Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 18:32, доклад
Психологические аспекты работы провизора.
Психологические подходы к обслуживанию клиентов аптек.
Что же может быть причиной
конфликта? Наиболее часто – это
распределение ресурсов. Причем под
ресурсами совсем не обязательно
имеются в виду деньги или прочие
материальные блага. Ресурсами может
быть время, влияние на руководителя,
объем выполняемой работы и многое
другое. Например, один или два фармацевта,
кроме своих непосредственных обязанностей,
выполняют еще и раскладку
вновь поступившего товара, а другой
фармацевт, сказав, что он этим заниматься
не будет, потому что просто не хочет.
Естественно это вызовет
Дело в том, что широко известная причина конфликта – «трудный» характер одного из работников – вопреки распространенным представлениям, по статистике, заметны только двум – трем сослуживцам, остальные достаточно хорошо уживаются с «виновником» несчастий. Это свидетельствует не о конфликтности одного отдельно взятого работника, а о личностной несовместимости в коллективе, недостаточной гибкости или нежелании (неумении) находить взаимоприемлемые решения. Если в подобной ситуации выявляется и разрешается реальная причина конфликта, то «трудности» характера часто сглаживаются или вовсе исчезают.
Часто причиной разногласий становиться различие в целях, которые ставят себе разные люди. Например, для собственника аптеки это максимальная прибыль, а для наемного работника – возможность получать зарплату, не перегружая себя. Противоречие целей трудно полностью преодолеть, но можно найти выход – сделать так, чтобы цели одного человека могли быть достигнуты только при условии достижения целей другого.
Еще одной типичной причиной конфликтов является неудовлетворительные коммуникации – недостаточная или неточная информация, несвоевременное ее доведение до адресата и т.д. И здесь наличие конфликта часто усугубляет ситуацию – при сложных отношениях желание общаться, как правило сводиться нулю. Выход в таком случае один – необходимо дать четкие инструкции, кому, когда и в каком виде должна предоставляться соответствующая информация. Сделать это для всех известными правилами игры и следить за их выполнением.
На чью сторону встать?
В ситуации конфликта между двумя работниками есть и еще одна сторона вопроса – какую позицию занимает остальной персонал и какую позицию следует принять руководителю. Не зря говорят, что в кризисной ситуации руководитель подобен человеку, который во время пожара держит в руках два ведра: одно с водой, другое – с бензином. А значит, от того, какое ведро он использует, во многом зависит положение дел. Так что же можно, а что нежелательно делать, наблюдая в своем коллективе конфликт?
Зачастую руководитель в
этой ситуации стремиться занять позицию
активного участника на одной
стороне. Это, конечно, ускоряет развитие
процесса, но в этом случае конфликт
может разрастись и вовлечь в
себя новых людей. К тому же руководителю
бывает трудно избежать обвинений в
пристрастности и наличии «любимчиков»
среди персонала. Поэтому такой
способ влияния на конфликтную ситуацию
стоит использовать только в том
случае, если дело касается конкретного
нарушения одной из сторон каких
– то правил и порядков. Потенциальная
опасность этого варианта еще
и в том, что через некоторое
время участники конфликта
В таком случае, может быть, лучше занять позицию наблюдателя, не вмешивающегося в происходящее? Действительно, есть такая точка зрения – самое главное не мешать людям, они сами разберутся в своих проблемах. Однако это относиться только к незначительным ссорам, возникающим «по пустякам». Если же конфликт касается серьезного вопроса или слишком затянулся, то часто его бывает трудно решить без посторонней помощи. Неучастие начальника в этом случае будет расцениваться, скорее, как безразличие к проблеме или даже как позиция по принципу «сначала разберитесь сами, а я потом присоединюсь к победителю» Как правило, это еще более усугубляет ситуацию. Фактически в этом случае демонстрируется отсутствие каких-либо принципов, и «победитель» будет понимать, что, появись кто-то еще более сильный, поддержки ему уже не видать.
Еще один неконструктивный способ реакции на проблему – ее отрицание. Среди некоторых руководителей бытует мнение, что хороший коллектив – тот, в котором нет противоречий. Следовательно, «все обязаны дружить друг с другом или хотя бы делать вид» и вообще «у нас конфликтовать не прилично». Как правило, это приводит к тому, что конфликт загоняется внутрь, проблема не решается и отношения еще более усложняются. Результат такого мнимого согласия можно представить в виде такой картинки: все разговаривают с елейными улыбками на лицах и «камнями за пазухой», которыми пользуются при каждом удобном случае.
Нужно помнить о том, что в реальности конфликт, как и любое другое явление имеет две стороны – негативную и позитивную.
В результате появления конфликта четко обозначается проблема, которая, возможно, до этого была скрыта.
Выявление этой проблемы дает возможность найти эффективные способы ее решения, что часто дает стимул к развитию всей ситуации.
У работников появляется уверенность в том, что разные точки зрения – это не криминал, а нормальная ситуация, из которой можно найти цивилизованный выход.
