Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа
Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.
Предмет - психологические условия развития воображения дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Разработка проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте 5
1.1. Теоретические основы понятия воображения как высшей психической функции 5
1.2. Психологические аспекты развития в старшем дошкольном возрасте 11
2. Экспериментальная работа по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте 23
2.1. Разработка диагностической и развивающей программы 23
2.2. Анализ полученных результатов, выводы и рекомендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33
Приложение 35
И.Ф. |
Отсутствие соответствия образов |
Частичное соответствие образов |
Полное соответствие образов |
Усложнение образа |
Обогащение образа |
Методика 2. Изучение построения образов сказочных персонажей
Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши или краски.
Продумать включение в
эксперимент сказочных
Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с дошкольниками (но при этом необходимо проследить, чтобы дети выполняли задания самостоятельно).
Вначале их знакомят с образами сказок или напоминают об этих образах и их превращениях, читая выразительно соответствующие произведения или отрывки из них.
1 ситуация – детей
просят нарисовать эти образы
и превращения, затем
2 ситуация – детей просят рассказать об образах и превращениях.
Обработка данных. По каждой ситуации анализируют степень соответствия образа оригиналу (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение образа), особенности изображения волшебных превращений, перехода из одного состояния в другое. Результаты оформляют в таблицу (см. таблицу к методике 1). В результате исследования были получены следующие результаты:
Рис. 1. Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента.
На основании полученных результатов была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа (Приложение 1).
По окончанию проведения
коррекционно-развивающих
Рис. 2. Результаты диагностической программы.
Итак, работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально. Отдельные задания и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию речи, рисование и вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входят, во-первых, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения, а во-вторых, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями – для развития собственного воображения.
Но самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Такая задача требует от взрослых особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказывать разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со взрослым.
В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
В ходе нашего исследования выяснилось, что наравне с детьми, у которых такие хорошо развито воображение, имеются и такие дети, которые с трудом воссоздают образы. Для этих детей необходимы упражнения, которые помогут развить их воображение. Мы предлагаем следующие рекомендации для воспитателей, родителей и других взрослых, которые участвуют в воспитании детей. В играх с детьми:
1 .Использовать заместители предметов. В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, сходством предметов-заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6—7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала. Их воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Например, ребенок может скакать верхом на палочке, представляя себя всадником, а палку — лошадью. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезнет. Произойдет интериоризация — переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, к представлению действий с ним в уме. Однако для этого следует сначала научить ребенка легко оперировать различными заместителями предметов. Такими заместителями могут быть другие предметы, геометрические фигурки, знаки и т. п.
2. Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта. Способом «опредмечивание» дети начинают пользоваться еще с 3—4 лет. Он состоит в том, что ребенок может в незавершенной фигуре усматривать определенный предмет. Так, в задании на дорисовывание неопределенного изображения он может, например, круг превратить в колесо для машины или в мячик, треугольник — в крышу домика или в парус для кораблика, и т. д. К 6—7 годам ребенок должен уже относительно свободно владеть этим способом, а также научиться добавлять к «опредмеченному» рисунку разнообразные детали.
3. Создавать образы на
основе словесного описания
Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности ребенка. Необходимость создания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книги (образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия (образное представление предмета, когда полностью он не виден, а видна лишь какая-то его часть) и в некоторых других ситуациях. При этом, чем лучше у ребенка развита способность к созданию таких образов, тем более точные и устойчивые представления у него возникают. Для развития этой способности можно использовать задания, в которых ребенок должен:
а) создавать образ предмета по его словесному описанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.
4. Оперировать в уме
образами простых многомерных
объектов (пространственное воображение)
Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности детям шести лет можно предложить игры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета в пространстве,
б) па представление взаимного 'расположения нескольких предметов в пространстве.
5. Подчинять свое воображение
определенному замыслу,
Только последовательная
реализация замысла может привести
к выполнению задуманного. Неумение
управлять своими идеями, подчинять
их своей цели приводит к тому, что
самые интересные замыслы и намерения
ребенка часто не достигают своего
воплощения. В этом возрасте у ребенка
уже есть необходимые предпосылки
для того, чтобы научиться действовать
по заранее продуманному плану. Поэтому
очень важно развить эту
I — этап демонстрации плана: взрослый показывает, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции);
II — этап самостоятельного «чтения» плана: ребенок учится «читать» составленный вами план (схему) и создавать на его основе свое произведение;
III — этап самостоятельного составления плана:
ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения.
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творчестве, в свою очередь, входят мечта и фантазия.
Для развития воображения
особенно важным возрастным этапом является
дошкольное детство. Ведущей деятельностью
дошкольника является игра, поэтому
психические функции
Решающим фактором при развитии воображения у старших дошкольников является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослыми.
Взрослый доставляет новую информацию не только тем, что показывает окружающий мир и свойства предметов, но и тем, что преобразует предметную среду и создает мнимые ситуации в виде обманных движений, шуток, розыгрышей, изобразительных действий, звукоподражания, повторов реальных действий в игре.
Во время проведения данного исследования для изучения проявлений воображения старших дошкольников в игре были использованы методики «Изучение воображения при понимании сказочных образов» и «Изучение построения образов сказочных персонажей».
На основании полученных результатов была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие воображения старшего дошкольника.
По окончанию проведения формирующего этапа эксперимента была повторно проведена диагностическая работа, показавшая положительную динамику развития воображения старшего дошкольника.
Итак, цель исследования считаю
достигнутой. Гипотеза, поставленная в
начале нашей работы: своевременное
проведение диагностических и
Информация о работе Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте