Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.
Предмет - психологические условия развития воображения дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Разработка проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте 5
1.1. Теоретические основы понятия воображения как высшей психической функции 5
1.2. Психологические аспекты развития в старшем дошкольном возрасте 11
2. Экспериментальная работа по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте 23
2.1. Разработка диагностической и развивающей программы 23
2.2. Анализ полученных результатов, выводы и рекомендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33
Приложение 35

Вложенные файлы: 1 файл

псих-ские условия развития вообр-ния в старшем дошкольном возрасте КУРС.docx

— 90.49 Кб (Скачать файл)

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в  совместной деятельности с другими  детьми ребенок познает такие  свои индивидуальные особенности, которые  не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком "позиции другого", как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм [24].

В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве "сравнительного материала". Поведение  и действия других детей (в сознании ребенка "таких же, как он") как  бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. Для того чтобы  научиться правильно оценивать  себя, ребенок должен сначала научиться  оценивать других людей, на которых  он может смотреть как бы со стороны. Поэтому не случайно в оценках  действий сверстников дети более  критичны, чем в оценках самого себя.

Если имеют место трудности  в общении со сверстниками, то ребенок  постоянно находится в состоянии  напряженного ожидания насмешек или  других недоброжелательных проявлений в свой адрес. Это приводит, в свою очередь, к повышенной нервозности  и утомляемости, постоянным конфликтам с детьми.

Нередко причиной конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать переживания  и чувства других людей [24].

Одно из важнейших условий  развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат  тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает  в окружающем предметном мире.

Различие между индивидуальным опытом и опытом общения состоит  в том, что первый накапливается  в системе "ребенок — физический мир предметов и явлений", когда  ребенок действует самостоятельно вне общения с кем-либо, тогда  как второй формируется благодаря  контактам с социальной средой в  системе "ребенок — другие люди". При этом опыт общения тоже индивидуален в том смысле, что он является жизненным опытом индивида.

Индивидуальный опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения  ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений и возможностей. Он может слышать  каждый день от окружающих, что у  него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это  не является основой формирования правильного  представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является в конечном счете успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

На начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в  неосознанной форме и накапливается  в результате повседневной жизни, как  побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников их опыт может осознаваться лишь частично и  регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны  и менее эмоционально окрашены, чем  знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт — главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.

Сказанное не означает, что  развитие детского самосознания представляет собой некую "робинзонаду" и  независимо от социального окружения. В то же время справедливо отметить, что в процессе воспитания взрослые часто недооценивают значение собственной  активности ребенка и ее роль в  формировании детской личности. Для  того чтобы представления ребенка  о себе были более полными и  разносторонними, не следует чрезмерно  ограничивать его активность: бегая, прыгая, забираясь на высокие горки, дошкольник познает себя. Необходимо предоставить ему возможность попробовать  свои силы в различных видах деятельности: рисовании, конструировании, танцах, спортивных занятиях. Роль взрослого в формировании индивидуального опыта ребенка  заключается в том, чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер. Именно старшие ставят перед ребенком задачи осознания и вербализации своего опыта.

Таким образом, влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального  опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения  его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

Если в ранние периоды  развития восприятие ребенком своих  действий и действий других людей  имеет непроизвольный характер и  в результате ребенок неосознанно  подражает поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют "единством  и тождеством "Я"". Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и  единстве самосознания.

В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда  ребенок начинает осознавать свои переживания  и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п. Более  того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния  в конкретной ситуации (это может  быть доступно и детям 4-5 лет), возникает  обобщение переживаний, или аффективное  обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть"). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность.

Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды.

В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания ребенка играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение сверстников полностью игнорируется.

В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом, обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о  себе, полученных в различных видах  деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в ряде случаев  ориентация на мнение группы детей  оказывается ведущей. (Всем родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то, потому что над этим смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского конформизма.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый  собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях  и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются  старшим дошкольником только в том  случае, если они не противоречат его  личному опыту.

Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших  старшего дошкольного возраста, а  только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду — кризису семи лет.

Как развивать самосознание ребенка, формировать правильное представление  о себе и способность адекватно  оценивать себя, свои поступки и  действия?

1. Оптимизация родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2. Оптимизация отношений  ребенка со сверстниками: необходимо  создать условия для полноценного  общения ребенка с другими;  если у него возникают трудности  в отношениях с ними, нужно  выяснить причину и помочь  дошкольнику приобрести уверенность  в коллективе сверстников.

3. Расширение и обогащение  индивидуального опыта ребенка:  чем разнообразнее деятельность  ребенка, чем больше возможностей  для активных самостоятельных  действий, тем больше у него  возможностей для проверки своих  способностей и расширения представлений  о себе.

4. Развитие способности  анализировать свои переживания  и результаты своих действий  и поступков: всегда положительно  оценивая личность ребенка, необходимо  вместе с ним оценивать результаты  его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей  и ошибок и способы их исправления.  При этом важно формировать  у ребенка уверенность, что  он справится с трудностями,  добьется хороших успехов, у него все получится[24].

 

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ В  СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Разработка  диагностической и развивающей  программы

 

Наше исследование проходило  на базе ДОУ № 19 г. Кимовска. Выборку составили 10 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет 6 девочек и 4 мальчика.

Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно  использовать специальные экспериментальные  методики, в ряде случаев можно  ограничиться наблюдением за дошкольником, беседой с ним, анализом продуктов  его деятельности.

Однако этот путь требует  достаточно большого опыта и занимает много времени.

Тем не менее, можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ребенка и его способности оперировать ими.

В частности, об уровне развития воображения можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений: о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком - способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще более высокого уровня – решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун).

Об уровне развития воображения  можно судить по смене преобладающих  его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

Для диагностики способностей воображения традиционно используются следующие методические подходы:

1) оценка оригинальности  традиционных видов и форм  деятельности;

2) тестирование, связанное  с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов;

3) тестирование, связанное  с оценкой продуктивности процессов  воображения;

4) самооценка параметров  образов воображения. [7]

Изучать воображение можно  в словесном творчестве, в речевой  и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных  персонажей.

Все эти методы по своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.

В данной работе для выявления  роли воображения в игровой деятельности дошкольников использованы методики: наблюдение за игровой деятельностью  воображения при понимании сказочных  образов и изучение построения образов  сказочных персонажей.

Методика 1. Изучение воображения при понимании  сказочных образов.

Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения (например, «Петушок – Золотой гребешок и чудо-меленка»), составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования.

Проведение исследования. Детям выразительно читают сказку. После чтения проводят 2 серии экспериментов.

1 серия. Выясняют, насколько  ребенок понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется, то ему задают подготовительные вопросы:

1) назови главных героев  сказки.

2) кто тебе понравился  в сказке? Почему?

3) Кто не понравился? Почему?

4) О чем эта сказка?

2 серия. Детей просят  нарисовать главных персонажей  сказки (Петушка – Золотого гребешка, чудо-меленку, горох). Эксперимент можно проводить коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.

Обработка данных. Определяют степень соответствия оригиналу созданного детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают возрастные изменения в понимании – воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу:

Информация о работе Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте