Психологический анализ ценностных ориентаций личности студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – провести психологический анализ ценностных ориентаций студентов.
Задачи работы:
проанализировать понятие ценностей в психолого-педагогической литературе;
обозначить основные психологические особенности студенческого возраста;
изучить методологию исследования ценностных ориентаций личности;
провести практическое исследование ценностных ориентаций личности студента;
провести психологический анализ ценностных ориентаций личности студента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 6
1.1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций в психолого-педагогической науке 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста 10
1.3. Методология исследования ценностных представлений 13
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ 16
2.1. Общая характеристика экспериментальной работы 16
2.2. Ход проведения экспериментальной части работы и анализ результатов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Возрастная психология - Психологический анализ ценностных ориентаций личности студента - курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

 

После проведения методики М. Рокича и определения ценностных ориентаций студентов, мы провели психологический анализ полученных данных по каждому студенту в отдельности. В работе мы представляем обобщённые выводы, которые мы получили в процессе анализа.

Согласно полученным данным, ценностные ориентации во многом определяют деятельность студентов в рамках высшего учебного заведения. От ведущей роли ценностных ориентаций (терминальных или инструментальных ценностей) во многом зависит отношение студентов к процессу обучения в вузе, их социальная активность и т.д.

Однако и сама система ценностных ориентаций студентов является зависимой от ряда факторов, среди которых основными являются половые различия, различия в составе семьи, её материально-экономическом положении и т.д.

Наиболее значимыми  признаками, обусловливающими систему ценностных ориентаций студентов, является уровень их социальной активности. Так у студентов, у которых был отмечен высокий уровень социальной активности (участие в университетских мероприятиях, организация студенческих сообществ, организаторский функции в студенческом движении и т.д.) можно отметить превалирование ценностей, которые позволяют двигаться к намеченной цели: исполнительность, ответственность, рационализм, твёрдая воля, эффективность в делах и др. Эти ценности позволяют студенту двигаться к намеченной цели, они являются залогом успешности развития организаторских качеств личности.

Состав семьи, ее социально-экономическое  положение можно также рассматривать  как условие становления системы  ценностных ориентации личности. От этих факторов во многом зависит успешность в личной жизни, а обучении и т.д. У студентов из полных семей превалировали такие ценности как наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других. Также в исследовании выявилась зависимость успешности в обучении от состава семьи и её материально-экономического положения.

Успешность в вузовском  обучении выступает лишь как средство достижения жизненных целей испытуемых; в то время как показатель социальной активности обнаруживает содержательный аспект всей системы ценностного содержания сознания респондентов. Так, студенты, которые имели высокую успешность в обучении, отмечали важность таких ценностей, как высокие запросы независимость, образованность, широта взглядов, продуктивная жизнь и т.д.

Использование в исследовании методики исследования терминальных и инструментальных ценностей М.Рокича) позволило обобщенно отметить, что основное содержание ценностной системы студентов представлено в ориентациях на:

  • Духовные и социальные ценности: здоровье; уверенность в себе; общественное признание; моральные качества, проявляющиеся в чуткости, честности и искренности по отношению к другим; любовь;  образованность; наличие хороших, верных друзей.
  • Материальную систему ценностей: высокооплачиваемая, престижная работа, основанная на образованности, исполнительности и ответственности, обеспечивающая возможность проявления волевых и деловых качеств, а также достижение высокого уровня жизни; материальную независимость; покупку квартиры или машины

Проведя практическое исследование и психологический анализ ценностных ориентаций личности студентов, мы выяснили, что ценностные ориентации в значительной степени оказывают влияние на поведение студентов, их представления о жизненных целях, а также на выбор средств для достижения целей. Это подтверждает первую часть гипотезы. Также ценностные ориентации во многом зависят от таких факторов, как половозрастные характеристики, семья и её материально-экономического положение, социальная активность студента. Это является подтверждением второй части первоначально выдвинутой гипотезы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Аксиология – философское  учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценносто-нормативной системы в процессе исторического развития. Как самостоятельная же область философского знания аксиология оформилась во второй половине XIX в. – категория «ценности» была введена в понятийный аппарат философии в 60-е гг. XIX в. немецким философом Р.Г. Лотце.

В дальнейшем различные  исследователи под ценностями понимали объективные условия, выступающие  важными элементами понятия социальной ситуации, содержательную сторону мотивационных побуждений личности, разделяемые убеждения, выступающие основой целеполагания, жизненного пути личности. Психология под ценностями понимает объекты и явления, выступающие как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов.

Становление системы  ценностных ориентаций личности осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. Существование семьи как социальной общности и как фактора социализации, обуславливает трансляцию социальных и культурных ценностей личности.

Одной из наиболее известных методик исследования ценностных ориентаций личности является методика М. Рокича. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка – терминальных и инструментальных ценностей.

Мы провели практическое исследование, направленное на изучение терминальных и инструментальных ценностей  в структуре характера личности на основе методики М. Рокича. В эксперименте приняло участие 15 юношей и 15 девушек первого курса.

Экспериментальное исследование позволило не только выявить отношение молодых людей к таким терминальным ценностям, как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, интересная работа, красота природы и искусства, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание, свобода, независимость, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, уверенность в себе, развитие, развлечения, продуктивная жизнь, познание и инструментальным (аккуратность, воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам у себя и других, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своих взглядов, твердая воля, терпимость, широта взглядов, честность, эффективность в делах, чуткость), но и построение структуры ценностей для каждого студента, а также различия в отношении к ним у юношей и девушек.

