Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.
Предмет - психологические условия развития воображения дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Разработка проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте 5
1.1. Теоретические основы понятия воображения как высшей психической функции 5
1.2. Психологические аспекты развития в старшем дошкольном возрасте 11
2. Экспериментальная работа по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте 23
2.1. Разработка диагностической и развивающей программы 23
2.2. Анализ полученных результатов, выводы и рекомендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33
Приложение 35

Вложенные файлы: 1 файл

псих-ские условия развития вообр-ния в старшем дошкольном возрасте КУРС.docx

— 90.49 Кб (Скачать файл)

И.Ф.

Отсутствие соответствия образов

Частичное соответствие образов

Полное соответствие образов

Усложнение образа

Обогащение образа

           

 

Методика 2. Изучение построения образов сказочных персонажей

Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши или краски.

Продумать включение в  эксперимент сказочных персонажей, существенно отличающихся от реальных (например, Кощей Бессмертный, Баба Яга, ведьма и др.), а также волшебные  превращения сказочных героев, например Иванушки в козленка, Василисы Прекрасной в лягушку и т.д.

Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с дошкольниками (но при этом необходимо проследить, чтобы дети выполняли задания самостоятельно).

Вначале их знакомят с образами сказок или напоминают об этих образах  и их превращениях, читая выразительно соответствующие произведения или  отрывки из них.

1 ситуация – детей  просят нарисовать эти образы  и превращения, затем спрашивают  о содержании изображенного; 

2 ситуация – детей  просят рассказать об образах  и превращениях.

Обработка данных. По каждой ситуации анализируют степень соответствия образа оригиналу (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение образа), особенности изображения волшебных превращений, перехода из одного состояния в другое. Результаты оформляют в таблицу (см. таблицу к методике 1). В результате исследования были получены следующие результаты:

Рис. 1. Уровни развития воображения  у детей старшего дошкольного  возраста на констатирующем этапе эксперимента.

 

На основании полученных результатов была разработана и  апробирована коррекционно-развивающая  программа (Приложение 1).

 

    1. Анализ  полученных результатов, выводы и рекомендации

 

 По окончанию проведения  коррекционно-развивающих мероприятий  нами была вновь проведена  диагностическая программа, результаты  которой представлены в виде гистограммы.

Рис. 2. Результаты диагностической  программы.

 

Итак, работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально. Отдельные задания и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию речи, рисование и вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями – для развития собственного воображения.

Но  самое важное условие  раскрытия творческих способностей детей – это создание общей  атмосферы принятия, свободы, возможности  для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Такая задача требует от взрослых особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказывать  разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается  в дополнительных разъяснениях, некоторым  требуется и совместная работа со взрослым.

В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы  по возможности каждый ребенок мог  публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.

В ходе нашего исследования выяснилось, что наравне с детьми, у которых такие хорошо развито  воображение, имеются и такие  дети, которые с трудом воссоздают образы. Для этих детей необходимы упражнения, которые помогут развить  их воображение. Мы предлагаем следующие  рекомендации для воспитателей, родителей и других взрослых, которые участвуют в воспитании детей. В играх с детьми:

1 .Использовать заместители  предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку — лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.

2. Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта. Способом «опредмечивание» дети начинают пользоваться еще с 3—4 лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в мячик, треугольник — в крышу домика или в парус для кораблика, и т. д. К 6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также научиться добавлять к «опредмеченному» рисунку разнообразные детали.

3. Создавать образы на  основе словесного описания или  неполного графического изображения.

Эта способность очень  важна для предстоящей учебной  деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное представление предмета, когда полностью он не виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок должен:

а) создавать образ предмета по его словесному описанию;

б) воссоздавать целостный  образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.

4. Оперировать в уме  образами простых многомерных  объектов (пространственное воображение).

Все предметы окружающего  нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи  с этим, очень важно развивать  у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного  расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет  можно предложить игры двух типов:

а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,

б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов  в пространстве.

5. Подчинять свое воображение  определенному замыслу, создавать  и последовательно реализовывать  план этого замысла.

Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять  их своей цели приводит к тому, что  самые интересные замыслы и намерения  ребенка часто не достигают своего воплощения. В этом возрасте у ребенка  уже есть необходимые предпосылки  для того, чтобы научиться действовать  по заранее продуманному плану. Поэтому  очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно  и отрывочно фантазировать, а  реализовывать свои замыслы, создавать  хоть небольшие и несложные, но законченные  произведения (рисунки, истории, конструкции  и т.п.). Обучение этому умению должно включать следующие этапы:

I — этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции);

II — этап самостоятельного «чтения» плана: ребенок учится «читать» составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведение;

III — этап самостоятельного составления плана:

ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воображение – это психический  процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в  новое сочетание.

Выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или  активное воображение: воссоздающее или  репродуктивное и творческое. В творчестве, в свою очередь, входят мечта и  фантазия.

Для развития воображения  особенно важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью  дошкольника является игра, поэтому  психические функции дошкольника, в том числе воображение развиваются  эффективнее всего именно в игровой  деятельности.

Решающим фактором при  развитии воображения у старших дошкольников является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослыми.

Взрослый доставляет новую информацию не только тем, что показывает окружающий мир и свойства предметов, но и тем, что преобразует предметную среду и создает мнимые ситуации в виде обманных движений, шуток, розыгрышей, изобразительных действий, звукоподражания, повторов реальных действий в игре.

Во время проведения данного  исследования для изучения проявлений воображения старших дошкольников в игре были использованы методики «Изучение воображения при понимании сказочных образов» и «Изучение построения образов сказочных персонажей».

На основании  полученных результатов была разработана и  апробирована коррекционно-развивающая  программа, направленная на развитие воображения  старшего дошкольника.

По окончанию проведения формирующего этапа эксперимента была повторно проведена диагностическая  работа, показавшая положительную динамику развития воображения старшего дошкольника.

Итак, цель исследования считаю достигнутой. Гипотеза, поставленная в  начале нашей работы: своевременное  проведение диагностических и коррекционно-развивающих  мероприятий способствует развитию воображения в старшем дошкольном возрасте, нашла свое подтверждение  в процессе выполнения работы.

 

Список литературы

 

  1. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003
  3. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2005
  4. Боровик О. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1
  5. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003
  6. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004
  7. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно одаренных детей // Дошкольное воспитание. 2003. №8
  8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008
  9. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16
  10. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. М., 2004
  11. Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей // Дошкольное воспитание. 2001. №12
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., 2000
  13. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2003
  14. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 2005. №12
  15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2001
  16. Крутецкий В.А. Психология. М., 2006
  17. Люблинская А.А. Детская психология. М., 2001
  18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002
  19. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. М., 2005
  20. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. М., 2003
  21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004
  22. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М., 2004
  23. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. М., 2006
  24. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  25. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 2007. №6
  26. Парамонова Л.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе) // Психологическая наука и образование. 2005. №2. – C. 12-17
  27. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова и др. М., 2003.
  28. Психология: Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 2000

Информация о работе Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте