Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 02:20, реферат

Краткое описание

Цель реферата:

Изучить информацию по теме «Психологическое консультирование».
Обобщить изученную информацию.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.Введение в психологическое консультирование. 4
1.1.Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту. 4
1.2.Цели и задачи психологического консультирования. 5
Глава 2.Виды психологического консультирования. 6
2.1.Интимно-личностное психологическое консультирование. 6
2.2.Семейное консультирование. 7
2.3.Психолого-педагогическое консультирование. 7
2.4.Деловое консультирование. 8
Глава 3. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог – клиент. 8
3.1. По характеру запроса на психологическую помощь. 8
3.2. По особенностям восприятия психических явлений. 9
3.3. По способу работы со своими проблемами. 10
3.4. В зависимости от пола клиента. 10
3.5. В зависимости от особенностей телосложения клиента. 11
Глава 4. Позиции психологов-консультантов при работе с различными типами клиентов. 11
Глава 5. Основные этапы психологического консультирования. 12
5.1.Знакомство с клиентом и начало беседы. 12
5.2.Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез. 13
5.3. Оказание воздействия. 14
5.4. Завершение консультативной беседы. 15
Глава 6. Техника психологического консультирования. 16
6.1. Перефразирование. 16
6.2. Отражение чувств клиента. 17
6.3. Присоединение чувства к содержанию. 18
6.4. Прояснение проблемной ситуации (возможные вопросы). 18
Глава 7. Условия результативности психологического консультирования. 19
7.1.Как понять, что вы все делаете правильно. 19
7.2. Как понять, что вы делаете что-то не так, и что можно предпринять по этому поводу. 20
Выводы. 21
Библиография. 22
Приложение 23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психол.консульт.docx

— 96.62 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, выделим  так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей.

Следующий по значимости и  частоте встречаемости в жизни  вид психологического консультирования – семейное консультирование.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей.

Каждый из перечисленных  видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей  психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах  деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных  видов психологического консультирования есть свои особенности.

 

    1. Интимно-личностное психологическое консультирование.

 

Консультирование в так  называемом интимно-личностном аспекте  является довольно распространенным видом  и возникает у множества людей. К этому виду можно отнести  консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают  человека как личность, вызывают у  него сильные переживания, обычно тщательно  скрываемые от окружающих людей. К примеру: психологические или поведенческие недостатки; проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, половых отношений и т.п.

Интимно-личностное консультирование обычно требует:

  1. Закрытых для посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений между ними;
  2. Создания особой обстановки при консультировании вида – исповедь. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку как на психолога-консультанта, так и самого клиента; длительного и как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; достаточно длительного периода для решения возникшей у клиента проблемы.

Цель данного  вида консультирования состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

 

    1. Семейное консультирование.

 

Проблемы по вопросам семейного  консультирования возникают у людей  настолько часто и имеют свои особенности, что в сложившейся  на данный момент времени практике психологического консультирования выделилось его особое направление - семейное консультирование.

Психологи консультанты работают с парами (состоящими в браке или  нет), семьями и детьми, помогая  им преодолевать трудности, возникающие  при близких отношениях, в том  числе проблемы общения, содействуя разрешению конфликтов, консультируя по вопросам воспитания детей, близости и взаимного доверия.

Основные вопросы, связанные с проведением такого консультирования можно разделить на такие подгруппы:

1.Взаимоотношения клиента с его будущим супругом.

2.Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.

3.Взаимоотношение супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.

4.Взаимоотношения родителей и детей в одной и той же семье.

 

    1. Психолого-педагогическое консультирование.

 

К психолого-педагогическому  консультированию можно отнести  обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического  руководства, управления детскими и  взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования  программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются  варианты проблем, относящихся к  взаимоотношениям между родителями и детьми. Очень часто в молодой  семье супруги, ставшие матерью  и отцом, сталкиваются с трудностями  установления нормальных отношений  с детьми в возрасте от двух до трех лет.

Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста (плохо учится, плохо ведет себя на уроках, не складываются взаимоотношения с одноклассниками и т.д.).

Особенно часто за консультацией  к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У  них могут возникать следующие проблемы:

- часто возникающие между  подростком и родителями конфликты;

- подростки ведут себя  вызывающе, не выполняют свои  обязанности по дому, не выполняют родительские требования;

- родителям кажется, что  подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями;

- подросток ничем серьезным,  с точки зрения родителей, не  интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и  достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных  браках родителей и разводах, наличие  детей от другого брака в новом  браке кого-то из родителей и пр. 

