Наибольшую
сложность в деятельности юриста представляют
неопределенные, проблемные ситуации,
которые побуждают его активно производить
перебор многообразной, нередко противоречивой
информации, оценивать возможные последствия
от принятых решений, прежде чем какое-либо
из них будет принято. Они носят разномасштабный
характер, например: следственная ситуация,
в которой принимается решение о предъявлении
обвинения подозреваемому, о проведении
обыска, очной ставки или, к примеру, ситуация,
складывающаяся в совещательной комнате
при вынесении приговора с определением
меры наказания составом суда.
Весьма
специфической является ситуация, требующая
оперативного принятия решений тактического
характера, например во время допроса,
когда допрашиваемый активно пытается
ввести следствие в заблуждение, скрыть
доказательства по делу. В подобных случаях
рефлексивного взаимодействия следователя
и допрашиваемого процесс принятия решений
предполагает моделирование мыслительной
деятельности партнера по общению с тем,
чтобы достичь максимума выигрыша при
минимуме потерь, т.е. выбрать оптимальное
решение из какого-то допустимого множества
вариантов, предполагающих различные
последствия.
Первое,
что необходимо делать в подобного рода
непростых ситуациях - это попытаться
получить дополнительную информацию,
еще раз проанализировать ее. А затем уже
действовать в соответствии со своим профессиональным
опытом, знаниями, интуицией.
Неопределенные
по своим последствиям ситуации, побуждающие
юриста производить переоценку различных
возможных альтернативных решений, чтобы
избежать наступления негативных результатов,
нередко бывают сопряжены в большей или
меньшей мере с профессиональным риском.
Поэтому подобные ситуации относят к рискованным
(или рисковым) ситуациям .
В психологии
под риском понимается «ситуативная характеристика
деятельности, состоящая в неопределенности
ее исхода и возможных неблагоприятных
последствиях в случае неуспеха».15) Понятию риска соответствуют
три связанных между собой значения.
Во-первых,
риск рассматривается как мера ожидаемого
неблагополучия в случае неуспеха в деятельности,
определяемая сочетанием вероятности
неуспеха и степени неблагоприятных последствий.
Во-вторых,
о риске можно говорить как об опасном
действии, грозящем субъекту какой-то
потерей, утратой чего-либо. В данном случае,
если к риску подходить именно как к действию,
то вполне правомерно сказать о том, что
риск может бытъ мотивированным и немотивированным,
оправданным (обоснованным) и неоправданным
(необоснованным). И здесь видится больше
всего точек соприкосновения в правовом
и психологическом подходах к раскрытию
содержания категории риска.
В-третьих, риск
в психологии рассматривается в качестве
ситуации выбора между двумя возможными
вариантами поведения (действий): менее
привлекательным, но более надежным и
более привлекательным, но менее надежным,
что дает основание оценивать возникающие
ситуации как более или менее успешные,
либо вовсе проигрышные опять-таки с учетом
уровня притязаний, мотивации достижений
субъекта, уровня его самооценки.
На рискованное
поведение человека влияют различные
факторы. Прежде всего ситуационные воздействия
и задачи, стоящие перед субъектом, которые
приобрели для него значительный личностный
смысл. Затем особенности личности рискующего
субъекта: уровень его притязаний, мотивация
достижения, импульсивность, склонность
к риску, волевые качества, прогностические
способности и некоторые другие качества.
И наконец, влияние группы, ее лидера, характер
межличностных в ней отношений ее членов.
В подобных случаях нередко возникает
так называемый феномен сдвига риска,
выражающийся в том, что решения, принимаемые
группой (в результате групповой дискуссии),
часто являются более рискованными (значительно
реже наблюдается противоположный эффект
- сдвиг риска в сторону более осторожного
варианта решения).
Заключение
Процесс
принятия решений рассматривается как
составная часть интеллектуальной деятельности
человека, как один из ее этапов, связанный
с определением задач (целей) деятельности,
с разработкой плана достижения поставленных
целей, выбором средств, тактических операций,
и завершающихся сопоставлением полученных
результатов с исходными данными. Принятие
решения является сложным, интегративным
поведенческим актом в общей системе целенаправленной
сознательной деятельности юриста.
