Психологические условия развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы развития воображения педагогов, прежде всего, объясняется тем, что преподавательская деятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведении каждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, и в методике обучения. Педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности. И проявляется оно в "проектировании" будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Кроме этого оно выражается также в "проектировании" характера, привычек учащихся не только в учебной, но и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Следует отметить, что именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Психологическое развитие воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема..5
1.2 Воображение в процессе деятельности педагогов ………………………15
1.3 Психологическое обеспечение развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности ………………………………….21
Выводы по первой главе ………………………………………………………25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Этапы и методы работы ……………………………………………………26
2.2 Анализ результатов практической работы ………………………………..32
Выводы по второй главе ………………………………………………………..34
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы ……………………………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

пед псих.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

В качестве практических методов исследования выступили: методики "Придумай рассказ", "Исследование индивидуальных особенностей воображения", анкета "Особенности деятельности педагога".

Этапы работы:

1) Проведение методики "Придумай рассказ";

2) Проведение методики "Исследование индивидуальных особенностей воображения";

3) Проведение анкетирования.

В результате проведения и обработки полученных данных по методике "Придумай рассказ" можно сказать следующее. 80% имеют средний уровень развития воображения, 20% - высокий.

Обработка данных по методике "Исследование индивидуальных особенностей воображения" позволяет сказать следующее.

Воображение большинства  респондентов характеризуется средним уровнем сложности, гибкостью и стереотипностью.

Обработка результатов  анкетирования позволяет сделать  вывод о том, что опрашиваемые педагоги стремятся к саморазвитию и совершенствованию себя как  личности. Следовательно, условия, которые сопутствуют этому процессу, имеют первостепенное значение.

Все полученные данные в  целом позволяют сказать о  развитии воображения педагогов  и стремления их к дальнейшему  развитию своих педагогических способностей и достижению педагогического мастерства. Следовательно, первостепенную роль в этом будет создание всех необходимых условий.

Таким образом, поставленная нами гипотеза подтвердилась.

 

Список литературы

 

  1. Библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] / Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. С. 132-140. – Режим доступа: http://www.psychology.ru
  2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Промм – ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
  3. Булатова, О.С. Педагогический артистизм [Текст]. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 20001. – 240 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения"/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
  5. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  6. Гоноболин, Ф. Н. Книга об учителе [Текст]. М., 1967.
  7. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст]. М., 1976.
  8. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя [Текст]. Л., 1967.
  9. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  10. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  11. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] : новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
  12. Психологический портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psy-files.ru
  13. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. [Текст] / Авт. – сост. Копорулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордева Н. О. – Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 640 с. (Серия "Словари")
  14. Психология [Текст]. Учебник. / Под. Редакцией А. А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. – 584 с.
  15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]. СПб., 1999.
  16. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
  17. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога [Текст]: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московский психолого – социальный институт; Флинта, 1998.- 368 с.
  18. Творческое воображение педагога профлицея [Текст]. Методическое пособие – М.: Издательский центр АПО, 2000. - 115 с.
  19. Федеральный образовательный Интернет-портал: "Социально-гуманитарное и политологическое образование" [Электронный ресурс] / Педагогическая психология: ред. Айсмонтас Б.Б. – М. – 2003. – Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru
  20. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.

Информация о работе Психологические условия развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности