Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 02:20, реферат
Цель реферата:
Изучить информацию по теме «Психологическое консультирование».
Обобщить изученную информацию.
Введение. 3
Глава 1.Введение в психологическое консультирование. 4
1.1.Кто, когда и зачем обращается к психологу-консультанту. 4
1.2.Цели и задачи психологического консультирования. 5
Глава 2.Виды психологического консультирования. 6
2.1.Интимно-личностное психологическое консультирование. 6
2.2.Семейное консультирование. 7
2.3.Психолого-педагогическое консультирование. 7
2.4.Деловое консультирование. 8
Глава 3. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог – клиент. 8
3.1. По характеру запроса на психологическую помощь. 8
3.2. По особенностям восприятия психических явлений. 9
3.3. По способу работы со своими проблемами. 10
3.4. В зависимости от пола клиента. 10
3.5. В зависимости от особенностей телосложения клиента. 11
Глава 4. Позиции психологов-консультантов при работе с различными типами клиентов. 11
Глава 5. Основные этапы психологического консультирования. 12
5.1.Знакомство с клиентом и начало беседы. 12
5.2.Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез. 13
5.3. Оказание воздействия. 14
5.4. Завершение консультативной беседы. 15
Глава 6. Техника психологического консультирования. 16
6.1. Перефразирование. 16
6.2. Отражение чувств клиента. 17
6.3. Присоединение чувства к содержанию. 18
6.4. Прояснение проблемной ситуации (возможные вопросы). 18
Глава 7. Условия результативности психологического консультирования. 19
7.1.Как понять, что вы все делаете правильно. 19
7.2. Как понять, что вы делаете что-то не так, и что можно предпринять по этому поводу. 20
Выводы. 21
Библиография. 22
Приложение 23
Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей.
Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование.
Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование.
Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей.
Каждый из перечисленных
видов психологического консультирования
в чем-то сходен с другими, например
в том, что одинаковые по своей
психологической трактовке
Консультирование в так называемом интимно-личностном аспекте является довольно распространенным видом и возникает у множества людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. К примеру: психологические или поведенческие недостатки; проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, половых отношений и т.п.
Интимно-личностное консультирование обычно требует:
Цель данного вида консультирования состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.
Проблемы по вопросам семейного консультирования возникают у людей настолько часто и имеют свои особенности, что в сложившейся на данный момент времени практике психологического консультирования выделилось его особое направление - семейное консультирование.
Психологи консультанты работают с парами (состоящими в браке или нет), семьями и детьми, помогая им преодолевать трудности, возникающие при близких отношениях, в том числе проблемы общения, содействуя разрешению конфликтов, консультируя по вопросам воспитания детей, близости и взаимного доверия.
Основные вопросы, связанные с проведением такого консультирования можно разделить на такие подгруппы:
1.Взаимоотношения клиента с его будущим супругом.
2.Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.
3.Взаимоотношение супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.
4.Взаимоотношения родителей и детей в одной и той же семье.
К психолого-педагогическому
консультированию можно отнести
обсуждение консультантом с клиентом
вопросов обучения и воспитания детей,
научения чему-либо и повышение педагогической
квалификации взрослых людей, педагогического
руководства, управления детскими и
взрослыми группами и коллективами.
К психолого-педагогическому
В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Очень часто в молодой семье супруги, ставшие матерью и отцом, сталкиваются с трудностями установления нормальных отношений с детьми в возрасте от двух до трех лет.
Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста (плохо учится, плохо ведет себя на уроках, не складываются взаимоотношения с одноклассниками и т.д.).
Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:
- часто возникающие между
подростком и родителями
- подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования;
- родителям кажется, что
подросток что-то от них
- подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.
Вызвать проблемы могут и
достаточно взрослые дети. По мнению родителей,
они дружат не с теми сверстниками,
не в тот вуз хотят поступать.
Межличностные проблемы при повторных
браках родителей и разводах, наличие
детей от другого брака в новом
браке кого-то из родителей и пр.
Деловое консультирование относится к одному из распространенных видов психологического консультирования. Сюда можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствование и развитие у человека способностей, организации его труда, повышение работоспособности, ведения деловых переговоров и др.
Консультирование по проблемам карьеры расцвело в последние десятилетия благодаря прогрессу в теории и практике оценки, а также растущей потребности в этой службе в условиях все более сложной экономики. Если ранние тесты «на призвание» пытались определить, какой вид работы подходит конкретному индивидууму в зависимости от его умений и способностей, то сегодняшняя оценка профессиональных возможностей включает в себя и исследование не только умений, но и интересов человека. Причем ее цель состоит в соотнесении карьерных устремлений индивидуума с его интересами и способностями, а также в установлении соответствия его темперамента определенным видам деятельности.
Эту проблему рассматривали многие авторы. Обозов Н.Н. позволяет выделить пять оснований для классификации клиентов и рекомендаций по взаимоотношениям с ними:
Рассмотрим подробнее.
