Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:08, реферат
Данное методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, в программу которых входите учебный курс «Психология и педагогика» Настоящее пособие ставит своей целью формирование у студентов ВУЗов представлений об основных понятиях по теме «Психический склад личности». В представленном методическом пособии освещаются основные вопросы, касающиеся основных психологических характеристик личности, таких как способности и интеллектуальный потенциал, как меры развития когнитивно-познавательной сферы личности. Также рассматриваются проблема развития способностей личности и условий, способствующих данному развитию.
В течение жизни человека процедурная память появляется раньше декларативной. Пользоваться горшком младенцы учатся задолго до того, как начинают говорить предложениями. Обычно люди не помнят событий, случившихся с ними в младенчестве и раннем детстве, первые воспоминания появляются между двумя и тремя годами. В первые два года человек учится пользоваться своим телом, суждения ребенка о вещах ограничиваются тем, что он может с ними сделать. Дети, начинающие ходить, могут запомнить предметы, удерживать в памяти места, где с ними происходили приятные или неприятные вещи, но не способны к рассуждениям. Декларативная память появляется позже, вместе с человеческим языком.
Мышление
Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеческой. действительности. Опираясь на чувственное познание, мышление преобразует его, позволяя получить знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Тем самым оно неизмеримо расширяет познавательные возможности человека.
Это не побудитель к действию, не топливо, не рулевое устройство, а самое главное в машине — ее мотор, т. е. самая главная деталь машины.
Биолог и философ рассуждают о том, что такое мышление, и в главном сходятся: мышление начинается только тогда, когда человек «тормозит», сталкиваясь с абсолютно новым, выходящим за рамки его обычных представлений и опыта.
Мышление — процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п.
Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностями внутренней речи являются ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь.
В зависимости от целей и задач, теоретических предпочтений и словарного запаса ученые дают самые разные определения мышления: для одних — это процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений, для других — активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Но несомненно одно: мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Различают два уровня мышления: рассудок — обычное житейское мышление, здравый смысл, исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона, его логика изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание, это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты; разум (диалектическое мышление) — высший уровень теоретического познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы с помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия.
Мышление подразделяют на теоретическое и практическою В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. Решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми ,и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
Образное мышление — это вид мыслительного процесса, где используются образы. Они извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с художественным творчеством.
Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное и субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга.
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах.
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации.
Выделяют еще словесно-логическое мышление, которое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Для него характерно использование понятий и логических конструкций.
Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Мышление обобщает, выделяет в единичном общее, в уникальном — повторяющееся, в индивидуальном — родовое. Мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями — сущность. Оно абстрагируется, отвлекается, приводит в систему, наводит порядок, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации.
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В процессе сравнения устанавливается тождество или различие объектов.
Анализ — интеллектуальное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Абстрагирование — выделение одной или нескольких сторон явления, существенных в каком-нибудь отношении, и отвлечение от всех остальных. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. В понятии содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов (для понятия «школьник» общее и существенное свойство — обучение в школе, но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос). В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количеством объектов с общими существенными признаками). Понятия могут подвергаться различным операциям — делению, обобщению, ограничению и др. Обобщенный, отвлеченный образ, выражающийся в понятии! может появиться только в результате переработки ряда наглядных образов, т. е. восприятия и ощущений. Следовательно, для; формирования понятий необходима опора на известные по прошлому опыту знания, сравнение которых позволит найти принципиальные отличия одной группы объектов от другой, выделить их; и осознать содержание образуемого понятия.
Более сложные виды работы мышления требуют других конструкций. Суждением называется высказывание, в котором содержится утверждение относительно какого-нибудь объекта, например «Психика есть функция мозга; медь электропроводная В суждении констатируется факт отсутствия или наличия у данного объекта определенного признака, в нем отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками.
Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем. Умозаключение представляет собой логический вывод, вытекающий из имеющегося знания, выраженного в посылках. Посылки и вывод из них образуют логическую фигуру, частным случаем которой является силлогизм. Согласно схеме Р. Стернберга рассуждение, или умозаключение, можно описать как попытку соединить элементы старой информации с целью получения новой. Старая информация может быть внешней (из книг, фильмов или газет), внутренней (хранящейся в памяти) или представлять собой их сочетание.
Логические связи делают мышление доказательным, объективным и убедительным. Дискурсивное мышление (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.
Совершаясь по общим законам, мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза.
Закономерности взаимоотношений между формами мышления изучает логика. При этом она отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, но устанавливает общие законы и принципы достижения истинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.
Формы и законы мышления изучает логика, механизмы его протекания — предмет изучения психологии и нейрофизиологии. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Психология мышления как направление появилась лишь в XX в. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления — к ассоциативным законам.
В когнитивной психологии преобладают два понимания струк! туры мышления — иерархический и хаотический. Согласно первому подходу иерархия правил и структур является врожденным фактором. Американский лингвист Ноам Хомский доказал, что вопреки прежним убеждениям дети вовсе не начинают овладевать языком с нуля. Напротив, в их мозге уже существуют определенные врожденные лингвистические «программы», некий «врожденный синтаксис», который позволяет им различать и строить правильные языковые конструкции независимо от смыслового содержания.
Этим утверждениям новая концепция противопоставляет пря-я мо противоположный тезис — о модульной структуре мышления. Согласно второму подходу архитектура мышления представляет собой сложную конструкцию, состоящую из отдельных, автономных, специализированных модулей, каждый из которых предназначен для решения своей локальной задачи на основе имеющейся в его распоряжении специфической информации и средств ее обработки.
Примером такого модуля может служить та система нейронов, которая занята в мозге преобразованием двухмерного изображения внешнего мира на сетчатке глаза в трехмерный «образ мира», предстающий перед нашим «внутренним зрением». Это преобразование, как доказано многими экспериментами, имеет характер математической компутации и практически не зависит от других познавательных функций. Не случайно зрительные иллюзии сохраняются даже тогда, когда мы знаем, что они иллюзорны. Таким образом, в новой концепции мозг сходен с компьютером ле только по принципам обработки информации, но и по архитектуре.
И во втором подходе фактор врожденности никуда не исчезает, но он переносится на более глубокий уровень. Значительная часть познавательных программ, управляющих работой модулей, дана человеку от рождения. Она не формируется в процессе жизни, а определяется генами. В пользу этого говорят результаты многочисленных исследований младенческого мышления, а также бесспорные факты глубинного сходства структуры разных человеческих языков.
По С. Л. Рубинштейну всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято человеком как неудача.
Интеллект
Интеллект (от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления, рационального познания. Это латинский перевод древнегреческого понятия «нус» (ум), и по своему смыслу он тождествен ему. За рубежом интеллект обычно отождествляют с одаренностью.
Д. Векслер, создатель знаменитых тестов на интеллект, определял интеллект как комплексную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой. Он выделил в интеллекте две составляющие, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и Интеллект действия. Французский психолог Ж. Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.