В научной психологи также неоднократно высказывались
идеи о роли эмоций в мотивации поведения.
Так, Фредерик Бартлетт в 1962 году отмечает,
что эмоции обеспечивают побуждение неспецифического
характера для выполнения необходимого
действия. Возникновение эмоции, по Бартлетту,
означает указание организму на столкновение
несовместимых тенденций к действию (отрицательные
эмоции) или на происходящую или возможную
интеграцию этих тенденций (положительные
эмоции).
Другой сторонник мотивационной
трактовки эмоций Пол Янг в 1943 году предложил
рассматривать эмоцию не столько как мотив,
сколько как знак того, что мотив актуализирован,
заблокирован или реализован. Только в
случае развития эмоций в стабильные отношения,
они могут становиться мотивирующим фактором.
При этом Янг выдвинул чисто гедонистическую
трактовку мотивационной природы эмоций:
регулирующая и направляющая функция
эмоций реализуется благодаря максимизации
положительных переживаний и минимизации
отрицательных, что и ведет к развитию
старых и формированию новых мотивов.
Дискуссия конца 1940-х годов
между Дональдом Хеббом, сторонником идеи
о дезорганизующей роли эмоций, и Робертом
Липером сторонником идеи об интегрирующей
роли эмоций, приводит последнего к формулировке
мотивационной теории эмоций, которую
горячо поддерживают и представители
смежных наук.
В своей программной статье
Роберт Липер [20] категорически отвергает
представление о дезорганизующей роли
эмоций, считая такого рода идеи результатом
влияния философии рационализма и неправомерного
обобщения эмпирических данных. Липер
различает две, на его взгляд принципиально
различные, группы мотивационных процессов:
витальные потребности и соответствующие
им ощущения жажды и голода, тепла или
холода, боли или духоты; эмоции и соответствующие
им переживания, не ограниченные исходными
потребностями.
В одной из своих последних
работ Липер подчеркивает роль эмоций
в восприятии ситуаций, ибо именно эмоции,
по его мнению, выражают наиболее значимые
для человека аспекты ситуации. В частности,
он ссылается на исследование восприятия проективных тестов Роршаха
и ТАТ, где богатство индивидуальной интерпретации
ставит в тупик традиционный для психологов
восприятия анализ, или приводит ещё более
известные феномены "фигуры-фона"
в знаменитой вазе Рубина или в рисунке
Боринга "Жена или тёща". В заключение
работы он даже говорит о мотивационно-перцептивной
теории эмоций.
Несмотря на обилие общих
тезисов о положительной роли эмоций,
интерес в рамках мотивационной теории
скорее представляют конкретные эмпирические
работы, направленные на описание включенности эмоций
в процессы регуляции, как познания, так
и работы организма [3].
5. Дифференциальные теории базовых эмоций
Теории называют так оттого, что
объектом их изучения являются частные
эмоции, каждая из которых рассматривается
отдельно от других, как самостоятельный
переживательно-мотивационный процесс,
влияющий на когнитивную сферу и на поведение
человека в целом.
У. Вейтен
называет эти теории эмоций эволюционными,
поскольку их теоретическим основанием служат идеи
Ч. Дарвина [4]. Согласно Дарвину эмоции
развиваются потому, что имеют адаптивное
значение. Следовательно, Дарвин рассматривал
эмоции человека как продукт эволюции.
Дифференциальные теории, как правило, предполагают,
что эмоции возникают в подкорковых структурах
головного мозга (таких, как гипоталамус
и лимбическая система), которые появились
прежде высших зон головного мозга, расположенных
в коре и связанных с процессами сложного
мышления.
Кроме того, эти теории предполагают,
что эволюция снабдила человека небольшим количеством
врожденных эмоций с испытанным адаптивным
значением. Как следствие, принципиальный
вопрос, над которым бьются дифференциальные
теории, это вопрос о том, какие эмоции
являются базовыми. Заключения по этой
проблеме, к которым пришли ведущие теоретики в данной
области, приведены в табличном виде.
Силвен Томкинз |
Кэрролл Изард |
Роберт Платчик |
Страх (fear) |
Страх |
Страх |
Гнев (anger) |
Гнев |
Гнев |
Наслаждение (enjoyment) |
Радость (joy) |
Радость |
Отвращение (disgust) |
Отвращение |
Отвращение |
Интерес (interest) |
Интерес |
Предвкушение |
Удивление (suprise) |
Удивление |
Удивление |
Презрение (contemt) |
Презрение |
|
Стыд (shame) |
Стыд |
|
|
Печаль (sadness) |
Печаль |
Горе (distress) |
|
|
|
Вина (guilt) |
|
|
|
Одобрение (acceptance) |
Как видно из
таблицы, списки первичных [базовых] эмоций
по Томкинзу, Изарду и Платчику хотя и
не совпадают, все же в значительной степени
перекрываются. Все трое приходят к выводу,
что люди проявляют от восьми до десяти
первичных эмоций. Кроме того, шесть из
этих эмоций встречаются во всех трех
списках, а именно, страх, гнев, радость,
отвращение, интерес и удивление. Конечно,
число эмоций, переживаемых людьми, гораздо
больше. Как эволюционные теории объясняют
это многообразие? Они предполагают, что
большинство человеческих эмоций получаются
благодаря (1) смешиваниям первичных эмоций
и (2) изменениям в их интенсивности.
В число теорий по базовым эмоциям вошли
концепции Уильяма Мак-Дугалла, Вудвортса,
Гарольда Шлоссберга, Роберта Плутчика,
Силвана Токинса и Кэррола Изарда. Все
эти ученые, представляя различные дисциплины
и точки зрения, в целом склонны признавать
центральную роль эмоций в мотивации,
социальной коммуникации, познании и поведении.
В теориях базовых эмоций
лежат следующие ключевые положения, на
основе которых можно определить, является ли та или
иная эмоция базовой:
определенное количество
фундаментальных эмоции, которые образуют
основную мотивационную систему человеческого
существования;
базовая эмоция проявляет
себя при помощи выразительной и специфической
конфигурации мышечных движений лица
(мимики);
базовая эмоция влечет за
собой отчетливое и специфическое переживание,
которое осознается человеком;
базовые эмоции возникли
в результате эволюционно-биологических
процессов;
базовая эмоция оказывает
организующее и мотивирующее влияние на человека,
служит его адаптации;
базовые эмоции имеют отчетливые
и специфические нервные субстраты.
Исследователи выделяют и
ряд других характеристик, которые необходимо
учитывать при решении вопроса об универсальности
той или иной эмоции. Все вышеназванные
характеристики должны учитываться, и
могут, дополнятся, но ни в коем случае
не должны заменять и не отменять вышеперечисленные
.
5.1. Дифференциальная концепция Вудвортста
– Шлоссберга
В основном все дифференциальные
теории основываются на трехмерном представлении
системы чувств Вундта, в которой выделяются
три пары простых чувств:
удовольствие - неудовольствие,
возбуждение - успокоение,
напряжение - разрешение.
Чувства, располагающиеся
по одной прямой, исключают друг друга,
т.е. одновременно они существовать не
могут. Чувства, расположенные на отрезках
от пересечения осей, могут сосуществовать
с двумя другими измерениями, к которым
они сами не принадлежат. Следовательно,
всё многообразие чувств заполняет геометрическое
пространство, разделенное векторами
простых чувств. Сложное чувство будет
формироваться из мгновенных значений
изменения простых чувств .
На основе этой трехмерной
схемы в 1938 году Вудвортс предложил свою
двухмерную классификацию мимических
выражений эмоций в виде круга с двумя
осмии: "удовольствие - неудовольствие"
и "принятие - отталкивание". Затем
в 1941 году Гарольд Шлоссберг добавил третье
измерение "сон - напряжение" [3]. Однако
последующие исследования показали, что
оценки "принятие - отталкивание"
и "сон - напряжение" высоко корректируют
друг с другом и не является независимыми
.
В результате была создана
шкала Шлоссберга - Вудвортса для предсказания
категории эмоций с помощью оценок удовольствия
- неудовольствия и принятие - отталкивания.
Шкала является круговой и включает шесть
основных категорий:
любовь, счастье, радость;
удивление;
страх, страдание;
гнев, решительность;
отвращение;
презрение.
Чем больше расстояние между
отдельными позициями на шкале, тем менее
сходны соответствующие мимические выражения.
Любое предъявленное мимическое выражение
может быть представлено как точка в пространстве,
ограниченном окружностью. Прочертив
отрезок из точки пересечения шкал через
эту эмпирически полученную точку к ближайшей
дуге окружности, можно определить содержание
переживаемой эмоции .
5.2. Дифференциальная концепция Мак-Дугалла
В 1910 году в Бостоне выходит
книга Уильяма Мак-Дугалла "Введение
в социальную психологию", которая привлекла
внимание ученых во многих странах, в том
числе и в России, и уже в 1916 году в Москве
издается русский перевод книги .
Мак-Дугалл [23] пытается расширить один
из центральных в то время терминов - "инстинкт".
Он полагал, что инстинкты так же присущи
человеку, как и животным. Согласно его
теории каждому животному инстинкту в
человеческом поведении соответствует
вполне определенная эмоция , которая
подобно любому душевному процессу:
Может возникать на основе
представлений;
Имеет три аспекта - познавательный,
эмоциональный и волевой;
Формы его проявления могут
бесконечно видоизменяться и усложняться.
Таким образом, Мак-Дугалл выявил 7 базовых
эмоций на основе следующих инстинктов:
1) Инстинкт бегства
и эмоция страха, которая, по его
мнению, служит фактором социальной
дисциплины, ибо научает людей
контролировать свои эгоистические
импульсы;
2) Инстинкт отталкивания и эмоция отвращения;
3) Инстинкт любопытства
и эмоция удивления;
4) Инстинкт драчливости
и эмоция гнева;
5) Инстинкт самоуничижения
(или покорности) и эмоция покорности;
6) Инстинкт самоуверенности
и эмоция самовосхваления;
7) Родительский инстинкт
и эмоция нежности.
Уильям Мак-Дугалл не отрицает
важного значения полового, пищевого и
стадного инстинктов. Однако он не находит
соответствующих для них первичных эмоций,
а все связанные с ними переживания относит
к так называемым сложным и вторичным
эмоциям. В качестве трех базовых типов
эмоций он называет - любовь, ненависть
и уважение. В свою очередь внутри каждого
типа дифференцируются чувства по степени
конкретности или обобщенности их предмета:
чувство любви к конкретному ребенку,
чувство любви к детям вообще, чувство
любви к справедливости. При этом эмоции
различаются по силе и влиянию на поведение.
В качестве двух первичных и фундаментальных
модальностей чувств называются удовольствие
и страдание или удовлетворение - неудовлетворение,
которые окрашивают и характеризуют все
побуждения. Удовольствие является следствием
и знаком полного или частичного успеха,
а страдание - следствием и знаком полной
или частичной неудачи [23].