Психологические особенности профессионального самоопределения безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Исследования в области профессионального самоопределения стали актуальными в связи с быстро изменяющимися социально-экономическими условиями жизни населения. Безработные испытывают особые трудности как при выборе новой профессии, так и в процессе трудоустройства, несмотря на свой богатый жизненный и профессиональный опыт. В настоящее время под воздействием научно-технического прогресса важнейшим элементом профессиональной квалификации становится профессиональная гибкость и мобильность, то есть способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвященный социально-психологическим особенностям безработных
1.1 Сущность безработицы и факторы её возникновения……………
1.2. Причины безработицы……………………………………….
1.3 Типы безработных ……………………………………………….
1.4 Безработный в структуре деятельности службы занятости……………….
1.5 Социально-психологические особенности безработных, утративших прежний социальный статус………………………………….
1.6 Профессиональное самоопределение и профессиональное становление личности……………………………………………………………
Глава2. Исследование психологических особенностей и профессиональных предпочтений безработных
2.1 Организация и методы исследования…………………………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая борзенкова.docx

— 76.45 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, с учетом разнообразных  форм специальной социально-психологической  поддержки безработных применение инспекторами психологических знаний и навыков должно быть направлено, главным образом, на установление рабочего контакта с посетителем. Психология изучения личности безработного (ищущего  работу) и психология влияния на его поведение должны войти в  инструментарий практической работы инспектора. Исследованный нами спектр психологических  установок безработных, в том  числе по вопросам трудоустройства; но практика работы показывают, что  не всегда и не все клиенты при  посещении службы занятости и  регистрации в качестве безработных  преследуют цель обязательного трудоустройства.

Имеющиеся правовые «прорехи» в  действующем законодательстве о  занятости населения, вызванные  главным образом недопониманием законодателем всего комплекса  проблем рынка труда в реформируемом  обществе и упорным нежеланием советоваться с практиками и учеными в этой области, к сожалению, позволяют  немалой части безработных получать на законном основании пособие по безработице (не говоря уже о незаконных приемах его получения) и не проявлять  ожидаемой активности в поисках  подходящей работы. Поэтому формализованный  и психологический диалог «инспектор-посетитель»  закладывает основы последующего взаимодействия уже в структуре службы занятости, причем это взаимодействие не будет  ограничиваться только коммуникацией  безработного с инспектором, но будет  касаться многих сторон функционирования службы занятости.

В этой связи очевиден управленческий аспект организационной и психологической работы инспекторов и всей службы занятости, их влияние на активность безработных и даже на уровень безработицы в том или ином регионе. Квалифицированное влияние со стороны службы занятости на структуру социального поведения безработного, его мотивационный комплекс, органически включается в систему управления занятостью населения. Вместе с тем все это повышает значимость для функционирования службы занятости как вопросов практической подготовки ее специалистов по вопросам практической психологии, так и научно ориентированных социологических и психологических исследований реального поведения индивида на рынке труда. Некоторые результаты таких исследований, ориентируемые на практику работы социального работника в системе службы занятости населения, приведена в следующих главах.

1.5 Социально-психологические  особенности безработных, утративших  прежний социальный статус

Группа безработных, считающих, что  их социальный статус снизился в результате утраты работы, имеет достаточно много  отличительных особенностей по сравнению  с теми, кто считают, что их социальный статус не изменился или даже повысился.

Снижение статуса не связано  с уровнем образования работника, с причинами его увольнения или  длительностью пребывания в качестве безработного. Однако для людей старшего возраста снижение общественного статуса  более ощутимо, чем для молодых.

У людей с чувством сниженного статуса  отмечаются более радикальные, полярные требования к работе: среди них  больше как тех, кто желал бы работать только по своей специальности, так  и тех, кому безразлично, кем работать. Представители этой группы считают  себя менее приспособленными к новым  экономическим условиям.

В целом для них характерно менее  адаптивное поведение, перенос ответственности  с себя на других. Доминирующими  чувствами для них являются тревога, страх перед будущим, состояние  неопределенность (этим они весьма сильно отличаются от безработных, не снизивших социального статуса). Они также далеко не уверены, что сейчас люди стали лучше работать, чем раньше, при социализме (в отличие от безработных, которые не снизили своего статуса и которые считают, что все осталось примерно одинаковым).

Материальное положение семьи  у безработных этой группы худшее по сравнению с безработными второй группы, а материальная сторона их жизни значительно ухудшилась после  утраты работы. Естественно, что ухудшение  материального положения и снижение социального статуса привело  и к ухудшению взаимоотношений  в семье.