В процессе проведённого практического исследования выяснилось, что ценностные ориентации определяют жизненные позиции студентов, оказывают влияние на формирование жизненных целей, а также на способы достижения целей. Ценностыные ориентации зависят от половозрастных характеристик личности, от наличия полной (или неполной семьи), материально-экономического положения семьи, что полностью подтвердило выдвинутую гипотезу.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.,1968.
  2. Богдан С.И. Психологические факторы становления ценностных ориентаций личности (на примере студенческой молодежи Казахстана). Автореф. … кан. психол. наук. – Новосибирск, 2008. – 24 с.
  3. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.С. Аранский. – М.: Педагогика, 1986.
  4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн.: Тесей, 2003. – 351 с.
  5. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. П.А. Лебедев; Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982.
  6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 176 с.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 584 с.
  8. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – Екатеринбург, 2000. – 225 с.
  9. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
  10. Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 303 с.
  11. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Пейсахова Н.М. – Казань, 1977. – 285 с.
  12. Ремимидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / пер. – М., 1998.
  13. Ростопшин П. Психология и педагогика. – М.: ПРИОР, 2000. – 96 с.
  14. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И. Чижова. – М.: Академия, 2000.
  15. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
  16. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – С. 35-58.
  17. Хрестоматия по педагогической аксиологии / Сост. В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 480 с.
  18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Список студентов, принявших участие в эксперименте

 

  1. Абрамов Антон
  2. Абрамчук Кирилл
  3. Александрова Наталья
  4. Балко Инна
  5. Балюк Виталий
  6. Васильчук Евгений
  7. Воронко Наталья
  8. Демешко Зоя
  9. Домин Татьяна
  10. Желтова Тамара
  11. Жук Ирина
  12. Зайцева Любовь
  13. Карпук Александр
  14. Ковтун Марина
  15. Ковтун Александр
  16. Кулик Роман
  17. Матвиюк Игорь
  18. Михин Роман
  19. Минаева Инга
  20. Палачич Дмитрий
  21. Поливода Алина
  22. Савчук Алла
  23. Статкевич Ирина
  24. Степанюк Пётр
  25. Хинец Павел
  26. Хохлов Егор
  27. Шималов Сергей
  28. Шокин Виталий
  29. Яскович Лидия
  30. Яконюк Лариса

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Анкета

 

  1. Фамилия, И.О.
  2. Состав семьи
  • полный,
  • только один из родителей,
  • отсутствие двух родителей.
  1. Социально-экономическое положение семьи
  • обеспеченная семья,
  • средний достаток,
  • нуждающаяся семья.
  1. Успешность в обучении
  • высокая,
  • средняя,
  • низкая.
  1. Социальная активность
  • активное участие,
  • отсутствие социальной активности.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Таблица-характеристика студентов, принявших участие в  эксперименте

 

1. Фамилия И.О.

2. Состав семьи

3. СЭПС

4. Успешность в обучении

5. Соц. активность

Абрамов Антон

полный

средний

средняя

отсутств.

Абрамчук Кирилл

полный

обеспеч.

высокая

активн.

Балко Инна

полный

средний

средняя

активн.

Балюк Виталий

полный

средний

высокая

активн.

Васильчук Евгений

один родитель

нужд.

низкая

отсутств.

Воронко Наталья

полный

средний

средняя

отсутств.

Демешко Зоя

полный

обеспеч.

высокая

активн.

Домин Татьяна

полный

средний

средняя

отсутств.

Желтова Тамара

полный

средний

средняя

отсутств.

Жук Ирина

полный

средний

средняя

отсутств.

Зайцева Любовь

один родитель

средний

средняя

отсутств.

Карпук Александр

один родитель

нужд.

низкая

отсутств.

Ковтун Марина

полный

средний

средняя

отсутств.

Ковтун Александр

один родитель

средний

средняя

отсутств.

Кулик Роман

один родитель

средний

низкая

отсутств.

Матвиюк Игорь

полный

средний

средняя

активн.

Михин Роман

полный

средний

высокая

активн.

Минаева Инга

полный

средний

высокая

активн.

Палачич Дмитрий

полный

средний

средняя

отсутств.

Поливода Алина

полный

средний

средняя

отсутств.

Савчук Алла

полный

средний

средняя

отсутств.

Савчук Наталья

полный

средний

средняя

отсутств.

Статкевич Ирина

полный

средний

высокая

активн.

Степанюк Пётр

полный

обеспеч.

высокая

активн.

Хинец Павел

один родитель

средний

средняя

активн.

Хохлов Егор

полный

средний

средняя

отсутств.

Шималов Сергей

полный

средний

средняя

отсутств.

Шокин Виталий

один родитель

нужд.

низкая

отсутств.

Яскович Лидия

полный

средний

средняя

отсутств.

Яконюк Лариса

один родитель

средний

средняя

отсутств.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Методика «Ценностные  ориентации» М. Рокича

 

Испытуемому предъявляется  два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, на карточках. Испытуемый раскладывает карточки по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам  будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная – останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

 

Список А (терминальные ценности):

 

  1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
  2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
  3. здоровье (физическое и психическое)
  4. интересная работа
  5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
  6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
  8. наличие хороших и верных друзей
  9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
  10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
  11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
  12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
  13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
  14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
  15. счастливая семейная жизнь
  16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
  17. творчество (возможность творческой деятельности)
  18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода отвнутренних противоречий, сомнений).

Информация о работе Психологический анализ ценностных ориентаций личности студента