Произведя
анализ данной темы, мы выявили
ряд проблем, которые на сегодняшний
день имеют место быть в
правоохранительной деятельности:
1. Недостаток
решений, основанных на суждениях, состоит
в том, что из-за чрезмерной ориентации
руководителя на свои знания, прежний
опыт, из-за воздействия на его сознание
смысловой установки, он может не учесть
новые, вновь возникшие обстоятельства
и вследствие этого упустить связанные
с ними новые альтернативы, принимая решение,
не воспользоваться открывшейся перед
ним дополнительной возможностью использовать
новую информацию
2. Нередко
исходная информация может быть противоречива
или же ее недостаточно для принятия однозначного
решения. В таких непростых, как принято
говорить, проблемных, ситуациях прежде
всего нужно попытаться получить дополнительную
информацию и проанализировать ее в совокупности
с проверенными имеющимися сведениями.
3.Проблема
принятия решения при коллективном составе
суда, состоит в том, что провозглашенная
в законе независимость волеизъявления
судей как один из основополагающих принципов
осуществления правосудия с психологической
точки зрения далеко не всегда может быть
реально достижима, поскольку любая
группа функционирует под воздействием
объективно существующих социально-психологических
закономерностей межличностного взаимодействия,
общения членов группы со своим признанным
лидером. И любой человек, оказавшийся
в группе, в психологическом отношении
не может быть полностью свободным от
влияния на ход его мыслей, на его суждения
группового мнения, от внушающего воздействия
на него группы, ее лидера .
4. Психическая
установка обычно предшествует решениям,
которые принимаются под ее воздействием.
Для нейтрализации негативного влияния
психической установки необходимо, чтобы
она была достаточно гибкой и подвижной.
Но это уже во многом зависит от самого
человека, от его интеллекта, других качеств
личности, которые, если он сам не раскроет
в себе, никто за него это не сделает.
5.Серьезное
влияние на появление ошибочных судебных
решений помимо психической установки,
оказывают также различные психические
состояния, которые может испытывать судья,
как и любой человек. Поэтому на наш взгляд
судье необходимо постоянно сохранять
на должном уровне самоконтроль за своим
эмоциональным состоянием, настроением,
поведением, особенно в процессе общения
с окружающими его людьми, участниками
процесса, с коллегами по работе.
6. Существенной
является проблема принятия решений в
условиях риска. На наш взгляд, первое,
что необходимо делать в подобного рода
непростых ситуациях - это попытаться
получить дополнительную информацию,
еще раз проанализировать ее, а затем уже
действовать в соответствии со своим профессиональным
опытом, знаниями, интуицией.
Подводя
итог необходимо отметить , что принятие решения
– это выбор альтернативы, т.е. определение
того, как следует поступать в определенном
правовом режиме в конкретном случае,
каким способам поведения отдать предпочтение,
чтобы достичь поставленной цели, не выходя
за рамки закона.
Список использованных
источников
- Российская Федерация. Конституция
Российской Федерации : [принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г., с изменениями и дополнениями на 21 июля 2014 г. № 2-ФКЗ] // Российская газета. – 2014. – № 27.
– 22 июля.
- Российская Федерация. Законы.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации : федер. закон : [принят Государственной
Думой 22 января 2001 г. № 174-ФЗ; по состоянию на21 июля 2014 г. № 7-ФЗ] // Российская газета. – 2014. – № 24. – 22
июля.
- Российская Федерация. Законы. О судебной системе
Российской Федерации: федер. закон: [принят Государственной Думой 23 октября 1996 г. № 1-ФКЗ. С изменениями и дополнениями на 05.02.2014 г. № 7-ФЗ] // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2014. – № 6. – Ст. 558.
- Аминов, И.И. Психология для юристов : учебник/ И. И. Аминов. - М. : Омега-Л, 2005. – 552 с.
- Андреева, И. Н. Эмоциональный
интеллект: исследования феномена / И. Н. Андреева. – М. : Русская мысль, 2006. -134с .
- Анохин, П. К. Теория функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Дело, 2009. -205с.
- Еникеев, М. И. Основы общей и юридической
психологии : учеб. для вузов / М. И. Еникеев.
- М. : Юристъ, 2007. - 631 с.
