Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

Напомним, что выбор профессии не обязательно сопровождается процессом консультирования, организованным в учебном заведении. Помощь в выборе профессии старшеклассник может получить и от родителей, и от средств массовой информации, и от друзей-сверстников. Часто старшеклассник осуществляет выбор будущей профессии на основе устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности или времяпрепровождению или просто «за компанию» с кем-либо из друзей.

Содержание

Введение
1. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
2. Особенности психологического консультирования старшеклассников по выбору профессии

Вложенные файлы: 1 файл

проф.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

Таким образом, с точки зрения психологии и педагогики понятие профессионального самоопределения  школьника может быть определено как процесс выбора учащимся своих позиций и целей в контексте профессионального будущего, а также результат его осознанной деятельности, направленной на достижение психологической готовности к этому выбору в условиях оказания ему педагогической поддержки. Данное определение позволяет утверждать, что психологический и педагогический аспекты профессионального самоопределения школьников неразрывны, и само понятие профессионального самоопределения теряет свою сущность без одного из них. [46, c. 40-46]

Признавая необходимость  и важность адаптации юношества  к реальной экономической и социальной ситуации, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова, С.Н. Чистякова утверждают, что именно формирование в юношеском возрасте готовности к выбору профессии самостоятельно выступает основополагающей целью профориентационной деятельности, когда «профессиональное самоопределение» является наивысшим уровнем профориентации.

Во время обсуждения Концепции  профессионального самоопределения  молодежи, на заседании Президиума РАО в середине 1990-х годов,                В.В. Давыдов подчеркивал, что весь комплекс профориентационной работы с юношеством должен быть направлен на будущее, и что молодежи необходимо понимать недостатки общества и пытаться улучшить свое общество через свой будущий профессиональный труд, и что, если это не произойдет, то общество будет обречено на стагнацию.

К сожалению, сейчас довольно много работ, где авторы видят  главный смысл профориентации именно в адаптации к существующим условиям. Очень интересные рассуждения по этому поводу можно найти в  работах Э. Фромма, который использует термин «рыночный характер» по отношению к человеку, готовому на любую работу, лишь бы за нее хорошо платили. В итоге, все это зачастую приводит человека к «отчуждению» от собственного труда, от главного дела своей жизни, нередко становится причиной его личной трагедии. [8, c. 49-55]

Основной проблемой, с  которой встречаются самоопределяющаяся молодежь, их родители, профконсультанты и психологи – это неясность  перспектив развития экономики России. При общей оптимистичности имеющиеся  прогнозы ее развития страдают отсутствием  конкретики: какие профессии и отрасли производства будут больше востребованы, а какие утратят свою актуальность и др. Зачастую об этом вообще не задумываются до тех пор пока все это определяется на уровне здравого смысла. Профориентация на базе прогнозирования развития российского рынка труда – наиболее продуктивна, однако, т.к. реального прогноза российской экономики не существует, юношеству и профконсультантам, помогающим ему, приходится самостоятельно размышлять об этом. Тот, кто может с максимальной достоверностью определить истинные перспективы экономического и социального развития, сделает верный выбор в направлении самых востребованных профессий в будущем, окажется ближе всего к успеху (как в жизни, так в карьере), нежили тот, кто направлен только на актуальные потребности.

Реализация варианта прогнозирования  развития российского общества (и  соответственно – развития рынка  труда) в практической работе со юношеством предполагает:

  • совместные рассуждения о будущем экономики страны, своего региона, своего города;
  • обсуждение качеств человека-гражданина-«героя своего времени», которые могут быть востребованы при разных вариантах (пессимистичном, оптимистичном) развития российского общества;
  • разработку принципиально новых методик и программ профориентационной работы с юношеством. [50, c. 62-69]

Отметим, что рассуждения  об экономике недопустимы без  рассуждений о социально-политическом развитии страны, что ни в коем случае не вступает в противоречие с Законом об образовании, не запрещающим беседы о государственной политике в образовательных учреждений, а устанавливает запрет на создание в образовательных учреждениях политических организаций.

Заметим, что пока в профориентации явно доминируют тесты, опросники, а также не всегда эффективные тренинги. Мы же видим интересную перспективу использования не только активных методов работы (игровых упражнений, тренингов), но и содержательных, естественных методов (например, специально организованных дискуссий и обсуждений).

При этом возможен серьезный  конфликт между представлениями  о профориентации у самого специалиста, его клиентов (их родителей), представителей власти, ученых, для разрешения которого нужна равноправная дискуссия и готовность сторон к реальным проблемам профессионального, жизненного и личностного самоопределения современных подростков. Это потребует пересмотра некоторых методологических основ профориентационных исследований и практики в ходе постоянных профессиональных дискуссий с коллегами.

 

 

2. Особенности  психологического консультирования  старшеклассников по выбору профессии

В широком  смысле профориентационное консультирование – это консультирование, которое направлено на решение задач, которые связаны с профессиональным самоопределением, трудовым становлением и карьерным ростом. Профориентационное консультирование в узком смысле делится на карьерное консультирование и собственно профориентацию.

Профориентационное консультирование (в узком смысле) направлено на решение вопросов профессионального самоопределения субъекта учебной (или учебно-профессиональной) деятельности.

К профориентационному консультированию относят:

  • способствование выбору профессионального профиля учащегося, будущей специальности, учебно-профессионального заведения;
  • информирование о будущих карьерных перспективах и возможных местах работы специалистов выбранной области и др. [6, c. 5-6]

Карьерное консультирование взаимосвязано со спецификой прохождения личностных и профессиональных кризисов и вопросами  становления специалиста, его профессиональным ростом, а так же с поведением в рабочем пространстве и пр.

По специфичности  запроса и длительности проведения выделяют следующие виды профориентационного консультирования:

  • экспресс-консультации;
  • краткосрочные консультации;
  • длительные (глубинные) консультации. [7, c. 64-71]

Экспресс-консультации наиболее распространены в школьной профориентационной практике, где на одного психолога приходится от 100 и более учащихся. Такая работа, проводимая в массовом масштабе, трудоемка и неэффективна. Только для 10% учащихся она несет значимую информацию и то, в основном, для тех, кто хочет проверить адекватность своего выбора. Экспресс-консультации включают в себя два основных этапа проведения:

  • диагностика способностей и мотивационно-личностной направленности учащихся;
  • выдача обратной связи по результатам диагностики. Для ее проведения психологу необходимо иметь блок психодиагностических методик (валидных и надежных), прошедших апробацию в условиях профориентационной деятельности.

В круг этих методик входят:

  • активизирующий опросник Н.С. Пряжникова – «Перекресток»;
  • ДДО (дифференциальный диагностический опрос) Е.А. Климова;
  • мультимедийный опросник А.Г. Шмелева – «Профориентатор». [44, c. 42-45]

По результатам  диагностики каждый учащийся получает «профиль профессиональных предпочтений».

На основе данного профиля психолог проводит информационно-разъяснительную беседу, которая включает себя:

  • обратную связь по результатам диагностики;
  • рекомендации по наиболее предпочтительным для учащегося направлениям его будущей профессиональной деятельности;
  • предоставление справочной информации о профессиональных учебных заведениях, требованиях к поступлению, вариантах досрочного поступления (например, через олимпиады) и т.п.;
  • о стратегиях поиска информации о мире профессии и др. [44, c. 42-45]

Краткосрочное профориентационное консультирование направлено на работу с конкретным запросом клиента. Запрос может варьироваться от выбора направления будущей профессиональной деятельности до содействия в выборе учебного заведения в России и/ или зарубежом. Краткосрочное профориентационное консультирование может включать в себя диагностический этап, проводимый при помощи тестовых опросников и/ или структурного интервью. Также как в случае экспресс-консультации психолог дает обратную связь по результатам диагностики, предоставляет справочную информацию об учебных заведениях и условиях поступления. Отличительной особенностью является проведение специальной работы по формированию профессионального маршрута учащегося. Основной задачей психолога является способствование самостоятельному и осознанному выбору подростка, формированию уверенного поведения в отношении поиска информации и подготовки к поступлению, чтобы намерение приобрести профессию переросло в четко выраженное представление о себе и о ней. На проведение такой работы чаще всего не хватает одной встречи. Краткосрочное профориентационное консультирование обычно включает в себя три встречи. На первой – выявляется основной запрос клиента, проводится первичная диагностика, определяется круг задач, с которыми будет проводиться работа, дается домашнее задание. На второй – проверяется домашнее задание, и проектируются этапы профессионального маршрута, обсуждаются и прописываются основные шаги, которые должен совершить клиент, дается домашнее задание по практическому применению материала, наработанного на второй консультации. На третьей встрече проверяется домашнее задание, обсуждаются достижения клиента, и корректируется его профессиональный маршрут. [9]

