Психологические условия развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы развития воображения педагогов, прежде всего, объясняется тем, что преподавательская деятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведении каждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности. И проявляется оно в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Кроме этого оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся не только в учебной, но и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Следует отметить, что именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологическое развитие воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема..5
1.2 Воображение в процессе деятельности педагогов ………………………15
1.3 Психологическое обеспечение развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности ………………………………….21
Выводы по первой главе ………………………………………………………25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Этапы и методы работы ……………………………………………………26
2.2 Анализ результатов практической работы ………………………………..32
Выводы по второй главе ………………………………………………………..34
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

пед псих.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Если субъект привнес  в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл.

Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим субъектом, необычен и оригинален, то он получает я 2 балла.

По критерию "разнообразие образов, используемых в рассказе" (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и  до конца неизменно говорится  об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа.

В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается  в том случае, если в нем встречаются  два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются  с разных сторон.

Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности  и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются субъектом и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов.

Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл.

Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя  и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и  эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается следующим образом.

Если образы рассказа не производят никакого впечатления  на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается  в 0 баллов.

Если у самого рассказчика  эмоции едва выражены, а слушатели  также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл.

Наконец, если и сам  рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку - 2 балла.

Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0 -1 балл - очень низкий.

Методика "Исследование индивидуальных особенностей воображения".

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без  клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования:

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому  дают листок с изображенным на нем  контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся  инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет  и для этого спрашивают: "Понравилось  ли Вам задание? Какие чувства  Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов  и определение уровней развития воображения, степени фиксированности  представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления  содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности  воображения:

Сложность воображения  констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать  пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это  уже сложный сюжет с добавлением  фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения  и степени фиксированности образов  представлений:

Гибкость воображения  зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов  в представлении не отражается в  рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений  слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот  же сюжет.

Сильная фиксированность  образов в представлении и  негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения  может быть и при отсутствии или  слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения:

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

К типичным рисункам относятся  рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной  головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при  отсутствии стереотипности, когда все  рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно  обратить внимание на испытуемых с  ригидностью воображения. Она может  быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов  тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Анкета "Особенности деятельности педагога" направлена на выявление отношения педагога к своей профессиональной деятельности, ее оценивание. Кроме этого сопоставление результатов методик и данных, полученных после анкетирования, позволяют проследить наличие связи между деятельностью педагога и развитием его воображения.

Бланк анкеты представлен  в приложении А.

Таким образом, этапы  работы направлены на исследование уровня развития воображения педагогов, его  индивидуальных особенностей.

2.2 Анализ результатов практической работы

В результате проведения и обработки полученных данных по методике "Придумай рассказ" можно сказать следующее. Четверо из пяти опрошенных респондентов имеют средний уровень развития воображения, один респондент имеет высокий уровень развития воображения: рассказы 60% респондентов получили по 5 баллов, 20 % - 6 баллов, 20% - 9 баллов.

Обработка данных по методике "Исследование индивидуальных особенностей воображения" позволяет сказать следующее. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

По сложности воображения  были получены следующие результаты: к первому уровню относятся 20 % респондентов; ко второму – 40%; к третьему – 20 %.

Воображение 80% респондентов, исходя из представленных рисунков можно  характеризовать как гибкое, у 60 % - как стереотипное. Гибкость воображения четко прослеживается в том, что фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

О стереотипности позволяет  судить содержание рисунков. Большинство  рисунков является типичными.

Помимо этого, обработка  результатов анкетирования позволяет сделать вывод о том, что опрашиваемые педагоги стремятся к саморазвитию и совершенствованию себя как личности. Следовательно, условия, которые сопутствуют этому процессу, имеют первостепенное значение.

Все полученные данные в  целом позволяют сказать о развитии воображения педагогов и стремления их к дальнейшему развитию своих педагогических способностей.

 

Выводы по второй главе

Наше исследование было направлено на выявление психологических  условий развития воображения педагогов  в процессе профессиональной деятельности. В исследовании участвовала выборка педагогов к количестве 5 человек.

В качестве практических методов исследования выступили: методики "Придумай рассказ", "Исследование индивидуальных особенностей воображения", анкета "Особенности деятельности педагога".

Этапы работы:

1) Проведение методики "Придумай рассказ";

2) Проведение методики "Исследование индивидуальных особенностей воображения";

3) Проведение анкетирования.

В результате проведения и обработки полученных данных по методике "Придумай рассказ" можно сказать следующее. 80% имеют средний уровень развития воображения, 20% - высокий.

Обработка данных по методике "Исследование индивидуальных особенностей воображения" позволяет сказать следующее.

Воображение большинства  респондентов характеризуется средним уровнем сложности, гибкостью и стереотипностью.

Обработка результатов  анкетирования позволяет сделать  вывод о том, что опрашиваемые педагоги стремятся к саморазвитию и совершенствованию себя как  личности. Следовательно, условия, которые сопутствуют этому процессу, имеют первостепенное значение.

Все полученные данные в  целом позволяют сказать о  развитии воображения педагогов  и стремления их к дальнейшему  развитию своих педагогических способностей.

 

Заключение

 

В ходе теоретического проблемы психологического развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности было выявлено следующее.

Проблема развития воображения  педагогов в профессиональной деятельности отражена в трудах многих ученых, занимающихся исследованиями в данной области. Существует множество подходов к ее решению, общей основой которых является создание психологических условий развития воображения педагогов в профессиональной деятельности. И в первую очередь это объясняется тем, что проблема развития педагогического творчества неразрывно связана с проблемой самосовершенствования педагога, его стремления к этому.

Воображение играет значительную роль в деятельности педагога, являясь  основой его педагогического  мастерства и раскрытия личностного  и профессионального потенциала. Именно поэтому первостепенное значение имеет создание условий развития педагогического воображения.

В развитии педагогического  воображения огромную роль играет системный  подход, который заключается в  обеспечении на различных уровнях условий для этого, в том числе воспитание органической потребности к творчеству, стремления к самопознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Наше исследование было направлено на выявление психологических  условий развития воображения педагогов  в процессе профессиональной деятельности. В исследовании участвовала выборка педагогов к количестве 5 человек.

Информация о работе Психологические условия развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности