Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:44, реферат
Однако такие примеры составляют скорее исключение, чем правило. Процесс развития ребёнка в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. К сожалению, все накопленные материалы по вопросам развития юношей и девушек подросткового возраста трудно поддаются обобщению, так как они получены на разных группах подростков, с различных позиций, различными методами, в различные временные отрезки. За истёкшие года, произошли существенные сдвиги в понимании подросткового периода.
Помимо этого, для правильного выбора профессии необходимо уметь разбираться в себе, знать свои слабые и сильные стороны. Адекватно оценить свои возможности могут лишь немногие из выпускников школ. Остальные нуждаются в аргументированном совете старших. В ряде случаев это может сделать учитель. Однако в оценке возможностей ученика учитель чаще всего ориентируется на его учебную успеваемость и оценивает его способности исходя из успеха или неуспеха в учебной деятельности. Поэтому способности одних учеников могут переоцениваться, а других недооцениваться. Выпускник обращается за советом о выборе профессии и в учебные заведения и к более авторитетным сверстникам, ищет «подсказки» в СМИ. Чаще всего такие «рекомендации» строятся на стереотипах о том, что лучше и хуже (престижно, доходно и т.п.). В результате выпускники школ почти поголовно выбирают такие профессии: врач, юрист, экономист, менеджер и т.п.
В большинстве школ будущие учителя не овладевают специальными знаниями и методами социально-педагогической профориентационной работы. Поэтому роль школы и учителей в подготовке учащихся к осознанному выбору профессионального пути в настоящее время невелика. Лишь немногие из школьников могут сказать, что учителя оказывают решающее влияние на их выбор профессии. Отсюда вытекает необходимость улучшения помощи выпускникам школ в профессиональном самоопределении и социализации.
Усиливается роль институционального воздействия на учащуюся молодежь, особенно средств массовой информации.
Рассмотрим роль школы как института социализации в современных условиях. Ряд социально-педагогических исследований показывает, что современная школа во многом затрудняет процесс юношеского самоопределения, задавая очень жесткий взгляд на социальную ситуацию (последнее выражается, в частности, в школьных критериях социальной успешности). В старшем школьном возрасте личность, наиболее податлива к различным социальным влияниям извне.
Современная школа фактически самоустранилась от профессиональной ориентации школьников. Лишь в некоторых школах ряд социальных педагогов профориентационную работу проводят систематически и целенаправленно, что, естественно, не удовлетворяет, возможно, ещё не осознанных потребностей молодёжи. Распространившиеся в последнее время специализированные школы, лицеи, гимназии являются шагом вперед в узкопрофессиональной подготовке абитуриентов, следовательно, и социализации молодёжи. В большинстве школ предпочтение отдается общему образованию без учёта склонностей и способностей учащихся.
Выпускники современной школы интересуются своим будущим, однако с каждым годом инфантилизм проявляется всё больше и больше. Выявляется и другое: еще не разработаны системные подходы к социализации школьника. Сегодня социализация в условиях семьи и школы протекает неорганизованно, стихийно, без целенаправленных наблюдений за фактами и явлениями общественной жизни, их осмысления и выражения в самостоятельной творческой деятельности ребенка. Социализация происходит в процессе воспитания и обучения. Современная школа должна способствовать комплексному решению ряда проблем подготовки выпускников к самостоятельной, взрослой жизни.
Из общего числа выпускников лишь немногие имеют представления о требованиях, предъявляемых рынком труда, о правилах выбора профессии и направлении занятости. Для большинства детей постоянно необходима помощь взрослого.
Значительное влияние
родителей объясняется той
Это может свидетельствовать о том, что профессиональное самоопределение большей части учащихся происходит в семье, часть подростков сама выбирает себе профессию исходя из собственных интересов и предпочтений. Для выпускников школ важно и мнение старших людей, специалистов, знающих свою профессию.
В своих рекомендациях о будущей профессии родители основываются в первую очередь на профессии, которые позволят достичь материальной обеспеченности. Однако советы родных и близких нередко ориентированы на существовавшие ранее стереотипы о том, что более «перспективно», а что менее. Их представления о «правильном» профессиональном выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны, либо направление совета исходит от того уровня финансовой поддержки, которую могут оказать родители «своему» абитуриенту.
Выпускник обращается за советом о выборе профессии и учебного заведения к более авторитетным сверстникам и следует этим советам. Чаще всего такие советы строятся на стереотипах о том, что лучше и хуже (не престижно). В результате подростки почти поголовно выбирают такие профессии: врач, юрист, экономист, менеджер и т.п.
Профессиональный путь и социальное положение зачастую выбираются подростками под влиянием СМИ и социального окружения, и нередко они ориентируются не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни и стиль жизни, а профессия рассматривается ими лишь как «средство» достижения желаемого.
Однако ошибки возможны и при обращении за советом к учителям, которые нередко подыгрывают своим ученикам, предлагая им престижные профессии и учебные заведения. При такой ситуации можно даже говорить о страхе самих педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы.
Выпускник школы в большинстве случаев опирается на мнение близких и значимых для себя людей. В силу социальной, финансовой незрелости, зачастую из-за недостаточной социализированности он не способен быть полноценным субъектом своего профессионального и жизненного выбора.
К стремлению социализирующегося
и самоопределяющегося
Но в этом случае не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития, и нужно согласиться с тем, что выпускник школы не самоопределяется, а его «определяют», иногда даже насильственно. [138, 56].