Таким образом, лучшая тактика поведения руководителя в конфликте – это признание его наличия, стремление объективно выяснить причины и на основе их анализа помочь «враждующим сторонам» в поисках решения, которое устроило бы всех. Идеально, если решение предлагает не руководитель, а сами участники конфликта (с его помощью или без нее). Таким образом шансы на то, что это решение будет соблюдаться, повышается.
Воспитательные аспекты работы с молодыми специалистами.
Чтобы процесс вхождения
новых сотрудников в
Комплекс мер по адаптации
персонала направлен на то, чтобы
помочь сотруднику освоиться в новом
коллективе, принять основные требования
организационной культуры и достичь
необходимых рабочих
Адаптация – процесс двусторонний: и сотрудника, и организации. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы этот процесс прошел без каких – либо осложнений и новичок смог как можно быстрее отправиться в «свободное плавание».
Очень важно не завышать в адаптационный период планку требований к молодому специалисту. Грамотный руководитель терпеливо помогает ему получить необходимые знания и навыки и лишь потом спрашивает по полной программе. Важно, чтобы новички почувствовали уверенность в своих силах, собственную значимость в коллективе. Ведь зачастую они испытывают психологический дискомфорт, неуверенность в себе, теряются перед более опытными работниками, а это порождает проблемы, затрудняющие прохождение испытательного срока.
Чаще всего, к вновь приходящим сотрудникам аптечной сети прикрепляют в качестве наставника старшего по смене. Он помогает новичку освоиться в организации. Этот период может продолжаться от 3 дней до месяца и обычно контролируется администратором аптеки.
При этом подходы к адаптации
новых сотрудников должны учитывать
степень их подготовленности. Одно
дело вводить в рабочий процесс
опытных специалистов и совсем другое
– молодых, пришедших сразу после
окончания училища или
Помимо освоения профессиональных навыков, ознакомления с организационными вопросами, изучения инструкций новые сотрудники могут знакомятся с историей компании, корпоративной культурой.
Отдельного внимания заслуживает
адаптация медицинских
Врачи, пришедшие в аптеку, являются дипломированными специалистами (педиатрами, невропатологами и пр.), естественно они должны освоить специфику новой работы, а это не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь практикующие врачи не знают того множества препаратов, которые представлены сегодня на рынке. Задача администрации расширить и углубить их знания по препаратам.
В систему обучения врачей входят тренинги, которые организуются на базе компаний – производителей.
Желание человека работать с полной отдачей, совершенствоваться в профессии – это первое требование, которое компании предъявляют к работникам. Необходимо поощрять здоровые амбиции и поддерживать тех, кто стремиться повышать свой профессиональный и образовательный уровень.
Часто, в компаниях работает
много фармацевтов, которые учатся
на заочном отделении
Выводы и предложения.
После оценки полученных данных
можно сделать следующие
1. Обслуживание посетителей
аптеки. Большинство посетителей
удовлетворены обслуживанием и
тем как работают фармацевты.
Единственное на что хотелось
бы обратить внимание, это на
работу фармацевта 1. Квалификация
ее достаточно высокая, но
Сейчас в специальных центрах проводят различные тренинги, школы профессионализма. Возможно, данному фармацевту необходимо их посещение. Хотя для повышения профессиональных качеств это не помешает всем специалистам.
2. Оформление аптеки. В
помещении данной аптеки не
имеется мест для отдыха
В аптеке сейчас вводится накопительная система скидок по категориям: для пенсионеров (от 3 до 5%), простая накопительная (от 3 до 7%) и VIP, последняя вручается посетителям сделавшим покупку на сумму от 2000р, она дает постоянную скидку 10%. Карточки скидок вручаются всем посетителям, что естественно привлекает покупателей и стимулирует их прийти в следующий раз именно в эту аптеку.
Недавно в аптеке введена должность врача-консультанта. Пока не все посетители понимают для чего он необходим, но уже большинство уже достаточно часто к нему обращаются.
3. Коллектив. Коллектив
в целом, достаточно
Литература
1. Гореньков В.Ф. «Организация и экономика советской фармации: Учебник для слушателей фак. усоверш. провизоров. Мн.: Высш. шк. 1984г
2. Деонтология в медицине6 в 2 т. /Вихляева Е.М., Гашов В.П., Горошков С.З., под ред. Б.В. Петровского, АМН СССР. – М.: Медицина 1988г
3. Эльяшевич Е.Г. «Фармацевту о деонтологии». – Минск: Высш.шк., 1982г
4. А.Л. Остапенко. Этика и деонтология среднего медицинского работника. Ленинград «Медицина». 1985г
5. В.Ф. Матвеев. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. М.: Медицина 1989г.
6. Кишкель Е.Н. Управленческая психология.- М.: Высшая школа, 2002.
7. Журнал. Новая аптека. 2007г. № 6.
Информация о работе Психологические особенности трудовой деятельности фармацевта