Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

Напомним, что выбор профессии не обязательно сопровождается процессом консультирования, организованным в учебном заведении. Помощь в выборе профессии старшеклассник может получить и от родителей, и от средств массовой информации, и от друзей-сверстников. Часто старшеклассник осуществляет выбор будущей профессии на основе устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности или времяпрепровождению или просто «за компанию» с кем-либо из друзей.

Содержание

Введение
1. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
2. Особенности психологического консультирования старшеклассников по выбору профессии

Вложенные файлы: 1 файл

проф.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

2. Особенности  психологического консультирования  старшеклассников по выбору профессии  

Введение

Выбор профессии – это  важный и ответственный этап в  жизни молодого человека. Выбирая  профессию, человек, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. И в этом процессе безусловную помощь может  оказать психологическая консультация как система специальных мер  и мероприятий в ходе профессионального  самоопределения молодежи. При этом выбор профессии и психологическая  профессиональная консультация – по природе своей процессы разные, хотя и однонаправленные. Первый процесс  неизбежен (определяться с профессией – удел каждого члена общества) и считается «ведущим» в плане  профессионального самоопределения, в то время как второй – специально организованное поддерживающее, зависимое  мероприятие. Психологическая профессиональная консультация делает выбор профессии  управляемым устойчивым процессом  и поэтому решает вполне определенный круг задач. Она как бы расширяет  пространство профессиональных «возможностей» и создает «образы» и «смысловые портреты» профессий.

Напомним, что выбор профессии  не обязательно сопровождается процессом  консультирования, организованным в  учебном заведении. Помощь в выборе профессии старшеклассник может  получить и от родителей, и от средств  массовой информации, и от друзей-сверстников. Часто старшеклассник  осуществляет выбор будущей профессии на основе устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности или времяпрепровождению  или просто «за компанию» с  кем-либо из друзей.

Профессиональное психологическое  консультирование помогает старшеклассникам осуществить выбор профессии  более взвешенно и обдуманно, основываясь на своих способностях и задатках, а также учитывая экономическую  целесообразность овладения той  или иной профессией.

Профессиональное психологическое  консультирование ориентировано на решение следующих задач:

– выявление задатков, способностей, профессиональных склонностей старшеклассников;

– определение подходящего  профиля обучения в старшей школе;

– определение с профессиональной сферой, направлением профессионального  образования в среднем и высшем звеньях.

С одной стороны, психологическое  консультирование по выбору профессии  «опирается» на оценку собственных  умственных и физических возможностей человека, необходимых для выполнения тех или иных работ, на наличие  определенных навыков, интереса, соответствующих  черт характера, наклонностей, способностей, на определенный психотип и мн.др.

С другой стороны, залог успешного  профессионального консультирования предопределен достоверной информацией  о мире профессий, рынке труда, потребности  в том или ином виде труда, содержании и условиях труда в выбранной  сфере деятельности, определен знанием  о требованиях, предъявляемых конкретной профессией к работнику.

Профессиональная психологическая  консультация прокладывает путь к выбору профессии, включая последовательную оценку и сравнение альтернатив (возможных профессий), их достоинств и недостатков по критериям, существенным для каждого профессионально  определяющегося молодого человека.

Значительный вклад в  разработку проблем профессионального  консультирования внесли такие ученые как К.М. Гуревич, Е.А. Климов,         В.Н. Кудряшов, И.Н. Назимов, С.Я. Батышев, П.В. Симонов, Р.В. Овчарова, Н.С. Пряжников, В.Г. Степанов, Дж. Холланд, Р.Б. Кэттелла и мн. др.

При этом невозможно выработать путь психологического профессионального  консультирования, который идеально подходил бы для любого старшеклассника, потому как процесс профессионального  консультирования требует индивидуального  подхода.

Анализ педагогической литературы и социальный заказ на решение  данной проблемы позволил нам сформулировать цель нашего исследования следующим образом: изучить особенности психологическое сопровождение выбора профессии в юношеском возрасте.

 

 

1. Психологические  особенности профессионального  самоопределения в юношеском  возрасте

Современная психолого-педагогическая наука и  практика содержат ряд подходов к  понятию профессионального самоопределения. Перед тем как перейти непосредственно  к формулированию определения профессионального  самоопределения актуально будет  проанализировать такие дефиниции  как «профессия» и «самоопределение».

Данное  еще в начале прошлого века С.М. Богословским определение «профессия – есть деятельность, и деятельность такая, посредством  которой данное лицо участвует в  жизни общества, которое служит ему  главным источником материальных средств  к существованию и должна признаваться за профессию личным самосознанием  данного лица» и по сей день остается актуальным. [1, c. 3-8]

Понятие «самоопределение» содержит в себе значение «предел» (т.е. ограничение, граница) и может пониматься как самоограничение, установка себе границ.

Другими словами, самоопределение – это  уменьшение неопределенности представлений  о будущем, следовательно, профессиональное самоопределение – это уменьшение неопределенности представлений о  профессиональном будущем.

Ученые, изучающие вопрос профессионального  самоопределения, анализируют это  понятие в свете двух аспектов – педагогического и психологического. С точки зрения последнего профессиональное самоопределение юношества определяют как процесс и итог выбора личностью  ее целей и позиций с точки  зрения профессиональной деятельности. Отталкиваясь от того, что профессиональное самоопределение обладает двойственной природой, необходимо изучить его  и как процесс, и как его  результат.

Профессиональное  самоопределение – это многоступенчатый и многомерный процесс.

Некоторые исследователи  сводят понятие профессионального  самоопределения к сформированности готовности к профессиональному выбору и выбору как таковому. Однако, по нашему мнению, профессиональное самоопределение является более широким понятием.

