Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:58, дипломная работа
Целью данного исследования является выявление психологических причин развода в первые годы семейной жизни и научное обоснование эффективного осуществления способов профилактики разводов и предупреждения возникновения психологических причин развода в первые годы семейной жизни.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей и сделать анализ научной литературы.
2. Определить психологические особенности развода и его стадии.
3. Сделать теоретический обзор и дать обобщающий анализ возможных психологических причин развода в первые годы супружества.
3. Провести эмпирическое исследование, направленно на диагностику семейных отношений.
4. Провести формирующий эксперимент с целью апробации и обоснования способов профилактики возникновения психологических причин развода в первые года брака.
4. Сделать анализ результатов проведенного исследования, проверить достоверность результатов.
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН РАЗВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВ8
1.1. Психологические особенности развода и его основных стадий в научной литературе 8
1.2. Психологические особенности переживания развода 32
1.3. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни 40
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ СУПРУЖЕСКИХ ПАР В ПЕРВЫЕ ГОДЫ БРАКА 45
2.1.Методика и организация исследования 45
2.2.Обработка и анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Таким образом, для того чтобы молодая семья могла осуществлять все свои функции, необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи.
В целях практического исследования нами были определены основные этапы работы.
Этапы исследования:
Эмпирическая база исследования – семейная консультация. Выборка исследования составила 40 человек - 20 супружеских пар.
Характеристики выборки
Таблица 1
Основные характеристики выборки исследования.
№ пары |
Имя испытуемых |
Возраст испытуемых |
Супружеский стаж |
Наличие детей |
1 |
Роман |
22 |
1 год |
нет |
Любовь |
23 | |||
2 |
Елена |
26 |
1 год |
нет |
Николай |
32 | |||
3 |
Виктория |
24 |
1,5 года |
нет |
Дмитрий |
26 | |||
4 |
Ольга |
21 |
1 год |
нет |
Анатолий |
27 | |||
5 |
Ангелина |
23 |
1,5 года |
нет |
Анатолий |
24 | |||
6 |
Евгения |
22 |
1 год |
нет |
Олег |
26 | |||
7 |
Наталья |
27 |
1,5 года |
1 реб |
Виктор |
24 | |||
8 |
Ольга |
29 |
1 год |
нет |
Александр |
32 | |||
9 |
Галина |
30 |
1,5 года |
1 реб |
Анатолий |
30 | |||
10 |
Анна |
27 |
1 год |
нет |
Андрей |
26 | |||
11 |
Светлана |
27 |
1 год |
нет |
Сергей |
29 | |||
12 |
Светлана |
26 |
2 года |
1 реб |
Александр |
28 | |||
13 |
Мария |
21 |
1 год |
нет |
Денис |
27 | |||
14 |
Надежда |
32 |
1,5 года |
нет |
Иван |
35 | |||
15 |
Ирина |
30 |
1 год |
нет |
Игорь |
31 | |||
16 |
Татьяна |
28 |
1 год |
нет |
Алексей |
29 | |||
17 |
Александра |
26 |
1,5 года |
нет |
Станислав |
24 | |||
18 |
Ирина |
29 |
1 год |
нет |
Александр |
32 | |||
19 |
Алена |
30 |
1 год |
нет |
Петр |
31 | |||
20 |
Светлана |
33 |
2 года |
нет |
Андрей |
33 |
Особое значение в диагностике семейных отношений имеет вопрос о выборе методов получения информации о конкретной супружеской паре, т.к. от точности и полноты информации зависит постановка диагноза, выбор направления работы с ней и ее эффективности. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы.
В работе используется психологическое тестирование каждого из клиентов в отдельности при помощи методик, определяющие их потенциальную психологическую совместимость друг с другом, с целью выяснения того, почему конкретно по своим личностным качествам они могут оказаться совместимыми и несовместимыми друг с другом. А также информирование с взаимного согласия испытуемых о том, что в их психологии одинаково, совместно и что не одинаково и несовместимо.
