Итак, существование таких феноменов,
как инцест, телесные наказания, психологическое
насилие ставит перед обществом множество
морально-этических, юридическо-правовых,
социальных и медицинских проблем.
Широко обсуждаемая лишь в последние два
десятилетия, проблема насилия прочно
заняла свое место среди других актуальных
проблем психологической науки, особенно
в связи с изучением пограничного личностного
расстройства, в этиологии которого сексуальное
и физическое насилие играют одну из главных
ролей.
Психологические последствия насилия
у взрослых.
В обыденном сознании феномен
насилия отождествляется, как правило,
с агрессивными действиями, включающими
использование физической силы. Однако
в ситуации насилия как разновидности
агрессивного поведения, целью которого
является причинение вреда другому человеку,
наряду с действиями физического характера
имеют место и такие разновидности насилия,
как сексуальное, экономическое, психологическое
Психологическое насилие – это воздействие,
направленное на близкого человека с целью
установления над ним своей власти. Для
этого систематически используются такие
средства, как:
пренебрежительное отношение;
оскорбления и высмеивание;
контроль над деятельностью, над распорядком
дня, над кругом общения;
принуждение к исполнению унижающих
действий.
Показателями существования психологического
насилия в отношениях мужчин и женщин
являются часто испытываемые одним из
партнеров в процессе общения такие чувства,
как: напряжение, тревога, неуверенность
в себе, бессилие, зависимость, безысходность,
чувство вины, страх, бесправие, неполноценность.
Повторяющееся насилие ведет к значительным
психологическим страданиям, посттравматическому
стрессу, депрессии, непреходящему чувству
страха, а иногда и к более серьезным последствиям,
таким как попытки суицида. Результатом
данного вида насилия также может стать
обострение хронических соматических
заболеваний и появление психосоматических
заболеваний. Кратковременными последствиями
психологического насилия является комплекс
негативных переживаний (чувства униженности,
обиды, вины, страха; состояния тревоги,
неуверенности в себе, зависимости и бесправия).
Хроническая депрессия, самодеструктивные
тенденции, трудности функционирования
в рамках супружеской и родительской ролях
– все это относится к долговременным
последствиям психологического насилия.
Многие практические психологи и психотерапевты,
работающие с женщинами, пострадавшими
в результате насилия, считают, что психологические
последствия домашнего насилия гораздо
серьезнее, чем переживания по поводу
агрессии со стороны, например, хулиганского
нападения на улице . У человека подвергающегося
систематическому психологическому насилию
развивается модель образа жизни жертвы
и формируется состояние «готовности»
реализовывать эту модель в течение своей
жизни. Характерными чертами образа жизни
жертвы являются следующие аспекты:
искажение образа Я, обвинение себя за
происходящее, снижение чувства собственной
ценности и значимости;
чувства страха и беспомощности как доминирующие
чувства; при этом, мир воспринимается
как двусмысленный, неопределенный и всегда
опасный;
открытость, хрупкость и неопределенность
границ собственного Я, не способность
вовремя идентифицировать различные формы
насилия; неспособность установить пределы
и ограничения;
депривация базовых потребностей (неудовлетворение
потребности в любви, принятии, понимании,
принадлежности);
выраженное стремление к близости, синдром
эмоциональной зависимости (созависимости):
сверхпотребность в любви, страх потерять
объект привязанности, зависимость, неуверенность
в себе и в других, отрицание собственных
потребностей;
подавление или обесценивание собственных
чувств и переживаний, нарушение способности
наслаждаться жизнью, нарушение способности
к установлению эмоциональной близости,
синдром «аффективной тупости» (отсутствие
чувства общности с другими людьми, ощущение
себя неспособным строить отношения эмоциональной
привязанности, отвержения себя и других)
Вывод:
Учитывая все вышесказанное, можно сделать
вывод о том, что насилие, совершенное
над ребенком, является одной из самых
тяжелых психологических травм, его последствия;
затрагивают все сферы личности ребенка.
Дети, пережившие насилие, остро нуждаются
в своевременной и адекватной психологической
помощи. Из-за масштабного травмирующего
воздействия насилия она должна; касаться
широкого круга проблем. Психологическая
помощь должна быть фиксирована на восстановлении самоотношения ребенка, доверия к другим людям, развитию
социальных навыков и коррекции агрессивного
поведения. Отдельное внимание должно
быть уделено восстановлению психосексуальной
сферы ребенка: половой самоидентификации
ребенка, представлениям о взаимоотношениях
полов, профилактике жестокого поведения
в сексуальных отношениях. Также должна
быть проведена работа, направленная на
усвоение ребенком семейных ролей и норм
поведения в семейных отношениях.
1. Насилие, совершенное по отношению
к ребенку, является одной из
самых тяжелых психологических
травм. Дети, ставшие жертвами насилия,
по сравнению с детьми, пережившими
травмирующее событие ненасильственной
природы, демонстрируют более интенсивные
посттравматические реакции. Центральное
место в картине посттравматического
стресса у детей занимают признаки избегания напоминаний о травмирующей ситуации.
2. У детей, переживших травмирующее
событие, межличностная, самооценочная и школьная тревожность значительно
выше, чем у нетравимрованных детей. Насилие,
источником которого является намеренное
действие другого человека, оказывает
серьезное влияние на отношение ребенка
к себе и подрывает доверие к другим людям.
В результате, по сравнению с детьми, имеющими
другой травматический опыт, у этих детей
повышена межличностная и самооценочная тревожность.
3. Для травмированных детей характерна
невысокая самооценка Специфическим
последствием насилия является
низкий уровень притязаний.
4. Переживание травматического
опыта приводит к значительному
повышению агрессии у детей. По
сравнению с другими видами
травматического опыта, насилие
оказывает более сильное влияние
на такие проявления агрессии,
как склонность к физической
агрессии, и обиде и подозрительности.
5. Методика полу структурированного
интервью, разработанная в ходе
исследования, позволяет оценить
выраженность посттравматического
стресса у детей, подвергшихся
разного рода травматизации.
Литература:
Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
2.Варга А.Я. Типы неправильного
родительского отношения. Автореф. канд.
дисс. М., 1987.
3.Захаров А.И. Неврозы у детей
и подростков. Л., Медицина, 1982.
4.Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая
психиатрия, в 2тт. М., Медицина, 1994.
5.Божович Л.И; Проблемы формирования личности:
Избр. психол. тр. / Л.И. Божович / Под ред.
Д.И.Фельдштейна. М.: Изд-во Ин-та практической
психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.
6.МКБ-10. Классификация психических и, поведенческих
расстройств. Исследовательские диагностические
критерии. Женева, СПб., 1995.
7. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И Жестокое обращение с
детьми и- его последствия; // Жестокое
обращение с детьми: сущность, причины,
социально-правовая защита. Mi, 1993.
8. Черепанова Е.М. Психологический стресс:
помоги себе и ребенку. М/. «Академия», 1997