Психологические последствия насилия у детей и взрослых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми и жестокое обращение с детьми. Эти термины применяются в Х Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.
В Белоруссии нет ни единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением.

Содержание

1. Определение общих понятий
2. Психологические последствия насилия у детей.
3. Психологические последствия насилия у взрослых.
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

на печать контрольная последняя 6 курс.docx

— 44.34 Кб (Скачать файл)

Избегание любых напоминаний о пережитом, у детей - жертв насилия связано с повышенной тревожностью, особенно в ситуациях, связанных с размышлениями о себе, своем будущем и результатах своей деятельности. Дети, пережившие насилие, считают себя: испорченными, порочными, оскверненными. Для них характерно ощущение укороченного будущего.

Насилие приводит также к росту у ребенка тревожности в сфере взаимоотношений с другими людьми (социальной тревожности). Это связано с тем, что насилие является антропогенной травмой, травмой, связанной с общением. Ребенок, переживший насилие, с одной стороны, теряет четкие представления  дозволенном и недозволенном в общении между людьми, с другой стороны, опираясь на свой негативный жизненный опыт, он либо ожидает нападения от других людей, либо сам становится на позицию агрессора. Кроме того, виновным в случившемся является человек, и, зачастую, это - родитель или другой близкий ребенку человек. Он недоверчив и осторожен по отношению к людям, полагая , что окружающие намерены причинить ему вред. У детей-жертв насилия снижена мотивация на: общение со сверстниками. В обществе других детей они часто чувствуют себя «чужими» и одинокими.

Переживание насилия приводит к крушению привычного образа мира у ребенка. Он больше не может чувствовать себя в безопасности в стенах своего собственного дома, он чувствует себя преданным самыми близкими людьми. В восприятии ребенка разрушается граница между добром и злом, допустимым и недопустимым. Ребенок пытается избавиться от воспоминаний о произошедшем, как бы «вычеркнуть» насилие из своей жизни, что сопровождается признаками повышенной возбудимости и нарушениями в значимых сферах деятельности. Все это не позволяет ребенку верить в себя и в свои силы. В результате самооценка ребенка снижается.

Насилие, перенесенное ребенком, влияет на восприятие жертвой своего тела, поскольку в сексуальном и физическом насилии воздействие агрессора на тело жертвы играет важное значение. Поэтому для детей, переживших насилие характерно непринятие, отвержение собственного тела, которое часто кажется им виновным в произошедшем. Такие дети склонны возлагать на себя вину за то, что случилось с ними. Чувство собственной виновности, порочности мешает ребенку устанавливать доверительные отношения с другими: людьми, препятствует его успешности г в учебе и других видах деятельности. В объяснении психологических особенностей, детей, переживших: насилие, агрессия играет важную роль. Сталкиваясь с проявлениями насилия, и: агрессии – в своей семье, они усваивают такую модель поведения и переносят ее на общение со сверстниками и другими людьми.

Отражение происходящего с ребенком-жертвой насилия можно найти в рисунках таких детей: их- рисунки; могут быть сексуализированными или включают сцены агрессии или насилия; Также чаще других детей; жертвы насилия отказываются от рисования семьи. Такие рисунки должны стать, сигналом для специалистов и говорить о необходимости проведения дополнительной диагностики ребенка по поводу вероятности свершаемого над ним насилия.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что насилие, совершенное над ребенком, является одной из самых тяжелых психологических травм, его последствия; затрагивают все сферы личности ребенка. Дети, пережившие насилие, остро нуждаются в своевременной и адекватной психологической помощи. Из-за масштабного травмирующего воздействия насилия она должна; касаться широкого круга проблем. Психологическая помощь должна быть фиксирована на восстановлении самоотношения ребенка, доверия к другим людям, развитию социальных навыков и коррекции агрессивного поведения. Отдельное внимание должно быть уделено восстановлению психосексуальной сферы ребенка: половой самоидентификации ребенка, представлениям о взаимоотношениях полов, профилактике жестокого поведения в сексуальных отношениях. Также должна быть проведена работа, направленная на усвоение ребенком семейных ролей и норм поведения в семейных отношениях.

Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка столь сложна и актуальна, что ее представляется необходимым рассмотреть отдельно. Она имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты. Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем.

Насилие может вызывать различные нарушения, такие как нарушения в познавательной сфере, а также расстройства аппетита, сна; злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб.

Помимо непосредственного влияния насилие, пережитое в детстве, также может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь. Оно может способствовать формированию специфических семейных отношений, особых жизненных сценариев. В исследовании психологических историй жизни людей, совершающих действия, травмирующие детей, иногда обнаруживается собственный неразрешенный опыт насилия в детстве.

Существует несколько параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым (косвенным) в зависимости от стратегии поведения обидчика. По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По длительности насилие может быть единичным или множественным, длящимся долгие годы. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия, которая изложена в руководстве по предупреждению насилия над детьми (1997) под редакцией М.Д. Асановой. Выделяется четыре основных типа насилия:

-Физическое насилие - это любое  неслучайное нанесение повреждения  ребенку в возрасте до 18 лет.

-Сексуальное насилие - это использование  ребенка или подростка другим  лицом для получения сексуального  удовлетворения.

-Пренебрежение - это хроническая  неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить  основные потребности ребенка, не  достигшего 18-летнего возраста, в  пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре, недоношенные или с малым весом  при рождении (так как такие  дети обычно более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны.

