Психологические особенности принятия решений в сфере правоохранительной деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 10:35, контрольная работа
Краткое описание
Выбранная мной тема является достаточно актуальной, так как процесс принятия решений является сложным, интегративным поведенческим актом в общей системе целенаправленной сознательной деятельности юриста. Именно поэтому, если мы говорим об особенностях деятельности юристов в системе правоохранительных органов, о необходимых предпосылках повышения эффективности их труда, следует уделять внимание не только их профессиональной подготовке, технической оснащенности, но и психологическим факторам .
Содержание
Введение……………………………………………………………………..……3 Виды, условия и методы принятия решений работником правоохранительных органов…………………………………………………………………………….4 Психологические особенности принятия решений судьей……………..…….11 Проблема риска в деятельности юриста………………………………...……..18 Заключение……………………………………………………………………….21 Список использованных источников…………………………………….……..23
Выбор решений представляет
собой сложный психологический процесс,
в котором логические построения нередко
являются чисто внешним отражением более
глубинных, скрытых не только от постороннего
наблюдения, но и от самого субъекта психических
явлений, влияющих на выбор им тех или
иных приемов и методов принятия решений.
Можно выделить некоторые из этих методов.6)
1.Метод
моделирования. Модель - это представление
объекта, какой-то системы или даже идеи
в некоторой форме, отличающейся от изучаемого
явления, но воспроизводящей отдельные
существенные свойства системы -- оригинала.
В основе построения тех или иных моделей
лежит принцип частичного подобия .Считается,
что создание модели позволяет принимать
объективные решения в ситуациях, слишком
сложных для простой причинно-следственной
оценки альтернатив. Для юриста такой
моделью, представляющей профессиональный
интерес, может служить модель того или
иного конфликта (конфликтной ситуации)
правового характера, в который вовлечены
различные субъекты правоотношений. В
процессе моделирования широко используется
метод проигрывания ролей с прогнозированием
действий конкурирующих сторон в условиях
воздействия на них различных вариантов
принимаемых решений .
2.Метод
«дерево решений». Данный метод представляет
собой схематичное представление процесса
поэтапного принятия решения с последующей
оценкой влияния его возможных результатов
на последующие решения. Данный метод
широко применяется, например, когда планируется
сложный допрос, с предъявлением тех или
иных доказательств допрашиваемому. Данный
метод является составной частью метода
прогнозирования.
3.Метод экспертной
оценки. Достоинства данного метода состоят
в том, что его использование дает возможность
юристу учитывать мнения различных лиц
с разным опытом работы, специализирующихся
в той или иной области применения правовых
знаний, прежде чем будет окончательно
принято решение. У данного метода есть
некоторое сходство с методом обобщения
независимых характеристик, используемым
при изучении личности .7)
2 Психологические
особенности принятия решений судьей
Судебное разбирательство
как стадия уголовного процесса следует
за предварительным следствием. В ходе
судебного разбирательства суд должен
в полном объеме проанализировать версию
предварительного следствия, а также все
возможные взаимосвязи событий и обстоятельств
дела. Кроме того, суд может выдвинуть
по любому уголовному делу собственную
версию.
Деятельность
суда строится на принципах гласности,
устности, непосредственности, непрерывности
процесса; при состязательности сторон.8)Судья должен обладать определенными
психическими качествами, в частности
эмоциональной устойчивостью и способностью
к конструктивной деятельности в экстремальных
условиях уголовного процесса, ведь не
секрет, что именно в судебном заседании
воспроизводятся агрессивность, злоба
и ненависть заинтересованных сторон.
Судье в такой ситуации необходимо проявлять
выдержку, терпимость, а также способность
в нужный момент воспользоваться своими
властными полномочиями, которыми его
наделило государство. Вся деятельность
суда должна быть направлена на установление
истины по делу, принятие единственного
верного, законного решения по приговору.
Свои
психологические особенности волеизъявления,
процесса выработки, принятия решений
имеются и в деятельности юристов, непосредственно
участвующих в судопроизводстве. Как известно,
окончательное волеизъявление судьи по
конкретному делу облекается в особую
процессуальную форму, которая предусмотрена
в законодательстве в виде конкретных
решений по делу, определений, постановлений,
наконец, в форме приговора.
Принятие
судьей разнообразных решений организационного
характера в виде постановлений, определений,
например о принятии дела к своему производству,
о назначении дня слушания дела, вызове
свидетелей и т.п., как правило, не вызывает
особых затруднений, поскольку в законе
существует определенный порядок выполнения
тех или иных действий , которые требуется
соблюсти в тех или иных ситуациях. Подробно
процессуальный порядок принятия таких
решений на каждой стадии уголовного процесса
содержатся в соответствующих правовых
нормах и изучается в уголовно-процессуальном
праве.
Большая часть
таких решений принимается судьями единолично
и не вызывает серьезных осложнений в
процессе их волеизъявления. Это можно
объяснить тем, что процесс поиска правильного
решения судьей в подобного рода случаях
требует прежде всего активизации вербально-логического
мышления, извлекающего из памяти те или
иные правовые, с позиций которых оценивается
сложившаяся ситуация: насколько составные
элементы этой ситуации соответствуют
содержанию конкретной правовой нормы.
