнесмена утверждали, что они всегда опираются на рациональный расчет. Факт преобладания в российском бизнесе лиц с интуитивной моделью поведения может объясняться непредсказуемостью российской ситуации и возможностью "выживания" в бизнесе именно таких личностных типов. Однако этот тезис требует дальнейших серьезных исследований.

Информация о работе Психологические особенности личности российского предпринимателя