Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:32, контрольная работа
Напомним, что выбор профессии не обязательно сопровождается процессом консультирования, организованным в учебном заведении. Помощь в выборе профессии старшеклассник может получить и от родителей, и от средств массовой информации, и от друзей-сверстников. Часто старшеклассник осуществляет выбор будущей профессии на основе устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности или времяпрепровождению или просто «за компанию» с кем-либо из друзей.
Введение
1. Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
2. Особенности психологического консультирования старшеклассников по выбору профессии
Таким образом,
с точки зрения психологии и педагогики
понятие профессионального
Признавая необходимость и важность адаптации юношества к реальной экономической и социальной ситуации, Е.И. Головаха, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова, С.Н. Чистякова утверждают, что именно формирование в юношеском возрасте готовности к выбору профессии самостоятельно выступает основополагающей целью профориентационной деятельности, когда «профессиональное самоопределение» является наивысшим уровнем профориентации.
Во время обсуждения Концепции
профессионального
К сожалению, сейчас довольно много работ, где авторы видят главный смысл профориентации именно в адаптации к существующим условиям. Очень интересные рассуждения по этому поводу можно найти в работах Э. Фромма, который использует термин «рыночный характер» по отношению к человеку, готовому на любую работу, лишь бы за нее хорошо платили. В итоге, все это зачастую приводит человека к «отчуждению» от собственного труда, от главного дела своей жизни, нередко становится причиной его личной трагедии. [8, c. 49-55]
Основной проблемой, с
которой встречаются
Реализация варианта прогнозирования развития российского общества (и соответственно – развития рынка труда) в практической работе со юношеством предполагает:
Отметим, что рассуждения
об экономике недопустимы без
рассуждений о социально-
Заметим, что пока в профориентации явно доминируют тесты, опросники, а также не всегда эффективные тренинги. Мы же видим интересную перспективу использования не только активных методов работы (игровых упражнений, тренингов), но и содержательных, естественных методов (например, специально организованных дискуссий и обсуждений).
При этом возможен серьезный конфликт между представлениями о профориентации у самого специалиста, его клиентов (их родителей), представителей власти, ученых, для разрешения которого нужна равноправная дискуссия и готовность сторон к реальным проблемам профессионального, жизненного и личностного самоопределения современных подростков. Это потребует пересмотра некоторых методологических основ профориентационных исследований и практики в ходе постоянных профессиональных дискуссий с коллегами.
2. Особенности
психологического
В широком смысле профориентационное консультирование – это консультирование, которое направлено на решение задач, которые связаны с профессиональным самоопределением, трудовым становлением и карьерным ростом. Профориентационное консультирование в узком смысле делится на карьерное консультирование и собственно профориентацию.
Профориентационное консультирование (в узком смысле) направлено на решение вопросов профессионального самоопределения субъекта учебной (или учебно-профессиональной) деятельности.
К профориентационному консультированию относят:
Карьерное консультирование взаимосвязано со спецификой прохождения личностных и профессиональных кризисов и вопросами становления специалиста, его профессиональным ростом, а так же с поведением в рабочем пространстве и пр.
По специфичности запроса и длительности проведения выделяют следующие виды профориентационного консультирования:
Экспресс-консультации наиболее распространены в школьной профориентационной практике, где на одного психолога приходится от 100 и более учащихся. Такая работа, проводимая в массовом масштабе, трудоемка и неэффективна. Только для 10% учащихся она несет значимую информацию и то, в основном, для тех, кто хочет проверить адекватность своего выбора. Экспресс-консультации включают в себя два основных этапа проведения:
В круг этих методик входят:
По результатам диагностики каждый учащийся получает «профиль профессиональных предпочтений».
