Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Под «социальной адаптацией» мы понимаем способность человека заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые, неожиданные общественные требования, например при вхождении в новую микросоциальную групп [2].
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Цель: изучить психологические аспекты адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «социальная адаптация дошкольников».
2. Изучить виды, стадии, критерии, психологические механизмы адаптации дошкольников к условиям детского сада.
3. Проанализировать степень адаптированности дошкольников к условиям детского сада.
4. Изучить пути оптимизации адаптации дошкольников к условиям детского сада и сформулировать практические рекомендации для родителей и сотрудников детского сада.
Объект: пол, возраст - всего 30 респондентов.
Предмет: изучение психологических особенностей адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Гипотеза: психологическая подготовка ребенка и родителей к поступлению в детский сад способствует лучшей адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Методики:
1. Методика на определение готовности ребёнка к детскому саду Севостьяновой Е. О. Опрос родителей.
2. Методика исследования психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения «Лист адаптации»
3. Оценочная шкала Й.Шванцара
8. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
9. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001.
10. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.
11. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 3 изд. СПб.: Речь, 2002.
12. Козлова А. В. Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2004.
13. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. – сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА – ПРЕСС.2005г
14. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмид-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. М.: Медицина, 1980.
15. Севостьянова Е.О. Дружная семейка – М.: ТЦ Сфера , 2006.
16. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова. – СПб.: Детство пресс, 2005.
17. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
18. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, - СПб.: Речь, 2002.
19. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой. М., 2000.
20. Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие. / Ред. - сост. Г.В. Бурменская. М.: Психология, 2003.
21. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
22. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2002.
23. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2.
24.Управление ДОУ. Научно – практический журнал. 2003. №4
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Методика
на определение готовности
Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.
1.Каковы взаимоотношения вашего ребёнка с другими детьми?
Легко идет на контакт - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
2.Как ребёнок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
3.Уверен ли ребёнок в себе?
Да - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Нет - 1 балл
4.Как ребёнок переносит
разлуку с мамой (или другим
человеком, который
Легко - 3 балла
Тяжело - 1 балл
5.Есть ли у ребенка
аффективная (эмоцоинально
Есть - 1 балл
Нет - 3 балла.
6.Как относится ребенок к высаживанию на горшок?
Положительно - 3 балла
Отрицательно - 1 балл
7.Просится ли ребенок на горшок?
Да - 3 балла
Нет, но бывает сухой - 2 балла
Нет, и ходит мокрый - 1 балл
8.Есть ли у ребенка отрицательные привычки?
Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) - 1 балл
Нет - 3 балла
9.Интересуется ли ребенок
игрушками и разными
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
10.Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да - 3 балла
Иногда - 2 балла
Нет - 1 балл
11.Умеет ли ребёнок играть самостоятельно?
Умеет - 3 балла
Не всегда - 2 балла
Никогда не играет сам - 1 балл
12.Как ребёнок общается со взрослыми?
Легко идет на контакт со всеми - 3 балла
Избирательно - 2 балла
Трудно - 1 балл
13.Какова продолжительность дневного сна ребенка?
2 часа и больше - 3 балла
Меньше 2-х часов - 1 балл
14.Какой аппетит у ребенка?
Хороший - 4 балла
Избирательный - 3 балла
Неустойчивый - 2 балла
Плохой - 1 балл
15.Какое настроение
преобладает у ребенка в
Бодрое, уравновешенное - 3 балла
Неустойчивое - 2 балла
Подавленное - 1 балл
16.Как ребенок засыпает?
Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
Лежит спокойно, но долго не засыпает - 2 балла
Неспокойно - 1 балл
17.Используются ли
дополнительные воздействия
Да - 1 балл
Нет - 3 балла
Прогноз адаптации:
готов к поступлению в ДОУ - 55-40 баллов;
условно готов - 39-24 балла;
не готов - 23-16 баллов.
2. Исследование
психофизиологической
Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит
Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.
1. Эмоциональное состояние
+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1. Иногда задумчив, замкнут.
–1. Легкая плаксивость.
–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.
–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
+3. Много друзей, охотно играет с детьми.
+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.
–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.
+2. Сон спокойный.
+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
–3. Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.
–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.
–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.
3. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка
Оценочная шкала составлена на основе эмоциональных проявлений детей, на которые, как на особо значимые, указывает чешский психолог
Й. Шванцара. При этом по вертикали перечисляют эмоциональные проявления ребенка, а по горизонтали отмечается степень выраженности каждого из них. В итоге создается своего рода профиль чувственных проявлений конкретного ребенка.
Таблица 1. Оценочная шкала эмоциональных проявлений
Чувственное проявление |
Интенсивность |
Обстоятельство | ||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1Сверхчувствительность 2 Возбуждаемость 3 Капризность 4 Боязливость 5 Плаксивость 6 Злобность 7 Веселость 8 Завистливость 9 Ревность 10 Обидчивость 11 Упрямство 12 Жестокость 13 Ласковость 14 Сочувствие 15 Самомнение 16 Агрессивность 17 Нетерпеливость |
|
|
|
|
|
|
Примечание: 0 – нет, 1- немного, 2 – средне, 3 – очень много, 4 – крайне много.
Таблица 1. Результаты опроса родителей детей на определение готовности к детском саду по методике Севостьяновой Е.О
Вопросы анкеты |
Младшая ясельная группа от 2 до 3 лет (баллы) |
Старшая - младшая группа от 3 до 4 лет (баллы) |
1. Каковы взаимоотношения вашего ребёнка с другими детьми? |
36 |
37 |
2. Как ребёнок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен? |
36 |
35 |
3. Уверен ли ребёнок в себе? |
40 |
38 |
4. Как ребёнок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, кот. осуществляет за ним уход)? |
27 |
31 |
5. Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых? |
33 |
15 |
6. Как относится ребенок к высаживанию на горшок? |
39 |
46 |
7. Просится ли ребенок на горшок? |
40 |
42 |
8. Есть ли у ребенка отрицательные привычки? |
41 |
33 |
9. Интересуется ли ребенок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке? |
44 |
41 |
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? |
42 |
42 |
11.Умеет ли ребёнок играть самостоятельно? |
40 |
39 |
12.Как ребёнок общается со взрослыми? |
35 |
34 |
13.Какова продолжительность дневного сна ребенка? |
41 |
35 |
14.Какой аппетит у ребенка? |
50 |
45 |
15.Какое настроение |
39 |
35 |
16.Как ребенок засыпает? |
36 |
28 |
17.Используются ли |
37 |
26 |
Информация о работе Психологический анализ адаптации дошкольников к условиям детского сада