Психологические теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Эмоции дают человеку пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг. Они обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека. Научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может и более важно, чем накопление информации.
Изучать эмоции сложно в силу динамики эмоциональной сферы и ее непрерывной включенности в регуляцию процессов жизнедеятельности, ее обусловленности, как потребностями человека, так и особенностями культуры, общества и тех реальных ситуаций в которых оказываются люди.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………4
Глава 1. Начальный этап становления теорий эмоций ……………5
1.1. Интеллектуалистическая позиция И.Ф. Гербарта и сенсуалистической позиция Ф. Дюфура
1.2. «Ассоциативная» теория В.Вунда
1.3. Эволюционная теория Ч.Дарвина
Глава 2. Физиологические теории эмоций ………………………7
2.1. Периферическая концепция Джемса-Ланге
2.2. Таламическая концепция Кэннона - Барда
2.2. Сосудистая теория выражения эмоций И.Уэйенбаума
2.4. Активационная теория Д. Линдсли
Глава 3. Когнитивные теории эмоций ………………………………15
3.1. Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера
3.2. Когнитивно-мотивационная концепция Лазаруса
3.3. Концепция когнитивного диссонанса Фестингера
Глава 4. Функциональные теории эмоций …………………………22
4.1. Комплексная концепция эмоций Крюгера
4.2. Активационная концепция эмоций Даффи
4.3. Мотивационные концепции эмоций Бартлетта, Янга и Липера
Глава 5. Дифференциальные теории базовых эмоций …………27
5.1. Дифференциальная концепция Вудвортста - Шлоссберга
5.2. Дифференциальная концепция Мак-Дугалла
5.3. Дифференциальная концепция Плутчика
5.4. Дифференциальная концепция Томкинса
5.5. Дифференциальная концепция Изарда


Глава 6. Развитие теории эмоций в трудах отечественных ученых 39
6.1. Н.Я. Грот об эмоциях
6.2. Биологическая теория П.К. Анохина
6.3. Потребностно-нформационная теория П.В. Симонова
6.4. Концепция Б.И. Додонова
6.5. Дифференциально-психологическая концепция структуры эмоциональной сферы человека Е.П.Ильина
6.6. Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну
6.7. Представления об эмоциях в трудах Н.А.Леонтьева
6.8. Разработка теории эмоций у В.К. Вилюнаса
Глава 7. Эклектические теории эмоций …………………52
7.1. Функционалистическая концепция Кампоса
7.2. Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
7.3. Контрольная концепция Карвера - Шайера
7.4. Нейрокультурная концепция Экмана
7.5. Кросс-культурная концепция Мацумото
Заключение …………………………………………………………63

Библиография ………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая эмоции Пирогова.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

 

6.8. Разработка теории эмоций  у В.К. Вилюнаса

 

Немалый вклад в понимание эмоций внес отечественный психолог Вилюнас В.К. По его утверждению, любое эмоциональное явление - это единство специфического субъективного переживания и некоторого отражаемого содержания. Эмоциональные процессы и состояния, рассматриваемые изолированными, не обнаруживают признаков, позволяющих их четко идентифицировать и классифицировать. При этом, деятельность представляет собой сферу, в которой эмоциональные явления обнаруживаются. [6, с. 4] В.К. Вилюнас в своих работах обосновал невозможность существования эмоций без познавательных процессов, так как благодаря взаимодействию с восприятием, памятью, вниманием эмоции выполняют оценивающую и побуждающую функции. Также, в зависимости от познавательного содержания психического образа, эмоции выделяют цели и побуждают человека к соответствующим действиям. Основываясь на этих положениях, автор предложил свою классификацию эмоций по их познавательной составляющей. Согласно этой классификации, любой предмет познавательного процесса (восприятия, памяти, мышления) выступает как объект эмоционального переживания. Ученый убежден, что знание функций эмоций по отношению к познавательному содержанию позволит экспериментально изучать эмоции через анализ познавательных процессов. Вилюнас В.К. объясняет это положение тем, что познавательные процессы, которые эмоционально переживаются, имеют ряд динамических отличий от эмоционально слабо окрашенных. К этим отличиям относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов. Изучение именно этих характеристик когнитивных процессов позволит судить об эмоциональных процессах и состояниях, определяя характеристики самих эмоций: знак (положительный или отрицательный) и интенсивность (сильная или слабая).

 

 

 

 

7. Эклектические теории эмоций

 

Эти теории представляют нам совершенно новые модели эмоций, которые объединяют все ранее представленные учения в некий собирательный "букет" разнородных принципов и идей современных зарубежных исследователей психологии эмоций.

В этот "букет" входят следующие модели эмоций: "Функционалистская" концепция Кампоса.