Длительное профориентационное консультирование, в среднем, содержит от пяти до восьми встреч. Оно рекомендуется для юношества, которое находится на начальном уровне самоопределения, либо вовсе не имеет представления о мире профессий, чем начать и как подступится к этому «страшному зверю». Базовой целью подобной работы выступает развитие готовности к профессиональному выбору и мотивации, актуализация запросов профориентации, познавательной и поисковой активности и пр. Эта деятельность состоит из несколько базовых этапов и уровней:

 

  • информационно-разъяснительного (или просветительского);
  • информационно-поискового;
  • аналитического
  • актуализации профессионального выбора (обобщающего). [45]

При этом следует подчеркнуть, что переход на последующий уровень  профориентационной деятельности не подразумевает полный уход от предыдущего. При недостатке информации консультант может обратиться, например, к разъяснительным или информационным формам работы.

Информационно-разъяснительный этап. На этом этапе работы консультант в основном занимается просветительской деятельностью. Его основная цель – создать у подростка «Образ профессионального мира», дать представление о том Где и Как можно искать информацию о профессиях, наметить первые шаги действий. Заинтересовать подростка и добиться первых самостоятельных вопросов.

  • Начать беседу можно с простых вопросов:
  • Как у тебя дела?
  • Что бы ты хотел получить то наших встреч?
  • В чем, как ты думаешь, будут заключаться наши занятия?
  • Чье было решение обратиться к психологу? [47]

Каждый  из этих вопросов – повод начать беседу, посмотреть на реакцию ребенка (и его родителей, в случае, если он(а) пришел с ними), создать первичное представление об уровне его готовности к профессиональному выбору.

В качестве базы для первоначального рассказа о профессиональном мире можно использовать любую классификацию (Е.А. Климова, Дж.Г. Холланда и пр.). Беседу необходимо строить как наводящий разговор. Давайте описание типам профессий, однако примеры должен приводит сам клиент. Например, психолог дает описание знаковых систем по классификации Е.А. Климова, того, что становится объектом деятельности специалиста, в чем особенность его деятельности и пр. Клиент же должен приводить примеры профессий самостоятельно. Это позволяет мобилизовать его познавательные ресурсы и добиться активной позиции в отношении личного профессионального выбора и профориентационного процесса в целом. Консультация, которая превращена в лекцию, утрачивает свою результативность в разы. Восприятие монологического сообщения на должном уровне, как правило, не превышает 7 минут. В дальнейшем уровень концентрации внимания (а, следовательно, и качество восприятия информации) слушателя начинает снижаться. Трансляция информации, имеющая форму диалога, увеличивает длительность и качество ее восприятия. На этом этапе не рекомендуется организовывать диагностические процедуры. Пока клиент еще не достаточно готов к принятию рекомендаций по выбору профессионального маршрута. Предоставление подобной информации лишь понизит уровень познавательной мотивации и интереса в поиске информации, а так же актуализации личного выбора. Выбор, который сделан за клиента зачастую имеет для него незначительную ценность. Человек должен принять самостоятельно решение о своем профессиональном будущем. В обратном случае это будет уже не его выбор. В конце первичной и всех дальнейших консультации рекомендуется дать домашнее задание. В случае если во время консультации удалось определить перечень профессий, привлекающих клиента (либо, которые точно не привлекают), то домашнее задание затрагивают именно этого перечень профессий. Пусть подавляющая их часть в дальнейшем даже и не будет выбрана. Основная цель – это активизация поисковой активности клиента, а так же актуализация заинтересованности в мире профессий. [15, c. 28-31]

Информация о работе Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте