Психологические характеристики конкурентоспособной личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически определить и опытно-экспериментальным путем проверить психологические характеристики конкурентоспособной личности.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить сущность и уточнить понятие конкурентоспособной личности специалиста, разработать модель конкурентоспособной личности специалиста.
2. Определить сущность формирования конкурентоспособной личности специалиста, критерии сформированности личностных качеств.
3. Выявить и обосновать характеристики конкурентоспособной личности специалиста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Теоретическая часть
1.1. Общие характеристики конкурентоспособной личности………………….4
1.2. Факторы, обуславливающие развитие конкурентоспособной личности…8
1.3. Психологические характеристики конкурентоспособной личности…….14
КРАТКИЙ ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………….20
ГЛАВА 2 Практическая часть
2.1. Интерпретация методики «Оценка уровня конкурентоспособности личности»………………………………………………………………………...21
2.2. Показатели «Экспресс диагностики личной конкурентоспособности»…33
ОБЩИЙ ВЫВОД………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВИК.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

 

 

7. Теперь рассмотрим  личностные характеристики испытуемой группы по шкалам, сравним показатели и сделаем вывод по каждому качеству присущему конкурентоспособной личности. Исходя из данных показателей видно, что превалируют в группе больше средние и высшие показатели по шкалам не зависимо от уровня образования это еще раз практически подтверждает, что уровень образования респондентов не влияет на личностный уровень конкурентоспособности. Остальные показатели по шкалам присутствуют, но в малых процентах это в свою очередь говорит о том что коллектив является в большей степени однородным, стабильным образованием в плане личностных характеристик. Подробнее остановимся на качественной оценке показателей характеристик личности по шкалам:

- По отношению к  поставленным целям и ценностным  ориентациям: большинство испытуемых по всем показателям образования показывают максимальные результаты, это означает, что люди в испытуемом коллективе активно ставят себе цели и готовы их достигать. Лишь небольшой процент имеет средние и выше средних показатели которые, по сути, относятся к нормальным средним показателям.

- Шкала отношения к  труду «ленивый – трудолюбивый»  основная масса испытуемого коллектива  показывает средние результаты  со сдвигом показателей в сторону  трудолюбия.

- По шкале «консервативный  – творческий» показатели распределились следующим образом: респонденты имеющие среднее и высшее образование отдали приоритет по большинству процентов средним показателям а испытуемые с средне специальным образованием выбрали наивысший показатель. Такое распределение может говорить об уровне получения знаний в разных видах учебных заведений. Исходя из словесного опроса участников по поводу данных ответов, удалось выяснить, что в процессе получения образования средние школы и ВУЗы дают слишком консервативное образование, не выходя за рамки образовательного процесса тем самым в малой степени развивают креативность обучающихся. Средне специальное образование в свою очередь расширяет образовательное пространство, позволяя проявлять и развивать творческие способности, стимулирует дальнейшее повышение своей квалификации, наработок и нестандартности мышления.

- В отношении показателей  «осторожный – рисковый» показатели  по уровню образования разошлись  следующим образом: средние показатели  выдали лица, имеющие средне специальное  образование, остальные склонились в сторону максимальной оценки «рисковый». Специалисты со средним образованием высказались в сторону риска с целью «не упустить свой шанс в жизни» и занять свою нишу на рынке труда. Высшее образование в свою очередь вселило уверенность в специалистов и риск со знанием своего дела стал для данной категории делом не столь страшным.

- Показатели шкалы  «внушаемый – независимый склонились  от средних показателей в сторону  максимального уровня, однако по  данным опроса внутренний конфликт работника и работодателя остается. Проявляется конфликт в том, что работник хочет быть независимым и в душе остается таковым у большинства опрошенных членов, но остается фактор внушения со стороны администрации заведения а так же влияния государственной власти и общества в целом.

- По шкале проявления  лидерских качеств показатели  сложились следующим образом:  специалисты со средним и средне  специальным образованием показали  средние значения между ведомым  и лидером в свою очередь  лица с высшем образованием показали высокие результаты лидерских качеств. По интерпретации респондентов с высшим образованием они уверенно себя чувствуют общаясь в разных кругах а знания и статус интеллигента дают повышенный уровень лидерского качества.

