Психологические причины разводов в первые годы брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление психологических причин развода в первые годы семейной жизни и научное обоснование эффективного осуществления способов профилактики разводов и предупреждения возникновения психологических причин развода в первые годы семейной жизни.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей и сделать анализ научной литературы.
2. Определить психологические особенности развода и его стадии.
3. Сделать теоретический обзор и дать обобщающий анализ возможных психологических причин развода в первые годы супружества.
3. Провести эмпирическое исследование, направленно на диагностику семейных отношений.
4. Провести формирующий эксперимент с целью апробации и обоснования способов профилактики возникновения психологических причин развода в первые года брака.
4. Сделать анализ результатов проведенного исследования, проверить достоверность результатов.

Содержание

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН РАЗВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВ8
1.1. Психологические особенности развода и его основных стадий в научной литературе 8
1.2. Психологические особенности переживания развода 32
1.3. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни 40
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ СУПРУЖЕСКИХ ПАР В ПЕРВЫЕ ГОДЫ БРАКА 45
2.1.Методика и организация исследования 45
2.2.Обработка и анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

Вложенные файлы: 1 файл

7823 Психологические причины развода в первые годы брака- от 08.06.2012.docx

— 228.09 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………..3

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН РАЗВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 8

1.1. Психологические особенности развода и его основных стадий  в научной литературе 8

1.2. Психологические особенности переживания развода 32

1.3. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни 40

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ СУПРУЖЕСКИХ ПАР В ПЕРВЫЕ ГОДЫ БРАКА 45

2.1. Методика и организация исследования 45

2.2. Обработка и анализ результатов исследования 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования: Предупреждение развода в молодой семье обуславливается необходимостью анализа сущности психологических проблем в семье и их значительными изменениями, которые испытывают современные российские семьи под влиянием социальных процессов, происходящих в обществе.

Семья один из важнейших инструментов социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. Семейная жизнь имеет первостепенное значение для человека, и от того, как она  складывается, и как разрешаются психологические проблемы в семье, для каждого из супругов зависит благополучие супружеской жизни. Это зависит от самого человека, от умения каждого из супругов управлять собой, уступать и идти на компромисс. Это не врожденные способности, они достигаются в результате упорной работы человека над самим собой и, конечно, воспитания.

Разработанность проблемы: хотя психологические проблемы, конфликты и трудности и представляют собой повседневные явления в семье, длительное время они не были объектом исследований.

Поскольку эта «молодая» область в психологии, разработок по данной теме недостаточно, но, необходимо отметить, что еще в советские времена ее занимались такие выдающие деятели как Сысенко В.А., Алешина Ю.Е., Менынутин В.П., Цельнир Зузанна и другие.

В России на сегодняшний день семейные конфликты  являются наименее изученными среди  всех типов социальных конфликтов. В конце 80-х Н.В. Малярова представила роль конфликта в функционировании семейной структуры. В этот же период А.Д. Тартаковский описал конфликты в сфере брачно-семейных отношений и предложил основные пути их устранения. В.А. Сысенко проанализировал один из типов семейных конфликтов - супружеский, выделив причины его возникновения, а А.И. Тащева рассмотрела атрибутивные процессы в супружеских проблемах. А.Н. Волкова описывает семейные конфликты с точки зрения психологического консультирования. В.П.Левкович и О.Э. Зуськова применили социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов. М.В. Розин исследовал представления о родителях и семейных к в подростковой субкультуре. Разработано много рекомендаций по нормализации супружеских взаимоотношений, предупреждению перерастания спорных ситуаций в конфликты (В. Владин, Д. Капустин, И. Дорно, А. Егидес, В. Левкович, Ю. Рюриков).

Целью данного исследования является выявление психологических причин развода в первые годы семейной жизни и научное обоснование эффективного осуществления способов профилактики разводов  и предупреждения возникновения психологических причин развода в первые годы семейной жизни.

 Исходя  из поставленной цели, нами решаются  следующие задачи:

1. Рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей и сделать анализ научной литературы.

2. Определить психологические особенности развода и его стадии.

3. Сделать теоретический обзор и дать обобщающий анализ возможных психологических причин развода в первые годы супружества.

3. Провести эмпирическое исследование, направленно на диагностику семейных отношений.

4. Провести  формирующий эксперимент с целью  апробации и обоснования способов  профилактики возникновения психологических  причин развода в первые года  брака.

4. Сделать анализ результатов проведенного исследования, проверить достоверность результатов.