Гипотеза исследования: предположение о том, что психологические причины развода в первые годы совместной жизни возникают в результате неудовлетворенности партнеров в семейных отношениях, рассогласованности семейных ценностей, отсутствием эмоциональной близости между партнерами, неумением конструктивно взаимодействовать в семейных отношениях, и эффективность профилактики и коррекции возникновения психологических причин разводов в первые годы брака возможна при наличии следующих условий:
- своевременная
диагностика психологических
- применение
методов развития эмпатии,
Рассмотрим методики диагностики:
Цель методики: выявление уровня конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях.
Описание методики: испытуемым предлагается проанализировать и оценить по пятибалльной шкале свое поведение во взаимодействии с супругом (супругой) по 15 позициям. Далее после оценки результатов выявляется уровень готовности взаимодействия супругов.
Методика и оценка результатов представлена в Приложении 1.
Цель методики:
1. Уточнение
представлений супругов о
Таким образом,
результаты данной методики позволяют
выявить иерархии семейных ценностей
супругов, а так же сделать вывод
о социально-психологической
Описание методики.
Методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: "Полностью согласен", "В общем, это верно", "Это не совсем так", "Это неверно". (текст опросника, образец протокола, интерпретация в Приложении 2).
Данная методика направлена
на изучение психологической атмосферы
в семье и диагностику
Включает в себя 12 полярных утверждений, описывающих состояние испытуемого, присущее ему внутри семьи.
Согласно инструкции испытуемому предлагается мысленно вернуться в семью, вспомнить чувства, с которыми он вспоминает домашние дела на работе, как чувствует себя в выходные дни и по вечерам, вспомнить всю свою семейную жизнь, каким он чувствует себя чаще всего. Отметить это на шкалах.
Обработка результатов производится путём подсчета баллов по шкалам, обозначенным одинаковыми индексами и их суммированием. Состояние констатируется, если сумма по одной из трёх субшкал превышает или равна следующим диагностическим значениям:
по шкале "У" (общая неудовлетворенность)- 26 баллов
по шкале "Н" (нервно-психическое напряжение)-27 баллов
по шкале "Т" (семейная тревожность)-26 баллов.
- Методика диагностики удовлетворенности браком В.В.Столина, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко.
Методика предназначена для
экспресс-диагностики степени
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнёра, мнения, оценки, установки.
Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:
а – верно, б - трудно сказать, в - неверно
Испытуемому предлагается внимательно прочитать утверждение и выбрать один из вариантов ответа. При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2;1;0).Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.
Высокий балл говорит об удовлетворённости браком
0-16 баллов - абсолютно неблагополучные
17-22 баллов - неблагополучные
23 - 26 - скорее неблагополучные
27 -29- переходные
30 -32 - скорее благополучные
33 -38 - благополучные
39 -48 - абсолютно благополучные
Показатели удовлетворённости браком определяются с помощью ключа.
5. Семейная социограмма (проективная методика).
Цель методики: позволяет выявить
положение субъекта в системе межличностных
отношений и, кроме того, определить характер
коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Тест "Семейная социограмма" относится
к рисуночным проективным методикам.
Инструкция и интерпретация методики
в Приложении 3.
Мы решили модифицировать данную методику и проводили ее не индивидуально, а в парах. Методом наблюдения можно было получить интересную информацию о паре, о согласованности действий.
На этапе констатирующего эксперимента нами были обследованы 20 семейных пар.