- Что касается шкалы  интеллектуального и творческого развития то по данным в ней складывается интересная ситуация, разные уровни образования показали свои результаты: со средним образованием испытуемые показали одинаковые результаты по среднему и ниже среднего показателям. Можно сделать вывод, что 50% хотят продолжать свое развитие но не в полной мере а остальные 50% склоняются в сторону остановки развития. Специалисты со средне специальным образованием так же склоняются в сторону остановки интеллектуального и творческого развития,  по опросу выяснилось что ситуация с образованием их полностью устраивает и продолжать развиваться дальше смысла не видят. Работники с высшем образованием держат стабильный средний показатель, с помощью опроса удалось выяснить, что любознательность не покидает таких людей и остается стремление поддерживать свой уровень познаний, а так же обращаться к инновациям и постигать новые знания.

- Показатели стрессоустойчивости  оказались самыми противоречивыми  по сравнению со всеми шкалами,  основные показатели по всем уровням образования легли в поля от ниже среднего до выше среднего. Особенно стабильный показатель оказался у лиц со средне специальным образованием исходя из дополнительной информации по методу опроса удалось выяснить что такая стабильность стрессоустойчивости оправдана уровнем образования и особенно сферой деятельности специалиста. Из опрошенных, особые отметки специалисты сделали на то, что представленная ими работа не является сверх точной и не требует особого качества. Что касаемо специалистов с высшем образованием, то разброс показателей регламентируется, во-первых: видом деятельности которой занимается конкретный человек, а во-вторых: требованиями которые предъявляются к исполнителю данной профессии. Хотя основной процент и занимает позицию выше среднего, нельзя исключать и другие довольно высокие показатели. Уровни приведенные в таблице говорят о том, что стрессоустойчивость специалистов с высшим образованием не является высокой и имеет место показатель тревожности данного контингента людей.

- Относительно показателей профессионального роста картина предельно ясна: с каждым шагом повышения уровня образования прослеживается довольно четкая тенденция к нарастанию уровня профессионального и карьерного роста. Эта закономерность довольно проста, чем выше уровень образования тем больше вариантов для повышения своей квалификации и соответственно тем легче продвижение сотрудника по карьерной лестнице. Стагнация показателей сотрудников со средне специальным образованием говорит о том, что как специалист человек достиг предела своего профессионального роста, либо второй вариант с довольно высоким показателем профессионального роста говорит о еще  не достигшей вершине развития.

- Последний показатель  относится к уровню качества  производимого продукта. Шкала показывает уверенную среднюю позицию качества производимого продукта на всех уровнях образования, исключая высшее образование оно уверенно выдает высокий показатель. По опросу это связано в первую очередь с высокой ответственностью выполняемых задач, а так же повышенным требованиям со стороны руководителей.

 

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что личностные характеристики конкурентоспособной  личности (выделенные по шкалам) повышают свои показатели в связи с уровнем  образования, а как следствие  такие люди уверенней конкурируют на рынке труда и внутри организации.

2.2. Вторая методика предложенная мной группе испытуемых называется: «Экспресс диагностика конкурентоспособной личности», она во многом перекликается с первой методикой, особенно по биполярным шкалам. Отличием является то, что вторая методика при оценке личностных качеств, человек руководствуется своими внутренними характеристиками и убеждениями что в свою очередь может сказаться на правдивости ответов в тесте второй методики. Первая методика содержит набор вопросов с первого взгляда ни как не наводящие тестируемого на проверку и оценку его личностных характеристик относящихся к конкурентоспособности. За счет этого оценка качественных показателей испытуемого будут наиболее достоверными. Эти две методики носят практически одинаковый набор шкал и соответственно при проведении сравнительного анализа между ними, можно подтвердить правдивость ответов тем самым повысить достоверность приведенных в исследовании данных.

Назначение: Методика, в форме биполярной шкалы, направлена на определение личного уровня базовых критериев конкурентоспособности. В тесте проводится оценка проявлений психологических качеств, свойственных личности. Для этого, в предложенной биполярной таблице оцениваются сначала качества, указанные слева, а затем справа. Испытуемый человек должен для себя определить, какое из двух качеств характеризует его личностные качества в большей степени. Левой части свойственны баллы с отрицательным знаком, а правой – с положительным знаком.

Количественные значения, независимо от знака, отражают следующую частотность их проявления:

3 – это свойство  проявляется всегда;

2 – в большинстве  случаев; 

1 –проявляется нередко; 

0 – в одинаковой  степени проявляются оба свойства. 

