Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель исследования: выявить влияние игр и упражнений, направленных на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступают старшие дошкольники.
Предмет - психологические условия развития воображения дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Разработка проблемы развития воображения в старшем дошкольном возрасте 5
1.1. Теоретические основы понятия воображения как высшей психической функции 5
1.2. Психологические аспекты развития в старшем дошкольном возрасте 11
2. Экспериментальная работа по развитию воображения в старшем дошкольном возрасте 23
2.1. Разработка диагностической и развивающей программы 23
2.2. Анализ полученных результатов, выводы и рекомендации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33
Приложение 35

Вложенные файлы: 1 файл

псих-ские условия развития вообр-ния в старшем дошкольном возрасте КУРС.docx

— 90.49 Кб (Скачать файл)

29.   Рибо Т. Творческое воображение. М, 2001.

30.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. М., 2003

31. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М., 2006

32.    Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2007

33.    Ушинский К.Д. История воображения. Собр. соч.М. - Л., 2000. Т.8

Приложение 1

Методика развития воображения у старших дошкольников

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП

На первом этапе главной  целью занятий было формирование операционных навыков, необходимых  для создания образов воображения. Детей учили построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали  умение выделять образ предмета среди  других и воссоздавать его в рисунке.

Задание 1. Дорисуй  картинку

Ребенку предлагается незаконченное  изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку  не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет  и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные  картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках  может быть любой знакомый детям  объект. Предметные изображения можно  объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при  изучении соответствующей группы на других занятиях.

 

 

Задание 2. Узнай  предметы и нарисуй их

Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко  получить, переведя на один и тот  же кусочек кальки или через копирку  несколько изображений отдельных  предметов (не более 5—6). Для начала объекты берутся из одной смысловой  группы, усложненный вариант задания  — с геометрическими фигурами. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. При индивидуальных занятиях в случае затруднения обводим  с ребенком контуры цветным карандашом. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

 

Задание 3. Кто  больше придумает и нарисует

Показываем детям изображения  двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур (любых) и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы (игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске). В случае необходимости задаются наводящие вопросы.

 

ВТОРОЙ ЭТАП

На втором этапе основной целью становится обучение сюжетному  видению на основе наглядных опорных  знаков. Дети учатся анализировать  объекты и ситуации: выделять главные  и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать  их в том или ином порядке; планировать  свою деятельность, формировать предварительный  замысел, вносить новые элементы в изображение.

В этом блоке заданий используются тематические композиции («город», «школа», «деревня», «праздник», «стройка», «спорт»  и т.д.). Дети должны быть знакомы с материалом, используемым в заданиях.

 

Задание 1.  Составление  рассказов (например, на тему «Летний  отдых»)

 

Вам понадобятся плоскостные  изображения предметов, относящихся  к теме. Их можно вырезать из старых учебников или журналов (желательно, наклеив на картон).

Занятие начинается с расспроса  детей о том, как они провели  лето, где кто из них побывал  и чем занимался. После того как  дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор  фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребенок, собака, пруд, дом и т.д.). На столе дети создают  композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в изображенный момент. После этого их просят нарисовать картину на тему «Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно позволить детям обводить и дорисовывать фигурки.

 

Задание 2. Небывальщина

Если смешать два или  более комплекта таких сюжетных фигурок (из задания 1), то дети могут  составлять из них смешные композиции-путаницы. Например, после «Летнего отдыха»  можно составить картинку «Чего  летом не бывает». В качестве примера  показываются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках и т.п.). Детям предлагается составить  смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляем полную свободу  фантазированию.

Задание 3. Дорисуй  картинку (сюжет)

Ребенку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он должен сначала внимательно изучить  и описать, а потом дорисовать и раскрасить.

Задание 4. Дорисовываем рассказ (например, «Спасение собак»)

Необходимы 3—4 сюжетные картинки, составляющие рассказ. На доске последовательно  вывешиваются картинки, но без первой (начало истории) или без последней (развязка).

Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и  нарисовать недостающую картинку.

 

 

ТРЕТИЙ ЭТАП

На третьем этапе основное внимание должно уделяться приемам  и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях — это один из важных компонентов развития воображения.

 

Задание 1. Геометрические фигуры в предметах

Мы показываем детям картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просим отыскать в комнате  предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.

Задание 2. Волшебные  превращения

Ребенку предлагаются картинка с изображением фигуры или абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых эта фигура присутствует, а затем его просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно  дать детям самим нарисовать такие  картинки и предложить другим ребятам  найти в них скрытый элемент.

Задание 3. Дорисовывание на основе данного элемента

Детям раздаются листочки с нарисованным элементом или  фрагментом предмета: необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и  дорисовать картинку. Результаты могут  быть самые неожиданные.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

На четвертом этапе  целью работы становится развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей. В процессе обсуждения и уточнения  представлений детей об окружающем мире они обучаются пониманию  смысла с помощью интонации, опорных  слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению  на смысловые части, последовательному  изложению и рисованию. Важно, чтобы  ребенок за словесным описанием  учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока  должно уделяться словесной опоре.

Задание 1. Опорные  слова

На основе 3—4-х опорных  слов (например, «мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается либо сначала нарисовать рисунок по этим словам, а потом придумать рассказ  по нему, либо сперва составить историю с этими словами, а потом нарисовать к ней картинку.

Задание 2. Иллюстрации  к сказке

Читаем детям сказку, после  чего каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.

Задание 3. История  о ...

Детям предлагается придумать  короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку.

Дети могут сами выбрать  темы и героев своих историй.

Важную роль для формирования воображения детей играет их совместная деятельность (при организующей роли взрослого). В таком сотворчестве дети учатся действовать с учетом того, что делают их товарищи. При  этом они занимаются анализом, перестройкой и перекомбинированием образов воображения.

 

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ  ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ

Задание 1. Украсим  елку

Двоим детям дается общее задание: нарисовать большую новогоднюю елку и украсить ее разноцветными игрушками. Рисовать надо по очереди. Для работы потребуются большой лист бумаги, цветные фломастеры или мелки.

Задание 2. Игры во дворе

Детям предлагается вместе нарисовать картину «Игры во дворе». Работать они должны по очереди, каждый своим мелком и фломастером. Повторять  то, что уже нарисовано одним из участников, нельзя. Можно нарисовать только один предмет, но придуманный  самостоятельно. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться  учитывать размеры изображаемых фигур и предметов, их расположение на листе и цветовые соотношения. После окончания работы проводятся коллективная оценка и анализ того, что сделано неверно.

Задание 3. Отгадай, что я задумал, и дорисуй

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о  нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло  быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его  также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать  первоначально задуманный образ.

Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших  компонентов воображения, а также  учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы. Когда дети в ходе обучения уже приобрели  навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

Задание 4. Рисуем вместе

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится  на 4 «поля» (с учетом количества принимающих  участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу взрослого все переходят  на соседнее поле. Надо понять, что хочет  нарисовать товарищ, и продолжить его  рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов  с учетом заданной темы. На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики — например, реальные контурные изображения  предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова — зеленая, солнце — синее и т.д.).

Задание 5. Волшебное  дерево

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные  деревья, вдобавок на веточках могут  находиться какие-то необычные вещи. Подобные задания активизируют прошлый  опыт, пробуждают интерес, дают выход  эмоциям детей. В процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия  и заинтересованности, а это —  одно из главных условий, располагающих  к творчеству.

Блок заданий на воображение  может завершаться творческой композицией  группы детей — созданием большого общего рисунка или коллажа. Для  более полного вхождения в  образ и создания благоприятного эмоционального фона во время занятий  подбирается соответствующее музыкальное  сопровождение. Музыка помогает создать  настроение, успокаивает возбудимых детей. Под музыку можно расслабляться, можно двигаться, ее можно рисовать.  В наших занятиях с детьми комбинировались  описанные упражнения на воображение  и игры, направленные на развитие внимания и моторики, релаксация и свободное  рисование. Методика работы строилась  с учетом темы занятия, поставленных целей и этапа обучения. Сначала  мы показывали, как можно выполнить  работу, как создать новый образ, затем шло совместное действие, и  только потом ребенок действовал самостоятельно. Обязательным условием было создание ситуации успеха, особенно для детей неуверенных, робких, застенчивых  и тех, кто привык к тому, что  у них ничего не получается. «Я не умею, не могу...» — эти слова  можно было часто слышать. Надо было преодолеть этот страх, и мы старались, чтобы дети поверили в свои возможности. При этом использовались различные  варианты помощи и постоянная эмоциональная  поддержка: поощрение словом, взглядом, улыбкой одобрения.

 

Волшебный сад (примерное  занятие на развитие воображения)

Цель: активизация образов  памяти, представлений, формирование воображения.

Оборудование: настенное  панно из цветов, различные цветы, сделанные из бумаги в технике  оригами (маки, розы, тюльпаны, ромашки  и др.), магнитофон, кассеты с записями медитационной музыки (из серии «Времена года»), фломастеры, цветные мелки, бумага.

План проведения занятия:

1. Разминка-расслабление.

2. Актуализация имеющихся  знаний о цветах (дети выбирают  себе любимый цветок и рассказывают  о нем).

3. Слушание сказки под  музыкальное сопровождение (дети  садятся, закрывают глаза, взрослый  под музыку начинает рассказывать  сказку).

4. Рисование по описанию  и представлению («Нарисуйте мелками  картины, которые я вам нарисовала  словами»).

5. Рассказ детей по  своим рисункам.

6. Оценка работы детей.

План проведения занятий  мог меняться в зависимости от состояния детей и темы занятия. Выставки работ детей, выполненных  на занятиях, обязательно порадуют родителей. Их тоже можно вовлечь  в упражнения. Придумывание всяческих  небылиц, сочинение новых сказок, новых концовок к известным сказкам, переделывание старых сказок на новый  лад — это увлекательные занятия  для детей с родителями, причем заниматься этим можно и дома, и  по дороге из детского сада, и пока мама готовит ужин. Упражнения на дорисовывание или на совместное рисование также могут проводить мамы и папы. Развивать воображение полезно и взрослым.

Информация о работе Психологические условия развития воображения в старшем дошкольном возрасте