Психологические характеристики конкурентоспособной личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически определить и опытно-экспериментальным путем проверить психологические характеристики конкурентоспособной личности.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить сущность и уточнить понятие конкурентоспособной личности специалиста, разработать модель конкурентоспособной личности специалиста.
2. Определить сущность формирования конкурентоспособной личности специалиста, критерии сформированности личностных качеств.
3. Выявить и обосновать характеристики конкурентоспособной личности специалиста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Теоретическая часть
1.1. Общие характеристики конкурентоспособной личности………………….4
1.2. Факторы, обуславливающие развитие конкурентоспособной личности…8
1.3. Психологические характеристики конкурентоспособной личности…….14
КРАТКИЙ ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………….20
ГЛАВА 2 Практическая часть
2.1. Интерпретация методики «Оценка уровня конкурентоспособности личности»………………………………………………………………………...21
2.2. Показатели «Экспресс диагностики личной конкурентоспособности»…33
ОБЩИЙ ВЫВОД………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВИК.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Изучение  проблемы конкурентоспособности представляет собой, одну из важных составляющих исследований. Такие исследования помогут создать основу для выработки стратегии и тактики деятельности специалиста на рынке труда, избрать верный путь формирования конкурентоспособности специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

2.1. В условиях перехода страны к рыночным отношениям исключительно важное значение приобретает уровень конкурентоспособности личности. Анализ при помощи тестирования группы лиц показал, что при всей несхожести их характеров и сфер деятельности все они имеют инвариантные — присущие всем им общие личностные качества, которые характеризуют их конкурентоспособность. На основе психолого-педагогического анализа качеств, определяющих и характеризующих конкурентоспособность личности, удалось выделить ряд системообразующих, качеств определяющих конкурентоспособность личности. Это четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, желание к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта.

Исследование проводилось  на базе «оздоровительного комплекса Чудо Бани» организация занимает устойчивое место на рынке услуг и является конкурентоспособной среди фирм оказывающие аналогичные услуги. Организация обеспечивает, 30 человек рабочими местами не считая 3 человек исполнительной администрации заведения.   Оздоровительный комплекс существует со дня открытия семь лет, за это время сформировался рабочий коллектив, который можно охарактеризовать с многих позиций и взглядов. Оздоровительный комплекс занимается оказанием широкого спектра услуг в основном в сфере «человек-человек» за счет этого предъявляются особые требования непосредственно к обслуживающему персоналу и делаются подвижки в сторону обеспечения комфортного и тактичного обслуживания клиентов. Предлагаются и нарабатываются алгоритмы действий и поведения в тех или иных ситуациях, грамотного ведения беседы, избегания конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций. Коллектив по своему качественному составу очень разнообразен: начать можно с того, что работают несколько национальностей, хотя это не каким образом не влияет на качественные показатели рабочего коллектива, этот факт может иметь значение в проводимом исследовании конкурентоспособности личности. Коллектив так же разнообразен по возрастному цензу от 20 до 40 лет, уровню образования от неполного среднего образования до высшего, по гендерным характеристикам за небольшим преобладанием женского пола. В ходе исследования группе из 30 человек было предложено в добровольном порядке пройти тестирование на определение личностных характеристик конкурентоспособности. Тесты проводились в анонимном порядке, полученные данные применялись исключительно для определения качественных характеристик личности, проведения сравнительного анализа по определенным характеристикам в которые входят: пол, возраст, уровень образования, занимаемой должности, а так же индивидуальные характеристики конкурентоспособной личности. Обязательным значением исследования будет выведение средних значений показателей конкурентоспособности, а так же определим, какие характеристики преобладают в испытуемой группе. Проведем процентное соотношение показателей по всем имеющимся шкалам для более четкой и детальной проработки  и создание общей модели коллектива.

Первой предложенной методикой был тест: «Какой уровень  вашей конкурентоспособности». Тест состоит из 30 вопросов разной тематической нагрузки и пяти вариантов ответов соответственно поставленному вопросу. После того как испытуемая группа заканчивает тестирование, выводится общий балл по результатам ответов. При подсчетах набранных баллов варианты ответов оцениваются следующим образом; а) = 5 баллов, б) = 4 балла, в) = 3 балла, г) = 2 балла, д) = 1 балл. Сложив набранное число баллов, получится число, находящееся в интервале от 30 до 150 баллов. Сравнив полученные баллы с таблицей ключом, мы получим первичный результат «уровня конкурентоспособности личности».

