Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 14:22, дипломная работа
Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних стали следствием современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России в целом и в Удмуртской Республике в частности. Данная ситуация характеризуется падением жизненного уровня семей, нарастанием их социального неблагополучия, дистанцированием школы от воспитания детей, в том числе детей группы риска, криминализацией подростковой и молодежной среды, слабой межведомственной координацией профилактических мер. Несовершеннолетние из малообеспеченных и неблагополучных семей, остаются предоставленными сами себе и нередко совершают преступления, либо сами становятся объектами преступлений. Дети из таких семей оказываются вне сферы воспитания и образования и требуют более пристального внимания со стороны государственных структур и общества в целом.
Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. И родители, и подростки должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себе ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы В. Сатир убеждает, что родители стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и подросток, будет сильно страдать. (Попытки сексуального контакта подростков вызваны жаждой нежности, тепла и близости, а повышенная агрессивность - результат отчаянного желания не выглядеть слабым и зависимым). Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли родителям подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Если родителям нравятся какие-то его поступки, то каждый раз они должны говорить ему об этом. Хвалить его и в том случае, если он осознал и честно пытается исправить свои ошибки.
Энергия пубертата требует осторожного обращения, надежных, разумных и здоровых путей выражения. Для этого полезно заниматься спортом, делать физические упражнения, стимулирующие в свою очередь и умственный труд. Они полны вдохновения и непременно хотят добиться победы во всем. Часто взрослые, не понимая нетерпения подростков и даже не желая его понимать, усложняют их жизнь в том случае, если не помогают им найти поприще для интересных и осмысленных занятий. Подростки вовсе не чудовища и не злодеи, это обыкновенные люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах.
Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность подростков. Напуганные и встревоженные родители окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Подросткам надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужны любовь и понимание.
Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
Подростки, взрослея, вправе ожидать от родителей мудрый советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего.
Взрослые не должны позволять себе переступать определенные границы в отношениях с детьми. Каждый должен знать свое место. И все должны уважать общепринятые нормы человеческого общения. Каждый должен иметь право на свою личную жизнь. [24,138]
Об этой же проблеме писали супруги Р.Т. и Д. Байярд. В их широко известно книге "Ваш беспокойный подросток" они последовательно и в деталях излагают целостную систему представлений, упражнений и рекомендаций, прошедших многократную практическую проверку и на деле продемонстрировавши высокую педагогическую эффективность. [2,15]
Программа модернизации столичного образования "Столичное образование 3" расширяет спектр проблем образования, решение которых предполагает активное участие службы практической психологии в системе образования:
К таковым, на наш взгляд, можно отнести следующие:
• потеря значительной частью молодежи социальных ориентиров,
• рост скрытого отсева учащихся из образовательных учреждений, неграмотности подростков, приход в молодежную среду наркотиков и других вредных привычек;
• снижение возможностей образования и семьи в реализации функции психологической поддержки учащегося; формировании толерантности, способности к осознанному выбору, в частности, телевизионных передач и предлагаемых периодических изданий, сопротивления наркотикам и другим вредным привычкам;
• проблемы, связанные с переходом между ступенями обучения, в том числе - при переходе от среднего образования к высшему;
• недостаточность уровня работы с одаренными детьми, необеспеченность их необходимой педагогической и психологической поддержкой,
• низкий уровень готовности учителей к осуществлению необходимых изменений в области содержания образования, образовательных технологий, индивидуализации процесса обучения, решения воспитательных задач;
• недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, в том числе в психологической, коммуникативной областях;
Среди ожидаемых конечных результатов реализации Программы:
• оказание медико-психолого-
• достижение качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса;
• отработка подходов в реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях;
• создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе.
Очевидно, что достижение указанных результатов возможно при построении эффективной системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процессов модернизации столичного образования.
Характер обозначенных проблем и необходимость достижения ожидаемых результатов определяет актуальность следующих мероприятий в рамках основных направлений Программы модернизации московского образования, требующих участия структур и специалистов службы практической психологии в системе образования, продуманного взаимодействия с образовательными учреждениями различных типов и их специалистами:
Тренинг общения
Автор: Аргунова Клавдия Илларионовна, педагог-психолог
Цель:
развитие коммуникативных способностей
Задачи:
знакомство друг с другом;
понимание себя и другого человека;
эмоциональная разгрузка.
Ход занятия:
Вступительное слово.
Добрый день, дорогие учителя! Как всем вам известно, наша работа - работа педагога - требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения.
Вот перед вами мысли великих людей. Например, изречения Л.Н. Толстого: “Слово - есть поступок”, “Лишь любовью к детям и истинным общением с детской душой возможно создать счастливое человечество”. Или же вот Шефнера: “Слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой вести”.
Еще есть такая притча о слове. Однажды к богатому и знатному греческому купцу на пир пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: “Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть он принесет нам самое прекрасное, что есть на свете”.
Хозяин послал Эзопа. Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, и там лежит язык. Эзоп, ты же принес язык!" - удивились гости. “А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви. Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово “свобода” - говорит Эзоп.
Через некоторое время гости просят хозяина, чтобы его находчивый раб принес самое ужасное. Вновь Эзоп принес язык. “А разве это не самое ужасное? ” - спрашивает он. “Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово “раб”.
А теперь начнем наш тренинг. Сядьте, пожалуйста, в круг.
Задачи нашего тренинга: знакомство друг с другом, понимание себя и понимание другого человека, эмоциональная разгрузка.
Упражнение “Мое имя и как я к нему отношусь”
Каждый участник называет свое имя и рассказывает о своем отношении к нему. Возможно, вы вспомните какие-то интересные истории или невероятные события своей жизни, связанные с вашим именем или прозвищем. Расскажите. Нам это интересно.
Упражнение “Самое существенное в моем характере, жизни”
Задумайтесь о том, что в вас, в вашем характере, в вашей жизни является самым важным, самым существенным. А теперь попробуйте найти этому краткую форму выражения метафорой или в стихотворной форме, например: “Лед и пламень”, “То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя”, “Тиха, печальна, молчалива... ”.
Игра-активатор “Друг к дружке”.
Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.
Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке! ”, вы должны будете поменять партнера.
Правая рука к правой руке! - Нос к носу! - Спина к спине! - Друг к дружке! - Бедро к бедру! - Ухо к уху! - Пятка к пятке! - Друг к дружке! - Носок к носку! - Живот к животу! - Лоб ко лбу! - Друг к дружке! - Бок к боку! - Колено к колену! - Мизинец к мизинцу! - Друг к дружке! - Затылок к затылку! - Локоть к локтю! - Кулак к кулаку!
Все. Спасибо. Садитесь!
Упражнение “Угадайка”
Теперь каждый пишет на листочке фамилию человека, известного всем нам. Листочек прикалывается к кому-то из участников на спине. Ему не сообщается о том, чья фамилия написана. Каждый участник должен узнать фамилию, написанную на его листке. При этом можно задавать вопросы любому участнику тренинга вопросы, предполагающие ответы “да” и “нет”.
Разбиение на группы.
Все вы знаете мушкетеров: Атос, Портос, Арамис, д'Артаньян. Кого бы из этих мушкетеров выбрали вы себе в друзья, если Атос - человек скрытых, тайных, загадочных знаний, Портос - добрейшей души человек, Арамис - романтическая натура, д? Артаньян - ловкий, предприимчивый, легко находит выход из любой ситуации?
По одной версии, люди выбирают себе в друзья того, кто обладает такими качествами, которых у них самих в жизни не хватает, по другой - родственную душу.
Игра-активатор “Вопросы песней”
Сейчас 1 команда, посовещавшись, должна хором спеть отрывок из любой песни, в котором заключен вопрос (например: “Я спросил у осени: Где моя любимая? ”).2 команда должна за 1 минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос.
Работа в группах.
Сейчас я предлагаю вам обсудить в группах следующее: каковы принципы общения с ребенком? Сформулировать их и отобразить на ватмане. На работу дается 10 минут. Затем представители групп выступят и обоснуют свои принципы.
Упражнение “Аплодисменты по кругу”
Вы все очень хорошо поработали, поиграли. И каждый из вас заслужил аплодисменты. Сейчас один из вас подойдет к кому-нибудь, посмотрит ему в глаза и подарит ему аплодисменты. Затем они вдвоем выберут следующего, который также получит свою порцию аплодисментов. И так далее. Таким образом, овации становятся все громче и громче.
Анкета “Обратная связь”
Заполнение анкет <Приложение 1>
Заключение
Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи!
Бланк анкеты “Обратная связь”
Тренинговое имя участника_____________________
Дата занятия__________________
1. Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешает тебе быть включенным
в занятие_______________________
2. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:
______________________________
3. Что раздражало, вызывало
напряжение, неприятие_____________________
4. Твои замечания и пожелания ведущим (по содержанию, по форме занятия и т.п.):
______________________________
Занятие №1 (2 часа). Обратная связь в межличностном контакте.
Цель: научиться соотносить характер обратной связи с содержанием общения, эмоциями, чувствами.
Порядок работы.
Упражнение.
Ведущий предлагает:
а) поздороваться, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т.п.
б) сказать фразу, изображая на лице те же состояния, добавив жесты и движения.
Обсуждение.
Достаточны ли ваши взможности для выражения своих чувств? Какие чувства, возникающие в контакте, мы часто пытаемся скрыть от партнера по общению?
Информация для педагога-психолога.
В результате обсуждения проявляются причины несоответствия чувств подлинных (переживаемых) тем, что человек выражает в общении. Дать название этому феномену (безличная коммуникация или коммуникация посредством масок). Обговорить "маски", соответствующие и не соответствующие ситуации (в школе, компании, семье и т.д.) Очень важно обсудить влияние безличной коммуникации на личностную структуру человека.
Занятие № 2. "Маски" в общении.
Цели: осознание своих индивидуальных способов ухода от искреннего, открытого общения.
Информация о работе Психологические особенности работы с подростками с ассоциальным поведением