Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:58, дипломная работа
Целью данного исследования является выявление психологических причин развода в первые годы семейной жизни и научное обоснование эффективного осуществления способов профилактики разводов и предупреждения возникновения психологических причин развода в первые годы семейной жизни.
Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть работы зарубежных и отечественных исследователей и сделать анализ научной литературы.
2. Определить психологические особенности развода и его стадии.
3. Сделать теоретический обзор и дать обобщающий анализ возможных психологических причин развода в первые годы супружества.
3. Провести эмпирическое исследование, направленно на диагностику семейных отношений.
4. Провести формирующий эксперимент с целью апробации и обоснования способов профилактики возникновения психологических причин развода в первые года брака.
4. Сделать анализ результатов проведенного исследования, проверить достоверность результатов.
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН РАЗВОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВ8
1.1. Психологические особенности развода и его основных стадий в научной литературе 8
1.2. Психологические особенности переживания развода 32
1.3. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни 40
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ СУПРУЖЕСКИХ ПАР В ПЕРВЫЕ ГОДЫ БРАКА 45
2.1.Методика и организация исследования 45
2.2.Обработка и анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
Анализируя данные, можно сделать вывод, что:
- Интимно-сексуальная сфера – у 100% согласовано.
- Личностная идентификация – у 100% согласовано.
- Хозяйственно-бытовая - у 50% не согласовано, у 50% согласовано.
-
Родительско-воспитательная –
- Социальная активность – у 5 % несогласованность, у 95% согласновано.
-
Эмоционально-
-
Внешняя привлекательность –
у 5% несогласованность, у
Таким образом, рассматривая ССЦ в
группе испытуемых, необходимо отметить,
что те пары у которых выявлена
несогласованность в шкалах, а
именно в хозяйственно-бытовой –
означает что супруге не одинаково оценивают
значимость этой сферы из супружеской
жизни, и возможны конфликты именно по
хозяйственно-бытовым вопросам. Те супруги,
у которых нет согласованности в аспектах
родительско-воспитательных функциях
также не могут оценить отношение супруга/супруги
к родительским обязанностям. Некоторые
не считают это важной сферой, другие же,
преимущественно женщины, наоборот преувеличивают
этот аспект. Социальная активность не
согласуется у тех, кто оценивает значимость
своей внесемейной жизни и социальных,
профессиональных интересов выше, чем
у его супружеской половины. Несогласованность
эмоционально-
Наглядно данные диагностики изображены на рис. 2.
Рис. 2. Результаты диагностики согласованности семейных ценностей
Из результатов, полученных при проведении методики диагностики типового семейного состояния видно, что по шкале «У» состояние общей неудовлетворённости диагностируется у 30 % испытуемых; по шкале нервно-психического напряжения у 40 % и по шкале «Т» состояние семейной тревожности диагностируется у 70 % испытуемых. Из общего числа диагностируемых нами было выявлено 28 испытуемых (семь супружеских пар), что составляет 70 %, которые по данной методике показали результаты, определяющие типовое семейное состояние как неблагоприятное. Результаты методики приведены на рис. 3.
Рис. 3. Распределение показателей испытуемых по шкалам семейного состояния
Методика диагностики
В результате обработки мы получили следующие данные: у 16 испытуемых, что составляет 40% диагностируется переходный характер степени удовлетворённости браком, остальные 24 (60%) испытуемых имеют высокий балл диагностирующий удовлетворённость браком. Результаты методики приведены на рис.4
Рис. 4.
