Психологические условия развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы развития воображения педагогов, прежде всего, объясняется тем, что преподавательская деятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведении каждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности. И проявляется оно в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Кроме этого оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся не только в учебной, но и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Следует отметить, что именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологическое развитие воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема..5
1.2 Воображение в процессе деятельности педагогов ………………………15
1.3 Психологическое обеспечение развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности ………………………………….21
Выводы по первой главе ………………………………………………………25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Этапы и методы работы ……………………………………………………26
2.2 Анализ результатов практической работы ………………………………..32
Выводы по второй главе ………………………………………………………..34
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

пед псих.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят [19]:

1) педагогическую наблюдательность;

2) педагогическое воображение;

3) требовательность как черту характера;

4) педагогический такт;

5) организаторские способности;

6) простоту, ясность и убедительность речи.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно  осуществлять все стороны педагогической деятельности.

Например, педагогическое воображение, являясь составным элементом группы педагогических способностей особо значимо для конструктивной деятельности - оно выражается в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Системный подход к организации отдельных видов деятельности в свою очередь представляет взаимосвязь следующих элементов: цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, результат. Любая система приводится в действие людьми; в педагогической деятельности главными действующими лицами являются педагог и ребенок. Именно они на каждом этапе педагогической деятельности, взаимодействия друг с другом и коллективом в целом, совместно решают задачи воспитания, обучения и развития.

Педагог, являясь субъектом деятельности, управляет учебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный, воспитывающий и развивающий  характер.

Педагогическая технология – одно из специальных направлений  педагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижение определенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного  процесса, гарантировать его высокий  уровень. Следовательно, организация различных видов педагогической деятельности предполагает использование вариативных технологий на уровне творчества и мастерства. Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Педагогические способности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и во многом результат успешной работы учителя. Педагогические способности проявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологических свойств, отношений и действий учителя. Как показывают опыт и специальные исследования, целенаправленное формирование и развитие педагогических способностей самим учителем вполне реально, но при условии профессионального самосовершенствования и творческого развития специалиста. Профессиональное самосовершенствование специалистов – это сознательный целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности. Основные требования общества к профессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующим образом:

  1. общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
  2. глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
  3. фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
  4. владение методикой обучения и воспитания;
  5. любовь к делу, умение передать свою увлеченность детям;
  6. творческое отношение к работе;
  7. знание детей, умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
  8. владение педагогической техникой и педагогическим тактом;
  9. постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Последняя характеристика является наиболее значимой, ведь педагог  в своей профессиональной деятельности должен стремиться к достижению педагогического мастерства, к раскрытию своего творческого потенциала.

Ниже приведен расширенный перечень потенциальных продуктов творчества в сфере образования. Каждый из них может воплощаться в разных произведениях преподавателя, как в устных (лекция), так и в печатных (учебники, учебные пособия), или в конструкции наглядных пособий [20].

1. План каждого занятия  и его реализация. Опыт показывает, что даже повторяющиеся занятия  по одной и той же теме  приходится варьировать с учетом  особенностей учебных групп, результатов  предыдущего занятия и многих  других особенностей учебного процесса. Формализованно учитывать эти особенности пока не удается, поэтому каждый план занятия и его реализация - продукт творчества (иногда сознательного, иногда интуитивного).

2. Методическая находка.  Новый методический прием (новое  выполнение известной дидактически необходимой операции).

3. Методическое усовершенствование. Применение известных средств  обучения с разработкой новых  дидактических материалов для  них (например, новая наглядная  организация учебного материала,  разработка опорного сигнала  для репродуктивного обучения на конкретном занятии), преобразование научной информации в учебную, соответствующую уровню и цели образования, или генерализация учебной информации (освобождение от частностей, "свертывание" признаков).

4. Методическое обобщение. Разработка частной методики (методики преподавания конкретной учебной дисциплины), в которой обобщается опыт многих преподавателей кафедры.

5. Методическое изобретение.  Разработка новых методических  приемов и средств (например, изложение  информации, предназначенной для репродуктивного усвоения, на фоне опорного сигнала с многократным повторением на занятии, разработанное В. Ф. Шаталовым).

6. Дидактическое обобщение  (например, классификация методов  обучения по источникам информации).

7. Дидактическое изобретение. Разработка новых способов и средств обучения.

8. Дидактическое открытие. Разработка новых методов обучения (новых процедур, потенциально обеспечивающих  из-за выполнения специально подобранной  психической или другой учебной  активности субъекта учения реализацию явно сформулированной цели обучения или новых продуктов такой активности под управлением преподавателя). Например, поэтапное формирование умственных действий П.Я.Гальперина; суггестопедия (десуггестивно-суггестивные процедуры Г.Лозанова); выделение частей социального опыта человечества, подлежащих освоению в образовании И.Я.Лернера, освоение требуемой деятельности на основе выполнения специально подобранных действий (деятельностно-ориентированные методы обучения).

9. Совершенствование  теории. Уточнение или разработка отдельных определений или утверждений известной теории. Например, сущностное определение высшего образования, введение в рассмотрение новой модели обучения. Утверждение "Целью любого обучения является освоение определенной деятельности" Н. Ф. Талызиной.