На основе
данного профиля психолог проводит
информационно-разъяснительную
Краткосрочное профориентационное консультирование направлено на работу с конкретным запросом клиента. Запрос может варьироваться от выбора направления будущей профессиональной деятельности до содействия в выборе учебного заведения в России и/ или зарубежом. Краткосрочное профориентационное консультирование может включать в себя диагностический этап, проводимый при помощи тестовых опросников и/ или структурного интервью. Также как в случае экспресс-консультации психолог дает обратную связь по результатам диагностики, предоставляет справочную информацию об учебных заведениях и условиях поступления. Отличительной особенностью является проведение специальной работы по формированию профессионального маршрута учащегося. Основной задачей психолога является способствование самостоятельному и осознанному выбору подростка, формированию уверенного поведения в отношении поиска информации и подготовки к поступлению, чтобы намерение приобрести профессию переросло в четко выраженное представление о себе и о ней. На проведение такой работы чаще всего не хватает одной встречи. Краткосрочное профориентационное консультирование обычно включает в себя три встречи. На первой – выявляется основной запрос клиента, проводится первичная диагностика, определяется круг задач, с которыми будет проводиться работа, дается домашнее задание. На второй – проверяется домашнее задание, и проектируются этапы профессионального маршрута, обсуждаются и прописываются основные шаги, которые должен совершить клиент, дается домашнее задание по практическому применению материала, наработанного на второй консультации. На третьей встрече проверяется домашнее задание, обсуждаются достижения клиента, и корректируется его профессиональный маршрут. [9]
Длительное профориентационное консультирование, в среднем, содержит от пяти до восьми встреч. Оно рекомендуется для юношества, которое находится на начальном уровне самоопределения, либо вовсе не имеет представления о мире профессий, чем начать и как подступится к этому «страшному зверю». Базовой целью подобной работы выступает развитие готовности к профессиональному выбору и мотивации, актуализация запросов профориентации, познавательной и поисковой активности и пр. Эта деятельность состоит из несколько базовых этапов и уровней:
При этом следует подчеркнуть, что переход на последующий уровень профориентационной деятельности не подразумевает полный уход от предыдущего. При недостатке информации консультант может обратиться, например, к разъяснительным или информационным формам работы.
Информационно-разъяснительный
Каждый из этих вопросов – повод начать беседу, посмотреть на реакцию ребенка (и его родителей, в случае, если он(а) пришел с ними), создать первичное представление об уровне его готовности к профессиональному выбору.
В качестве базы для первоначального рассказа о профессиональном мире можно использовать любую классификацию (Е.А. Климова, Дж.Г. Холланда и пр.). Беседу необходимо строить как наводящий разговор. Давайте описание типам профессий, однако примеры должен приводит сам клиент. Например, психолог дает описание знаковых систем по классификации Е.А. Климова, того, что становится объектом деятельности специалиста, в чем особенность его деятельности и пр. Клиент же должен приводить примеры профессий самостоятельно. Это позволяет мобилизовать его познавательные ресурсы и добиться активной позиции в отношении личного профессионального выбора и профориентационного процесса в целом. Консультация, которая превращена в лекцию, утрачивает свою результативность в разы. Восприятие монологического сообщения на должном уровне, как правило, не превышает 7 минут. В дальнейшем уровень концентрации внимания (а, следовательно, и качество восприятия информации) слушателя начинает снижаться. Трансляция информации, имеющая форму диалога, увеличивает длительность и качество ее восприятия. На этом этапе не рекомендуется организовывать диагностические процедуры. Пока клиент еще не достаточно готов к принятию рекомендаций по выбору профессионального маршрута. Предоставление подобной информации лишь понизит уровень познавательной мотивации и интереса в поиске информации, а так же актуализации личного выбора. Выбор, который сделан за клиента зачастую имеет для него незначительную ценность. Человек должен принять самостоятельно решение о своем профессиональном будущем. В обратном случае это будет уже не его выбор. В конце первичной и всех дальнейших консультации рекомендуется дать домашнее задание. В случае если во время консультации удалось определить перечень профессий, привлекающих клиента (либо, которые точно не привлекают), то домашнее задание затрагивают именно этого перечень профессий. Пусть подавляющая их часть в дальнейшем даже и не будет выбрана. Основная цель – это активизация поисковой активности клиента, а так же актуализация заинтересованности в мире профессий. [15, c. 28-31]