"Социально-конструктивистская" концепция Кэролин Саарни и  Кемпера, "Коммуникативная" концепция  Кейт Оутли и Филиппа Джонсон-Лэрда, "Контрольная" концепция Карвера и Шайера, "Кросс-культурная" концепция Пола Экмана, и другая "Кросс-культурная" концепция эмоций Дэвида Мацумото.

После представления всех моделей эмоций, перейдем к их подробному описанию.

 

7.1. Функционалистическая концепция Кампоса

 

Согласно этой модели, эмоция представляет "попытку индивида установить, сохранить, изменить или закончить взаимоотношения между индивидом и окружающей средой по значимому для индивида поводу", - пишет Кампос.

При этом отмечается, что можно говорить о четырех источниках значимости воздействия, благодаря чему, собственно, и возникает эмоциональный ответ:

отношение воздействия к нашим целям, к тому, что мы хотим;

социальные ответы значимых других;

гедонистический тон воздействия;

воспоминание о чем-то подобном в прошлом.

Отсюда в диагностике эмоций приобретают значение позитивно - негативная шкала и уровни возбуждения, а также гедонистический тон. Подобный подход Кампос встречает в работах Нико Фрижды, где также эмоции рассматриваются как динамическая интерактивная связь между индивидом и внешним окружением, наиболее очевидно обнаруживаемая в планах и действиях человека.

Вообще, в исследовании Кампоса эмоциональные явления рассматриваются как своеобразный комплекс, состоящий из таких компонентов, как "стремление или намерение", "оценка", "готовность к действию", "природа переживания", "когнитивные образы ситуации", "субъективное значение эмоции" и другие [3].

Социально-конструктивистская концепция Саарни - Кемпера

В свою очередь, в модели эмоций созданной в 1999 году Кэролин Саарни и Кемпером подчеркивается, что мы усваиваем в социальном процессе то значение, которое мы затем придаем нашим переживаниям в определенных контекстах, благодаря развитию познавательных способностей. Это придает эмоциям, по мнению Саарни, весьма индивидуализированный характер. В отличие от более унифицированного конструктивистского понимания социокультурного порождения эмоций Льюиса и Микелсона, Кэролин Саарни подчеркивает активную, творческую роль индивида в порождении эмоционального переживания и его понимания в контексте собственного опыта и собственных способностей. При этом она рассматривает свою модель как своеобразную интеграцию подхода Лазаруса и конструктивистских взглядов [3].

 

7.2. Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда

 

Третья из наиболее "свежих" моделей эмоций созданная в 1998 году представляет довольно своеобразное объединение ряда весьма разнородных принципов и идей. Авторы этой концепции попытались объединить биологический подход к эмоциям, заложенный в уже упомянутой работе Дарвина, и соответствующую ему теорию базовых эмоций, с когнитивистским подходом Саймона.

Согласно "прерывающей теории" Саймона, потребности человека должны удовлетворяться с помощью двух механизмов - целевого и прерывающего, последний из которых и представляет эмоции. Он включается в случае столкновения с актуальными потребностями и должен отвечать двум требованиям:

обеспечение изменения временного характера программы, превращение процесса её реализации во флуктуирующий процесс;

обеспечение прерывания и отбрасываний действующей программы при актуализации потребностей высшего порядка.

Порядок у Саймона понимается в духе классического бихевиоризма - для каждого побуждения мотивационный уровень является функцией от времени депривации. Соответственно, у каждой потребности есть свой порог, при достижении которого цель (удовлетворение данной потребности) становится доминирующей и прерывает выполняемую программу. Тем самым эмоции трактуются как неспецифический тормоз, преобразующий или сменяющий действующую программу.

В результате такого объединения Оутли и Джонсон-Лэрд сформулировали представление об эмоции как коммуникации, под которой понимается распределение мозговых сигналов (команд) по различным руслам, отражающим приоритеты целей и предрасполагающим к определенному классу действий. Так же как и большинство когнитивно ориентированных исследователей, они рассматривают возникновение эмоций в качестве результата осознаваемой или неосознаваемой оценки, в результате которой возникает особый, но простой сигнал (обрабатывающийся с помощью множественного когнитивного процессора) к возникновению базовой эмоции. В то же время этот сигнал феноменологически и переживается как чувство радости, печали, гнева и т.п. Тем самым предполагается зависимость переживания от двух отдельных сигналов: от эмоционального сигнала и сигнала оценки, который его вызвал. Человек может осознавать и то и другое, а может не осознавать оба или один из сигналов.

По мнению авторов, эмоция возникает тогда, когда поступает информация о том, что вероятность достижения цели заметно увеличилась или уменьшилась по сравнению с ожиданиями. В первой версии этой теории фигурировали пять базовых эмоций: счастье, печаль, гнев, страх и отвращение - на одну меньше, чем у Экмана, ибо, по мнению Оутли и Джонсон-Лэрда, удивление (базовая эмоция по Экману) не имеет отношения к достижению целей. Затем их количество сократилось до 4 - выпало отвращение. Именно эти эмоции, по мнению авторов, образуют основу настроений и даже типов личности и могут не иметь своих предметов и переживаться беспричинно, как это происходит в эпилептической ауре.