1. Не уверенный в себе клиент. Много размышляет над ситуацией, много взвешивает, но никак не может принять решение, избавиться от сомнений.
Цель обращения к психологу-консультанту – снять с себя ответственность в принятии необходимого жизненного решения. Для таких людей принятие решений – сложный процесс, они не уверены в себе.
При работе с клиентом – психолог-консультант, должен быть максимально собранным, четким, даже категоричным в высказываниях и поведении. Он должен создать полюс уверенности в решаемых вопросах. Убедительность и достоверность высказываемых психологом соображений должна естественно «перевесить одну из чаш весов», на которые давят сомнения.
2. Уверенный в себе клиент. Обращается для подтверждения правильности своего уже готового понимания затруднительного положения,
Цель обращения к психологу-консультанту – необходимость в получении информации, подтверждающей уже готовую, сложившуюся у него точку зрения. Несмотря на то, что этот человек уверен в себе, возможно, его деятельность не столь успешна, сколь могла бы быть. Его подсознание побуждает его к тому, чтобы обратиться за помощью. Но его гордое сознание отказывается это принимать.
При работе с клиентом – психологу-консультанту следует принять на себя роль ведомого, который только подсказками, предположениями помогает разобраться в ситуации. Следует детально обсудить и разобрать все возможные варианты последствий действий, которые собирается совершить клиент. Необходимо поставить перед клиентом вопрос о вероятностях возникновения тех или иных желательных и нежелательных вариантов развития ситуации. Таким образом способствовать конструктивному разрешению внутреннего конфликта у клиента и не вызывать реакцию психологической защиты, отторжения.
3. Клиент все знающий и доверяющий только себе. Клиент этого типа все подвергает сомнению, противоречив, но при этом убежден в своей правоте. Не глуп, но проблема в характере. Склонен запускать свои проблемы. Таким людям, в силу их резонерских особенностей, нелегко бывает найти себе партнеров по общению в реальной жизни.
Цель обращения к психологу-консультанту – попытка найти собеседника. Люди выговариваются, расслабляются, у них повышается настроение. Многое из того, на чем они зацикливались ранее, отступает на задний план.
При работе с клиентом – доброжелательное отношение к клиентам этого типа и игнорирование тех особенностей, которые обычно отталкивают окружающих от этих людей.
4. Клиент с потребностью «выговориться», «ищущий сочувствия», «отдушину». Очень часто это люди, с нелегкой жизнью, одинокие, чувствительные, добрые, и страдающие вследствие своей доброты.
Цель обращения к психологу-консультанту – необходимость в любви, принятии, сочувствии. Но главное – Слушание
При работе с клиентом – советы не обязательны, они могут оттолкнуть, испугать тем, что с ними не просто говорят, как с людьми, а начинают «оказывать им психологическую помощь». Переходить к оказанию этой помощи можно только в случае специального запроса. При процессе слушанья клиента этого типа следует быть осторожным, поскольку общение с таким клиентом легко принимает структуру, свойственную естественному разговору, и психологу-консультанту, естественно, хочется «вставить свое слово», поделиться и своим мнением. Не значит, что этого делать нельзя. Но надо следить, чтобы больше говорил клиент. Если клиент активен, говорит, не следует его перебивать.
1. Рационалистичный, реалистичный, прагматически ориентированный клиент. Стремится к точному знанию о себе и окружающих, обратной стороной такого стремления является то, что, он склонен недооценивать, игнорировать все, что касается душевной жизни человека, что трудно поддается объективации, рациональному анализу.
Цель обращения к психологу-консультанту – подобного рода клиента интересуют количественные характеристики личности, факты, полученные в результате строгих научных экспериментов.
При работе с клиентом – учитывать тот факт, что клиент данного типа особенно склонен доверять результатам высоко стандартизированных тестовых методик, таких как MMPI, опросник «16 личностных факторов» Раймонда Кэттелла. Его интересует не просто мнение консультанта, а на основании чего он это говорит. Все это необходимо учитывать в работе с таким клиентом, чтобы избежать негативного отношения к консультированию.
2. Интуитивно ориентированный, эмоционально-утонченный клиент. Считает личность уникальным, таинственным образованием. Привлекают качественные, образные, художественные характеристики личности и ее жизненного пути. Обратной стороной личностной ориентации на интуитивное познание является неприятие рационального.
Цель обращение к психологу-консультанту – интерес к глубинным механизмам психики, подсознательной природе человека.
При работе с клиентом – следует учитывать, что данный тип склонен доверять информации, полученной с помощью методик, более ориентированных на качественный анализ – тест Германа Рошарха, Люшера. Такой клиент оценивает то, что говорит консультант, прислушиваясь к своему внутреннему голосу, и как бы взвешивая на своих глубинных внутренних весах, что близко к истине, а что нет.
1. Клиент, который в ситуации затруднения стремится перестроить свое поведение, стиль деятельности, образ жизни, но не знает как. Это наиболее желательный для психологов-консультантов тип клиентов.