Биполярная шкала оценок личностных свойств

Имею размытые цели

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Имею  чёткие цели

Недостаточно расчётлив

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Рационалистичен

Ленивый, Малопроизводительный   

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Трудолюбивый  Работоспособный

Исполнитель

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Творческий деятель 

Консервативный 

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Люблю  рисковать

Внушаемый

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Независимый

Ведомый

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Лидер

Несерьезный

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Ответственный

Не  владею собой, Нестрессоустойчивый

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Владею  собой, Стрессоустойчивый

Не  стремлюсь к росту Компетентности

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Стремлюсь к непрерывному росту своей компетентности

Замкнутый

-3  -2  -1  0  +1 +2 +3

Коммуникабельный 


 

Обработка и интерпретация результатов

Для того чтобы  сориентироваться в характеристике психологического климата, необходимо сложить все положительные баллы, затем отрицательные и от большей суммы вычесть меньшую. Полученный результат и будет отражать уровень личностной конкурентоспособности. В данном случае личностная конкурентоспособность понимается как форма межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами.

Об уровне личностной конкурентоспособности можно судить по следующим показателям:

+ 25 баллов и более  – высокий уровень личностной конкурентоспособности;

+15 - 24 балла – средний  уровень личностной конкурентоспособности;

+14 и менее – незначительный  уровень личностной конкурентоспособности;

- 1 - 14 – незначительное  преобладание свойств, препятствующих  проявлению  личностной конкурентоспособности;

- 15 - 24 – выраженный  уровень преобладания свойств,  препятствующих проявлению личностной  конкурентоспособности;

- 25 и более – высокий  уровень доминирования свойств,  препятствующих проявлению   личностной конкурентоспособности.

По данным исследования и сравнительной характеристики методик удалось выявить следующие качественные показатели:

1. Средний показатель личностной конкурентоспособности в испытуемой группе – 12.5 этот показатель соответствует незначительному уровню личностной конкурентоспособности.

2. Проведя сравнительную  характеристику совпадающих шкал, по двум выбранным мной методикам я выявил, что выборы сделанные испытуемыми совпадают по всем критериям на 65% остальные ответы не совпадают или незначительно отклоняются от контрольного теста. Из этого следует, что все же большая часть ответов правдивы. Обе методики совпадают по восьми шкалам, в основном расхождения вызвали вопросы: оценки личностной стрессоустойчивости,  совпадение по ответам составляет всего 30%, а так же по шкале формирования целей, совпадение по ответам 30%. В целом оценка по методике «экспресс диагностика личностной конкурентоспособности» прошла с адекватной оценкой индивидуальных показателей всех тестируемых лиц.

 

ОБЩИЙ ВЫВОД

   С помощью  изучения научной литературы  мы выявили ряд психологических  свойств конкурентоспособной личности: четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, желание к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта. Это далеко не полный список тех качеств, которые бы в полном объеме охарактеризовали конкурентоспособную личность. Каждому человеку присуще свои индивидуальные черты и психологические качества которые позволяют добиваться успеха и на высоком уровне конкурировать на рынке труда и в коллективе. В полном объеме эти качества и при достаточно высоком уровне их развития могли бы характеризовать сильную конкурентоспособную личность. Естественно, что в жизни такое психологическое совершенство встречается не часто но, тем не менее, многим  удается достичь весьма значительных успехов. В стратегии и тактике  конкурентоспособной личности проявляется, прежде всего, их общий психологический склад, но вместе с тем у каждого есть и свои особенности.

В ходе исследования удалось выяснить, что конкурентоспособность не зависит от уровня образования индивида, все испытуемые с разным уровнем образования показали практически одинаковый результат. Дальнейший более глубокий анализ полученных результатов выявил зависимость личностных качеств индивидуально каждого человека на его конкурентоспособность. В этой зависимости уже важное значение имеет уровень образования, проводя параллель можно с уверенностью сказать, что чем он выше, тем соответственно повышается качественный показатель отобранных мной критериев. Использование двух методик, а так же их сравнительная характеристика позволяет подтвердить достоверность исследования и позволяет судить о том, что каждый член испытуемой группы в большей степени адекватно оценивает свои качественные показатели.  Подводя итоги научного исследования можно казать, что полноценная конкурентоспособная личность складывается из множества важных факторов в которые входят и индивидуальные особенности психики и профессионально важные личностные качества, тип темперамента, уровень компетентности в своей профессии и др. Только в комплексе и на достаточно развитом уровне всех важных характеристик человека можно получить достойный показатель конкурентоспособности.

Информация о работе Психологические характеристики конкурентоспособной личности