Таблица оценки уровня конкурентоспособности

баллы

Уровень конкурентоспособности

30-42

1

Очень низкий

43-57

2

низкий

58-70

3

Ниже среднего

71-83

4

Чуть ниже среднего

84-96

5

средний

97-109

6

Чуть выше среднего

110-122

7

Выше среднего

123-137

8

Высокий

138-150

9

Очень высокий


 

В предложенной методике имеется десять шкал:

1. Отношение человека к будущему, то есть, как человек оценивает виденье своего дальнейшего профессионального развития на ближайшие 2 – 4 года (постановка целей, задач и их решение).

2. Вторая шкала выраженное отношение личности к трудовой деятельности, это не только уважительное отношение к своему труду, но и уважительное отношению к труду и плодам трудов других людей или противоположное ему качество, лень — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности, шкала «ленивый - трудолюбивый».

3. Оценка творческого  потенциала испытуемого склонность  его к консерватизму: в социальной терминологии – характеристика любой точки зрения или предложения, утверждающих, что следует противостоять изменениям, поддерживая при этом действующие модели функционирования; или к внесению творческих инноваций.

4. Шкала «осторожный  – рисковый». Проявление человеком  доли креативности и авантюризма  в своей трудовой деятельности  либо расчетливость осторожность и проявление консерватизма в работе.

5. Шкала оценки влияния  на человека окружающих «внушаемый  – независимый». Оценка доли психологического воздействия на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.

6. Оценка авторитетных качеств личности, оценивается право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях. Как член группы оценивает свое влияние в какой-либо группе (организации) и какую играет роль в совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Шкала «ведомый – лидер».

7. Шкала способности  к обучению и самосовершенствованию,  в каком состоянии находится  мозговая активность человека  и его способность к развитию.

8. Шкала стрессоустойчивости человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.

9. Отношение человека к собственному продвижению по служебной лестнице, — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом, — рост знаний, умений, навыков  оценка собственного профессионального развития, продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.

10. Шкала показателя  качества производимого продукта; выполнения своих профессиональны  обязательств.

Шкалы способностей и личностных качеств,

определяющих  уровень конкурентоспособности  личности

 

№ вопроса

Интерпретация

3 - 5

6 - 8

9 - 11

12

13 - 15

Интерпретация

1, 2, 3

 

Имеющий размытые цели и ценностные ориентации

         

Имеющий четкие цели и ценностные ориентации

4, 5, 6

Ленивый

         

Трудолюбивый

7, 8, 9

Консервативный

         

Творческий

10-12

Осторожный

         

Рисковый

13-15

Внушаемый

         

Независимый

16-18

Ведомый

         

Лидер

19-21

Имеющий остановленное развитие

         

Способный к непрерывному развитию

22-24

Стрессо-неустойчивый

         

Стрессо-устойчивый

25-27

Остановлен профессиональный рост

         

Непрерывный профессиональный рост

28-30

Не стремящийся к высокому качеству конечного продукта

         

Стремящийся к высокому качеству конечного  продукта

 

1

2

3

4

5

 

 

В ходе обработки тестового  материала удалось выяснить следующие  общие показатели коллектива:

1. Средний возраст  группы составляет: 27 лет

- Возраст от 20 до 25 составляет 33%;

- Возраст от 25 до 30 –  28%

- Возраст от 30 до 35 –  14%

- Возраст от 35 до 40 – 19%

2. По половому составу:

- 62% составляют женщины;

- 38% составляют мужчины  соответственно.

3. По уровню образования:

- Только среднее образование  имеют 9% коллектива 100% женщины;

- Средне-специальное  образование имеют 52% респондентов  из них 45% мужчины и 55% женщины соответственно.

- Высшее образование  получили 38% испытуемых из них  62%  женщины и 38% мужчин соответственно.