Гипотеза исследования: предположение о том, что психологические причины развода в первые годы совместной жизни возникают в результате неудовлетворенности партнеров в семейных отношениях, рассогласованности семейных ценностей, низким уровнем эмоциональной близости между партнерами, неумением конструктивно взаимодействовать в семейных отношениях, и эффективность профилактики и коррекции возникновения психологических причин развода в первые годы брака возможна при наличии следующих условий:

- своевременная  диагностика психологических причин  развода;

- применение  методов развития эмпатии, сплоченности, дружеского участия, навыков уважения  партнеров, обучение навыков саморегуляции  и контроля, умения «выслушать»   своего партнера.

Объектом исследования: являются психологические причины развода в первые годы брака.

Предметом исследования: являются способы предупреждения возникновения психологически причин развода в первые годы брака.

Методы исследования:

  1. Теоретические – анализ научной литературы.
  2. Практические – диагностика (опросники, проективные методы, анкетный опрос), методы обработки данных, методы математической статистики.

Использованные  методики:

1. «Ролевые  ожидания и притязания в браке»  разработанной А.И. Волковой;

2. Тест  «Самооценка конструктивного взаимодействия  в супружеских отношениях» разработанное  А.П. Емельяновым;

3. Методика  «Диагностика типового семейного состояния» Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкиса.

4. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях».

5. Семейная  социограмма (проективная методика).

Методологической основой исследования явились принципы и закономерности психологической науки, разработанные, развитые и конкретизированные в трудах Алешиной Е.Ю., Гозмана Л.Я., Заева С.В.; исследования Маляровой Н.В., Сысенко В.А., направленные на изучение конфликтов в семейной жизни и взаимосвязи их с различными структурными компонентами личности, понимания причин  разводов.

Практическая значимость: результаты, полученные в процессе исследования, можно использовать в работе специалистов различных сфер, занимающие вопросами семьи и брака. Это, в частности, оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье в первые годы брака, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношениях мужа и жены с родственниками, решение текущих внутрисемейных проблем, направленных на предупреждения возникновения психологических причин развода в первые годы брака.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для  осмысления практических действий  по улучшению процесса разрешения  психологических проблем и предотвращения  разводов рассматриваются различные  теоретические аспекты методологии  семейной психологии.

2. С целью  улучшения семейных отношений нами сделан анализ содержательных аспектов семейных отношений.

3. Для  достижения поставленных целей  определяется комплекс методик,  направленных на диагностику и профилактику семейных отношений в целях предупреждения возникновения психологических причин развода.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН РАЗВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 

 
1.1. Психологические особенности развода и его основных стадий  в научной литературе

По-разному  складывается у людей семейная жизнь. Не все семьи способны выдержать  испытание на прочность. Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические  установки супругов на сохранение брака, жизненные планы рушатся. Поэтому  в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно  сохранять брак как союз, который  не приносит удовлетворение партнерам. Часто выход в такой ситуации один – развод.

Счастливый  брачный союз, основанный на любви  и взаимопонимании, разумеется, добро. Развод одни считают его злом, а другие – избавлением от зла. А он как дождь: когда необходимо – добро, во всех остальных случаях – зло, и немалое. Пожалуй, в этой метафоре наиболее четко подмечена психологическая сущность развода. Для кого-то – это единственный выход из сложившейся конфликтной ситуации в семье, когда присутствие рядом другого человека вызывает острое раздражение, даже ненависть, а для кого-то – сильное эмоциональное и психическое потрясение, оставляющее горький след в душе.

Развод – это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод – это результат кризисного развития отношений супружеской пары.1

Осуществленному разводу, как правило, предшествуют неоднократные попытки супругов разойтись. Развод и его психологические  следствия представляют актуальную проблему современного российского  общества. Согласно статистике, сегодня  каждый четвертый брак в России распадается, причем, по данным исследований, 67 % мужчин и 32 % женщин считают, что развод можно было предотвратить.2

В современном  обществе развод как явление оценивается  неоднозначно. Если раньше его интерпретировали однозначно отрицательно – как угрозу семье, то сегодня возможность расторжения  брака рассматривается как неотъемлемый компонент семейной системы, необходимый  для реорганизации ее в тех  случаях, когда сохранить семью  в прежнем составе и структуре  оказывается невозможным.

