Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:14, курсовая работа
Цель работы – провести психологический анализ ценностных ориентаций студентов.
Задачи работы:
проанализировать понятие ценностей в психолого-педагогической литературе;
обозначить основные психологические особенности студенческого возраста;
изучить методологию исследования ценностных ориентаций личности;
провести практическое исследование ценностных ориентаций личности студента;
провести психологический анализ ценностных ориентаций личности студента.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психолого-педагогической науке 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста 10
1.3. Методология исследования ценностных представлений 13
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 16
2.1. Общая характеристика экспериментальной работы 16
2.2. Ход проведения экспериментальной части работы и анализ результатов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
ОГЛАВЛЕНИЕ
Одной из важных проблем, поставленных современными особенностями развития нашего общества и его насущными практическими интересами, является изучение закономерностей формирования, становления и развития новой общественной психологии. Современные тенденции в развитие общества, качественные преобразования всех сторон нашей жизни: глубокие перемены в содержании и характере материальных и духовных условий жизни людей, формирование совершенно новой экономической и общественно-политической среды – всё это не может не повлиять на психологию людей.
В связи с этим в
структуре новых условий
Ценностная сфера личности является ее центральным образованием, определяющим направленность и особенности поведения, регулирующим деятельность в целом. В условиях социально-экономических изменений в обществе возникает необходимость в исследовании системы формирования ценностных ориентаций личности и их психологического анализа, что связано с потребностью формирования социально зрелой личности, ориентированной на интеллектуальное и профессиональное совершенствование.
Студенческий возраст – это возраст расцвета физического и умственного развития человека. В студенческом возрасте наблюдаются развитие вербального интеллекта, динамичность возбуждения, повышаются уровень наблюдательности и общая культура наблюдения. Для студенческого возраста характерны проявление максимализма, стремление к скорейшему проявлению себя в сложных жизненных ситуациях, иногда без достаточно глубокой оценки вероятных последствий совершённых поступков. Зачастую психологи отмечают безразличное отношение к опыту других людей, а советы, замечания и указания старших могут восприниматься как необоснованное вторжение в личную жизнь [4]. В этом возрасте характерно стремление к независимости, самостоятельности, увлечение новым, однако наряду с самоуверенностью нередко возникает неуверенность в своих возможностях, что может проявиться в развязности, небрежности, негативизме и даже в агрессивности.
В связи с этим большое значение приобретает исследование проблемы формирования личности в студенческом возрасте, поиск научно обоснованных путей и методов организации процесса социализации, оказания своевременной и адекватной помощи молодому человеку.
Актуальность исследования определяется необходимостью анализа динамики ценностных ориентации и других свойств личности подростка в условиях коренных социальных изменений. Это позволяет выявить основные направления, по которым происходит формирование норм, ценностей, представлений о себе, что способствует лучшему пониманию закономерностей становления личности подростка.
Таким образом, в связи с актуальностью обозначенной проблематики, была определена тема работы «Психологический анализ ценностных ориентаций личности студента».
Цель работы – провести психологический анализ ценностных ориентаций студентов.
Задачи работы:
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что ценностные ориентации являются наиболее значимыми факторами в жизнедеятельности студента и находятся в прямой зависимости от таких факторов, как состав семьи, её социально-экономическое положение, социальная активность студента и т.д.
В работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической работы по проблеме исследования, обобщение полученных теоретических данных, анкетирование, методика исследования ценностных ориентаций студентов М. Рокича, психологических анализ полученных данных.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы и ряда приложений.
В современном научном знании ценности являются предметом исследования такой науки, как аксиология. Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценносто-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования [6, с. 7].
Анализ подходов к разработке ценностной проблематики позволяет обнаружить философские «корни», которые отражают естественную природу морали человека (труды Гераклита, Платона, Демокрита, Эпикура и др.); а также отрицание природного начала подлинной нравственности (И. Кант). Как самостоятельная же область философского знания аксиология оформилась во второй половине XIX в. – категория «ценности» была введена в понятийный аппарат философии в 60-е гг. XIX в. немецким философом Р.Г. Лотце. Введение в специальный лексикон понятия «ценность» закрепило его определенное смысловое значение.
Дальнейшее изучение ценностей представляет их как:
В понимании советских психологов ценности и ценностные образования выступают как «базальные, «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер» (Б.Г. Ананьев); «как созданные человеком значимые компоненты» (С.Л. Рубинштейн); «общественные предметные идеалы, мотивационные структуры личности» («модели должного») (А.Н. Леонтьев).
Академик В.А. Сластенин выделяет три основных значения понятия «ценность»: «определение вещественно-предметных свойств явлений; определение нравственных характеристик, обозначающих в том числе психологические характеристики человека; определение социальных явлений» [17, с. 3]. В настоящее время учёные выделяют различные виды ценностей: экономические, нравственные, эстетические, познавательные и т.д.
В выявлении общечеловеческих ценностей, как показывает Н.Д. Никандров, основополагающую роль играет моральный кодекс ценностей добродетелей, прошедший через века (античная философия и калокагатия, Библия и Коран, Стоглава и Домострой), варианты и комбинации которых присутствуют в разных системах [8].
В последнее время сравнивают ценности, характерные для различных цивилизаций. Так, И.Н. Ионов находит, что в Европе получили развитие городские буржуазные ценности, а, например, в России – общинные, коллективистские. Обзор общечеловеческих ценностей не позволяет определить единую иерархию ценностей.
Тем не менее, получившая известность с XVIII века триада ценностей – «истина – добро – красота» по своему значению для человеческого существования отличается стабильностью, и эти ценности имеют право быть названными высшими. Они содержат соответственно мировоззренческие, этические, эстетические идеи. Н.О. Лосский абсолютными ценностями называет тетраду: «истина – добро – красота – свобода».
В.И. Водовозов (1825-1886), известный российский педагог-демократ, чьи педагогические сочинения и методические положения вошли в золотой фонд российской педагогики, рассматривая вопросы воспитания, подробно останавливался на таких ценностях в развитии личности как чувства прекрасного и доброго [3]. Понимая под чувством прекрасного «всё, что нравится, и самое чувство, какое приятные для нас предметы производят на душу», В.И. Водовозов считал, что оно побуждает человека к тому, чтобы самому созидать и творить. Важным средством в развитии чувства прекрасного В.И. Водовозов считал пение [3, с. 154].
Особое значение в воспитании и развитии ребёнка В.И. Водовозов придавал чувству добра. Развитие этого чувства, как одна из целей деятельности воспитателя, представляет собой нравственное совершенствование человека. Способствовать развитию чувства добра может только добрый пример взрослых: «… не сухие наставления и поучения, а горячее искреннее слово, искренняя доброта преподавателя…» [3, с. 156].
Российский учёный-психолог, педагог, историк школы П.Ф. Каптерев, исследуя проблемы образовательной практики, особую ценность в воспитании подрастающего поколения видел в нравственном совершенствовании, нравственной подготовке, или, по его определению, в «нравственном закаливании». Подобно закаливанию физическому, которое является необходимым элементом правильно поставленного физического воспитания, есть закаливание нравственное, как некий плюс по отношению к духовному воспитанию. Однако нравственное закаливание не ограничивается рамками только нравственного воспитания: «Под нравственным закаливанием нужно понимать не закаливание в тесном нравственном смысле, только в области нравственных чувствований, но закаливание в широком смысле душевной деятельности вообще» [5, с. 148].
Ценностные ориентации определяются как «особое субъективное, индивидуализированное и мотивированное историческое отражение групповых ценностей» (социологический аспект); «обобщенная концепция природы, определяющая поведение людей» (К.Клакхон); «комплекс строго определенных принципов, детерминирующих различные человеческие поступки» (Ф.Клакхон, Ф.Стробдек). Психологический аспект определяет ценностные ориентации как «важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний» (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Ф.Ломов и другие).
Известный современный российский учёный В.А. Сластенин выбирает аксиологический подход в качестве методологии современной педагогики. Выбор такого подхода, по его мнению, «позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, который находит своё отражение в основных его идеях: универсальности и фундаментальности гуманистических ценностей, единстве целей и средств, приоритете идеи свободы» [14, с. 86].
Т.М. Буякас и О.Г. Зевина, проведя психологический опыт утверждения общечеловеческих ценностей в индивидуальном сознании, пришли к предположению, что современный человек для сознательного существования в мире должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство. При этом недостаточно осмысления общечеловеческих ценностей, – их нужно пережить, прожить внутри себя – смысл порождается не значением, а жизнью. Только когда символ будет непосредственно пережит субъектом, станет его конкретным опытом, только тогда он из общечеловеческой ценности превратится в личностную ценность, станет достоянием индивидуального сознания, живым участником смысловой сферы личности.
Человеку необходимо пережить общечеловеческие, духовные и нравственные ценности, которые как онтологические корни питают личность; необходимо на основе усвоенного опыта развивать свои возможности и способности так, чтобы состоялось второе рождение – рождение собственного жизненного пути.
Ценности человеческого общества присваиваются личностью молодого поколения («открытие для себя смысла»), переживаются ее («эмоции человека связаны с активностью сознания и потребностями человека») и активизируют формирование суждений и систематизацию знаний в образ мира. Устойчивость собственного мнения в виде суждений (умозаключения), переходящая в убеждения, в осознание смыслов (и смысла собственной жизни) является признаком сформированности сознания высокого уровня.
Прежде чем приступить к анализу познавательных процессов личности и особенностей их развития в студенческом возрасте, необходимо более подробно остановиться на основных характеристиках данного возрастного периода.
Согласно определению возрастной психологии, возраст или возрастной период – это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. В определении Л.С. Выготского, психологический возраст – это качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Информация о работе Психологический анализ ценностных ориентаций личности студента