4. Средний балл показателей  конкурентоспособности по всей  группе составляет: 111 баллов;

- показатели по полному  среднему образованию - 111 баллов;

- показатели по средне  специальному образованию – 106 баллов;

- показатели по высшему  образованию – 116 баллов;

5. В ниже приведенной  таблице можно наглядно оценить   уровень конкурентоспособных качеств  личности. В таблице приведено процентное содержание по каждой из шкал, плюс к этому каждая шкала разбита на три части в них обозначается уровень образования человека. По этим характеристикам можно в дальнейшем провести параллель по оценке превалирующих качеств конкурентоспособности личности на каждом из этапов образовательного процесса. Проценты рассчитывались исходя из сделанных выборов по предложенным анкетам, разделялись по образованию, и высчитывалось по каждому показателю. В самом низу таблицы приведены средние значения по показателям.

6. Исходя из полученных  данных приведенных в таблице  можно сделать следующие выводы: Средние значения приведенные в таблице говорят о том что уровень образования в испытуемой группе совершенно не влияет на уровень конкурентоспособности человека так как данные по критерию баллов 9-11 (среднее значение по шкалам) и 13-15 (максимальное значение по шкалам) является практически равнозначными. Из этого следует, что люди с разными уровнями образования имеют практически одинаковый уровень конкурентоспособности. Как указывалось выше (в теоретической части) на уровень конкурентоспособности  в большей степени влияют личностные характеристики человека его индивидуальные качества и способности. Специалисты, являющиеся высококвалифицированными, истинными профессионалами, не могут занять достойное место в социуме либо «теряют» его в «эпоху перемен», при этом многие другие, находящиеся на том же, а то и на низшем, уровне профессионального развития смогли найти себя и в новых реалиях, оставшись востребованными   в   изменившихся   социально экономических условиях. Факт объясняется  отсутствием у первых и  наличием у вторых неких характеристик, не относящихся к уровню образования. Следовательно, определяя совокупность качеств личности конкурентоспособного специалиста, необходимо рассматривать в профессионале - личностные качества.

 

Итоговая таблица показателей  конкурентоспособности испытуемой группы.

 

Интерпретация

Уровень образования

низкий

Ниже среднего

средний

Выше среднего

высокий

Интерпретация

Имеющий размытые цели и ценностные ориентации

среднее

       

100%

Имеющий четкие цели и  ценностные ориентации

ср/спец

   

27%

9%

63%

высшее

     

12%

87%

Ленивый

среднее

   

50%

 

50%

Трудолюбивый

ср/спец

 

9%

54%

9%

27%

высшее

 

12%

38%

24%

24%

Консервативный

среднее

   

100%

   

Творческий

ср/спец

9%

18%

9%

 

63%

высшее

   

63%

 

38%

Осторожный

среднее

       

100%

Рисковый

ср/спец

 

27%

45%

9%

18%

высшее

   

50%

 

50%

Внушаемый

среднее

     

50%

50%

Независимый

ср/спец

 

9%

54%

9%

27%

высшее

 

12%

38%

12%

38%

Ведомый

среднее

   

100%

   

Лидер

ср/спец

 

9%

54%

9%

27%

высшее

 

12%

24%

 

62%

Имеющий остановленное  развитие

среднее

 

50%

50%

   

Способный к непрерывному развитию

ср/спец

 

81%

9%

9%

 

высшее

   

87%

 

12%

Стрессо-неустойчивый

среднее

 

50%

 

50%

 

Стрессо-устойчивый

ср/спец

   

72%

27%

 

высшее

 

24%

24%

38%

12%

Остановлен профессиональный рост

среднее

50%

50%

     

Непрерывный профессиональный рост

ср/спец

9%

    36%

27%

 

27%

высшее

   

38%

12%

50%

Не стремящийся к  высокому качеству конечного продукта

среднее

   

100%

   

Стремящийся к высокому качеству конечного продукта

ср/спец

 

9%

63%

9%

18%

высшее

   

24%

 

62%

Средние данные

среднее

50%

50%

80%

50%

75%

 

ср/спец

9%

27%

42%

11%

34%

 

высшее

 

15%

43%

20%

44%

 

Информация о работе Психологические характеристики конкурентоспособной личности