Рост  числа разводов, по мнению исследователей, в определенном смысле предопределен  переходом к новому способу заключения брака, когда основное значение приобретает  свободный выбор супруга на основе чувства любви и личностной избирательности.3 Свобода выбора партнера с необходимостью предполагает свободное расторжение брака в условиях, когда супружеские отношения складываются неудачно. Многими молодыми людьми развод воспринимается уже не как трагедия, а как хорошая возможность избавиться от невыносимо тусклых и лживых отношений в любви.

Разводы, к сожалению, представляют серьезную  социальную проблему, охватившую весь мир. Причем появилась она тогда, когда человечеством была придумана  первая, еще несовершенная в юридическом  отношении формула, провозглашающая  заключение брака законным. Наряду с этим кто-то уже стал думать о том, как разрушить правовые узы между мужем и женой.

Развитие  экономической самостоятельности  и социального равноправия женщин создает условия для расторжения  брака в тех случаях, когда  семья становится помехой на пути свободного саморазвития и самореализации женщины. В семье, имеющей детей, развод не означает ее ликвидацию и  прекращения ее функционирования. Семья  сохраняет по крайней мере одну, но важнейшую функцию – воспитание детей. Разведенные супруги перестают  быть мужем и женой, но всегда остаются родителями своих детей.

Развод  – весьма противоречивое социально-нравственное явление, которое определяется в  словаре по семейному воспитанию как «способ прекращения брака  при жизни супругов». Развод –  это лишь финал семейной драмы, юридическое  оформление распавшихся супружеских  отношений.4

В процессе, предшествующем окончательному расторжению  брака, выделяется несколько стадий. Начинается все с эмоционального развода, который выражается в возникновении чувства отчужденности, безразличия супругов друг к другу, в утрате доверия и любви. Затем наступает физический развод: супруги уже думают о возможности юридического развода, но не считают его единственным и наилучшим выходом из создавшегося положения. Супружеские отношения в этот период ограничены, брачные партнеры начинают жить раздельно.

При пробном разводе проблема обсуждается открыто. Супруги живут порознь или, если это невозможно, ведут раздельное хозяйство. Чаще всего таким «пробным» разводом пытаются (нередко неосознанно) облегчить переход к разрыву отношений в условиях распавшейся семьи. Юридический развод – это уже завершение долгого процесса.5

Очень большой процент разводов припадает на ранний период брака. Казалось бы, не должно такого быть: ведь еще  молодые, не успели соскучиться в  однообразии семейной жизни. Но тем  не менее, социологические исследования показывают такую неприятную статистику.

Причины разводов:6

  1. Фиктивные цели в создании семьи. Речь идет не совсем о фиктивном браке, который, как известно, не становится настоящим. Фиктивная цель - значит неверная, изначально ошибочная. То есть, молодые люди решили создать семью.
  2. Проблемы в быту. Создавая семью, молодые редко задумываются о том, что ждет их после красивого торжества и первой брачной ночи. Семья - это труд, в котором должны принимать участие как жена так и муж. Семья - это ежедневная готовка, стирка, уборка, это распределение обязанностей и семейного бюджета. Практически никому не получилось избежать проблемы быта. Поначалу всегда бывает трудно. Ведь нужно познать не только прелести ведения домашнего хозяйства, но и начать процесс «притирки» друг к другу. Необходимо набраться терпения на данном этапе семейной жизни и проблема быта не станет причиной развода.
  3. «Помощь» родителей. Серьезным препятствием на пути счастливой семейной жизни, как ни парадоксально это звучит, становятся родители молодоженов. Конечно, любящие папы и мамы желают помочь, ведь у них уже столько опыта, столько знаний в области семьи. Но чаще всего они не задумываются над тем, какие ураганы страстей и семейных скандалов может вызывать такая помощь. Молодые не хотят познавать мудрость отцов и матерей, они хотят учиться на собственных ошибках и нужно позволить им это сделать. Не следует родителям целыми днями засиживаться у молодых и учить, как нужно готовить или воспитывать детей. Не стоит лезть с советами и наставлениями, если не просят. Ни к чему хорошему это не приведет. Данная проблема может сильно усугубиться тем, что молодожены живут с родителями одного из супругов. Поэтому плавно переходим к четвертой причине.
  4. Неимение собственного жилья. Проблема собственного жилья в нашей стране очень катастрофическая. Редко кому улыбается счастье сразу после свадьбы въехать в собственную квартиру. Чаще всего приходится делить метры с родителями или же снимать жилье (что сильно может ударить как по бюджету так и по семье в целом). Проблема тут даже больше в психологии, чем в чем-либо другом. Ведь создается что-то новое - семья, как ячейка общества.

Информация о работе Психологические причины разводов в первые годы брака