Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Под «социальной адаптацией» мы понимаем способность человека заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые, неожиданные общественные требования, например при вхождении в новую микросоциальную групп [2].
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Цель: изучить психологические аспекты адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «социальная адаптация дошкольников».
2. Изучить виды, стадии, критерии, психологические механизмы адаптации дошкольников к условиям детского сада.
3. Проанализировать степень адаптированности дошкольников к условиям детского сада.
4. Изучить пути оптимизации адаптации дошкольников к условиям детского сада и сформулировать практические рекомендации для родителей и сотрудников детского сада.
Объект: пол, возраст - всего 30 респондентов.
Предмет: изучение психологических особенностей адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Гипотеза: психологическая подготовка ребенка и родителей к поступлению в детский сад способствует лучшей адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Методики:
1. Методика на определение готовности ребёнка к детскому саду Севостьяновой Е. О. Опрос родителей.
2. Методика исследования психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения «Лист адаптации»
3. Оценочная шкала Й.Шванцара
Как помочь ребенку на этом этапе?
1. Следует создать
спокойный, бесконфликтный
2. Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.
3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивается до 5-6 часов.
4. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.
5. С самого начала
помогите ребенку легко войти
в детский сад. Ведь он
6. Когда вы уходите
- расставайтесь с ребенком
7. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!
8. Не кутать ребенка,
а одевать его так, как
9. Если ребенок с
трудом расстается с матерью,
то желательно первые
10. Не совершайте ошибки
и не делайте перерывов в
посещении садика - неделька дома
не только не поможет малышу
адаптироваться к садику, но и
продемонстрирует ему, что
Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом.
Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру "Дорога от дома к детскому саду" - карта с дорожками и домиками-ориентирами: "Наш дом" "Мамина работа", "Папина работа", "Магазин", "Детский сад". По дороге из дома в сад и обратно требуется запоминать ориентиры и, придя домой, наносить (ставить) их на карту. Ребенок ходит своей фигуркой, родители - своими. Играя в "Дорогу в детский сад" по выходным, малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днем[13].
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза [12].
Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся навыков;
- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.
Воспитатели информируют родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя в работе адаптационные развиваю игры, а также при необходимости консультируется со специалистами ДОУ.
Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.
Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами [10].
Памятка для родителей.
Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Целью работы изучить психологические аспекты адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Объект исследования: в исследование участвовали 30 дошкольников МДОУ №10 г.Таганрога: 15 детей младшей - ясельной группы (8 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 2 до 3 лет, 15 детей старшей - младшей группы(5 девочек и 10 мальчиков) в возрасте от 3 до 4 лет.
Гипотеза: психологическая подготовка ребенка и родителей к поступлению в детский сад способствует лучшей адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Исследование осуществлялось в три этапа:
Этап 1. Для изучения психологических аспектов адаптации дошкольников к условиям детского сада мы использовали:
1. Методика на определение готовности ребёнка к детскому саду Севостьяновой Е. О. Опрос родителей.
2. Методика исследования психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения «Лист адаптации»
3. Оценочная шкала Й.Шванцара
Этап 2. Обработка данных. Ответы испытуемых суммировались согласно ключу.
Этап 3. Интерпретация результатов. На основе сравнительного анализа полученных данных проведена интерпретация результатов.
2.2.
Анализ результатов
1.) Анализ результатов опроса родителей детей по методике
Севостьяновой Е.О.[15] на определение готовности к детском саду, показал что более высокий уровень готовности у детей младшей группы, они готовы к поступлению в детский сад. Младшая группа: 60% готовы, 40% условно готовы. Старшая группа: 47% готовы, 53% условно готовы. Возможно, это объясняется тем, что исследования проводились на несколько месяцев позже адаптационного периода и ответы родителей были не объективны.
Рис 1. Результаты опроса родителей детей на определение готовности к дошкольному учреждению (Севостьянова Е.О)
2.) Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения [16] показало, что уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей старшей группы. Мы связываем это с возрастными особенностями детей младшей группы, их потребностью быть все время с матерью. Ребенок 2-3 лет не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Рис.2 Результаты исследования психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
- более низкие (чем у младшей) результаты по таким эмоциональным показателям, как: сверхчувствительность, возбуждаемость, капризность, боязливость, завистливость, ревность, обидчивость, упрямство, самомнение. Это говорит о том, что дети старшей группы, которые посещают детский сад больше года, лучше адаптировались, чем дети младшей группы. О завершении адаптационного периода свидетельствует: ребенок перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой.
- более высокие (чем у младшей) результаты по таким эмоциональным показателям, как: веселость, жесткость, агрессивность, нетерпеливость.
Показатель веселости говорит, об успешной адаптации, показатели жесткости, агрессивности, нетерпеливости показывают, что старшие дети становятся более самостоятельными и учатся защищать себя.
Рис.3 Результаты диагностики эмоциональных проявлений ребенка и степень выраженности каждого из них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашего исследования было изучить психологические аспекты адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Мы рассмотрели теоретический аспект по данной проблеме, т.е. – это понятие «социальная адаптация школьников», изучили виды, стадии, психологические механизмы, проанализировали степени адаптированности дошкольников к условиям детского сада. Также изучили возрастные особенности развития детей 1-3 года жизни, взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Знание теоретических основ помогает специалистам ДОУ и родителям помочь детям быстрее адаптироваться к новым условиям.
Проведенное нами эмпирическое исследование частично подтвердило гипотезу: психологическая подготовка ребенка и родителей к поступлению в детский сад способствует лучшей адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Анализируя, исследование психофизиологической адаптации детей, можно сделать следующий вывод: большая часть детей адаптировалась к новым условиям успешно, более высок уровень у детей старшей группы.
Анализируя, шкалу эмоциональных проявлений можно сделать следующий вывод: дети старшей группы успешно адаптировались к условиям детского сада, их эмоциональное состояние бодрое и устойчивое. Дети младшей группы до сих пор испытывают тревогу по поводу расставания с родителями, но очень хорошо чувствуют себя в обществе сверстников.
Исходя из всего выше сказанного, мы сформулировали практические рекомендации для родителей и сотрудников детского сада.
Список использованной литературы:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практич. пос. [Текст] / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», - 2004
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 6
3. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
5. Ватунина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983.
6.Венгер Л.А. и др. Психолог в детском саду. М.: 1995
7. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: Пособие для работников ДОУ и родителей. М.: 2000
Информация о работе Психологический анализ адаптации дошкольников к условиям детского сада