Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:14, курсовая работа
Цель работы – провести психологический анализ ценностных ориентаций студентов.
Задачи работы:
проанализировать понятие ценностей в психолого-педагогической литературе;
обозначить основные психологические особенности студенческого возраста;
изучить методологию исследования ценностных ориентаций личности;
провести практическое исследование ценностных ориентаций личности студента;
провести психологический анализ ценностных ориентаций личности студента.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психолого-педагогической науке 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста 10
1.3. Методология исследования ценностных представлений 13
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 16
2.1. Общая характеристика экспериментальной работы 16
2.2. Ход проведения экспериментальной части работы и анализ результатов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
После проведения методики М. Рокича и определения ценностных ориентаций студентов, мы провели психологический анализ полученных данных по каждому студенту в отдельности. В работе мы представляем обобщённые выводы, которые мы получили в процессе анализа.
Согласно полученным данным, ценностные ориентации во многом определяют деятельность студентов в рамках высшего учебного заведения. От ведущей роли ценностных ориентаций (терминальных или инструментальных ценностей) во многом зависит отношение студентов к процессу обучения в вузе, их социальная активность и т.д.
Однако и сама система ценностных ориентаций студентов является зависимой от ряда факторов, среди которых основными являются половые различия, различия в составе семьи, её материально-экономическом положении и т.д.
Наиболее значимыми признаками, обусловливающими систему ценностных ориентаций студентов, является уровень их социальной активности. Так у студентов, у которых был отмечен высокий уровень социальной активности (участие в университетских мероприятиях, организация студенческих сообществ, организаторский функции в студенческом движении и т.д.) можно отметить превалирование ценностей, которые позволяют двигаться к намеченной цели: исполнительность, ответственность, рационализм, твёрдая воля, эффективность в делах и др. Эти ценности позволяют студенту двигаться к намеченной цели, они являются залогом успешности развития организаторских качеств личности.
Состав семьи, ее социально-экономическое
положение можно также
Успешность в вузовском обучении выступает лишь как средство достижения жизненных целей испытуемых; в то время как показатель социальной активности обнаруживает содержательный аспект всей системы ценностного содержания сознания респондентов. Так, студенты, которые имели высокую успешность в обучении, отмечали важность таких ценностей, как высокие запросы независимость, образованность, широта взглядов, продуктивная жизнь и т.д.
Использование в исследовании методики исследования терминальных и инструментальных ценностей М.Рокича) позволило обобщенно отметить, что основное содержание ценностной системы студентов представлено в ориентациях на:
Проведя практическое исследование и психологический анализ ценностных ориентаций личности студентов, мы выяснили, что ценностные ориентации в значительной степени оказывают влияние на поведение студентов, их представления о жизненных целях, а также на выбор средств для достижения целей. Это подтверждает первую часть гипотезы. Также ценностные ориентации во многом зависят от таких факторов, как половозрастные характеристики, семья и её материально-экономического положение, социальная активность студента. Это является подтверждением второй части первоначально выдвинутой гипотезы.
Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценносто-нормативной системы в процессе исторического развития. Как самостоятельная же область философского знания аксиология оформилась во второй половине XIX в. – категория «ценности» была введена в понятийный аппарат философии в 60-е гг. XIX в. немецким философом Р.Г. Лотце.
В дальнейшем различные исследователи под ценностями понимали объективные условия, выступающие важными элементами понятия социальной ситуации, содержательную сторону мотивационных побуждений личности, разделяемые убеждения, выступающие основой целеполагания, жизненного пути личности. Психология под ценностями понимает объекты и явления, выступающие как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов.
Становление системы ценностных ориентаций личности осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. Существование семьи как социальной общности и как фактора социализации, обуславливает трансляцию социальных и культурных ценностей личности.
Одной из наиболее известных методик исследования ценностных ориентаций личности является методика М. Рокича. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка – терминальных и инструментальных ценностей.
Мы провели практическое исследование, направленное на изучение терминальных и инструментальных ценностей в структуре характера личности на основе методики М. Рокича. В эксперименте приняло участие 15 юношей и 15 девушек первого курса.
Экспериментальное исследование позволило не только выявить отношение молодых людей к таким терминальным ценностям, как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, свобода, независимость, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность в себе, развитие, развлечения, продуктивная жизнь, познание и инструментальным (аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам у себя и других, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своих взглядов, твердая воля, терпимость, широта взглядов, честность, эффективность в делах, чуткость), но и построение структуры ценностей для каждого студента, а также различия в отношении к ним у юношей и девушек.
В процессе проведённого практического исследования выяснилось, что ценностные ориентации определяют жизненные позиции студентов, оказывают влияние на формирование жизненных целей, а также на способы достижения целей. Ценностыные ориентации зависят от половозрастных характеристик личности, от наличия полной (или неполной семьи), материально-экономического положения семьи, что полностью подтвердило выдвинутую гипотезу.
Список студентов,
принявших участие в
Анкета
Таблица-характеристика студентов, принявших участие в эксперименте
№ |
1. Фамилия И.О. |
2. Состав семьи |
3. СЭПС |
4. Успешность в обучении |
5. Соц. активность |
Абрамов Антон |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Абрамчук Кирилл |
полный |
обеспеч. |
высокая |
активн. | |
Балко Инна |
полный |
средний |
средняя |
активн. | |
Балюк Виталий |
полный |
средний |
высокая |
активн. | |
Васильчук Евгений |
один родитель |
нужд. |
низкая |
отсутств. | |
Воронко Наталья |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Демешко Зоя |
полный |
обеспеч. |
высокая |
активн. | |
Домин Татьяна |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Желтова Тамара |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Жук Ирина |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Зайцева Любовь |
один родитель |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Карпук Александр |
один родитель |
нужд. |
низкая |
отсутств. | |
Ковтун Марина |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Ковтун Александр |
один родитель |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Кулик Роман |
один родитель |
средний |
низкая |
отсутств. | |
Матвиюк Игорь |
полный |
средний |
средняя |
активн. | |
Михин Роман |
полный |
средний |
высокая |
активн. | |
Минаева Инга |
полный |
средний |
высокая |
активн. | |
Палачич Дмитрий |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Поливода Алина |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Савчук Алла |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Савчук Наталья |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Статкевич Ирина |
полный |
средний |
высокая |
активн. | |
Степанюк Пётр |
полный |
обеспеч. |
высокая |
активн. | |
Хинец Павел |
один родитель |
средний |
средняя |
активн. | |
Хохлов Егор |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Шималов Сергей |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Шокин Виталий |
один родитель |
нужд. |
низкая |
отсутств. | |
Яскович Лидия |
полный |
средний |
средняя |
отсутств. | |
Яконюк Лариса |
один родитель |
средний |
средняя |
отсутств. |
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
Испытуемому предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, на карточках. Испытуемый раскладывает карточки по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная – останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Список А (терминальные ценности):
Информация о работе Психологический анализ ценностных ориентаций личности студента