Психологические особенности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:44, реферат

Краткое описание

Однако такие примеры составляют скорее исключение, чем правило. Процесс развития ребёнка в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. К сожалению, все накопленные материалы по вопросам развития юношей и девушек подросткового возраста трудно поддаются обобщению, так как они получены на разных группах подростков, с различных позиций, различными методами, в различные временные отрезки. За истёкшие года, произошли существенные сдвиги в понимании подросткового периода.

Вложенные файлы: 1 файл

страшеклаасники псих особ.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Подростковый период, как правило, рассматривается в  качестве отправной точки в профессиональном становлении личности, хотя источники  определённых профессиональных предпочтений можно обнаружить и в детстве. Однако такие примеры составляют скорее исключение, чем правило. Процесс развития ребёнка в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. К сожалению, все накопленные материалы  по вопросам развития юношей и девушек подросткового возраста  трудно поддаются обобщению, так как они получены на разных группах подростков, с различных позиций, различными методами,  в различные временные отрезки.  За истёкшие года, произошли существенные сдвиги в понимании подросткового периода. Из периода, которым заканчивалось детство, и в котором наступала социальная зрелость, подростковый период превратился в период, открывающий новую эпоху детства, состоящую из двух периодов, - собственно подросткового и периода, старшего школьного возраста, периода ранней юности.  Возникновение этого периода имеет своим следствием, во-первых, изменение функции собственно подросткового периода и, во-вторых, удлинение детства, и более позднее наступление социальной зрелости.  Важно, что особенности психического развития в подростковом возрасте рассматривались как исторически складывающиеся. Очень часто подростковый период рассматривают как единый переходный период, чреватый разнообразными трудностями (22; 24).

Л.С Выготский, в неопубликованной рукописи, первым из советских психологов ввёл в периодизацию детского развития понятие о критических, переходных и о стабильных, устойчивых возрастах  и предложил разделить и рассматривать отдельно «критический период полового созревания» и стабильный период – подростковый возраст (14). При построении  теории психического развития в подростковом возрасте необходимо принимать во внимание это членение. Основным в психическом развитии в период перехода от младшего школьного к подростковому возрасту является возникновение и формирование чувства взрослости. Чувство взрослости является особой, переходной, формой самосознания как социального сознания. Оно обладает уже содержанием и функциями, свойственными развитой форме самосознания: оно социально по своему происхождению и содержанию и интерполирует поведение подростка, его оценок себя и других (22;24).

Благодаря возникновению чувства  взрослости коренным образом меняется вся социальная ситуация развития, которая определяет всё психическое развитие в следующий за переходным подростковый период. Главным в этой новой, возникающей на основе чувства взрослости ситуации развития, является формирование особой деятельности общения, основным содержанием которой является другой человек (подросток или взрослый), с которым устанавливаются определённые отношения. Деятельность общения есть деятельность, в которой решаются задачи построения отношений с другими людьми на основе определённых, заранее заданных образцов и условий. Всеми признаётся, что в учебной деятельности происходит формирование некоторых устойчивых качеств у ребёнка, таких, например, как организованность, настойчивость в достижении целей, самостоятельность и т.д. Т.В.Драгуновой было установлено, что в подростковом возрасте возникает интерес к своей личности и начинает складываться более или менее отчётливое представление о ней. Подростки обращаются к анализу своей личности как средству, необходимому для организации своей деятельности и взаимоотношений с окружающими. Такая оценка собственных качеств, как средств решения стоящих перед подростком задач, существенно важно для понимания генеза самосознания и понимания особенностей психического развития подростков. Представляется, что в этом факте содержится указание на превращение субъекта деятельности в личность. Личность есть особое психологическое качество субъекта деятельности. Сущность этого качества заключается в том, что при решении той или иной задачи происходит ориентация не только на объективные условия и образец действия, но и на собственные качества (особенности, умение, знания, черты характера), как на решающее условие её решения. Такое превращение ребёнка из субъекта деятельности в личность и происходит в подростковом возрасте в отношении задач построения отношений с другими людьми. Произойдёт ли такое поворачивание субъекта на «самого себя» зависит от того, как будет построена учебная деятельность, как будет идти её формирование. Так же, немаловажным здесь является характер отношений взрослых к ребёнку или детей друг к другу: если отношения к ребёнку в этот период остаются прежними, то есть к нему продолжают относиться как к маленькому, или если в коллективе сверстников ребёнок не находит признания своей взрослости, то это неизбежно приводит к конфликтам и затягивает переходный период. От того, как будет протекать этот переходный период, в значительной степени зависит и течение развития в подростковом периоде (6; 22;24).

