Избегание любых напоминаний о пережитом,
у детей - жертв насилия связано с повышенной тревожностью, особенно в ситуациях, связанных с размышлениями
о себе, своем будущем и результатах своей
деятельности. Дети, пережившие насилие,
считают себя: испорченными, порочными,
оскверненными. Для них характерно ощущение
укороченного будущего.
Насилие приводит также к росту у ребенка тревожности в сфере взаимоотношений с другими людьми
(социальной тревожности). Это связано
с тем, что насилие является антропогенной
травмой, травмой, связанной с общением.
Ребенок, переживший насилие, с одной стороны,
теряет четкие представления дозволенном
и недозволенном в общении между людьми,
с другой стороны, опираясь на свой негативный
жизненный опыт, он либо ожидает нападения
от других людей, либо сам становится на
позицию агрессора. Кроме того, виновным
в случившемся является человек, и, зачастую,
это - родитель или другой близкий ребенку
человек. Он недоверчив и осторожен по
отношению к людям, полагая , что окружающие
намерены причинить ему вред. У детей-жертв
насилия снижена мотивация на: общение
со сверстниками. В обществе других детей
они часто чувствуют себя «чужими» и одинокими.
Переживание насилия приводит к крушению
привычного образа мира у ребенка. Он больше
не может чувствовать себя в безопасности
в стенах своего собственного дома, он
чувствует себя преданным самыми близкими
людьми. В восприятии ребенка разрушается
граница между добром и злом, допустимым
и недопустимым. Ребенок пытается избавиться
от воспоминаний о произошедшем, как бы
«вычеркнуть» насилие из своей жизни, что сопровождается
признаками повышенной возбудимости и
нарушениями в значимых сферах деятельности.
Все это не позволяет ребенку верить в
себя и в свои силы. В результате самооценка
ребенка снижается.
Насилие, перенесенное ребенком, влияет
на восприятие жертвой своего тела, поскольку
в сексуальном и физическом насилии воздействие
агрессора на тело жертвы играет важное
значение. Поэтому для детей, переживших
насилие характерно непринятие, отвержение собственного тела, которое часто кажется
им виновным в произошедшем. Такие дети
склонны возлагать на себя вину за то,
что случилось с ними. Чувство собственной
виновности, порочности мешает ребенку
устанавливать доверительные отношения
с другими: людьми, препятствует его успешности
г в учебе и других видах деятельности.
В объяснении психологических особенностей,
детей, переживших: насилие, агрессия играет
важную роль. Сталкиваясь с проявлениями
насилия, и: агрессии – в своей семье,
они усваивают такую модель поведения
и переносят ее на общение со сверстниками
и другими людьми.
Отражение происходящего с ребенком-жертвой
насилия можно найти в рисунках таких
детей: их- рисунки; могут быть сексуализированными или включают сцены агрессии или насилия;
Также чаще других детей; жертвы насилия
отказываются от рисования семьи. Такие
рисунки должны стать, сигналом для специалистов
и говорить о необходимости проведения
дополнительной диагностики ребенка по
поводу вероятности свершаемого над ним
насилия.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать
вывод о том, что насилие, совершенное
над ребенком, является одной из самых
тяжелых психологических травм, его последствия;
затрагивают все сферы личности ребенка.
Дети, пережившие насилие, остро нуждаются
в своевременной и адекватной психологической
помощи. Из-за масштабного травмирующего
воздействия насилия она должна; касаться
широкого круга проблем. Психологическая
помощь должна быть фиксирована на восстановлении самоотношения ребенка, доверия к другим людям, развитию
социальных навыков и коррекции агрессивного
поведения. Отдельное внимание должно
быть уделено восстановлению психосексуальной
сферы ребенка: половой самоидентификации
ребенка, представлениям о взаимоотношениях
полов, профилактике жестокого поведения
в сексуальных отношениях. Также должна
быть проведена работа, направленная на
усвоение ребенком семейных ролей и норм
поведения в семейных отношениях.
Проблема психотравмирующего влияния
насилия на ребенка столь сложна и актуальна,
что ее представляется необходимым рассмотреть
отдельно. Она имеет не только психологический,
но также социальный и юридический аспекты.
Нарушения, возникающие после насилия,
затрагивают все уровни человеческого
функционирования. Они приводят к стойким
личностным изменениям, которые препятствуют
способности ребенка реализовать себя
в будущем.
Насилие может вызывать различные нарушения,
такие как нарушения в познавательной
сфере, а также расстройства аппетита,
сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм;
непроизвольное воспроизведение травматических
действий в поведении; попытки самонаказания
(например, самоистязание); множество соматических
жалоб.