- Лупинская, П. А. Решения в уголовном
судопроизводстве: теория, законодательство и практика / П. А. Лупинская. - М. : Юристъ, 2006. – 174 с .
- Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента / М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури .- М.: Дело, 2005. - 704 с.
- Миликова, А.В. Некоторые психологические
особенности принятия следователем решения
о производстве следственных действий /А.В. Миликова // Вестн. Волгогр. гос.
ун-та. Сер. 5, Юриспруд. 2010. № 1.-С. 5-7.
Морщакова, Т.Г. Обсуждение проблемы судебных ошибок: статья. /Морщакова,
Т.Г.- М.: ЭКСМО, 2011 . - С. 4-7.
- Петухов, Н.А. Загорский, Г.И. Правоохранительные органы: учебник./ Н.А. Петухов, Г.И. Загорский .- М.: Русская мысль, 2010. - 214с.
- Романов, В.В. Юридическая психология: учебник. /В.В. Романов.- М.: Юристъ, 2007. - 488 с.
- Саак, А. Э. Разработка управленческого
решения : учебник для вузов / А. Э. Саак, В. Н. Тюшняков.
- СПб.: Питер, 2007.- 272 с.
- Чулахов, В. Н. Криминалистическое
исследование навыков и привычек человека /В. Н. Чулахов.- М. :Юрлитинформ, 2004. - 176 с.
- Большой психологический
словарь под редакцией Б.Г.
Мещерякова, В.П. Зинченко.- М.: 2003 - 672 с.
1) Еникеев, М. И.Основы общей и юридической
психологии : учеб. для вузов / М. И. Еникеев.-
М. : Юристъ, 2007. – С. 235.
2) Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы
менеджмента/М.Мескон ,М. Альберт ,Ф. Хедоури.-
М.: Дело, 2005. – С. 123.
3)Лупинская, П. А. Решения в уголовном судопроизводстве:
теория, законодательство и практика /
П. А. Лупинская . - М. : Юристъ, 2006. –
С. 105-106.
4 )Анохин, П.К.
Теория функциональных систем / П.К. Анохин.-
М.: Дело, 2009. - С. 58.
5)Андреева, И. Н. Эмоциональный
интеллект: исследования феномена / И.
Н. Андреева. – М. : Русская мысль, 2006. –С.
101 .
6) Миликова, А.В. Некоторые психологические
особенности принятия следователем решения
о производстве следственных действий
/А.В. Миликова // Вестн. Волгогр. гос. ун-та.
Сер. 5, Юриспруд. 2010. № 1.-С. 5-6.
7) Аминов, И.И. Психология для юристов :
учебник/ И. И. Аминов. - М. : Омега-Л, 2005. –
С. 146.
8) Российская Федерация. Законы. О судебной
системе Российской Федерации: федер.
закон: [принят Государственной Думой
23 октября 1996 г. № 1-ФКЗ. С изменениями и
дополнениями на 05.02.2014 г. № 7-ФЗ] // Собрание
законодательства Российской Федерации.
– 2014. – № 6. – Ст. 558.
9) Чулахов, В. Н. Криминалистическое исследование
навыков и привычек человека /В. Н. Чулахов.-
М. :Юрлитинформ, 2004. - С. 59-60.
10) Петухов, Н.А. Загорский, Г.И. Правоохранительные
органы: учебник./ Н.А. Петухов, Г.И. Загорский
.- М.: Русская мысль, 2010. - С. 189.
11) Морщакова, Т.Г. Обсуждение проблемы
судебных ошибок: статья. /Морщакова, Т.Г.- М.: ЭКСМО, 2011. -С. 5.
12) Морщакова, Т.Г. Обсуждение проблемы
судебных ошибок: статья. /Морщакова, Т.Г.- М.: ЭКСМО, 2011. -С. 6.
13) Романов, В.В. Юридическая психология:
учебник. /В.В. Романов.- М.: Юристъ, 2007. -
С. 345.
14) Саак, А. Э. Разработка управленческого
решения : учебник для вузов / А. Э. Саак,
В. Н. Тюшняков. - СПб.: Питер, 2007. - С. 46-47.
15) Большой психологический
словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко.- М.: 2003 - С. 567.