«Собственная взрослость в представлении  подростка существует, прежде всего, в виде отношения окружающих к нему как к перешагнувшему границы детства, как к взрослому, а его стремление к взрослости проявляется в форме активного желания так или иначе приобщиться к миру взрослых и походить на них. Развитие взрослости начинается с усвоения тех образцов поведения и отношений, в которых наиболее рельефно выступает отличие взрослых от детей. Усвоение подростком  существенного морально-этического содержания норм отношений взрослых проявляется в его претензии на более равноправное положение в отношениях со взрослыми  и стремление отстоять своё право на это. Различные формы протеста и конфликты со взрослыми свидетельствуют о ломке старой структуры отношений и становлении новой, основанной на принципиально других нормах» (6, с. 80).

       Весь подростковый  период проходит под знаком  решения задач на установление  взаимоотношений со сверстниками  и взрослыми, которые соответствовали  бы усваиваемым морально-этическим  нормам.

       Решение этих  задач происходит при ориентации  не только на качества другого лица, но, и это главное, на свои качества и особенности.  Развитие этой ориентации в себе, в своих качествах, прежде всего в качествах морально-этических,  и составляет содержание развития самосознания в этот период. От успешности решения этих задач в значительной степени зависят эмоциональные проявления  подростков в этот период.

Наиболее острые переживания в этом возрасте связаны с решением именно этих задач, успех и неуспех в их решении бурно переживается именно потому, что подросток впервые ориентируется на себя как на основное условие успешности решения именно этих социальных задач.

Неуравновешенность, чрезвычайная чувствительность к оценке, неадекватная самооценка и её колебания, чувство  самоуверенности и, наоборот, сомнение в своих силах, чувство неуверенности, подавленности или робости – всё это симптомы, за которыми лежит ориентация на себя как основное условие решения задач, которое ставит деятельность общения.

Именно на этой основе, на основе решения задач на установление отношений, возникает и желание побыть иногда одному, разобраться в том, что мешает и что помогает решению этих задач. На этой основе возникает особая внутренняя деятельность, размышления об отношениях с другими и о своих собственных качествах (3; 4; 14).

И как уже говорилось выше, подростки решают задачи на установление взаимоотношений друг с другом и  со взрослыми на основе морально-этических  норм, усваиваемых из мира отношений  взрослых людей. Таким образом, деятельность общения как бы моделирует отношения взрослых, подростки воссоздают их в своих отношениях, раскрывают и усваивают те общественные задачи, которые решаются взрослыми. В результате такого освоения задач, решаемых взрослыми людьми, происходит и новое понимание взрослости. Быть взрослым значит решать не только задачи на взаимоотношения, но одновременно решать общественно-производственные задачи, задачи профессиональные.

       В  подростковом возрасте, именно благодаря  деятельности общения и ориентации  на себя при решении задач  на взаимоотношения, возникает не только новый уровень самосознания, но углубляется его социальное содержание. Над морально-этическим содержанием надстраивается социально-производственное с его устремлением в будущую профессию. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивационной сферы интересы подростков начинают приобретать большую глубину и устойчивость, а отдельные из них принимают характер стойкого увлечения. Возникают задачи овладения качествами и знаниями, необходимыми для будущей деятельности.  Следовательно, именно в рассматриваемый нами возрастной период человек лучше всего готов к формированию определённой профессиональной направленности и сознательному выбору профессии. Этим обозначается переход к новому периоду развития – периоду, который условно назвали ранней юностью (22; 24).

 

1.3. Социально-педагогические возможности взаимодействия семьи, школы, вузов, средств массовой информации на профессиональное самоопределение выпускников школ

 

Механизм социализации выпускников зависит от форм и  характера взаимоотношений с окружающими людьми, со сверстниками, от деятельности педагога, семьи, СМИ.

Направленность влияния  социальных институтов на профессиональное самоопределение выпускников школ не соответствует реалиям новых социально-экономических условий.

Помочь в профессиональной ориентации и выборе призваны прежде всего традиционные институты социализации - семья и школа. В сегодняшних условиях воспринятый жизненный опыт родителей не является гарантией успешной социальной адаптации. Часто родители современных подростков сами не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях. Подростки в этом отношении находятся в лучшем положении, так как для них новое совсем не обязательно вступает в противоречие с уже усвоенным.