Результаты теста «Самооценка конструктивного взаимодействия в супружеских отношениях» представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Самооценка конструктивного
№ пары |
Имя испытуемых |
баллы |
уровень |
Усредненные данные пары | |
1 |
Роман |
3 |
ср |
3,25 |
Ср |
Любовь |
3,5 |
ср | |||
2 |
Елена |
4 |
Выше ср |
4 |
Выше ср |
Николай |
4 |
Выше ср | |||
3 |
Виктория |
5 |
Выс |
4,75 |
Выс |
Дмитрий |
4,5 |
Выс | |||
4 |
Ольга |
3 |
ср |
3 |
Ср |
Анатолий |
3 |
ср | |||
5 |
Ангелина |
1 |
низ |
1,5 |
Низ |
Анатолий |
2 |
низ | |||
6 |
Евгения |
3 |
ср |
3 |
Ср |
Олег |
3 |
ср | |||
7 |
Наталья |
5 |
низ |
4,75 |
Выс |
Виктор |
4,5 |
Выс | |||
8 |
Ольга |
3 |
ср |
3,25 |
ср |
Александр |
3,5 |
ср | |||
9 |
Галина |
3,5 |
ср |
4 |
Выше ср |
Анатолий |
4,5 |
Выс | |||
10 |
Анна |
3 |
ср |
3 |
ср |
Андрей |
3 |
ср | |||
11 |
Светлана |
5 |
Выс |
4,75 |
Выс |
Сергей |
4,5 |
Выс | |||
12 |
Светлана |
3,5 |
ср |
3,75 |
Выше ср |
Александр |
4 |
Выше ср | |||
13 |
Мария |
2 |
низ |
2,5 |
Низ |
Денис |
3 |
ср | |||
14 |
Надежда |
4,5 |
Выс |
4,25 |
Выше ср |
Иван |
4 |
Выше ср | |||
15 |
Ирина |
3 |
ср |
2,5 |
Низ |
Игорь |
2 |
низ | |||
16 |
Татьяна |
3 |
ср |
3 |
Ср |
Алексей |
3 |
ср | |||
17 |
Александра |
2 |
низ |
1,5 |
Низ |
Станислав |
1 |
низ | |||
18 |
Ирина |
4 |
Выше ср. |
3 |
Ср |
Александр |
2 |
низ | |||
19 |
Алена |
3 |
ср |
2,75 |
Низ |
Петр |
2,5 |
низ | |||
20 |
Светлана |
3 |
ср |
3 |
Ср |
Андрей |
3 |
ср |
Анализируя данные диагностики, можно сделать вывод, что:
- у 8 супружеских пар выявляется средний уровень готовности к конструктивному взаимодействию и, следовательно, вероятность конфликтов с супругом (супругой) достаточна высока. Таким супругам необходимо серьезно пересмотреть некоторые позиции своего поведения.
- у 5
супружеских пар выявлен
- у 4 супружеских
пар выявлен выше среднего
уровень готовности к
- у 3
супружеских пар выявлен
Такие данные говорят о том, что у многих пар существуют проблемы во взаимодействии, существует вероятность возникновения конфликтов и неконструктивного выхода из него. Данная особенность является одной из наиболее ярких в анализе первых лет супружеской жизни, так как способность уметь договариваться, уметь оценивать свои способности, возможности и правоту зависит не только от самой личности супруга (супруги), но и формируется в совместной супружеской жизни.
Наглядно данные диагностики представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты диагностики уровня готовности к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях в экспериментальной выборке
Результаты методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Диагностика ролевых ожиданий и притязаний в браке
Шкалы согласованности |
Согласованность семейных ценностей (ССЦ) по номерам пар / баллы | ||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
общ | |
Интимно-сексуальная |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
1,2 |
Личностная идентификация |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1,4 |
Хозяйственно-бытовая |
4 |
2 |
5 |
6 |
2 |
4 |
2 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
6 |
5 |
2 |
2 |
1 |
2 |
5 |
1 |
3,6 |
Родительско-воспитательная |
3 |
4 |
5 |
2 |
6 |
4 |
8 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
4 |
2 |
1 |
5 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3,2 |
Социальная активность |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
6 |
2 |
5 |
2 |
2,4 |
Эмоционально – психотерапев - тическая |
4 |
5 |
2 |
4 |
6 |
5 |
2 |
4 |
1 |
2 |
5 |
2 |
3 |
6 |
4 |
2 |
6 |
5 |
2 |
4 |
3,7 |
Внешняя привлекатель - ность |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
0 |
2 |
1 |
0 |
4 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1,8 |
Общий уровень согласованности |
2,6 |
2,7 |
2,6 |
2,7 |
2,6 |
3 |
2,4 |
2,3 |
1,9 |
2 |
3 |
1,9 |
2,6 |
3 |
2 |
2 |
2,7 |
2,4 |
2,4 |
1,9 |
2,5 |
Информация о работе Психологические причины разводов в первые годы брака