Психологические характеристики конкурентоспособной личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически определить и опытно-экспериментальным путем проверить психологические характеристики конкурентоспособной личности.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить сущность и уточнить понятие конкурентоспособной личности специалиста, разработать модель конкурентоспособной личности специалиста.
2. Определить сущность формирования конкурентоспособной личности специалиста, критерии сформированности личностных качеств.
3. Выявить и обосновать характеристики конкурентоспособной личности специалиста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Теоретическая часть
1.1. Общие характеристики конкурентоспособной личности………………….4
1.2. Факторы, обуславливающие развитие конкурентоспособной личности…8
1.3. Психологические характеристики конкурентоспособной личности…….14
КРАТКИЙ ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………….20
ГЛАВА 2 Практическая часть
2.1. Интерпретация методики «Оценка уровня конкурентоспособности личности»………………………………………………………………………...21
2.2. Показатели «Экспресс диагностики личной конкурентоспособности»…33
ОБЩИЙ ВЫВОД………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВИК.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

     а) личностные качества и свойства, способствующие успешности профессиональной деятельности специалиста.

     б) личностные качества и свойства, которые способствуют успешности специалиста в конкретном виде профессиональной деятельности (научной, педагогической, управленческой, спортивной, рекреационной, реабилитационной и т.п.).

  1. Профессиональный компонент характеризует подготовленность специалиста к профессиональной деятельности и также включает в себя 2 составляющие:

     в) профессиональные компетенции, обеспечивающие специалисту успешность профессиональной деятельности;

     г) профессиональные компетенции, обеспечивающие специалисту успешность в конкретном виде профессиональной деятельности.

  1. Полипрофессиональный компонент определяет возможности специалиста быть более успешным в любой профессиональной деятельности. Он состоит из 2 составляющих:

    д) личностные качества и свойства, повышающие продуктивность любой профессиональной деятельности (активность, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, оптимизм, здоровый образ жизни и т.п.);

    е) профессиональные компетенции, повышающие продуктивность любой профессиональной деятельности (высокий общекультурный уровень, знание иностранного языка, владение информационными технологиями, знание правовых основ и также основ маркетинга и менеджмента и т.п.).

4.Престижно-технологический компонент характеризует готовность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях рынка. А именно, способность конструировать и реализовывать технологию своего доминирования в профессиональном сообществе (презентация себя как профессионала, качества своей профессиональной деятельности и ее продукта). Использование таких технологий содействует максимальной реализации составляющих личностного, профессионального и полипрофессионального компонентов конкурентоспособности специалиста, то есть (хорошо, удачно) представить работодателю (заказчику), то, чем реально обладает специалист. Это демонстрирует преимущества специалиста, как на рынке труда, так и на рынке профессиональных услуг, ведет к признанию обществом его заслуг и занятию престижного положения в профессии. Составляющие этого компонента можно определить как когнитивную, конативную, характерологическую и мотивационную.

(рис. 2)

 

Когнитивная составляющая включает в себя знания, определяющие компетентность специалиста на рынке труда (особенности рынка труда, взаимоотношения с работодателем и т.п.). Конативная составляющая определяется умениями и навыками презентации и продвижения себя как профессионала и продукта своей профессиональной деятельности (навыки общения с работодателем, компетентность в создании имиджа, умения составлять резюме и вести переговоры и т.п.). Характерологическая составляющая обусловливается способностями специалиста существовать в условиях конкуренции (лидерство, соревновательность, предприимчивость, способность к риску и т.п.). Мотивационная составляющая характеризует способность специалиста к включению в рынок труда, формированию желания вписать себя в сложный окружающий мир.

1.3. Специалист сможет эффективно конкурировать на рынке труда при условии, что он будет готов к конкретному виду деятельности. Готовность человека к профессиональной   деятельности   зависит от сформированности необходимых   личностно-психологических качеств, от наличия у него специальных знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности. Однако не секрет, что конкурентоспособность   специалистов на рынке труда обусловливается не только уровнем их профессиональной подготовки - иначе не было бы необходимости в самом термине, можно было бы ограничиться понятием «профессионализм». Нередки случаи, когда специалисты, являющиеся (по объективным оценкам результатов их деятельности, по мнению коллег и т.п.) высококвалифицированными, истинными профессионалами, не могут занять достойное место в социуме либо «теряют» его в «эпоху перемен», как это случилось в недавнем прошлом в России. При этом многие другие, находящиеся на том же, а то и на низшем, уровне профессионального развития смогли найти себя и в новых реалиях, оставшись востребованными   в   изменившихся   социально экономических условиях. По-видимому, этот факт объясняется  отсутствием у первых и  наличием у вторых неких характеристик, не относящихся (либо опосредованно относящихся) к профессиональной сфере, способствующих более эффективной реализации себя специалистами в социуме. Следовательно, определяя совокупность качеств личности конкурентоспособного специалиста, необходимо рассматривать в данной системе и профессионале, значимые и социально востребованные личностные качества; в сумме они образуют систему конкурентоопределяющих личностных качеств (КОЛК).

К социально востребованным личностным качествам мы относим  совокупность личностных качеств, заложенных от природы и сформировавшихся в процессе социализации (в том числе в процессе профессионального образования), выступающих субъективным фактором, обусловливающим устойчивую востребованность специалистов на рынке труда и влияющим на успешность исполнения человеком различных социальных ролей.

    Профессионально значимые качества личности (ПЗЛК) - это совокупность личностных качеств, заложенных от природы и сформировавшихся в процессе профессионального образования, становления и развития, профессиональной деятельности и выступающих субъективным фактором, влияющим на успешность выполнения разнообразных профессиональных действий, решения профессиональных задач, осуществления профессионального саморазвития.

Выявление содержания системы  конкурентоопределяющих личностных качеств специалиста.

Социально значимые личностные качества. Наиболее общие, имеющие характер объективных требования к любым специалистам (в совокупности политико-идеологических, социальных и экономических аспектов) отражены в государственных Документах, в статистических данных относительно предпочтений современных руководителей-предпринимателей.

Говоря об устойчивой востребованности специалистов, целесообразно проанализировать, какие качества определяли ее в разные годы. Результаты подобных многолетних исследований разных ученых приведены Дж. Равеном в книге «Компетентность в современном обществе», впервые выявили следующий список наиболее значимых характеристик личности специалиста: надежность, умение сотрудничать, инициативность, ответственность, интеллектуальная гибкость инновационность, заинтересованность, способность принимать решения, целеустремленность, чувствительность к проблемам, креативность, настойчивость, наблюдательность, любознательность, коммуникабельность, готовность к риску и соперничеству, стремление к саморазвитию,  честность, уверенность в себе и др. Актуальность вышеназванных качеств подтвердил анализ мнения современных руководителей относительно ценности человеческого 
капитала, а также содержания анкет и опросных листов, включающих критерии отбора персонала, которые используют сегодня кадровые агентства 
и работодатели.

Опрос молодых специалистов, окончивших вузы 1-3 года назад, позволил  дополнить список внепрофессиональных личностных качеств - субъективных факторов успешного трудоустройства выпускников. Анализ ответов позволил констатировать, что респондентов отличают: активность в по иске работы и заинтересованность в ее получении, причем многие из них начали трудовой путь, еще учась в вузе, а по его окончании смогли повысить свой профессиональный статус, уже зарекомендовав себя с хорошей стороны как специалист. Осознанность собственных целей профессиональной деятельности и жизненных целей и умение сопоставить их с содержанием деятельности в конкретной должности; трудолюбие и работоспособность; инициатива и инновационность, высокая мотивация труда; наличие смежных специальностей, широкий кругозор и развитый интеллект.

Из всех вышеперечисленных  качеств одни условно являются первичными, другие - зависимыми среди них можно выделить ряд качеств, развитие которых способствует проявлению других свойств. Это: креативность, коммуникабельность, толерантность, активность, гибкость, навыки самопрезентации. К моральным аспектам конкурентоспособности следует отнести такие характеристики личности, как порядочность и гражданственность.

Исходя из сущностных особенностей перечисленных базовых качеств следует, что свойствами, которые они актуализируют либо через которые проявляются сами, являются:

   1. Креативность - воображение, любознательность инновационность, поисковая активность, оригинальность и др.

     2. Гибкость (интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая) - готовность к конкуренции, стрессоустойчивость, адаптивность, мобильность, креативность.

    3.Активность (интеллектуальная, коммуникативная, деятельностно-поведенческая) - инициативу ответственность, самостоятельность, работоспособность, энергичность.

    4.Коммуникабельность - общительность, контактность, дружелюбие, гибкость.

    5.Толерантность - дружелюбие, интернационализм, поликультуризм, готовность к сотрудничеству способность к коллективной работе.

    6. Навыки самопрезентации, позитивный имидж, уверенность в себе, ораторские способности, дружелюбие, эмоциональная устойчивость и др. Порядочность - честность, надежность и ответственность, добросовестность, следование моральным нормам.

    7. Гражданственность - патриотизм, социальная активность, ответственность.

   Гибкость и активность в совокупности обусловливают также профессиональную мобильность, важное качество современного специалиста, креативность и интеллектуальная активность помогают любому специалисту всегда оставаться современным, идти в ногу со временем.

   Профессионально значимые личностные качества. Проблеме выявления профессионально значимых личностных качеств посвящено большое количество современных психолого-педагогических, социологических и иных научных исследовании; все они основываются на анализе содержания конкретной профессиональной деятельности.

   Содержание ПЗЛК составят те качества, которые связаны с требованиями к личности специалиста, определены спецификой деятельности и конкретными профессиональными функциями. Заметим, что деятельность в некоторых сферах в той или иной степени, независимо от конкретных профессиональных функций и должностных обязанностей, всегда связана с конкурентной борьбой. То есть конкурентный аспект деятельности, который прямо либо косвенно касается любых работников отрасли, предъявляет к специалистам свои требования, в числе которых следующие:

- психическая устойчивость (эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость), определяющая способность человека успешно действовать в состоянии повышенных психологических нагрузок и адекватно реагировать на неудачи, готовность к напряженной конкурентной борьбе, способность к психической саморегуляции.

- физическая   работоспособность,   умение адаптироваться к  физическим нагрузкам и умение терпеливо и целенаправленно заниматься 
«рутиной», неинтересной, но необходимой работой.

- целеустремленность, способность подчинить образ жизни генеральной цели и умение сопоставиться с нею, согласовывать все остальные жизненные цели.

- креативность,  индивидуальный  стиль, способность к завоеванию авторитета (в том числе за счет удачного имиджа).

-    коммуникабельность, способность к выстраиванию конструктивных отношений с соперниками, коллегами, руководством.

-    организованность, самодисциплина, надежность и ответственность, способность начать все сначала, переменить сферу деятельности.

-         социально-экономическая и правовая компетентность, социокультурная адаптивность.

Определением структуры  профессионально значимых качеств  личности педагогов занимались и занимаются многие ученые Ф.Н. Гоноблин, Н.В. Кузьмина, A.M. Столяренко, С.Д. Смирнов, В.А. Сухомлинский, И.А. Зимняя, СИ. Самыгин и др. выделяют и объединяют эти свойства в понятие «педагогические способности». Проанализировав и обобщив их мнения, можно выделить следующие группы профессионально значимых личностных качеств:

-        организаторские: организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность;

-       коммуникативные: справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность, со 
временность;

-      перцептивно-гностические:  наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к не 
стандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний;

-    экспрессивные: высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора;

-    волевые качества: целеустремленность, выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость;

-      профессиональная работоспособность, физическое и психическое здоровье.

 

КРАТКИЙ ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

   Итак, конкуренция была у нас в прошлом. Есть она в настоящем, сохранится в будущем. Что же такое конкуренция и что надлежит знать о ней тем, кто вступает в деловую жизнь?

Прежде всего, подчеркнем: жесткость, конфликтность конкурентного взаимодействия между личностями вовсе не уменьшилась. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества — с победителями и побежденными. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего личностного потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счет ущемления интересов других деловых людей. В своем стремлении к удовлетворению запросов люди реализуют собственный личностный суверенитет, вступая во взаимное соперничество за внимание со стороны других и достижение собственных целей и интересов. Рассмотренные нами некоторые характеристики личности еще раз доказывают данное утверждение и убеждают в том, что ни один из способов познания личности не является достаточным и тем более не дает исчерпывающего представления о ней. Более того, профессионалу нужно знать также и свои личностные особенности, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.

Информация о работе Психологические характеристики конкурентоспособной личности