Многие старшеклассники  производит свой «выбор» под влиянием семьи (родителей и близких родственников). Значительное влияние родителей объясняется их готовностью финансировать получение образования и в последующем работы. Влияние других факторов незначительно, так роль школы в профессиональном самоопределении выпускников невысока в силу того, что в ней не создана система социально-педагогической работы, как  условие для профессионального самоопределения. Усиление влияния СМИ следует рассматривать как позитивный процесс (все возрастающее влияние Интернета). Самостоятельный выбор профессии осуществляет достаточно малая группа выпускников.                                                                                                                                             

Достаточно сложным  представляется случай, когда в силу семейных традиций или сформировавшихся у родителей ожиданий в отношении профессионального будущего ребёнка к моменту выбора профессии ни у родителей, ни у подростков не существует проблем в этом вопросе. Обычно в таких ситуациях говорят: "У нас в семье все юристы"; "Я не стала врачом, хотя и мечтала об этом всю жизнь, пусть дочка им будет".

Безусловно, и традиции семьи, и ранние успехи ребёнка в  какой-то области - веские аргументы, которые  имеют тем больший вес, чем  полнокровнее, активнее включение подростка в деятельность, сопряжённую с будущей профессией, чем критичнее оценка его возможностей и притязаний [185 с.92].

При профессиональном самоопределении  выпускников школ зачастую выбирается не конкретная профессия, а определенный образ и стиль жизни, а профессия рассматривается лишь как «средство» достижения желаемого.

Большинство педагогов не желают брать  на себя ответственность за неординарные советы выпускникам школ и фактически устранились от помощи профессионально самоопределяющимся выпускникам школы, учителя не влияют на профессиональное самоопределение выпускников либо с силу низкой квалификации, либо из-за нежелания работать в данном направлении.

Выпускники школ признают, что не высокая роль современной школы  в их профессиональном самоопределении объясняется фактическим отсутствием комплексного учебно-воспитательного и социально-педагогического процесса, направленного на профессиональное самоопределение, низкой материально-технической базой трудового обучения и производственной деятельности, отсутствием оплачиваемого труда школьников, формализмом в профориентационной работе с учащимися и т.д.

У абсолютного большинства выпускников  школ, низкая степень самостоятельности в принятии решений (начиная от выбора профессии и вуза и заканчивая трудоустройством), высокая степень ориентации на мнение родителей, друзей. Если выпускник уделяет достаточно внимания своим способностям, возможностям и перспективам в профессии, отсеивается неуверенность в свои силы и появляется возможность самостоятельно преодолеть барьер при поступлении в вуз или на работу.

Общественное влияние на выбор  профессии прежде всего определяется тенденциями на рынке труда - спросом  на различные профессии. Это создает  уровни общественного престижа и значимости профессионального образования в обществе, которые определяют характер воздействия социальных институтов (семья, образование, производство и др.) на процесс профессионального самоопределения через нормативные требования со стороны общества. Внутренним, личностным фактором профессионального самоопределения является самосознание личности.

В планах выпускников в профессиональном самоопределении первоочередно стоит проблема поступления в учебное заведение, чаще вуз, перспектива работы их не заботит. Проблема трудоустройства с дипломом или без возлагается на родителей, которые применят скорее всего один из «приемов»: покупка рабочего места либо использование личных связей, знакомств. В такой ситуации остается посочувствовать сиротам и детям необеспеченных родителей.

Правоохранительные органы, то, возможно, настало время законодательно закрепить оплату за обучение и направить деньги на полноценное финансирование системы образования.

Разумеется, есть вузы, где системой олимпиад, тестирования и т.п. выявляют талантливых абитуриентов. Однако абсолютное большинство выпускников школ, абитуриентов не уверены в своей конкурентоспособности на приемных экзаменах.

Рассматривая профессиональное самоопределение  как одно из условий социализации, следует обратить внимание на то, что тревога накануне выбора профессии и страх перед безработицей негативно влияют на социальное развитие молодежи. В то же время существует мнение, что вышеуказанные проблемы следует рассматривать как своеобразный вариант и условие социализации молодежи.

При первичном выходе на рынок труда  у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке образования и труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства.

Понимание профессионального самоопределения и социализации выпускников школ не только как выбора профессии на определенном этапе развития субъекта труда, но и как выбора уровня и формы профессионального образования, типа учебного заведения, выбора вуза, социального положения, которое позволит занять выбранная профессия, способствовало изучению в разные годы ориентации молодежи на высшее образование, ценности образования в сознании молодежи, ее образовательных планов.

В настоящее время в системе  непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая социально-педагогическая профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, ситуации на рынке труда; не разработана система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; нет специалистов для оказания качественных социально-педагогических профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).

Информация о работе Психологические особенности старшеклассников