    1. Деловое консультирование.

 

Деловое консультирование относится  к одному из распространенных видов  психологического консультирования. Сюда можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствование и развитие у человека способностей, организации его труда, повышение работоспособности, ведения деловых переговоров и др.

Консультирование по проблемам карьеры расцвело в последние десятилетия благодаря прогрессу в теории и практике оценки, а также растущей потребности в этой службе в условиях все более сложной экономики. Если ранние тесты «на призвание» пытались определить, какой вид работы подходит конкретному индивидууму в зависимости от его умений и способностей, то сегодняшняя оценка профессиональных возможностей включает в себя и исследование не только умений, но и интересов человека. Причем ее цель состоит в соотнесении карьерных устремлений индивидуума с его интересами и способностями, а также в установлении соответствия его темперамента определенным видам деятельности.

Глава 3. Типы клиентов и особенности взаимоотношений  психолог – клиент.

 

Эту проблему рассматривали  многие авторы. Обозов Н.Н. позволяет выделить пять оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:

  1. по характеру запроса на психологическую помощь;
  2. по особенностям восприятия психических явлений;
  3. по способу работы со своими проблемами;
  4. в зависимости от пола клиента;
  5. в зависимости от особенностей телосложения клиента.

Рассмотрим подробнее.

3.1. По характеру  запроса на психологическую помощь.

 

1. Не уверенный в себе клиент. Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений.

Цель обращения  к психологу-консультанту – снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений – сложный процесс, они не уверены в себе.

При работе с клиентом – психолог-консультант, должен быть максимально собранным, четким, даже категоричным в высказываниях и поведении. Он должен создать полюс уверенности в решаемых вопросах. Убедительность и достоверность высказываемых психологом соображений должна естественно «перевесить одну из чаш весов», на которые давят сомнения.

2. Уверенный в себе клиент. Обращается  для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения,

Цель обращения  к психологу-консультанту – необходимость в получении информации, подтверждающей уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Несмотря на то, что этот человек уверен в себе, возможно, его деятельность не столь успешна, сколь могла бы быть. Его подсознание побуждает его к тому, чтобы обратиться за помощью. Но его гордое сознание отказывается это принимать.

При работе с клиентом – психологу-консультанту следует принять на себя роль  ведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобраться в ситуации. Следует детально обсудить и разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент. Необходимо поставить перед клиентом вопрос о вероятностях возникновения тех или иных желательных и нежелательных вариантов развития ситуации. Таким образом способствовать конструктивному разрешению внутреннего конфликта у клиента и не вызывать реакцию психологической защиты, отторжения.

3. Клиент все знающий и доверяющий только себе. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Не глуп, но проблема в характере. Склонен запускать свои проблемы. Таким людям, в силу их резонерских особенностей, нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни.

Цель обращения  к психологу-консультанту – попытка найти собеседника. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались ранее, отступает на задний план.

При работе с клиентом – доброжелательное отношение к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей.

4. Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину». Очень часто это люди, с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые, и страдающие вследствие своей доброты.

Цель обращения  к психологу-консультанту – необходимость в любви, принятии, сочувствии. Но главное – Слушание

При работе с клиентом – советы не обязательны, они могут оттолкнуть, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. При процессе слушанья клиента этого типа следует быть осторожным, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору, и психологу-консультанту, естественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Не значит, что этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать.

3.2. По особенностям  восприятия психических явлений.

 

1. Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент. Стремится к точному знанию о себе и окружающих, обратной стороной такого стремления является то, что, он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно поддается объективации, рациональному анализу.

Цель обращения  к психологу-консультанту – подобного рода клиента интересуют количественные характеристики личности, факты, полученные в результате строгих научных экспериментов.

При работе с клиентом – учитывать тот факт, что клиент данного типа особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик, таких как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Раймонда Кэттелла. Его интересует не просто мнение консультанта, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избежать негативного отношения к консультированию.

2. Интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный клиент. Считает личность уникальным, таинственным образованием. Привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути. Обратной стороной личностной ориентации на интуитивное познание является неприятие рационального.

Цель обращение  к психологу-консультанту – интерес к глубинным механизмам психики, подсознательной природе человека.

При работе с клиентом – следует учитывать, что данный тип склонен доверять информации, полученной с помощью методик, более ориентированных на качественный анализ – тест Германа Рошарха, Люшера. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутреннему голосу, и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет.

3.3. По способу  работы со своими проблемами.

 

1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как. Это наиболее желательный для психологов-консультантов тип клиентов.

Информация о работе Психологическое консультирование