Распределение показателей
Результаты проективной методики «Семейная социометрия» представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Семейная социометрия
№ пары |
Изображение |
Примечание/наблюдение |
Вывод об эмоцион. близости |
1 |
Забыли изобразить поколенческие связи (родителей), себя изобразили рядом, практически одинаковые кружки |
Действовали слаженно |
Высокий уровень |
2 |
Изображали себя и своих родителей вперемешку, себя далеко друг от друга |
Каждый рисовал себя и своих родителей |
Низкий уровень |
3 |
Рисовали друг друга, старались, чтобы формат кругов совпадал, но родителей изобразили далеко от себя |
Рисовали дружно, без споров |
Средний уровень |
4 |
Все круги получились небольшие, на равном удалении друг от друга |
Рисовал муж, игнорировал попытки жены включиться в работу |
Низкий уровень |
5 |
Изображения родителей оказались в центре рисунка, себя нарисовали рядом, но в верхнем углу листа |
Рисовали неуверенно, перешептываясь друг с другом |
Средний уровень |
6 |
Нарисовали круги, обозначающие членов своей семьи в виде «ромашки», лепестками, равноудалено от центра листа |
Действовали слаженно, с удовольствием рисуя обозначения друг друга |
Высокий уровень |
7 |
Изобразили друг друга вместе очень близко, кружки наслоились, ребенок получился посередине |
В основном рисовала жена и выбирала формат кружков она, он не возражал |
Средний уровень |
8 |
Изображение получилось хаотичным |
Рисовали оба, но не посоветовались друг с другом, каждый рисовал себя и своих родителей, возник небольшой конфликт в конце работы |
Низкий уровень |
9 |
Ребенок и родители оказались на равных расстояниях, немного дистанция между супругами |
Сначала решили что будут рисовать и кого, слаженно и спокойно |
Средний уровень |
10 |
Рисовали друг друга, круги получились очень близко, круги родителей тоже поместили рядом |
Пока рисовали, шутили и смеялись, помогали друг другу |
Высокий уровень |
11 |
Изображение получилось на краю листа, мелкое, и только круг отца мужа выделялся по размеру, был большим |
Не общались друг с другом, рисовали молча |
Низкий уровень |
12 |
Нарисовали маму с ребенком, а отец с родителями (его). |
Когда рисовали, конфликтовали |
Низкий уровень |
13 |
Круги получились соразмерными, равноудаленными на небольшое расстояние друг от друга |
Рисовали друг друга и родителей друг друга, при этом общались, улыбались |
Высокий уровень |
14 |
Рисовали каждый сам своих родных и себя, рисунок получился в центре листа, родительские круги немного выше, чем собственные |
Разговор велся на повышенных тонах, но в целом оба были довольны работой |
Средний уровень |
15 |
Изобразили только себя, не стали рисовать родителей |
Рисовали дружно |
Высокий уровень |
16 |
Круги немного слились краями, причем и круги пары и круги их родителей. Все изображения равные |
С удовольствием обсудили друг с другом, кто будет кого изображать, в работе помогали, дорисовывали, чтобы края кругов были ровными |
Высокий уровень |
17 |
Изображения межпоколенных(родительских) кругов получились слишком мелкими и очень удаленными друг от друга, практически – в разных углах листа |
Не выбирали, рисовали наобум, ошибались |
Низкий уровень |
18 |
На рисунке ребенок был |
Рисовала жена, выбирал формат кругов муж, советовались друг с другом |
Высокий уровень |
19 |
Изобразили друг друга так близко, что круги наслоились. Так же близко к себе изобразили родителей жены, родителей мужа немного поодаль |
Рисовали спокойно, общались, вместе выбирали, как разместить на рисунке круги |
Высокий уровень |
20 |
Круги получились одинаковые, но немного на расстоянии друг от друга, а круги старшего поколения сильно удалены от изображения мужа и жены |
Немного поспорили, но рисовали друг друга |
Средний уровень |
Анализ результатов показывает:
Высокий уровень эмоциональной близости выявлен у 8 пар.
Средний уровень эмоциональной близости выявлен у 6 пар.
Низкий уровень эмоциональной близости выявлен у 6 пар.
Наглядно результаты изображены на рис. 5.
Рис. 5. Диагностика «Семейная социометрия»
Далее, на следующем этапе исследования, нами были озвучены результаты, и парам было предложено пройти тренинговые занятия, направленные на снижение конфликтности в семье, на упрочение семейных связей, на умение прислушиваться друг к другу.
Все 20 пар согласились на проведение занятий. Всего программа рассчитана на 4 занятия, по 1 занятию в неделю. В основном упражнения направлены на обучение у испытуемых самоконтроля, умения выслушать другого человека, на способность корректировать свое поведение. Блок занятий представлен в Приложении 4.
После проведения тренинговых занятий, нами была проведена повторная диагностика по показателю самооценки конструктивного взаимодействия между супругами, и диагностики семейного состояния. Данные представлены наглядно на рис. 5 и 6.
Рис. 5. Результаты диагностики уровня готовности к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях в экспериментальной выборке после проведения формирующего эксперимента
Рис. 6. Распределение показателей испытуемых по шкалам семейного состояния после проведения тренинга
Сравнительные диаграммы по вышеуказанным результатам представлены на рис. 7 и по шкалам на рис. 8, 9, 10.
Рис. 7. Результаты диагностики уровня готовности к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях в экспериментальной выборке на двух этапах практической работы
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Как видно из сравнительной характеристики обоих этапов эксперимента, у испытуемых показатели улучшились, прослеживается позитивная динамика супружеских отношений, что не может не повлиять на то, что причин для развода стало меньше.
На двух этапах эксперимента, и спустя месяц нами был проведен опрос по вопросу: «Задумываетесь ли Вы в последнее время о возможности развода в вашей семье ?». Результаты анонимного опроса представлены наглядно на рис. 11.
Рис. 11. Результаты анонимного опроса «Задумываетесь ли Вы о возможности развода в вашей семье?»
Как видно из рисунков, большинство респондентов, после проведения тренингов стали меньше задумываться о возможности развода, и спустя месяц позитивная динамика сохраняется. Такие данные говорят об эффективности нашего формирующего эксперимента, о том, что возможна профилактика психологических причин развода, возможна коррекция супружеских отношений и предупреждение возникновения психологического дискомфорта в семейных парах.
Для того, чтобы проверить достоверность различий между двумя этапами эксперимента, нами применялись методы математической статистики, а именно, U-критерий Манна-Уитни.
Гипотезы U - критерия Манна-Уитни
H0: Показатели уровня готовности к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях на этапе констатирующего эксперимента не ниже уровня готовности к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях после проведения формирующего эксперимента.
H1: Показатели уровня готовности к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях на этапе констатирующего эксперимента ниже уровня готовности к конструктивному взаимодействию в супружеских отношениях после проведения формирующего эксперимента.
Таблица 4
Расчет U-критерия Манна-Уитни
№ |
Показатели до тренинга |
Ранг 1 |
Показатели после тренинга |
Ранг 2 |
1 |
3.25 |
17 |
4.25 |
26 |
2 |
4 |
21 |
5 |
38.5 |
3 |
4.75 |
33.5 |
4.75 |
33.5 |
4 |
3 |
11 |
4 |
21 |
5 |
1.5 |
1.5 |
2 |
3 |
6 |
3 |
11 |
4.25 |
26 |
7 |
4.75 |
33.5 |
5 |
38.5 |
8 |
3.25 |
17 |
4.25 |
26 |
9 |
4 |
21 |
4.75 |
33.5 |
10 |
3 |
11 |
4.25 |
26 |
11 |
4.75 |
33.5 |
4.75 |
33.5 |
12 |
3.75 |
19 |
7.75 |
40 |
13 |
2.5 |
4.5 |
3 |
11 |
14 |
4.25 |
26 |
4.75 |
33.5 |
15 |
2.5 |
4.5 |
3 |
11 |
16 |
3 |
11 |
4.75 |
33.5 |
17 |
1.5 |
1.5 |
3 |
11 |
18 |
3 |
11 |
4.25 |
26 |
19 |
2.75 |
6 |
3.25 |
17 |
20 |
3 |
11 |
4.25 |
26 |
Суммы: |
305.5 |
514.5 |
Результат: UЭмп = 95.5
Критические значения
UКр | |
p≤0.01 |
p≤0.05 |
114 |
138 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(95.5) находится в зоне значимости, следовательно принимается гипотеза Н1, что означает, что между двумя этапами эксперимента различия достоверны.
Таким образом, в ходе практического исследования нами было сделано предположение о том, что психологические причины развода в первые годы совместной жизни возникают в результате неудовлетворенности партнеров в семейных отношениях, рассогласованности семейных ценностей, отсутствием эмоциональной близости между партнерами, неумением конструктивно взаимодействовать в семейных отношениях, и эффективность профилактики и коррекции возникновения психологических причин разводов в первые годы брака возможна при наличии следующих условий:
- своевременная
диагностика психологических
- применение
методов развития эмпатии,
Анализируя
данные исследования, мы установили по
результатам диагностики, что на
первом этапе констатирующего
Развод – это расторжение брака, то есть юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи, главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы.
Информация о работе Психологические причины разводов в первые годы брака