Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:08, реферат
Данное методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, в программу которых входите учебный курс «Психология и педагогика» Настоящее пособие ставит своей целью формирование у студентов ВУЗов представлений об основных понятиях по теме «Психический склад личности». В представленном методическом пособии освещаются основные вопросы, касающиеся основных психологических характеристик личности, таких как способности и интеллектуальный потенциал, как меры развития когнитивно-познавательной сферы личности. Также рассматриваются проблема развития способностей личности и условий, способствующих данному развитию.
Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал] интеллект как «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свой> ства и привести свое поведение в соответствие с ними. Он выделил два базовых компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания. Согласно когнитивистскому подходу интеллект — это набор когнитивных операций, а в факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей для него отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Верной). Широкое распространение в последние годы получили теории интеллекта X. Айзенка, Э. Ханта и Р. Стернберга. Не потеряли своего значения теории социально-культурных факторов (Л. С. Выготский, М. Коул и С. Скрибнер и др.).
Пчелы и мухи
В бутылку были помещены глупые мухи и умные пчелы. Бутылка лежала в комнате на столе и была ориентирована донышком к окну, к свету. Снаружи бутылки было много всего, что было способно поддержать жизнедеятельность насекомых, внутри бутылки ничего не было. Люди ушли и вернулись через несколько недель. В этом эксперименте вылететь из бутылки означало жизнь, остаться в бутылке означало смерть. Как вы думаете, когда люди; вернулись в комнату, кто выжил — умные пчелы или глупые мухи? Выжили мухи. Как у пчел, так и у мух имеется рефлекс — лететь на свет. Весь их жизненный опыт говорил: выход там, где свет. Но умные пчелы гораздо более привержены этому рефлексу, чем мухи. Мухи, летая в бутылке по принципу броуновского движения, в конечном счете находили выход из бутылки, спасла их несистематичность. В данном случае интеллект сыграл плохую службу с пчелами.
До сих пор ученым трудно прийти к единой точке зрения относительно природы интеллекта. Некоторые считают, что интеллект — умение решать сложные задачи; другие рассматривают его как способность к обучению, обобщению и аналогиям; третьи — как возможность взаимодействия с внешним миром путем общения, восприятия и осознания воспринятого. Т. Амтхауэр рассматривал интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности, состоящую из различных факторов (речевого, счетно-математического, пространственных представлений, мнемического).
В 1982 г. Р. Стернберг попросил участников одного из экспериментов описать характеристики интеллектуальной личности; среди наиболее часто встречающихся были ответы «хорошо и логично мыслит», «много читает», «сохраняет восприимчивость и широту взглядов» и «глубоко понимает прочитанное». В качестве рабочего определения Р. Солсо предлагает рассматривать человеческий интеллект как способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать знания осмысленным способом1.
В настоящее время принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, основу которой может составлять генетически обусловленное свойство нервной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Айзенк).
Свойства и возможности интеллекта многим кажутся безграничными, отсюда противоречивость в определении его природы и функций. С одной стороны, интеллект — система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение, с другой — способность к познанию и логическому мышлению. С одной — интеллектом обладает тот, кто способен в знакомой проблеме выделить главное, проанализировать его составные части и найти способы решения задачи, с другой стороны, интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях как символ обучения человека всему новому. Способность к логическому мышлению и счету, интуитивное постижение высшей истины, способность ставить цель и направлять на ее достижение свои чувства, мышцы и реальные поступки, способность выстраивать в иерархию ценности, как и умение вообще оценивать простое и сложное, важное и второстепенное, — все это относится к сфере рассудка и разума.
Быть умным не всегда хорошо с эволюционной точки зрения. К такому выводу пришли швейцарские ученые. Биологи-эволюционисты из Университета Фрибурга поставили задачу вырастить Дрозофил более смышленых, чем обычные. Они собрали яйца смышленых дрозофил, вырастили следующее поколение и предоставили им возможность поучиться. Через 20 поколений почти все Дрозофилы селективной линии заучивали предлагаемое задание с первого раза, в то время как обычным мухам требуется от 3 до 5 заходов. Кроме того, обычные мухи забывают усвоенный урок гораздо быстрее, чем селективные. Однако в условиях острой не| хватки питания личинки самых сообразительных дрозофил уступили в способности к выживанию личинкам простых мух: из умных дрозофил выжили лишь немногие. В целом они оказались более медлительными.
В психологии существует понятие общего интеллекта и двух этих подструктур: вербального и невербального. Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей. К примеру, Д. Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал.
Очень умные дети могут быть компетентны во многих областях, однако исследование показывает, что они отстают в развитии от своих сверстников. Кора головного мозга у детей сначала становится толще, а в юношеские годы снова становится тонкой. У детей с, высоким умственным развитием кора достигает максимальной толщины позже.
Ученые выяснили, что кора головного мозга у детей с самым высоким коэффициентом умственного развития достигла наибольшей толщины только к 11 годам. У детей с немного меньшими интеллектуальными способностями это произошло в девять лет, у детей со средними способностями — в шесть. Во всех случаях кора мозга со временем стала тоньше.
Пока ученые не могут выяснить причины этого явления или доказать его связь с развитием высокого интеллекта. Однако исследователи не исключают важности роли среды, в которой растут дети. Задержка может предполагать высокие умственные способности, так как это означает, что ребенок может обрабатывать более сложные операции, в то время как кора мозга продолжает формироваться.
Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому следует не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.
Люди с аналитическим складом ума легче усваивают информацию, которая подается шаг за шагом с последовательным продвижением от фактов к понятиям. Те же, кто обладает дедуктивным складом ума, легче усваивают информацию, если вначале знакомятся с общим понятием, а потом — с конкретными данными, расшифровывающими целое. Ученики с глобальным мышлением предпочитают историю, юмор и живые примеры, нежели факты, чертежи и классическую логику.
Ученики с глобальным и аналитическим складом ума нуждаются в различных условиях обучения. «Аналитики» предпочитают заниматься в полной тишине, при хорошем освещении и в неформальной обстановке. Они обычно стараются целиком выполнить задачу, и у них редко возникает потребность в пище и питье во время работы. «Глобалыцики» лучше работают, когда звучит тихая музыка, а помещение освещено мягким светом; они часто делают перерывы и предпочитают работать над несколькими задачами сразу. Ученики с глобальным мышлением склонны действовать в группе, с аналитическим — самостоятельно или с учителем.
Высокий интеллект может помочь получить высокооплачиваемую работу или улучшить качество жизни, но в старости ум никак не влияет на то, ощущает себя человек счастливым или нет. Таковы результаты исследования Алана Гоу из Эдинбургского университета, где было опрошено 416 человек, родившихся в 1921 г. Они проходили тесты на уровень интеллекта в возрасте 11 и 79 лет, В возрасте 80 лет представители ответили на вопросы анкеты об удовлетворенности жизнью, в том пункте, где должны были указать, в частности, свой «текущий уровень счастья». Исследователи не обнаружили никакой связи между уровнем умственных способностей и субъективным ощущением счастья.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу его одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то на будет выглядеть следующим образом:
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения, какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»1.
Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б.М.Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека»2.
Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга., У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.