Чувство, что его социальный статус снизился как в глазах других людей, так и в собственных, приводит безработных к тому, что многие из них готовы ради получения работы пойти на ещё большее снижение статуса.

Отвечая на вопрос «Готовы ли Вы при  смене работы пойти на снижение своего социального статуса?» более половины мужчин (51%) и треть женщин (39%) подтвердили, что готовы к такому психологически болезненному шагу. Различия между  полами в данном случае существенны  и не совсем понятны.

Для мужчины социальный статус имеет  несравненно более важное значение, чем для женщины, он дорожит им. Но оказывается, что сравнительно большее  число мужчин готовы пренебречь статусом ради работы. Женщины на это идут с меньшей охотой, хотя, конечно, в целом сам тот факт, что  практически каждый второй безработный  готов пожертвовать своим положением ради работы, говорит о многом. Это  свидетельство и того, что работа является для значительной части  людей очень важной составляющей их жизни, и того, что социальный статус среднего человека реально весьма низок и не представляет большой  ценности для него самого. Возможно также, что социальный статус связывается  в сознании человека прежде всего  или исключительно с работой, с его трудовой деятельностью.

Безработные, готовые пойти на снижение социального статуса, одновременно готовы работать и за меньшую, чем они имели на последнем месте работы, заработную плату. Среди них больше людей с ригидными чертами личности (вязким, малоподвижным, или, как обычно говорят, флегматичным темпераментом), они в большинстве своем менее общительны, но в сильной степени социально зависимы (конформны).

Кроме того, это тревожные, робкие и склонные к подчинению индивиды. Особенность адаптивных реакций  таких людей в том, что они  скорее ожидают помощи от государства  и мало полагаются на свои собственные  силы, они ориентированы на то, чтобы  добиваться возвращения к прежнему социальному и профессиональному  состоянию (что определенно совпадает  с повышенной психологической ригидностью) или вообще отказаться от каких-либо усилий по поиску работы и ничего не предпринимать.

Эти люди почти совершенно не готовы использовать сложившуюся сейчас, далеко не благоприятную ситуацию для того, чтобы постараться изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому они  и больше надеются на помощь извне, чем на свои силы. При этом важно  то, что они не ухудшили самооценки себя как личности, а в ряде случаев даже повысили ее.

1.6 Профессиональное самоопределение  и профессиональное становление  личности

Большинство безработных лиц нуждается в  повышении квалификации или профессиональной  переподготовке.  Профессиональное   самоопределение  - осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека, а также нахождение смысла выполняемой деятельности. Сущность  профессионального   самоопределения  сводится к осознанному, самостоятельному и адекватному выбору профессии.

Среди различных вариантов  выбора профессии, складывающихся на практике, выделяют следующие:

1) выбор профессии соответственно  семейной традиции;

2) выбор профессии по  случаю, наугад;

3) выбор профессии по  призванию;

4) выбор профессии по  расчету.

Приемлемым  считается лишь четвертый вариант - осознанный, самостоятельный выбор  профессии в результате решения  задачи, требующей учета следующих  факторов:

а) потребностей рынка труда;

б) условий избираемой деятельности, сознательного учета ее трудностей;

в) требований профессии и  своих возможностей по их удовлетворению, а также оценки предполагаемых

форм вознаграждения в  труде;

г) оценки своих материальных и физических ресурсов при выборе  профессиональной  школы как средства овладения  профессиональным  мастерством.

Профессиональное  становление личности охватывает длительный период жизни 35-40 лет. В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации и возрастные изменения личности. Российские ученые выделяют семь стадий профессионального становления личности.

Первая стадия. Аморфная оптация 0-12 лет. Это период, когда проявляются основные интересы и склонности ребенка. Под влиянием родителей, учителей, средств массовой информации зарождается интерес  к какой-либо деятельности.

Вторая стадия. Оптация 12-16 лет. В процессе учебы  у школьников выявляются способности  к определенным видам наук. Формируется  конкретный интерес, к каким-либо видам  деятельности.

Третья стадия. Профессиональная подготовка 16-23 года. На этом этапе формируется готовность к самостоятельному труду. Стремление к получению конкретной профессии, которое может завершиться осознанным выбором.

Четвертая стадия. Профессиональная адаптация 18-25 лет. Получение  профессионального опыта. Происходит формирование профессионально важных качеств. Приобретается опыт взаимоотношений  в деловой среде. Осваивается  новая социальная роль.

Пятая стадия. Первичная профессионализация. Стадия становления молодого специалиста, его профессиональных навыков и  умений. Происходят изменения личности относительно выполняемой деятельности.

Шестая стадия. Вторичная профессионализация. Из молодого специалиста формируется  профессионал с индивидуальный стилем выполнения работы.

Седьмая стадия.  Профессиональное  мастерство. К сожалению, до этой стадии доходят немногие. Стадии мастерства достигают работники с творческим потенциалом, развитой потребностью самореализации.

Это идеальный путь  профессионального   самоопределения. Своего рода ориентир, для человека, желающего

достичь вершины  профессионального  совершенства.

В настоящее время люди, потерявшие работу, из числа активного населения, а также  безработные  лица сталкиваются с  проблемой  повторного  профессионального   самоопределения.  Большинство  безработных  нуждается как в  профессиональном  обучении, переобучении и получении новых  профессиональных  навыков и знаний с целью трудоустройства по новой специальности или профессии, так и повышению квалификации как средству обновления  профессиональных  знаний по полученной ранее специальности.

Решить  проблему  повторного  профессионального   самоопределения  помогает дополнительное  профессиональное  образование. Повышение квалификации повышает стоимость специалиста на рынке труда, переобучение (переподготовка) помогает обрести новую профессию или квалификацию с учетом требований рынка труда.

Профессиональное  обучение  безработный  проходит в учреждениях дополнительного  профессионального  образования бесплатно по направлению государственных служб занятости населения за счет средств субъекта Российской Федерации. Учреждение дополнительного  профессионального  образования должно помочь профессионально  самоопределиться  безработному.

Таким образом, по оценкам специалистов, среди официально зарегистрированных безработных до половины людей не являются настоящими клиентами службы занятости.

II. Типология безработных по  их реальным потребностям

По структуре потребностей и  типу отношений со службой занятости  вся совокупность зарегистрированных и давно стоящих на учёте безработных  подразделяется как специалистами, так и самими безработными на две  категории: 1) настоящих клиентов службы занятости, основной потребностью которых  является поиск работы, и в службу они обращаются прежде всего ради этого; 2) людей, которые пользуются услугами службы занятости для достижения целей, не связанных с поиском  работы и трудоустройством и значительная часть которых по существенным признакам  не может быть отнесена к социальной группе безработных, используют службу занятости как источник для получения  дополнительного дохода в данный момент и обеспечения такой возможности  в будущем, по выходе на пенсию. Приблизительное  соотношение (в процентах) первой и  второй категории безработных показано в табл. 3.

Как видим (хотя приведённые данные и совершенно приблизительны), доля лиц среди безработных, которые  по характеру своих отношений  со службой (а также, вероятнее всего, и по формальным признакам) не имеют  права быть зарегистрированными  в качестве официальных безработных  и получать пособие, слишком велика, чтобы ещё не обращать на это внимания. Это как минимум половина всех лиц, стоящих на учёте в службе занятости.

К тому же, эта доля значительно  возрастает по мере удаления от крупного города. На селе лица, не составляющие контингент «настоящих» безработных, находятся по отношению к ним  как минимум в пропорции 4:1. Наличие  такой группы безработных обусловливает  появление целого ряда проблем, которые  службе занятости приходится или  ещё придётся в ближайшем будущем  решать.

Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей  силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров  и услуг. В последнее десятилетие  перед государствами разных стран  стоит дилемма: либо смириться с  ростом безработицы, что может привести к социальной нестабильности, либо попытаться не допустить появления  крупномасштабной безработицы и  осуществление некоторых мер  по сокращению рабочего времени.

Продолжительность безработицы может  оказать своего рода «индикатором тревоги» для государственного вмешательства. Так в России среднее время  поиска работы в 1998 г. составило 9,1 месяц. Причем из года в год время поиска работы увеличивалось (1997 г. – 8,8 месяцев). В настоящее время возросла долговременная безработица, которая длится год и более. В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введён термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике. Региональная динамика общей безработицы совпадает с общероссийским трендом, наиболее высокие показатели во всех регионах отмечались в 1998–1999 гг., при этом в кризисный период различия между регионами несколько уменьшились. С улучшением состояния рынка труда межрегиональные различия выросли, так как в наиболее проблемных регионах ситуация улучшалась медленней, чем в экономически сильных. В целом к середине 2000-х гг. ситуация на региональных рынках труда стабилизировалась и ожидать заметных структурных изменений вряд ли возможно. При этом региональные различия не смягчились, т. к. наиболее проблемные республики Северного Кавказа практически не имеют позитивных сдвигов по созданию новых рабочих мест. Пока только рост трудовых миграций их населения может смягчить острую напряженность на региональных рынках труда. Начинающееся в России сокращение численности трудоспособного населения неизбежно ускорит эти процессы. Регулирование занятости – одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали.

Информация о работе Психологические особенности профессионального самоопределения безработных