Начальной точкой профессионального самоопределения, как одного из компонентов самосознания личности, по нашему мнению, выступают  ценностные ориентиры.

При осмыслении понятия профессионального самоопределения  представляются наиболее важными такие  ценности, как материальное благосостояние, востребованность обществом, карьера, профессиональный рост, удовлетворенность результатами труда, общение, творческое самовыражение и др.

Выбор набора первоочередных ценностей определяет следующие структурные компоненты профессионального самоопределения:

  • уровень подверженности воздействию как внутренних, так и внешних факторов;
  • подготовленность к осуществлению выбора и принятию решения;
  • планирование развития как профессионала. [2, c. 40-45]

Внешними  факторами, оказывающими влияние на профессиональный выбор, выступают:

  • мнение родителей, ровесников;
  • СМИ и Internet;
  • воздействие педагогов в рамках процесса профориентационной работы;
  • среда и пр. [2, c. 40-45]

Внутренними факторами являются:

  • темперамент,
  • способности,
  • склонности,
  • интересы,
  • мотивация и пр. [2, c. 40-45]

Ценности  также можно считать фактором, влияющим на профессиональный выбор, однако, вследствие двойственной природы ценностей (их можно отнести как к внешним, так и к внутренним факторам) представляется целесообразным вынесение ценностей  в отдельную категорию профессионального  самоопределения. Более того, личностные ориентиры обуславливают степень  подверженности влиянию тех или  иных факторов. Например, стремление к  материальному благосостоянию уменьшает  влияние внешних факторов и усиливает  влияние внутренних, желание быть востребованным в обществе наоборот, активизирует внешние факторы и  нивелирует внутренние.

Процесс планирования профессионального развития нужен для последующего развития структуры профессионального самоопределения. Инициация актуализации профессионального  самоопределения вызывается разнообразными событиями в жизни личности (например, окончание образовательного учреждения (как общего, так и профессионального), переподготовка, повышение квалификации, переезд, смена места работы и  пр.). В связи с этим в процессе формирования личности будут протекать  изменения в наполнении компонентов  структуры. Кроме того, по мере преодоления  личностью отдельных этапов жизни, структура будет пополняться  новыми компонентами, например, рефлексией. [43, c. 423-425]

Готовность  к профессиональному выбору и  его осуществление – это центральный  элемент структуры профессионального  самоопределения, так как он является результатом взаимодействия всех остальных  элементов структуры.

Обязательным компонентом  профессионального самоопределения  выступает информированность юношества  о мире профессий и о ситуации на рынке труда, об уровне соответствия качеств его личности требованиям, которые предъявляют различные  профессией, т.е. профессионально важных качествах, об аспектах профессии, т.е. о заработной плате, процессе и особенностях труда, условиях труда, учебных заведениях, которые предоставляют необходимое образование и пр.

Данные компоненты – это  связующие звено между готовностью  к осуществлению выбора и ценностными  ориентирами.

В педагогике под профессиональным самоопределением школьников понимают организованную осознанную деятельность учащихся, направленную на достижение готовности к профессиональному  выбору в условиях оказания им педагогической поддержки. У большинства учащихся потребность в профессиональном самоопределении не возникает сама по себе – этому необходимо способствовать. Обеспечение педагогической поддержкой является неотъемлемым условием формирования профессионального самоопределения  учащихся. О.С. Газман определяет понятие педагогической поддержки как «педагогическую помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, учением, отношениями, жизненным самоопределением». Педагогическая поддержка учащихся в процессе их профессионального самоопределения заключается, с одной стороны, в оказании им помощи в определении своего профессионального будущего, с другой – в развитии у них способности к самоанализу – изучению личностью себя, и к самовоспитанию – осознанию ответственности, формированию гражданской позиции. [3, c. 103-106]

Педагогическая  поддержка юношества во время  процесса его профессионального  самоопределения может быть как  организованной, так и хаотичной. Последняя происходит в рамках педагогического процесса вне зависимости от желаний педагога, и выражается в форме бесед на предмет профессионального выбора, обращения к вопросам профессионального самоопределения, проведения экскурсий, кружковых занятий по интересам и др.

Неоспоримо, что этот вид педагогической поддержки  оказывает определенную помощь юношеству  во время их профессионального самоопределения, но намного больший и значимый эффект на этот процесс демонстрирует организованная педагогическая поддержка, носящая форму системы мероприятий, имеющих профориентационную направленность.

Профессиональное  самоопределение, как организованная осознанная деятельность учащихся направленная на достижение готовности к профессиональному  выбору, несомненно, является педагогической проблемой по причине наличия  следующих негативных факторов, осложняющих  процесс профессионального самоопределения  учащихся:

  • неглубокая временная перспектива, отсутствие у большинства учащихся системы планов, намерений, целей;
  • преобладание нереалистичных притязаний, недостаточное развитие умения различать идеальные и реальные цели;
  • неспособность четко дифференцировать ценности, не позволяющая учащимся формировать зрелые жизненные планы;
  • низкий уровень деятельностной активности в процессе профессионального самоопределения;
  • недостаточная информированность о мире профессий и ситуации на рынке труда и др. [5, c. 74-89]

Профессиональное  самоопределение как деятельность юношества происходит через его  участие в разнообразных формах деятельности по профориентации. Основополагающей педагогической задачей профориентационного содействия выступает поддержка и инициация у юношества познавательной активности. С точки зрения Н.П. Улиной во время профессионального самоопределения в максимальном объеме происходит раскрытие творческого потенциала личности, актуализация мотивационной составляющей мышления юношества. В связи с этим профориентационные мероприятия, должны проходить согласно запросам и предпочтениям юношества, как субъекта профессионального самоопределения, и содержать информацию, которая представляет определенный интерес для участников этих мероприятий, как потребителей данной услуги.

Информация о работе Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте