Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа
Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.
Предмет - психологические условия развития воображения дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Разработка проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте 5
1.1. Теоретические основы понятия воображения как высшей психической функции 5
1.2. Психологические аспекты развития в старшем дошкольном возрасте 11
2. Экспериментальная работа по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте 23
2.1. Разработка диагностической и развивающей программы 23
2.2. Анализ полученных результатов, выводы и рекомендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33
Приложение 35
Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком "позиции другого", как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм [24].
В то время как взрослый
на протяжении всего детства остается
недосягаемым эталоном, идеалом, к которому
можно лишь стремиться, сверстники
выступают для ребенка в
Если имеют место трудности
в общении со сверстниками, то ребенок
постоянно находится в
Нередко причиной конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать переживания и чувства других людей [24].
Одно из важнейших условий
развития самосознания в дошкольном
возрасте — расширение и обогащение
индивидуального опыта ребенка.
Говоря об индивидуальном опыте, в данном
случае имеют в виду совокупный результат
тех умственных и практических действий,
которые ребенок сам
Различие между индивидуальным
опытом и опытом общения состоит
в том, что первый накапливается
в системе "ребенок — физический
мир предметов и явлений", когда
ребенок действует
Индивидуальный опыт, полученный
в конкретной деятельности, является
реальной основой для определения
ребенком наличия или отсутствия
у него определенных качеств, умений
и возможностей. Он может слышать
каждый день от окружающих, что у
него есть те или иные способности,
или, что у него их нет, однако это
не является основой формирования правильного
представления о своих
На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников их опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт — главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.
Сказанное не означает, что
развитие детского самосознания представляет
собой некую "робинзонаду" и
независимо от социального окружения.
В то же время справедливо отметить,
что в процессе воспитания взрослые
часто недооценивают значение собственной
активности ребенка и ее роль в
формировании детской личности. Для
того чтобы представления ребенка
о себе были более полными и
разносторонними, не следует чрезмерно
ограничивать его активность: бегая,
прыгая, забираясь на высокие горки,
дошкольник познает себя. Необходимо
предоставить ему возможность попробовать
свои силы в различных видах
Таким образом, влияние взрослых
на формирование детского самосознания
осуществляется двумя способами: непосредственно,
через организацию
Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.
Если в ранние периоды
развития восприятие ребенком своих
действий и действий других людей
имеет непроизвольный характер и
в результате ребенок неосознанно
подражает поведению
В старшем дошкольном возрасте
возникает осмысленная
Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды.
В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется.
В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о себе, полученных в различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в ряде случаев ориентация на мнение группы детей оказывается ведущей. (Всем родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то, потому что над этим смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского конформизма.
В старшем дошкольном возрасте
ребенок имеет относительно богатый
собственный опыт, обладает способностью
наблюдать и анализировать
Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду — кризису семи лет.
Как развивать самосознание ребенка, формировать правильное представление о себе и способность адекватно оценивать себя, свои поступки и действия?
1. Оптимизация родительско-
2. Оптимизация отношений
ребенка со сверстниками: необходимо
создать условия для
3. Расширение и обогащение
индивидуального опыта ребенка:
4. Развитие способности
анализировать свои
Наше исследование проходило на базе ДОУ № 19 г. Кимовска. Выборку составили 10 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет 6 девочек и 4 мальчика.
Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за дошкольником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности.
Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени.
Тем не менее, можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ребенка и его способности оперировать ими.
В частности, об уровне развития воображения можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений: о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком - способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще более высокого уровня – решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун).
Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.
Для диагностики способностей
воображения традиционно
1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;
2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов;
3) тестирование, связанное
с оценкой продуктивности
4) самооценка параметров образов воображения. [7]
Изучать воображение можно
в словесном творчестве, в речевой
и изобразительной
Все эти методы по своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.
В данной работе для выявления
роли воображения в игровой
Методика 1. Изучение воображения при понимании сказочных образов.
Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка»), составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.
Проведение исследования. Детям выразительно читают сказку. После чтения проводят 2 серии экспериментов.
1 серия. Выясняют, насколько ребенок понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется, то ему задают подготовительные вопросы:
1) назови главных героев сказки.
2) кто тебе понравился в сказке? Почему?
3) Кто не понравился? Почему?
4) О чем эта сказка?
2 серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка – Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Эксперимент можно проводить коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.
Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают возрастные изменения в понимании – воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу:
Информация о работе Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте