Психологические особенности трудовой деятельности фармацевта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:32, доклад

Краткое описание

Психологические аспекты работы провизора.
Психологические подходы к обслуживанию клиентов аптек.

Вложенные файлы: 1 файл

психо.docx

— 43.55 Кб (Скачать файл)

 

В лечебной деятельности формируется  особая связь, особые отношения между  медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и  больным, медсестрой и больным. Образуется по словам И.Харди связь «врач, сестра, больной». Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.

 

Цель контактов между  медицинским работником и пациентом - медицинская помощь, оказываемая  одним из участников общения по отношению  к другому. Такие отношения обусловлены  в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного  взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов  в системе взаимодействия медработник - пациент. Однако, не следует понимать, что существует заинтересованность в таком взаимодействии лишь со стороны пациента. Медработник, так же заинтересован в оказании помощи больному, ведь эта деятельность является его профессией. У медработника есть собственные мотивы и интересы взаимодействовать с пациентом, которые позволили ему выбрать медицинскую профессию.

 

Для того чтобы процесс  взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты  подобного взаимодействия. Для медицинской  психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном  пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

 

Можно говорить о значимости для эффективного и бесконфликтного  взаимодействия пациента с медработниками такого понятия, как коммуникативная  компетентность, т.е. способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс  подразумевает достижение взаимопонимания  между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная  компетентность является профессионально  значимой характеристикой врача  и медсестры. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент  вынужден обращаться за помощью к  врачу, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.

 

При хорошем контакте с  врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

 

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека.

 

В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать  пациента, что представляется необходимым  для формирования контакта между  ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

 

Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

 

Но не только эти факторы  сказываются на психологической  атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться  течение основного соматического  заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, в терапевтических  отделениях на обследовании и лечении  находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко  даже не подозревая того, что эти  соматические нарушения психогенного характера.

 

В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в  противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении  к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие  этические проблемы свидетельствуют  об отсутствии необходимых психологических  знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны  медработников. Различия взглядов медработника и больного.

 

Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.

 

Например, врач склонен искать, прежде всего, объективные признаки заболевания. Он старается ограничить анамнез для дальнейшего определения  предпосылок для дальнейшего  соматического исследования и т.д. А для пациента в центре внимания и интересов всегда стоит его  субъективное, личное переживание болезни. В связи с этим, врач должен рассматривать  эти субъективные ощущения как реальные факторы. Он должен даже постараться  прочувствовать или уловить переживания  больного, понять и оценить их, отыскать причины тревог и переживаний, поддерживать их положительные стороны, также  использовать их для более эффективного содействия больному при его обследовании и лечении.

 

Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и  пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

 

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим  вниманием пациента, но и постараться  как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте  своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

 

Врачебная этика и деонтология - это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника  по отношению к больному. Отдавая  должное практической стороне деятельности медицинских работников, т. е. непосредственно методам диагностики и лечения, нельзя забывать человеческую, гуманнуюсущность медицинской профессии, в основе которой лежит доверие пациента к врачу, желание врача облегчить страдания больного. Средний медицинский персонал должен знать, в каких пределах можно вести разговоры с больным о его болезни.

 

В понятие деонтологии  входят принципы взаимоотношений между  медицинским персоналом и больными, принципы поведения персонала, обеспечивающие максимальное повышение пользы лечения, исключение факторов, отрицательно влияющих на медицинскую деятельность.

 

 

 

Заключение

 

Каждый медицинский работник должен быть не только профессионалом в своём деле, но и хорошим психологом, чутким, внимательным, добрым, наблюдательным человеком. Специалисты по медицинской  психологии считают, что медицинская  сестра, врач не должны производить  впечатления «плохого человека». Часто  не столько важно знать, какая  болезнь у человека, сколько хорошо понимать, у какой личности развивается  болезнь.

 

Знание индивидуальных психологических  особенностей личности пациента позволит более эффективно общаться с пациентом  и помочь ему в преодолении  болезни.

 

Профессия медицинского работника  является творческой. Необходимо знать  и изучать психологию своих пациентов, их отношение к своему заболеванию  и методам лечения, особенности  и черты характера своих пациентов, их настроение, эмоции и многое другое.

 

Знание законов психологии общения, соединенное с профессиональным мастерством, приводит к успешному  преодолению всех трудностей, возникающих  в лечебно-диагностическом процессе, и позволяет успешно оказывать  помощь пациентам даже в самых  трудных случаях.

 

 

 

 

 

 

Психологические особенности  трудовой деятельности фармацевта

 

 

 

Медицина уже на протяжении многих десятков лет остаётся привлекательной  сферой. Конкурс в медицинские  вузы стабильно высок. Профессии  этой области действительно интересны  и, что немаловажно, постоянно востребованы. Независимо от политической и социально-экономической  ситуации в стране проблемы со здоровьем  существуют всегда, а значит, необходимость  в специалистах-медиках отпадёт  ещё не скоро.

