Психологические особенности работы с подростками с ассоциальным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 14:22, дипломная работа

Краткое описание

Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних стали следствием современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России в целом и в Удмуртской Республике в частности. Данная ситуация характеризуется падением жизненного уровня семей, нарастанием их социального неблагополучия, дистанцированием школы от воспитания детей, в том числе детей группы риска, криминализацией подростковой и молодежной среды, слабой межведомственной координацией профилактических мер. Несовершеннолетние из малообеспеченных и неблагополучных семей, остаются предоставленными сами себе и нередко совершают преступления, либо сами становятся объектами преступлений. Дети из таких семей оказываются вне сферы воспитания и образования и требуют более пристального внимания со стороны государственных структур и общества в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическое сопровождение подростков с ассоциальным поведением.docx

— 130.46 Кб (Скачать файл)

Филиал негосударственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

Московский психолого – социальный университет

в г. Барнауле Алтайского края

 

 

 

Дипломная работа

Тема: Психологические особенности работы с подростками с ассоциальным поведением.

 

 

Выполнила: студентка

6 курса 273 группы

Гончарук Ю. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Барнаул, 2013

 

Введение

Актуальность:

Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних стали следствием современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России в целом и в Удмуртской Республике в частности. Данная ситуация характеризуется падением жизненного уровня семей, нарастанием их социального неблагополучия, дистанцированием школы от воспитания детей, в том числе детей группы риска, криминализацией подростковой и молодежной среды, слабой межведомственной координацией профилактических мер. Несовершеннолетние из малообеспеченных и неблагополучных семей, остаются предоставленными сами себе и нередко совершают преступления, либо сами становятся объектами преступлений. Дети из таких семей оказываются вне сферы воспитания и образования и требуют более пристального внимания со стороны государственных структур и общества в целом.

Как показывает статистика, 70% преступлений совершается лицами до 18 лет с целью присвоения чужой собственности. Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения молодежи ставят перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия молодежи.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение

3

высокого качества российского образования. В современном представлении понятие "качество образования" не сводится к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с понятием "качество жизни", раскрывающимся через такие категории как "здоровье", "социальное благополучие", "самореализация", "защищенность".

Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:

• защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

• квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

• реализацию программ преодоления трудностей в обучении и школьной неуспешности, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;

• участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

• психологическую помощь семьям детей групп особого внимания.

Обеспечение социальных и педагогических условий равного образовательного старта:

4

• создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке, и отработка механизмов оказания такой помощи и поддержки;

• проведение детального изучения причин всех случаев отсева обучающихся (в том числе при аттестации образовательных учреждений);

• введение технологии педагогической опеки как средства социально-педагогической адаптации, профилактики не успешности и второгодничества;

• психолого-педагогическое и методическое оснащение системы экстерната и семейного образования;

• создание и обеспечение деятельности справочно-информационной службы по оказанию социально-педагогической помощи обучающимся и их родителям;

• разработка и создание разно-уровневой системы родительского всеобуча с использованием информационных ресурсов кабельного телевидения и ТВЦ.

• создание специализированных центров развивающих игр (библиотека игрушек

),  для расширения возможностей развития ребенка;

• создание условий для максимального охвата дошкольным воспитанием детей в возрасте 5 лет и проведение ранней диагностики развития ребенка;

• создание системы психологической помощи детям раннего возраста

Сохранение и укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся:

• разработка программ сбережения здоровья обучающихся, нормативной базы и механизмов реализации этих программ;

• создание на базе образовательных учреждений центров, содействующих укреплению здоровья обучающихся;

• разработка базового комплекта психологических методик оценки психологического развития детей;

• создание городской службы консультативной и экстренной психологической помощи детям и их родителям.

Обеспечение образовательных запросов особых категорий детей:

5

• разработка и реализация системы социально-педагогической поддержки одаренных детей - победителей московских, российских, международных олимпиад и др. ( выделение компьютеров, система стажировок, тренировочных сборов и т.д.);

• подготовка методических рекомендаций по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений для больных детей и детей-инвалидов;

• разработка и внедрение новых учебных планов, учебных программ, интегративных курсов, педагогических технологий для индивидуальных, групповых и классно-урочных форм обучения больных детей и детей-инвалидов в общеобразовательных школах;

• создание межрайонных центров по социальной реабилитации детей и подростков и профилактике безнадзорности;

• разработка и внедрение организационно-методического и программно-аппаратного комплекса здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, включая добровольный мониторинг и самомониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки учащихся, культуру здоровья и сознательного выбора; расширение сети школ здоровья и школ культуры здоровья;