И в случае их полного соответствия судьей
выносится определенное решение, представляющее
собой разновидность так называемых рациональных
решений, о которых говорилось выше в предыдущей
главе.
Весь ход процесса
принятия большинства таких единоличных
решений на различных стадиях рассмотрения
дела, начиная от оценки первичной информации,
поступающей к судье, и кончая вынесением
определения (постановления), в своей основе
имеет тот или иной алгоритм построения
логических операций, соблюдение предусмотренных
законом процедур, произведя которые,
можно прийти к какому-то однозначному
выводу и принять решение. Поэтому судебные
ошибки организационного, процессуального
характера, которые все же встречаются
при принятии подобных решений судьями,
скорее связаны с их недостаточной квалификацией,
нежели со сложностью решаемой задачи.9)
При принятии
групповых решений составом суда, определяющих
окончательные результаты рассмотрения
то ли гражданского, то ли уголовного дела,
роль профессионально значимых психологических
факторов, прежде всего интеллекта, мышления
судьи, значительно возрастает. Необходимо
рассмотреть несколько подробнее некоторые
из этих психологических факторов.
Поскольку коллективное принятие решений
составом суда представляет особую разновидность
совместной профессиональной групповой
деятельности, на членов такой, пусть даже
весьма специфической группы, на ход их
мыслительной деятельности влияют тем
не менее те же объективно существующие
социально-психологические закономерности
межличностного, группового взаимодействия
людей. В этих случаях провозглашенная
в законе независимость волеизъявления
судей как один из основополагающих принципов
осуществления правосудия с психологической
точки зрения далеко не всегда может быть
реально достижима, поскольку любая будь
то формальная либо неформальная группа
функционирует под воздействием объективно
существующих социально-психологических
закономерностей межличностного взаимодействия,
общения членов группы со своим признанным
лидером. И любой человек, оказавшийся
в группе, в психологическом отношении
не может быть полностью свободным от
влияния на ход его мыслей, на его суждения
группового мнения, от внушающего воздействия
на него группы, ее лидера .
Безусловно,
все это оказывает в суде определенное
влияние на процесс познания истины, который
завершается принятием соответствующего
коллективного решения. Причем, как отмечают
некоторые исследователи данной проблемы
применительно к судебной деятельности,
подобный конформизм при принятии групповых
решений (то есть составом суда) обычно
бывает выше, когда дело касается сложных
вопросов, например, определение виновности
подсудимого, и намного ниже при обсуждении
более простых вопросов, в частности меры
наказания.10)
Учитывая эти
объективно существующие социально-психологические
закономерности функционирования группы,
стремясь как можно сильнее смягчить их
возможное негативное воздействие на
членов суда, законодатель предусмотрел
целый ряд гарантий, соответствующих правил
поведения судей, входящих в состав суда,
определенные процедуры в их взаимоотношениях,
например, обязательный отвод судьи, заинтересованного
в деле.
Безусловно,
все эти правила и гарантии в определенной
мере направлены на предупреждение судебных
ошибок в процессе принятия тех или иных
решений судами. Однако, к сожалению, в
полной мере они не предотвращают их. И
дело здесь вовсе не в отсутствии каких-то
дополнительных гарантий, в низкой профессиональной
квалификации того или иного судьи, а в
тех психических явлениях, которые принято
относить к так называемому человеческому
фактору. Среди этих психических явлений
следует указать на психическую установку,
которая играет двойственную, в чем-то
даже, если можно так выразиться, коварную
роль .Впервые на нее как на фактор, влияющий
на появление судебных ошибок, обратила
в 70-х гг. внимание Т.Г. Морщакова. По ее
данным, не менее 50% случаев отмены приговоров
как не отвечающих требованиям закона
(всего было изучено 1803 уголовных дела)
в той или иной мере были связаны с обнаруженным
ею влиянием «эффекта психической установки»
на принятие судьями окончательных решений
по уголовным делам.11)
Как и в
познавательной деятельности следователя,
так и в деятельности судей психическая
установка, с одной стороны, выполняет
положительную функцию, являясь своеобразной
«психической гарантией максимальной
мобилизации накопленных знаний». Под
ее воздействием психические, познавательные
процессы человека (восприятие, мышление,
внимание и др.) приобретают строго избирательный
характер, и вследствие этого каждая новая
задача решается субъектом как уже прежде
решенные им задачи.
С другой стороны,
психическая установка может подталкивать
судью к ошибочным выводам и решениям.
В подобных случаях психическая установка
судьи нередко бывает связана с «психологической
значимостью предыдущих решений, состоявшихся
по делу», т.е., по существу, с выводами
следствия. А это, в свою очередь, по мнению
Т.Г. Морщаковой, приводит к тому, что, во-первых,
благодаря установке окончательное формирование
внутреннего убеждения судьи часто задолго
предшествует моменту удаления суда в
совещательную комнату. И во-вторых, судья,
подсознательно следуя сформировавшейся
у него установке, в ходе судебного разбирательства
невольно суживает пределы исследования
обстоятельств дела, вследствие чего какие-то
детали в познавательном плане становятся
недоступными для его восприятия.