-Психологическое насилие - хронические  паттерны поведения, такие как  унижение, оскорбление, издевательства  и высмеивание ребенка.

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия. Можно сказать, что всякая жертва переживает «много насилий сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие ему разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляторское отношение, а зачастую и запугивания со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые - жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

Последствия сексуального насилия также затрагивают когнитивную сферу. Это может выражаться в нарушении концентрации внимания, поскольку все мысли ребенка заняты травматическим опытом. Ребенок пристально следит за всем, что происходит вокруг него, словно ему угрожает постоянная опасность, причем опасность не только внешняя, но и внутренняя, которая состоит в том, что нежелательные травматические впечатления прорвутся в сознание.

Дети, пережившие сексуальное насилие, перестают доверять людям, из-за этого круг общения сужается, они становятся замкнутыми и недоверчивыми. Одним из важных психологических последствий у детей, переживших насилие, является неадекватное снижение самооценки.

А. Ровен, Д. Фои, Дж. Гудвин пишут о том, что сексуальное насилие, пережитое в детстве чаще, чем другие травматические ситуации, приводит к развитию посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)

Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности. В разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному. Наиболее общими симптомами, в зависимости от возраста ребенка, являются:

- для детей до 3 лет - страхи, спутанность  чувств, в поведении отмечаются  нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими  людьми, сексуальные игры;

- для дошкольников - тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности, испорченности; в поведении отмечаются  регрессия, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;

- для детей младшего школьного  возраста - амбивалентные чувства  по отношению к взрослым, сложности  в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру; в поведении  отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, ощущение «грязного тела», молчаливость либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми;

- для детей 9-13 лет - то же, что  и для детей младшего школьного  возраста, а также депрессия, чувство  потери ощущений; в поведении  отмечаются изоляция, манипулирование  другими детьми с целью получения  сексуального удовлетворения, противоречивое  поведение;

- для подростков 13-18 лет - отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные  чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность  социальных ролей и своей роли  в семье, чувство собственной  ненужности; в поведении отмечаются  попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание  телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость  поведения.

Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживаются тема или аспекты травмы (Черепанова Е. М., 1997). Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катартические элементы, т. е. дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.

У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему взрослому человеку это очевидно.Нарушения в познавательной сфере у детей порой достигают такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.Вероятно, у детей имеют место тревожные мысли неосознаваемого содержания, вызванные травматическими переживаниями. Часто ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т. д.Существуют также данные о том, что “группой риска” в отношении семейного насилия являются усыновленные или взятые на воспитание дети. К моменту достижения школьного возраста, который в Европе равняется шести годам, трое из четырех таких детей приобретают травматический сексуальный опыт.

 
Еще один спорный, сложный, далекий от разрешения вопрос в данной проблематике — вопрос о соотношении насилия и этапов личностного развития. 
Если такой огромный процент детей и подростков подвергается насилию в той или иной форме, то значит ли это, что мы имеем дело с “поколением жертв”, тотально страдающем от тех или иных расстройств?  
Вопрос о влиянии насилия на личностное развитие ребенка — это, прежде всего, вопрос о времени, то есть о возрасте ребенка, на который “попадает” насилие. Установлено, что только к 4-5 годам физическое развитие ребенка достигает того уровня, когда он становится способным представлять сексуальный интерес для взрослого. Случаи сексуальных домогательств и физических атак по отношению к детям младшего возраста фиксируются достаточно редко. 
 
Ряд исследований, основывающихся на сведениях, поступающих из кризисных центров, центров помощи пострадавшим от насилия, и подобных учреждений, дает некоторое представление о том, какой возрастной период является наиболее виктимным. Так, установлено, что с увеличением возраста жертвы возрастает вероятность подвергнуться сексуальному насилию со стороны малознакомых людей, сверстников, одноклассников, но снижается опасность совращения членами семьи. 
 
Одной из важнейших, насущных проблем в этой области, никогда не потеряющей свою актуальность, является задача помощи жертвам непосредственного насилия, будь то физическое или сексуальное. Особенно значимым это становится в том случае, если насилие переживает маленький ребенок, школьник — подросток, юная девушка. Как показывают эмпирические исследования, очень часто ситуация насилия воспринимается как катастрофа, событие, которое нельзя пережить . Страх, тревога, подавленность, растерянность, гнев, отвращение — спектр наиболее часто встречающихся переживаний непосредственно после насилия. Выраженность эмоциональных переживаний зачастую очень высокая, и событие, как и его последствия, чрезмерно драматизируются ребенком. 
 
Таким образом, перед помогающим специалистом встает задача любыми доступными способами оказать пострадавшему от насилия поддержку в период шока, смягчить остроту переживаний, сгладить их катастрофичность. 
Восприятие сексуального насилия как катастрофы, события, изменившего (или даже разрушившего) всю жизнь чаще всего свойственно детям и подросткам, подвергнувшимся насилию со стороны незнакомых людей с применением угроз и грубой силы . 
Дети из таких семей редко попадают в поле внимания помогающих специалистов, и чаще всего, спустя много лет, под давлением психосоматических, межличностных и сексуальных проблем, появившихся уже во взрослом возрасте.

Информация о работе Психологические последствия насилия у детей и взрослых