Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:14, курсовая работа
Цель работы – провести психологический анализ ценностных ориентаций студентов.
Задачи работы:
проанализировать понятие ценностей в психолого-педагогической литературе;
обозначить основные психологические особенности студенческого возраста;
изучить методологию исследования ценностных ориентаций личности;
провести практическое исследование ценностных ориентаций личности студента;
провести психологический анализ ценностных ориентаций личности студента.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психолого-педагогической науке 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста 10
1.3. Методология исследования ценностных представлений 13
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 16
2.1. Общая характеристика экспериментальной работы 16
2.2. Ход проведения экспериментальной части работы и анализ результатов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Студенческий возраст (17-23года) – возраст наиболее плодотворный для формирования знаний, научного и профессионального развития, совершенствования всесторонней мыслительной культуры. Это возраст расцвета физического и умственного развития человека (именно расцвета, но ещё не зрелости), в котором происходит непрерывное нарастание работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности [13, с. 86].
Значительные сложности в современной возрастной психологии представляет определение возрастных рамок студенческого возраста и его основных характеристик. Так, в одной из наиболее известных возрастных периодизаций Выготского-Эльконина, имеющей в своей основе такие критерии, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование, студенческий возраст ограничивается 18-25 годами и определяется как поздняя юность или ранняя зрелость. Ведущим видом деятельности в данный возрастной период становится трудовая деятельность, профессиональная учеба, а социальную ситуацию развития определяют освоение профессионально-трудовых умений.
Согласно исследованиям И.В. Шаповаленко, данный возраст выделился сравнительно недавно. Период юности, по словам этого исследователя, составляет часть развёрнутого переходного этапа от детства к взрослости, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни [18, с. 262].
По словам С.И. Богдан, студенческий возраст является не только этапом активного становления личности, но также выступает как сензитивный период рефлексивного осмысления «Я-концепции» [2, с. 13].
Возраст ранней взрослости (в таком ракурсе он рассматривается в рамках множества теорий) является предметом исследований различных психологических течений. Биогенетические теории полагают, что именно биологические процессы роста детерменируют остальные стороны развития, и рассматривают данный возраст, прежде всего, как этап развития организма, характеризующийся мощным ростом различных способностей и функций и достижениями наивысшего уровня.
Психоаналитические теории (З. Фрейд, А. Фрейд) рассматривают данный возраст как определённый этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами «Я».
Э. Эриксон в рамках своей психосоциальной теории отмечал, что в данный период должна быть решена центральная задача достижения идентичности, создания непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов (ролей, партнёров, групп общения и т.д.).
В рамках социологических теорий возраст ранней взрослости рассматривается прежде всего как определённый этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества.
Психологические теории придают важнейшее значение субъективной стороне, характерным чертам внутреннего мира и самосознания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца собственно взросления.
Задачи и основные направления деятельности в период ранней взрослости, т.е. в период студенчества, - самые разнообразные. Те задачи, которые стоят перед личностью в данный момент и то, какими способами личность решает данные проблемы, во многом определяет её психологический облик. Исследователь Р. Хавигхерст выделил следующие задачи, которые решает личность в период ранней юности, и которые влияют на её развитие и развитие познавательных процессов в том числе [12, с. 148-149]:
Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х – 70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность Рокич определяет как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования». Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в разной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности – как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.
Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка – терминальных и инструментальных ценностей. Масштабные исследования, проведенные им с помощью этого метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение, доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения Результаты исследование других авторов показали связь ценностей с некоторыми личностными особенностями, а также их кросскультурную специфику.
В Советском Союзе методика Рокича уже в 70-е гг. была адаптирована А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым в ИСЭП АН СССР. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен – отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г.И. Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей.
В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки «закрытых» списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование «открытых» вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В.А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентации заняло одно из центральных мест.
Экспериментальная работа была направлена на исследование и психологический
анализ ценностных ориентаций студенческой
молодёжи. В эксперименте приняло участие
30 студентов (15 юношей и 15 девушек) первого
курса ______________________________
Состав студентов, принявших участие в экспериментальной работе, был стандартизирован по основным социально-демографическим характеристикам и опирался на стратометрический отбор (сходство по возрасту, социальному положению, языковой форме общения). Список студентов, принявших участие в работе, представлен в приложении 1.
На первом этапе исследования была проведена следующая работа:
На втором этапе была проведена методика. В нашем исследовании использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Также была проведена обработка полученных согласно методике результатов.
На третьем этапе работы была проведена следующая работа:
Перед началом проведения экспериментальной работы было проведено анкетирование, целью которого было выяснение ряда показателей, которые могут повлиять на формирование ценностных ориентаций личности. Среди таких показателей были выделены следующие: половозрастные показатели, состав семьи, социально-экономическое положение семьи, успешность в обучении, социальная активность. Пример анкеты, которая была использована, представлен в приложении 2.
По результатам анкетирования была составлена сводная таблица-характеристика студентов, которые приняли участие в экспериментальной работе. Данная таблица представлена в приложении 3.
На основном этапе экспериментальной работы было проведено экспериментальное исследование терминальных и инструментальных ценностей личности по методике М. Рокича. Данная методика и инструкция по её использованию представлены в приложении 4.
Ценностные ориентации студентов, которые мы исследовали по методике М. Рокича, как показал анализ, во многом зависят от различных факторов, которые мы исследовали в анкетировании. Наиболее яркие различия в ценностных ориентациях студентов проявились по половому признаку – т.е. ценностные ориентации юношей отличались от ценностных ориентаций девушек, принявших участие в эксперименте. Данные о различиях в ценностных ориентациях юношей и девушек представлены в таблице «Ценностные ориентации студентов по методике М. Рокича». Эти данные позволяют выявить различия в терминальных и инструментальных ценностях между девушками и юношами.
Таблица. Ценностные ориентации студентов по методике М. Рокича
Ценности |
Девушки |
Юноши | |||
терминальные |
инструментальные |
терм |
инстр |
терм |
инстр |
активная деятельная жизнь |
аккуратность |
6 |
1 |
16 |
7 |
жизненная мудрость |
воспитанность |
13 |
7 |
5 |
15 |
здоровье |
высокие запросы |
1 |
17 |
1 |
10 |
интересная работа |
жизнерадостность |
4 |
3 |
4 |
14 |
красота природы и искусства |
исполнительность |
17 |
16 |
13 |
8 |
любовь |
независимость |
7 |
4 |
3 |
9 |
материально обеспеченная жизнь |
непримиримость к недостаткам у себя и других |
2 |
18 |
9 |
17 |
наличие хороших и верных друзей |
образованность |
5 |
2 |
2 |
1 |
общественное признание |
ответственность |
14 |
12 |
15 |
2 |
свобода, независимость |
рационализм |
8 |
6 |
6 |
13 |
счастливая семейная жизнь |
самоконтроль |
3 |
9 |
10 |
6 |
счастье других |
смелость в отстаивании своих взглядов |
16 |
10 |
17 |
5 |
творчество |
твердая воля |
18 |
14 |
14 |
4 |
уверенность в себе |
терпимость |
15 |
11 |
7 |
12 |
развитие |
широта взглядов |
11 |
13 |
11 |
11 |
развлечения |
честность |
9 |
5 |
8 |
16 |
продуктивная жизнь |
эффективность в делах |
12 |
8 |
18 |
3 |
познание |
чуткость (заботливость) |
10 |
15 |
12 |
8 |
Информация о работе Психологический анализ ценностных ориентаций личности студента