Помимо непосредственного влияния насилие,
пережитое в детстве, также может приводить
к долгосрочным последствиям, зачастую
влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно
может способствовать формированию специфических
семейных отношений, особых жизненных
сценариев. В исследовании психологических
историй жизни людей, совершающих действия,
травмирующие детей, иногда обнаруживается
собственный неразрешенный опыт насилия
в детстве.
Существует несколько параметров, по
которым классифицируется насилие. Так,
насилие может быть явным и скрытым (косвенным)
в зависимости от стратегии поведения
обидчика. По времени насилие делится
на происходящее в настоящем и случившееся
в прошлом. По длительности насилие может
быть единичным или множественным, длящимся
долгие годы. По месту происшествия и окружения
насилие бывает: дома - со стороны родственников,
в школе - со стороны педагогов или детей,
на улице - со стороны детей или со стороны
незнакомых взрослых.
Наибольшее распространение получила
следующая классификация насилия, которая
изложена в руководстве по предупреждению
насилия над детьми (1997) под редакцией
М.Д. Асановой. Выделяется четыре основных
типа насилия:
-Физическое насилие - это любое
неслучайное нанесение повреждения
ребенку в возрасте до 18 лет.
-Сексуальное насилие - это использование
ребенка или подростка другим
лицом для получения сексуального
удовлетворения.
-Пренебрежение - это хроническая
неспособность родителя или лица,
осуществляющего уход, обеспечить
основные потребности ребенка, не
достигшего 18-летнего возраста, в
пище, одежде, жилье, медицинском уходе,
образовании, защите и присмотре,
недоношенные или с малым весом
при рождении (так как такие
дети обычно более раздражительны,
больше плачут, менее привлекательны.
-Психологическое насилие - хронические
паттерны поведения, такие как
унижение, оскорбление, издевательства
и высмеивание ребенка.
Как правило, ребенок-жертва страдает
одновременно от нескольких форм насилия.
Можно сказать, что всякая жертва переживает
«много насилий сразу». Так, для детей,
страдающих от инцеста, неизбежными являются
сопутствующие ему разрушение семейных
отношений и доверия к семье, манипуляторское
отношение, а зачастую и запугивания со
стороны родителя-насильника, квалифицируемые
как психологическое насилие. Дети и взрослые
- жертвы изнасилования, например, часто
переживают и физическое насилие (избиение),
и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).
Последствия сексуального насилия также
затрагивают когнитивную сферу. Это может
выражаться в нарушении концентрации
внимания, поскольку все мысли ребенка
заняты травматическим опытом. Ребенок
пристально следит за всем, что происходит
вокруг него, словно ему угрожает постоянная
опасность, причем опасность не только
внешняя, но и внутренняя, которая состоит
в том, что нежелательные травматические
впечатления прорвутся в сознание.
Дети, пережившие сексуальное насилие,
перестают доверять людям, из-за этого
круг общения сужается, они становятся
замкнутыми и недоверчивыми. Одним из
важных психологических последствий у
детей, переживших насилие, является неадекватное
снижение самооценки.
А. Ровен, Д. Фои, Дж. Гудвин пишут о том,
что сексуальное насилие, пережитое в
детстве чаще, чем другие травматические
ситуации, приводит к развитию посттравматического
стрессового расстройства (ПТСР)
Очень важно рассматривать последствия
насилия, пережитого ребенком, учитывая
его возрастные особенности. В разные
периоды жизни реакция на подобную психологическую
травму может проявляться по-разному.
Наиболее общими симптомами, в зависимости
от возраста ребенка, являются:
- для детей до 3 лет - страхи, спутанность
чувств, в поведении отмечаются
нарушения сна, потеря аппетита,
агрессия, страх перед чужими
людьми, сексуальные игры;
- для дошкольников - тревога, боязливость,
спутанность чувств, чувство вины,
стыда, отвращения, чувство беспомощности,
испорченности; в поведении отмечаются
регрессия, отстраненность, агрессия,
сексуальные игры, мастурбация;
- для детей младшего школьного
возраста - амбивалентные чувства
по отношению к взрослым, сложности
в определении семейных ролей,
страх, чувство стыда, отвращения, испорченности,
недоверия к миру; в поведении
отмечаются отстраненность от людей,
нарушения сна, аппетита, агрессивное
поведение, ощущение «грязного тела»,
молчаливость либо неожиданная разговорчивость,
сексуальные действия с другими детьми;
- для детей 9-13 лет - то же, что
и для детей младшего школьного
возраста, а также депрессия, чувство
потери ощущений; в поведении
отмечаются изоляция, манипулирование
другими детьми с целью получения
сексуального удовлетворения, противоречивое
поведение;
- для подростков 13-18 лет - отвращение,
стыд, вина, недоверие, амбивалентные
чувства по отношению к взрослым,
сексуальные нарушения, несформированность
социальных ролей и своей роли
в семье, чувство собственной
ненужности; в поведении отмечаются
попытки суицида, уходы из дома,
агрессивное поведение, избегание
телесной и эмоциональной интимности,
непоследовательность и противоречивость
поведения.
