Психологические последствия насилия у детей и взрослых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 12:04, контрольная работа

Краткое описание

Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляют два основных понятия: собственно насилие над детьми и жестокое обращение с детьми. Эти термины применяются в Х Международной классификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечебных учреждений в России.
В Белоруссии нет ни единого подхода к определению понятий «насилие» и «жестокое обращение», более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании одной и той же проблемы. Например, злоупотребление, принуждение, эксплуатация, синдром опасного обращения с детьми, управление и манипуляция их поведением.

Содержание

1. Определение общих понятий
2. Психологические последствия насилия у детей.
3. Психологические последствия насилия у взрослых.
Вывод
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

на печать контрольная последняя 6 курс.docx

— 44.34 Кб (Скачать файл)

Итак, существование таких феноменов, как инцест, телесные наказания, психологическое насилие ставит перед обществом множество морально-этических, юридическо-правовых, социальных и медицинских проблем. 
 
Широко обсуждаемая лишь в последние два десятилетия, проблема насилия прочно заняла свое место среди других актуальных проблем психологической науки, особенно в связи с изучением пограничного личностного расстройства, в этиологии которого сексуальное и физическое насилие играют одну из главных ролей.

 

 

 

                Психологические последствия насилия у  взрослых. 

В обыденном сознании феномен насилия отождествляется, как правило, с агрессивными действиями, включающими использование физической силы. Однако в ситуации насилия как разновидности агрессивного поведения, целью которого является причинение вреда другому человеку, наряду с действиями физического характера имеют место и такие разновидности насилия, как сексуальное, экономическое, психологическое

Психологическое насилие – это воздействие, направленное на близкого человека с целью установления над ним своей власти. Для этого систематически используются такие средства, как:

  • упреки и брань;

  • пренебрежительное отношение;

  • запугивание;

  • оскорбления и высмеивание;

  • контроль над деятельностью, над распорядком дня, над кругом общения;

  • принуждение к исполнению унижающих действий.

Показателями существования психологического насилия в отношениях мужчин и женщин являются часто испытываемые одним из партнеров в процессе общения такие чувства, как: напряжение, тревога, неуверенность в себе, бессилие, зависимость, безысходность, чувство вины, страх, бесправие, неполноценность. 

Повторяющееся насилие ведет к значительным психологическим страданиям, посттравматическому стрессу, депрессии, непреходящему чувству страха, а иногда и к более серьезным последствиям, таким как попытки суицида. Результатом данного вида насилия также может стать обострение хронических соматических заболеваний и появление психосоматических заболеваний. Кратковременными последствиями психологического насилия является комплекс негативных переживаний (чувства униженности, обиды, вины, страха; состояния тревоги, неуверенности в себе, зависимости и бесправия). Хроническая депрессия, самодеструктивные тенденции, трудности функционирования в рамках супружеской и родительской ролях – все это относится к долговременным последствиям психологического насилия.

Многие практические психологи и психотерапевты, работающие с женщинами, пострадавшими в результате насилия, считают, что психологические последствия домашнего насилия гораздо серьезнее, чем переживания по поводу агрессии со стороны, например, хулиганского нападения на улице . У человека подвергающегося систематическому психологическому насилию развивается модель образа жизни жертвы и формируется состояние «готовности» реализовывать эту модель в течение своей жизни. Характерными чертами образа жизни жертвы являются следующие аспекты:

  • искажение образа Я, обвинение себя за происходящее, снижение чувства собственной ценности и значимости;

  • чувства страха и беспомощности как доминирующие чувства; при этом, мир воспринимается как двусмысленный, неопределенный и всегда опасный;

  • открытость, хрупкость и неопределенность границ собственного Я, не способность вовремя идентифицировать различные формы насилия; неспособность установить пределы и ограничения;

  • депривация базовых потребностей (неудовлетворение потребности в любви, принятии, понимании, принадлежности);

  • выраженное стремление к близости, синдром эмоциональной зависимости (созависимости): сверхпотребность в любви, страх потерять объект привязанности, зависимость, неуверенность в себе и в других, отрицание собственных потребностей;

  • подавление или обесценивание собственных чувств и переживаний, нарушение способности наслаждаться жизнью, нарушение способности к установлению эмоциональной близости, синдром «аффективной тупости» (отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособным строить отношения эмоциональной привязанности, отвержения себя и других)

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вывод:

 

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что насилие, совершенное над ребенком, является одной из самых тяжелых психологических травм, его последствия; затрагивают все сферы личности ребенка. Дети, пережившие насилие, остро нуждаются в своевременной и адекватной психологической помощи. Из-за масштабного травмирующего воздействия насилия она должна; касаться широкого круга проблем. Психологическая помощь должна быть фиксирована на восстановлении самоотношения ребенка, доверия к другим людям, развитию социальных навыков и коррекции агрессивного поведения. Отдельное внимание должно быть уделено восстановлению психосексуальной сферы ребенка: половой самоидентификации ребенка, представлениям о взаимоотношениях полов, профилактике жестокого поведения в сексуальных отношениях. Также должна быть проведена работа, направленная на усвоение ребенком семейных ролей и норм поведения в семейных отношениях.

 

1. Насилие, совершенное по отношению  к ребенку, является одной из  самых тяжелых психологических  травм. Дети, ставшие жертвами насилия, по сравнению с детьми, пережившими  травмирующее событие ненасильственной  природы, демонстрируют более интенсивные  посттравматические реакции. Центральное  место в картине посттравматического  стресса у детей занимают признаки избегания напоминаний о травмирующей ситуации.

2. У детей, переживших травмирующее  событие, межличностная, самооценочная и школьная тревожность значительно выше, чем у нетравимрованных детей. Насилие, источником которого является намеренное действие другого человека, оказывает серьезное влияние на отношение ребенка к себе и подрывает доверие к другим людям. В результате, по сравнению с детьми, имеющими другой травматический опыт, у этих детей повышена межличностная и самооценочная тревожность.

3. Для травмированных детей характерна  невысокая самооценка Специфическим  последствием насилия является  низкий уровень притязаний.

4. Переживание травматического  опыта приводит к значительному  повышению агрессии у детей. По  сравнению с другими видами  травматического опыта, насилие  оказывает более сильное влияние  на такие проявления агрессии, как склонность к физической  агрессии, и обиде и подозрительности.

5. Методика полу структурированного  интервью, разработанная в ходе  исследования, позволяет оценить  выраженность посттравматического  стресса у детей, подвергшихся  разного рода травматизации.

 

 

                       

 Литература:

 

  1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.

2.Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения. Автореф. канд. дисс. М., 1987.

3.Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.

4.Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия, в 2тт. М., Медицина, 1994.

    5.Божович Л.И; Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Л.И. Божович / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Изд-во Ин-та практической психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.

    6.МКБ-10. Классификация психических и, поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева, СПб., 1995.

    7. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И Жестокое обращение с детьми и- его последствия; // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. Mi, 1993.

    8. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М/. «Академия», 1997

 

 

 


Информация о работе Психологические последствия насилия у детей и взрослых