Сложности координации усилий школы и семьи заключаются в том, что родители часто не могут выявить интересы и склонности своих детей, адекватно оценить их возможности и способности. Необходимо акцентировать внимание родителей на таких особенностях развития личности ребенка, как состояние здоровья, физическое развития, характер (уверенность или неуверенность в себе, общительность или замкнутость, положение в коллективе), трудовые навыки (настойчивость, ответственность, инициативность, творческое отношение к труду, самостоятельность, умение трудиться в коллективе и др.). Не обойтись в подобной деятельности также без учета интересов и склонностей, профессиональной направленности личности школьника (проявляет ли интерес к определенной профессии, как готовится к будущей трудовой деятельности и др.). Родители желают для детей "лучшей" работы, и настраивают их на поступление в вуз и получение работы, далеко не всегда учитывая возможность выпускника.
Изменения на рынке труда, в содержании и организации труда, а также в финансовом положении большинства семей затрудняют процесс сознательного
выбора профессии, продолжения образования, т.к. родители в своем большинстве хорошо знают лишь область своей трудовой деятельности. Более того, «родственные» профессии не всегда могут дать ребенку ориентацию именно на ту профессию, которая отвечает его потребностям и склонностям.
Современная семья находится в поиске дополнительных ресурсов самообеспечения, воспитания детей, обустройства своей жизни.
В условиях социально-экономического кризиса проблема семьи в обществе достигла предельной остроты и ее безотлагательное решение жизненно необходимо.
На выбор будущей профессии влияет экономическое, профессиональное и культурное состояние семьи. Именно в семье происходит процесс первоначальной социализации личности. Семья - одна из важнейших социальных организаций в воспитании детей. Только в семье родители определяют для своих детей, что должно быть и чего не должно быть. Определяющими факторами в становлении личности являются социальное положение семьи, ее экономическое состояние, уровень жизни, профессиональный и культурный уровень родителей, условия жизни и даже место жительства (город или село).
Несмотря на принимаемые на федеральном и местном уровнях меры социальной поддержки, материальное благосостояние большинства семей резко упало, достигнув в отдельных типах семей опасной границы угрозы здоровью детей, беременных, кормящих матерей. В наибольшей степени снижение жизненного уровня характерно для семей с несовершеннолетними детьми. Снижение стартовых возможностей детей из бедных семей может привести к потере части интеллектуального потенциала страны [32,69-70].
Ослабление и роль государства в воспитания и развития детей, резко снизился воспитательный потенциал образовательных учреждений. Вновь создаваемые детские и молодежные организации не оказывают должного влияния на молодежь. Свернута разнообразная работа с детьми и подростками по месту жительства (клубы, кружки, секции). «Свертывание воспитательной работы фактически обезоружило общество перед нарастающей детской безнадзорностью и социальным сиротством». [74, 28]. Сейчас отчетливо просматривается четыре основные группы семей:
- крайне бедные
семьи с низким доходом,
- семьи со средним
доходом, у которых нет
- семьи с высоким доходом, но без недвижимости;
- высокодоходные семьи с недвижимостью, с отличными жилищными условиями.
Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с детьми труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. В процессе труда выявляются отношения друг к Другу» к ТРУДУ» к труду рядом работающего. Благоприятно воздействуют на детей праздничные хлопоты по уборке квартиры, приготовлению праздничного обеда, встрече гостей. Дети в меру своих сил включаются в эти приготовления. Искренность отношений в общем домашнем труде, играх, выраженная вслух похвала помогают ребенку в семье приобрести уверенность. Подростки ценят уважительное к себе отношение родителей. Так, на вопрос - с кем они решали свои проблемы, девять из десяти опрошенных школьников ответили, что обратились к родителям.
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Существует по крайней мере три фактора, оказывающих заметное влияние на формирование профессиональной ориентации школьников. Один из этих факторов - материальный статус семьи, еще один фактор - определенные религиозные ориентации. Результаты исследования показали, что в целом дети достаточно активно помогают родителям в ведении домашнего хозяйства.
По видам постоянных
работ ответы распределились следующим
образом. В новых социально-
место занимает социальная
ориентация на труд. О престижных в
современных условиях профессиях подростки
в достаточной степени
Изменения, происходящие в стране, коснулись и организации свободного времени подростков. Изменились содержание и структура их деятельности в свободное время. У них появляются новые увлечения (компьютерные игры), заметно актуализируются ранее малозаметные (общение с друзьями по телефону), другие же, например участие в общественной работе, теряют свою значимость. Роль телевидения в структуре свободного времени выпускников школ так же претерпела изменения. Структура и содержание свободного времени сегодняшних подростков в значительной степени определяются наличием в городской семье технической базы для получения информации и развлечений. Ведущей формой проведения свободного времени городского подростка является просмотр телепередач, хотя и активизируется увлечение видео.
Собственный пример, требование, поощрение, наказание, показ, совет, контроль, - основные способы слияния родителей на своих детей. Эффект влияния родителей на детей во многом зависит от того, насколько у них развита потребность в воспитании детей, насколько они вооружены психологическими и педагогическими знаниями, тесно сотрудничают со школой [38,28].
Зачастую, способствуя
профессиональному
здоровья и медицинские противопоказания, которые впоследствии затрудняют поступление в учебное заведение и учебу. Очень часто родители, а иногда и сами . школьники, выбирают профессию, руководствуясь либо соображениями престижа, материального благополучия, либо обязательного следования семейной традиции. Все эти факторы можно рассматривать как внешние по отношению к содержанию труда. Одним из ведущих условий повышения эффективности работы с семьей по профессиональной ориентации является дифференцированный подход, что предполагает такую систему педагогической деятельности, которая включает ряд неоднозначных и неравноценных компонентов:
Информация о работе Психологические особенности старшеклассников