Навязчивое воспроизведение травматического
случая у детей может иметь форму повторяющихся
игр, в которых прослеживаются тема или
аспекты травмы (Черепанова Е. М., 1997). Это
особый вид игры, когда дети однообразно,
монотонно повторяют один и тот же сюжет
игры, не внося туда никаких изменений,
никакого развития. В таких играх, как
правило, отсутствуют катартические элементы,
т. е. дети, проиграв определенные сюжеты,
не испытывают облегчения.
У детей могут быть сны, на первый взгляд
непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок
может не понимать, что во сне каким-то
образом отражена катастрофа, тогда как
постороннему взрослому человеку это
очевидно.Нарушения в познавательной
сфере у детей порой достигают такой выраженности,
что их успехи в обучении сильно ухудшаются.
Отличники становятся двоечниками, очень
болезненно переживая это.Вероятно, у
детей имеют место тревожные мысли неосознаваемого
содержания, вызванные травматическими
переживаниями. Часто ребенок не может
представить себе, что у него будет долгая
жизнь, семья, карьера, дети и т. д.Существуют
также данные о том, что “группой риска”
в отношении семейного насилия являются
усыновленные или взятые на воспитание
дети. К моменту достижения школьного
возраста, который в Европе равняется
шести годам, трое из четырех таких детей
приобретают травматический сексуальный
опыт.
Еще один спорный, сложный, далекий от
разрешения вопрос в данной проблематике
— вопрос о соотношении насилия и этапов
личностного развития.
Если такой огромный процент детей и подростков
подвергается насилию в той или иной форме,
то значит ли это, что мы имеем дело с “поколением
жертв”, тотально страдающем от тех или
иных расстройств?
Вопрос о влиянии насилия на личностное
развитие ребенка — это, прежде всего,
вопрос о времени, то есть о возрасте ребенка,
на который “попадает” насилие. Установлено,
что только к 4-5 годам физическое развитие
ребенка достигает того уровня, когда
он становится способным представлять
сексуальный интерес для взрослого. Случаи
сексуальных домогательств и физических
атак по отношению к детям младшего возраста
фиксируются достаточно редко.
Ряд исследований, основывающихся на сведениях,
поступающих из кризисных центров, центров
помощи пострадавшим от насилия, и подобных
учреждений, дает некоторое представление
о том, какой возрастной период является
наиболее виктимным. Так, установлено,
что с увеличением возраста жертвы возрастает
вероятность подвергнуться сексуальному
насилию со стороны малознакомых людей,
сверстников, одноклассников, но снижается
опасность совращения членами семьи.
Одной из важнейших, насущных проблем
в этой области, никогда не потеряющей
свою актуальность, является задача помощи
жертвам непосредственного насилия, будь
то физическое или сексуальное. Особенно
значимым это становится в том случае,
если насилие переживает маленький ребенок,
школьник — подросток, юная девушка. Как
показывают эмпирические исследования,
очень часто ситуация насилия воспринимается
как катастрофа, событие, которое нельзя
пережить . Страх, тревога, подавленность,
растерянность, гнев, отвращение — спектр
наиболее часто встречающихся переживаний
непосредственно после насилия. Выраженность
эмоциональных переживаний зачастую очень
высокая, и событие, как и его последствия,
чрезмерно драматизируются ребенком.
Таким образом, перед помогающим специалистом
встает задача любыми доступными способами
оказать пострадавшему от насилия поддержку
в период шока, смягчить остроту переживаний,
сгладить их катастрофичность.
Восприятие сексуального насилия как
катастрофы, события, изменившего (или
даже разрушившего) всю жизнь чаще всего
свойственно детям и подросткам, подвергнувшимся
насилию со стороны незнакомых людей с
применением угроз и грубой силы .
Дети из таких семей редко попадают в поле
внимания помогающих специалистов, и чаще
всего, спустя много лет, под давлением
психосоматических, межличностных и сексуальных
проблем, появившихся уже во взрослом
возрасте.