 

Провизор (от лат. provisor - «заготовляющий», буквально «предвидящий») - аптечный работник (фармацевт) высшей квалификации. Его поле деятельности - производство, хранение, продажа лекарственных препаратов. Эта профессия имеет множество разновидностей.

 

Провизоры занимаются изготовлением  сложных лекарств, проверяют правильность оформления рецептов и доз лекарств, совместимость входящих в них  компонентов.

 

Они контролируют и оценивают  качество готовой продукции, отпуск лекарственных средств, в том  числе наркотических, проверяют  работу аптек и поликлиник. Провизоры  помогают врачам в подборе лекарств и консультируют покупателей, объясняя, какие препараты будут наиболее эффективны для лечения и как  следует правильно их принимать.

 

При этом они несут ответственность  за безопасность применения лекарств.

 

Какими качествами нужно  обладать для успешной работы провизором? Его деятельность широка и многогранна, в этой профессии существует множество  разных специальностей, и всё зависит  от того, в какой сфере собирается работать специалист. Но каждый должен иметь склонность к кропотливой  работе, быть аккуратным и внимательным.

 

Провизору-технологу необходимы ещё и определённые технические  способности, умение представить себе весь процесс создания препарата, предвидеть результат. Если в его обязанности  входит управление процессом производства, требуются, естественно, организаторские  способности, умение руководить. Провизору-аналитику  в большей степени нужно обладать склонностью к сосредоточенной  умственной деятельности, монотонной работе. Клиническому провизору понадобится  желание учиться, постоянно воспринимать новую информацию, так как очень  широк спектр знаний, необходимых  этому специалисту. А вот в  деятельности провизора-консультанта или менеджера-провизора основным качеством является коммуникабельность - умение общаться с людьми, поддерживать доброжелательный профессиональный контакт.

 

Для эффективной работы провизору  необходимо знать ассортимент лекарственных  средств, их классификацию, теоретические  основы производства лекарственных  препаратов, лекарственные растения, принципы их сбора, сушки, хранения, методы организации первой помощи.

 

Доминирующие виды деятельности:

 

разработка новых и  совершенствование уже имеющихся  лекарственных веществ;

 

приготовление лекарственных  препаратов: таблеток и микстур, порошков и мазей, бальзамов и т.д.;

 

работа над технологией  приготовления лекарственных веществ  в небольших и промышленных масштабах;

 

хранение лекарств;

 

отпуск лекарственных  препаратов в аптеках людям и  разъяснение им правил приема;

 

информирование медицинских  учреждений и населения о действии лекарств, имеющихся в продаже;

 

прием рецептов у населения  в аптеках;

 

контроль за качеством лекарств;

 

оформление этикеток на упаковках  лекарств;

 

принятие участия в  рекламирование и продаже различных  фармацевтических средств.

 

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

 

Способности:

 

хорошее развитие долговременной памяти (способность долго хранить  в памяти  нужную информацию);

 

высокое развитие образной памяти (способность запоминать и  воспроизводить цвет, запах, вкус и  другие параметры веществ );

 

 развитая тактильная (кожная) и двигательная память;

 

ловкость рук;

 

математические способности;

 

склонность к анализу;

 

хорошее обоняние;

 

тонкие вкусовые ощущения.

 

Личностные качества, интересы и склонности:

 

внимательность, собранность;

 

сосредоточенность;

 

аккуратность, чистоплотность;

 

высокий самоконтроль;

 

терпеливость;

 

тактичность;

 

отзывчивость;

 

ответственность.

 

Качества, препятствующие эффективности  профессиональной деятельности:

 

небрежность, невнимательность;

 

неряшливость;

 

раздражительность;

 

грубость;

 

нервозность;

 

суетливость;

 

равнодушие к людям.

 

Области применения профессиональных знаний:

 

аптеки;

 

фармацевтические фирмы;

 

научно-исследовательские  институты;

 

образовательные учреждения.

 

 

Слагаемые психологического климата в аптеке

 

Повод и причина конфликта.

 

Как возникает конфликт? Для того чтобы это понять, необходимо ответить на два вопроса: что послужило  поводом для конфликта, и по какой  причине он возник? Разницу между  причиной и поводом проще понять на примере. Предположим, что работники  не могут решить, кто в какую  смену выйдет на работу в праздничные  дни. Если ситуация переросла в конфликт, то, как правило, время работы является лишь поводом, обращаясь к которому люди пытаются выяснить, например, кто  из них пользуется большим влиянием на руководителя или кого нужно больше пожалеть. В том случае, если руководитель аптеки реагирует только на повод, составляя  «справедливый» график, то вскоре можно  ожидать появления похожего конфликта  на какой-нибудь другой почве (например, как разделить премию или кто  должен выполнить не слишком приятную работу).

Информация о работе Психологические особенности трудовой деятельности фармацевта