Психологические особенности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:44, реферат

Краткое описание

Однако такие примеры составляют скорее исключение, чем правило. Процесс развития ребёнка в подростковом возрасте имеет разные уровни социального созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Этот процесс отличается сложными сдвигами, прерывистостью тенденций, глубокой дифференциацией и расслоениями. К сожалению, все накопленные материалы по вопросам развития юношей и девушек подросткового возраста трудно поддаются обобщению, так как они получены на разных группах подростков, с различных позиций, различными методами, в различные временные отрезки. За истёкшие года, произошли существенные сдвиги в понимании подросткового периода.

Вложенные файлы: 1 файл

страшеклаасники псих особ.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

- особенности семейного  воспитания, воспитательной работы  семьи;

- уровень педагогической  культуры семьи;

- возможность влияния родителей на выбор профессии и подготовку детей к труду;

- отношение родителей  к проблемам профессионального  самоопределения школьников, особенности  позиции родителей в этом вопросе.

Подростки, как и родители, часто не осведомлены о тех  существенных компонентах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека. Что же представляет собой проблемная ситуация в отношении задачи выбора профессии?

Академик Е.А. Климов выделяет следующие компоненты, существенные в ситуации выбора профессии:

- информированность подростка;

- склонности, способности;

- определённые отношения  с родителями, связанные с профессиональным будущим;

- определённые отношения  со сверстниками, связанные  с  профессиональным будущим;

- определённые отношения  с людьми, представляющими интересы  общества в отношении профессионализации молодёжи;

- уровень притязаний;

- личный профессиональный  план.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Таким образом, для адекватного  выбора профессии подросток и  лица, его опекающие, должны располагать информацией, как можно более полно отражающей указанные факторы, и формировать полноценные основы для выбора профессии.

В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково  осваивают даже наиболее полно и  рационально представленную информацию.

Наибольший интерес  для подростков представляют сведения о требованиях, которые предъявляются к человеку в процессе труда на определённом рабочем месте. Второе место по значимости и привлекательности занимает информация о содержании труда представителя конкретной профессии, а также о возможностях самовыражения в рамках профессиональной деятельности. Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, материальное обеспечение, перспективность работы. Ещё ниже в ряду интересов подростков находятся сведения о позиции референтной группы в отношении профессии, а также информация об особенностях трудовых коллективов.

Менее привлекательной  и значимой для индивидуального  выбора представляется подросткам информация о потребностях народного хозяйства в специалистах определённого профиля. Выявленная структура ориентации при получении профессионально значимой информации свидетельствует об определённой фиксации внимания подростков средствами массовой информации, лекционной пропагандой на таких факторах, как интересность работы, соответствие её склонностям человека, т. е. на индивидуально-личностном аспекте проблемы выбора профессии. [82,96].

Этот аспект, безусловно, значим. Но без перестройки ориентации на фактор социальной значимости невозможно решение проблемы привлечения подростков в массовые профессии.

У учащихся существуют определённые предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии. Личный опыт подростка среди источников   информации о социальной действительности занимает особое место. Подростки часто ссылаются на свой личный опыт, когда аргументируют те или иные оценки и решения. Личный опыт подростков является результатом усвоения общечеловеческой культуры, опыта других поколений и своих сверстников. Но ведущее место среди источников формирования личного опыта отводится ими непосредственным впечатлениям и переживаниям.

Профессиональным самоопределением выпускников в современной школе за редким исключением, никто не занимается. Процесс идет в ходе обучения и работы, развивается предприимчивость. В современной жизни очень непросто найти себя /в 17 лет/, большинство молодежи, поступившей учиться в вузы и колледжи, не всегда чётко представляет, чему и для чего она учится именно в данном учебном заведении. Лишь немногие родители в состоянии повлиять на ребенка в их профессиональном самоопределении и подвести к осознанному выбору. Социализация как целостный феномен может носить характер стихийного или сознательного процесса воспитании и самовоспитании личности [150,47].

 

2.3. Профессиональное самоопределение в соотношении с жизненным и личностным самоопределением

 

Многообразие различных  подходов в рассмотрение проблемы профессионального самоопределения вызвано ни только сложностью данного вопроса, но культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране или конкретных регионах одной и той же страны. Всё это делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и решения, можно так же предположить, что «правильность» способа решения этой проблемы в первую очередь, будет зависеть от особенностей конкретного подростка. Продукт учебной деятельности школьника должен воплощаться в конкретном выборе профессии, в котором реализуется его знание, умения, познавательные возможности. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

  В отечественной социальной педагогике накоплен значительный опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предупредил современные подходы к данной проблеме. Особенностью всех исследований является всё более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Климов Е. А. считает, что  обдумывание жизненного и, в частности  профессионального, трудового пути это есть непременно некоторое уменьшение определённости представления о будущем. Но такое уменьшение неопределённости не следует понимать, как воздвижение некоторых оград, заборов, препятствующих дальнейшему развитию(9).

Оставляя в стороне некоторые  возможности выбора, человек в то же время обретает новое, не доступные раннее возможности профессионального развития. Следовательно, «самоопределение» не просто как «самоограничение», ни как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможности развития. «Профессиональное самоопределения» в понимание Е.А. Климова,  это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта его труда. Профессиональное или личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти совпадают, но принципиальное отличие в них всё же есть:

    • Профессиональное самоопределение – более конкретно, его проще оформить официально (получить диплом, например) и зависит оно от  внешних (благоприятных) условий.
    • Личностное самоопределение – процесс более сложный, и зависит от самого человека.

Процесс профессионального самоопределения  включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталона в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор (7; 9).

 

Какую личность считать самоопределившейся? В нормативном плане это –  социально созревшая, устойчивая личность, способная адекватно понимать и осуществлять свои права и обязанности. Психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах психологического развития человека. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учёт своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующиеся мировоззрения подростка и связано с выбором профессии. Если интересы подростка совпадают с интересами его семьи, его родителей, то это может очень сильно влиять на дальнейшее его профессиональное определение. В психологическом плане самоопределившееся личность – это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), он может (свои возможности, склонности, дарования),  что от него хочет или ждёт коллектив, общество, - это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.

Сущность профессионального самоопределения можно определить, как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, а затем осваиваемой трудовой деятельности, а так же нахождение смысла в процессе самоопределения. Выделяют две главные цели, два главных смысла в построении «успешной» карьеры:  первое – «добиться высокого положения в обществе», второе – «добиться высокого дохода».

Конечно, элитарные ориентации в  профессиональном самоопределении  предполагают не только «престиж» и  «высокий заработок», но и действительное творческое построение жизни, стремление к высшим человеческим идеалам и ценностям, в этом случае человек становится подлинным субъектом самоопределения. Проблема лишь в том, как разобраться и не ошибиться, где подлинные ценности, а где мнимые, где это самая элита, а где псевдоэлита (15; 17).

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические особенности старшеклассников