Кроме этих "безусловных" базовых эмоций, отмечаются ещё пять "условных" базовых эмоций, которые хоть и основаны на биологическом субстрате, но обязательно носят предметный характер:

привязанность,

родительская любовь,

сексуальное влечение,

отвращение,

межличностное отвержение.

Основными функциями эмоций Оутли и Джонсон-Лэрд считают:

оценку событий на соответствие целям;

сигнализацию себе и другим о значимом;

регуляцию в соответствии с планами и целями;

организацию познавательных процессов (внимание, память, мышление и другие) доведение проблемы до сознания.

Как мы видим, "коммуникативная модель" представляет собой достаточно эклектический вариант, объединяющий как идеи Саймона, так и идеи когнитивной теории и теории базовых эмоций [3].

 

7.3. Контрольная концепция Карвера – Шайера

 

Так же как и в предшествующей модели, кибернетические схемы и идеи легли в основу этой концепции эмоций созданной в 1996 году Карвером, Лоренс и Шайером. Эти авторы опирались на уже заметную традицию рассматривать эмоции как механизм вполне рационального поведения. В результате эти идеи привели их к созданию модели природы эмоций, которую они определили как "самоспасительная модель", потому что, не претендуя на статус истинной, она позволяет понять различные варианты участия эмоций в регуляции поведения. В основе своей концепции авторы кладут понятие цели, считая, что именно целенаправленный характер является краеугольным камнем человеческого поведения. "Цели обеспечивают структуру, которая определяет жизнь людей. Более того, цели могут быть динамичными - они являются не только конечными пунктами, но и путями согласования", - пишет Карвер. Такое понимание вводит в построение моделей эмоций процесс целеобразования, ранее отсутствовавший в кибернетических моделях эмоций, в отличие от психологических моделей.

Цели могут быть:

выражены на разных уровнях абстракции - в очень конкретной форме (например, уровень мышечного напряжения) или в очень абстрактной (например, достоинство в поведении человека);

достаточно узкими и легко достижимыми (включение света), но могут быть весьма развернутыми и достижимыми лишь в течение длительного времени (репутация или материальное благополучие).

Главное для авторов данной концепции то, что цели есть перевод абстрактных идей и схем в конкретное качество поведения. В то же время для Карвера, Лоренс и Шайера очевидно, что цели могут организовывать поведение только благодаря наличию контроля в виде обратной связи, понимаемой в духе модели TOTE (Test - Operate - Test - Exit) Миллера, Галантера и Прибрама. На основе этой модели теоретики данной концепции описывают свою схему цикла негативной обратной связи, уменьшающей рассогласование между наличным состоянием и состоянием, намеченным в цели как личный эталон или рекомендуемая ценность.

При обнаружении рассогласования включается "выпускная функция", которая приспосабливает поведение таким образом, чтобы приблизить эмоциональное состояние человека к поведению, выступающему эталоном сравнения, уменьшая тем самым рассогласование. Этот механизм Карвер, Лоренс и Шайер считают имплицитным, т.е. непрерывно и неосознанно действующим, обеспечивающим процесс сравнения желаемых эмоциональных состояний с возникающими и соответствующей их корректировки.

Важным аспектом этой теории можно считать иерархию в саморегуляции, без учета которой невозможно объяснить сложность и гибкость человеческого поведения. Соответственно, более высокостоящий цикл обратной связи обеспечивает за счет своей "выпускной функции" ценности для цикла подчиненного, нижестоящего. На высшем уровне ценности эквивалентны ценностям "идеального Я", или "идеальных взаимоотношений", или "идеального общества". Они реализуются на следующем, подчиненном уровне принципов, принципов, которым люди следуют в своём поведении, то есть качество самых разных их действий соотносится с этими принципами. Затем следует уровень конкретных программ поведение и т.д. При этом совсем не обязательно в каждый конкретный акт поведения должны быть включены высшие уровни саморегуляции. Зачастую вполне достаточно уровня конкретных программ (бытовые действия: уборка или приготовление пищи).

Сложность заключается в том, что даже на данном уровне регуляции одновременно могут быть актуальны несколько целей, совместимых или взаимно исключающих друг друга по своим ценностям ("быть бережливым" вовсе не исключает "быть строгим", но "быть бережливым" - несовместимо с меценатством). Уменьшать рассогласование по отношению к одной в последнем случае означает увеличение рассогласования по отношению к другой, то есть имеет место внутренний конфликт, который некоторые исследователи считают основным источником неудовлетворенности жизнью.

Информация о работе Психологические теории эмоций