• разработка и реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни, на воспитание осознанного стойкого отрицательного отношения к наркотикам и другим вредным привычкам.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

Реализация компетентностного подхода к содержанию образования (выделение ключевых компетенций, которые должны быть сформированы в образовательном

6

процессе), предложенного в рамках концепции модернизации российского образования, в системе психолого-педагогического сопровождения должна быть подкреплена технологиями и методиками развития психосоциальной компетентности (Э. Эриксон, В. Слот, Х. Спаниярд), обучения жизненным навыкам (Б. Спрангер, С. В, Кривцова, В.А. Родионов).

Приоритетные для российского образования задачи сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения определяют актуальность разработки и реализации в образовательной среде программ формирования здорового образа жизни, профилактики алкоголизма и наркомании.

Решение задачи повышения профессионализма работников образования, требует разворачивания в системе психолого-педагогического сопровождения активной работы по развитию психологической компетентности педагогов как необходимой составляющей общей профессиональной компетентности.

Важным направлением модернизации российского образования должен стать переход на профильное обучение в старшей школе. В Концепции профильного обучения в старшей школе, принятой Минобразованием России, подчеркивается необходимость учета объективных различий в степени готовности подростков к осознанному выбору направлений специализации, отмечается, что " жесткая" профилизация, не принимающая данные различия во внимание, "может вступить в противоречие с фактической картиной социально-возрастного становления большого числа подростков" и привести к негативным последствиям. В этой ситуации особую актуальность приобретает разработка и реализация модели психолого-педагогического сопровождения учащихся в период перехода к профильному обучению.

Определение - ассоциальное поведение

Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг),

Консультирование (индивидуальное и групповое);

Частота обращений;

7

Число правонарушителей снятых с учёта;

Развивающая работа (индивидуальная и групповая);

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

Психологическое просвещение;

Рекомендации для педагогов;

Рекомендации для родителей;

Профилактика асоциального поведения.

Актуальность темы дипломной работы объясняется и характеризуется падением жизненного уровня семей, нарастанием их социального неблагополучия, дистанцированием школы от воспитания детей, в том числе детей группы риска, криминализацией подростковой и молодежной среды, слабой межведомственной координацией профилактических мер. Несовершеннолетние из малообеспеченных семей, остаются предоставленными сами себе и нередко совершают преступления,  либо сами становятся объектами преступлений. Дети из таких семей оказываются вне сферы воспитания и образования и требуют более пристального внимания со стороны государственных структур и общества в целом.

Объект исследования – психологические особенности работы с подростками с асоциальным поведением.

Предмет исследования – принципы сопровождения, методологические основы системы психолого – педагогического сопровождения, основные причины девиантного поведения: наркомания, пьянство и алкоголизм, проституция, суицидальное поведение, девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний.

Цель данной работы – рассмотрение реализации программ преодоления трудностей в обучении и школьной неуспеваемости, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям учащихся; участие специалистов сопровождения в разработке

8

образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методологических пособий и иных средств обучения, психологическую помощь семьям детей групп особого внимания.

В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: личностно-ориентировочный подход, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учет индивидуальных, субъективных и личностных особенностей детей, антропологическая парадигма в психологии и педагогике, предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими, парадигма развивающего образования, теория педагогической поддержки, пректный подход в организации психолого–медико-социального сопровождения.

В процессе написания дипломной работы мной проведен анализ методологических основ системы психолого-педагогического сопровождения подростков с асоциальным поведением, а также научной литературы, методических разработок, пособий и материалов и периодических изданий.

Теоретическую основу дипломной работы составляют труды российских и зарубежных ученых таких как; Филатов А. И., Роджерс К., Якимская И. С., Синягина Н. Ю., Слободчиков В. И., Исаев Е. И., Братусь Б. С., Дубровина И. В., Эльконин Д. Б., Давыдов В. В., Газман О. С., Михайлова Н. Н., Бурмистрова Е. В., Битянова М. Р., Красило А. И.,  Леонтьев А. Н., Гуревич К. М., Асмолов А. Г.

Задачи:

1. изучить  принципы и методологические  основы системы психолого-педагогического  сопровождения.

2. Выяснить  основные принципы девиантного  поведения подростков.

3. Провести  исследование понятия ассоциального  поведения, его объективных и  субъективных признаков.

Информация о работе Психологические особенности работы с подростками с ассоциальным поведением