В ходе
исследования механизма воздействия психической
установки на мыслительные процессы, на
формирование ошибочных решений судьями
Т.Г. Морщаковой было выявлено три основные
группы судебных работников, допускавших
типичные для них ошибки при рассмотрении
уголовных дел.
Первую
группу составляли лица, которые правильно
устанавливали обстоятельства дела, но
под влиянием установки о виновности подсудимого,
под воздействием обвинительного уклона,
несмотря на наличие оснований для вынесения
оправдательного приговора, не видели
их и подписывали обвинительный приговор.
Это как раз те случаи, когда субъект видит
новую задачу, но решает ее как старые.
Во вторую
группу входили те, кто видел, что достаточные
основания для вынесения обвинительного
приговора отсутствуют, вследствие чего
подсудимый должен быть оправдан, поскольку
дополнительных доказательств о его виновности
получить невозможно, либо в суде нужно
провести дополнительные исследования,
чтобы устранить неполноту предварительного
следствия. Однако в отношении подсудимого
оправдательного вердикта не выносилось,
а само дело возвращалось для производства
дополнительного расследования.
И наконец,
в третьей группе находились те, кто при
недостаточной обоснованности обвинения,
подтвержденной в судебном заседании,
участвовал в вынесении обвинительного
приговора. Однако они определяли такую
низкую меру наказания, которая явно не
соответствовала тяжести содеянного,
той мере наказания, назначение которой
было бы необходимым, в случае полной доказанности
виновности подсудимого. Причем это определялось
вовсе не какими-то личностными качествами
последнего, а было связано с сомнениями
судей относительно недостаточности доказательств
виновности подсудимого, т.е. недостаточность
доказательств виновности отражалась
в чрезмерно мягкой мере наказания.12)
Из вышесказанного
напрашивается вывод что: психическая
установка сопровождает любую познавательную
деятельность человека, в том числе, разумеется,
и судебную, оказывая на нее как положительное,
так и отрицательное влияние. Психическая
установка обычно предшествует решениям,
которые принимаются под ее воздействием.
Для нейтрализации негативного влияния
психической установки необходимо, чтобы
она была достаточно гибкой и подвижной.
Но это уже во многом зависит от самого
человека, от его интеллекта, других качеств
личности, которые, если он сам не раскроет
в себе, никто за него это не сделает.
Серьезное
влияние на появление ошибочных судебных
решений помимо психической установки,
оказывают также различные психические
состояния, которые может испытывать судья,
как и любой человек. Среди этих состояний
Т.Г. Морщакова в первую очередь обращает
внимание на состояние сомнения в момент
принятия судьей решения по делу, утомления,
психической напряженности (стресса),
существенно ослабляющих его познавательную
активность, проявление профессионально
значимых способностей, опыта .
Состояние
сомнения, которое нередко связано с состоянием
тревожности, как правило, является результатом
неуверенности судьи при оценке доказательств
по делу. Если такое состояние, сопровождающее
его интеллектуальную деятельность, не
устранено, оно должно послужить основанием
для решения тех или иных вопросов в пользу
подсудимого.
Поэтому
судье необходимо постоянно сохранять
на должном уровне самоконтроль за своим
эмоциональным состоянием, настроением,
поведением, особенно в процессе общения
с окружающими его людьми, участниками
процесса, с коллегами по работе. Ничто,
в том числе и его личностные качества
не должны вызывать у граждан сомнений
в его объективности, справедливости и
беспристрастности в отправлении правосудия.
3 Проблема
риска в деятельности юриста
Характер юридической
деятельности, связанный с острым противоборством,
нестандартными ситуациями, значительно
обостряет проблему выбора в условиях
риска. Эту проблему подметил еще Аристотель
в своей работе «Никомахова этика», когда
выделил действия субъекта «по неведению»
и «в неведении». Действия «в неведении»
- когда человек сознательно избирает
незнание, неведение. 13) Действия «по неведению»
имеют место тогда, когда остаются неизвестными
некоторые частные или случайные обстоятельства,
которые помимо воли действующего лица
изменяют смысл поступка (пример, сотрудник
ГАИ, пытаясь задержать преступников и
не зная, что в салоне автомобиля помимо
них находится ребенок, случайно ранил
этого ребенка).
В деятельности
юриста наиболее простой является ситуация,
характеризующаяся своей определенностью,
когда юрист, принимающий решение, точно
знает, что он должен делать, и имеет возможность
спрогнозировать достижение нужных ему
результатов, наступление тех или иных
правовых последствий. Примером, иллюстрирующим
данный тип ситуаций, может служить обнаружение
трупа с признаками насильственной смерти,
т.е. обнаружение признаков преступления
против жизни человека, однозначно обязывающее
прокурора, следователя принять единственно
правильное решение - возбудить уголовное
дело.14)