10. Теоретическое обобщение.  Включение в известную теорию  новых объектов. Подведение под  известную теорию новых процессов.

11. Новая теория. Объединенное  единой концепцией теоретическое  обобщение опыта преподавания  и взглядов предшественников, воплощенное в совокупности взаимосвязанных определений и утверждений.

12. Педагогическое усовершенствование. Разработка нового учебного плана  даже на основе образовательного  стандарта.

13. Педагогическое изобретение.  Обоснование нового содержания  образования (поскольку отсутствуют  методы и формализованные процедуры  такого обоснования).

14. Педагогическое открытие. Разработка новой системы обучения  и воспитания для каждого уровня  образования. Например, классно-урочная  педагогическая система для общеобразовательной  школы, русская система подготовки  инженеров Московского Императорского технического училища, система МФТИ для подготовки специалистов с включением студентов в научные коллективы, концентрическая система профессиональной подготовки в МИИТе.

Таким образом, воображение  играет значительную роль в деятельности педагога, являясь основой его педагогического мастерства и раскрытия личностного и профессионального потенциала.

 

1.3 Психологическое обеспечение  развития воображения педагогов  в процессе профессиональной  деятельности

Требования, предъявляемые  к педагогу на современном этапе развития образования, предусматривают индивидуально-творческий подход к его подготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне. При этом можно не только выявлять уровень развития воображения, но и формировать педагогическое воображение, создавая для педагога такую среду, в которой он мог бы с учетом своеобразия своего характера строить свою особую систему педагогических воздействий.

Для развития педагогического  воображения необходимы соответствующие психологические условия, которые можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним психологическим  условиям, которые изначально задаются конкретным образовательным учреждением, его нормами и правилами, можно отнести: обеспечение общего фона для развития воображения, большой запас творческого потенциала педагогического коллектива, создание активного личностного климата.

Внутренние условия  успешности развития педагогического  воображения:

1) особенности личности;

2) профессиональная направленность личности, личная устремленность, мотивация к тому, чтобы применять свои знания и способности, опыт в области педагогической профессии.

Эффективность работы по развитию педагогического воображения в немалой степени зависит от сформированных положительных мотивов и осознания личной значимости приобретаемых знаний и умений. Они рождают увлеченность, интерес, эмоциональную напряженность. Важным является приобщение к эстетическим ценностям, которое подразумевает формирование эстетических знаний, становление стремления быть прекрасным во всем.

Важным является проведение как теоретических, так и практических занятий в работе с педагогом с целью развития педагогического воображения. Это способствует осуществлению дифференцированного подхода к подготовке педагога, формированию стимулов для творческого поиска в педагогической деятельности.

Таким образом, в развитии педагогического воображения огромную роль играет системный подход, который  заключается в обеспечении на различных уровнях условий для этого, в том числе воспитание органической потребности к творчеству, стремления к самопознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию.

 

 

Выводы по первой главе

В результате теоретического анализа литературы по проблеме психологического развития воображения педагогов  в процессе профессиональной деятельности нами были сделаны следующие выводы.

Проблема развития воображения педагогов в профессиональной деятельности отражена в трудах многих ученых, занимающихся исследованиями в данной области. Существует множество подходов к ее решению, общей основой которых является создание психологических условий развития воображения педагогов в профессиональной деятельности. И в первую очередь это объясняется тем, что проблема развития педагогического творчества неразрывно связана с проблемой самосовершенствования педагога, его стремления к этому.

Воображение играет значительную роль в деятельности педагога, являясь основой его педагогического мастерства и раскрытия личностного и профессионального потенциала.

Именно поэтому первостепенное значение имеет создание условий  развития педагогического воображения.

В развитии педагогического  воображения огромную роль играет системный  подход, который заключается в  обеспечении на различных уровнях условий для этого, в том числе воспитание органической потребности к творчеству, стремления к самопознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию.

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Этапы и методы работы

Наше исследование было направлено на выявление психологических условий развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности. В исследовании участвовала выборка педагогов к количестве 5 человек.

В качестве практических методов исследования выступили: методики "Придумай рассказ", "Исследование индивидуальных особенностей воображения", анкета "Особенности деятельности педагога".

Этапы работы:

1) Проведение методики "Придумай рассказ";

2) Проведение методики "Исследование индивидуальных особенностей воображения";

3) Проведение анкетирования.

Методика "Придумай рассказ".

Субъекту дается задание  придумать рассказ о ком-либо или о чем- либо, затратив на это  всего 1 минуту, а затем пересказать  его в течение 2х минут (история, сказка). Оценка результатов.

Воображение субъекта в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания  рассказа .

2. Необычность образцов, использованных в рассказе.

3. Разнообразие образов,  используемых в рассказе.

4. Проработанность и  детализация образцов, имеющихся  в рассказе.

5. Впечатлительность,  эмоциональность образцов, имеющихся  в рассказе.

По каждому из названных  признаков рассказ может получить от 0 до 2 балов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии. По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если субъекту удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту субъект так и не смог ничего придумать

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается  так.

Если просто механически  пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ я по данному признаку получает 0 баллов.

Информация о работе Психологические условия развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности