Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа
Исследования в области профессионального самоопределения стали актуальными в связи с быстро изменяющимися социально-экономическими условиями жизни населения. Безработные испытывают особые трудности как при выборе новой профессии, так и в процессе трудоустройства, несмотря на свой богатый жизненный и профессиональный опыт. В настоящее время под воздействием научно-технического прогресса важнейшим элементом профессиональной квалификации становится профессиональная гибкость и мобильность, то есть способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию.
Введение………………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретический анализ исследований, посвященный социально-психологическим особенностям безработных
1.1 Сущность безработицы и факторы её возникновения……………
1.2. Причины безработицы……………………………………….
1.3 Типы безработных ……………………………………………….
1.4 Безработный в структуре деятельности службы занятости……………….
1.5 Социально-психологические особенности безработных, утративших прежний социальный статус………………………………….
1.6 Профессиональное самоопределение и профессиональное становление личности……………………………………………………………
Глава2. Исследование психологических особенностей и профессиональных предпочтений безработных
2.1 Организация и методы исследования…………………………………
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………...
Опросник профессиональных предпочтений (модификация теста Холланда)
№ |
Код испытуемого |
Уровень социальной фрустрированности | |||||
Реалистичный тип |
Интеллектуальный тип |
Социальный тип |
Конвенциальный тип |
Предприимчивый тип |
Артистический тип | ||
1 |
ЛиНиРо |
+ |
|||||
2 |
КаЛиВи |
+ |
|||||
3 |
СоДмОл |
+ | |||||
4 |
ПоДмЯк |
+ |
|||||
5 |
РыЕгСе |
+ |
|||||
6 |
ГаИрНи |
+ |
|||||
7 |
ПиАрАн |
+ |
|||||
8 |
ЖеГаНи |
+ |
|||||
9 |
ЖоВаАл |
+ |
|||||
10 |
ШеАлРу |
+ | |||||
11 |
ЛоНаСе |
+ | |||||
12 |
НоСеЮр |
+ |
|||||
13 |
ВоАнПа |
+ |
|||||
14 |
ВиОлВл |
+ |
|||||
15 |
УшВаОл |
+ |
|||||
16 |
КрОлВи |
+ |
|||||
17 |
СвАлСе |
+ |
|||||
18 |
КоВлСе |
+ | |||||
19 |
АкРоВл |
+ | |||||
20 |
ШуВаСе |
+ |
|||||
21 |
ЧеНаНи |
+ |
|||||
22 |
СвРиАл |
+ |
|||||
23 |
ЕпЕвВа |
+ |
|||||
24 |
ЕвИрЮр |
+ |
|||||
25 |
ЛуНа |
+ |
|||||
26 |
ОгЕлАл |
+ | |||||
27 |
СиИрВл |
+ |
|||||
28 |
БлЕкВа |
+ | |||||
29 |
КрСвЕв |
+ |
|||||
30 |
ОпЕвАн |
+ |
1. Реалистический тип – 13,3%. Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее. Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой. Общение не является ведущим в структуре деятельности.
2. Интеллектуальный тип – 20%. Профессионалы данного типа
отличаются аналитичностью, рационализмом,
независимостью, оригинальностью, не склонны
ориентироваться на социальные нормы. Обладают
достаточно развитыми математическими
способностями, хорошей формулировкой
и изложением мыслей, склонностью к решению
логических, абстрактных задач.
Люди этого типа предпочитают профессии
научно-исследовательского направления:
ботаник, физик, философ, программист и
другие, в деятельности которых необходимы
творческие способности и нестандартное
мышление. Общение не является ведущим
видом деятельности. Рекомендуем профессии
такие как: бухгалтер, патентовед, нотариус,
топограф, корректор и другие, направленные
на обработку информации, предоставленной
в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Сфера
общения в таких видах деятельности ограничена
и не является ведущей, что вполне устраивает
данный тип личности. Коммуникативные
и организаторские способности развиты
слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские
качества.
3. Социальный тип- 16,6%. Профессионалы
данного типа гуманны, чувствительны,
активны, ориентированы на социальные
нормы, способны к сопереживанию, умению
понять эмоциональное состояние другого
человека.
Обладают хорошими вербальными (словесными)
способностями, с удовольствием общаются
с людьми. Математические способности
развиты слабее. Люди этого типа ориентированы
на труд, главным содержанием которого
является взаимодействие с другими людьми,
возможность решать задачи, предполагающие
анализ поведения и обучения людей. Возможные
сферы деятельности: обучение, лечение,
обслуживание и другие, требующие постоянного
контакта и общения с людьми, способностей
к убеждению.
4. Артистический
тип – 23,3%. Профессионалы данного типа
оригинальны, независимы в принятии решений,
редко ориентируются на социальные нормы
и одобрение, обладают необычным взглядом
на жизнь, гибкостью и скоростью мышления,
высокой эмоциональной чувствительностью.
Отношения с людьми строят, опираясь на
свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию.
Обладают хорошей реакцией и обостренным
восприятием. Любят и умеют общаться. Профессиональная
предрасположенность в наибольшей степени
связана с актерско-сценической, музыкальной,
изобразительной деятельностью.
5. Предприимчивый тип – 10%. Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.
6. Конвенциональный тип – 16,6%. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы. Предпочитают четко определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков.
Таким образом, анализ экспериментальных данных показал, что подавляющее большинство безработных совершили неадекватный (неосознанный, несамостоятельный, несоответствующий типу личности) профессиональный выбор, что в дальнейшем привело к проблемам в их профессиональном развитии. Среди личностных черт безработных женщин выражены практичность, способность к абстрагированию, озабоченность и пессимизм, тревожность. Безработные не видят зависимости между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными влиять на них и контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей. Безработные воспринимают себя как слабую личность, не обладающую свободой выбора, у них укрепляется убеждение, что человеку не дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. В значительной мере они живут сегодняшним или вчерашним днем, не имея ясных целей и планов на будущее. При этом они не испытывают удовлетворенности своим положением.
По нашему
мнению, необходимо учитывать эти
данные в профориентационной и психокоррекционной
работе с безработными. Внимание психологов
не должно быть сосредоточено только
на коррекции неблагоприятных
Заключение.
Анализ современных
Тема психологии профессионального
самоопределения безработных
Информация о работе Психологические особенности профессионального самоопределения безработных