Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 20:44, научная работа
Актуальность исследования. В последнее время проблема проявления суицидального поведения в подростковом возрасте приобретает все более острую значимость и привлекает внимание многих ученых. Актуальность исследования обусловливает то, что суицид приобретает характер «большой эпидемии», «чумы XXI века». Прогнозируемые данные ошеломляют своей стремительной динамикой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тысяч человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток в десятки раз больше.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Теоретический анализ проблемы суицидального поведения подростков
1.1Феноменология понятий «суицид», «суицидальное поведение»…………..6
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения подростков………..11
1.3 Основные формы психопрофилактики суицидального поведения………15
2 Профилактическая деятельность психолога по предотвращению суицидального поведения среди подростков
2.1 Экспериментальная работа на констатирующем этапе и анализ результатов………………………………………………………………………..19
2.2 Реализация психокоррекционной программы …………………………….27
2.3 Анализ результатов на завершающем этапе эксперимента ………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
Четвёртая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности в случае предупреждения суицидального поведения признаны познание (путешествия), значимое общение, творчество, общественная деятельность, в том числе религиозно-духовная и благотворительная.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к девиантному поведению.
Седьмая форма - минимизация негативных последствий суицидального поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства можно сформулировать следующим образом:
1) формирование мотивации на социальную адаптацию;
2) стимулирование личностных
изменений;
3) коррекция суицидального поведения;
4) создание благоприятных
социально-психологических
Эффективность работы оценивается как по объективным признакам уменьшения нежелательного поведения, так и по субъективным изменениям. Одним из наиболее важных критериев позитивных изменений выступает повышение уровня социальной адаптации личности.
В случае психологической
интервенции суицидального
Анализ исследований по проблеме суицидального поведения детей и подростков позволяет сделать вывод о том, что не существует линейной зависимости между суицидальными действиями и каким-либо конкретным фактором, механизмом. Суицидальное поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - условий и психологических причин.
2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА ПО
2.1 Экспериментальная работа на констатирующем этапе
и анализ результатов
Для диaгнocтики суицидального
поведения в подростковом возрасте
нaми былa иcпoльзoвaнa кoмплeкcнaя
- прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков;
- методика определения уровня депрессии В. А. Жмурова;
- шкала социально-психологической адаптированности (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, адаптированная Т. В. Снегирёвой.
Планирование комплекса мероприятий по психологической профилактике суицидального поведения школьников осуществлялось с учётом того, что психологическая профилактика может решать различные задачи:
- контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии;
- контроль факторов и выявление групп риска;
- оказание психологической помощи конкретной личности.
Наиболее реальными в условиях проведения эксперимента, ограниченного во времени, являются две последних задачи.
Мы учитывали тот факт, что суицидоопасные реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирования. В аффективной сфере это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида). В когнитивной области возникает неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, с искажённым восприятием времени. Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным.
Исходя из этих посылок,
мы посчитали целесообразным осуществление
психологической
Иccлeдoвaниe прoвoдилocь в COШ пос. Серебряково в 9 «A» и 9 «Б» клaccax. Выбoркa cocтaвилa 44 девятиклассников в вoзрacтe 15-16 лeт мужcкoгo и жeнcкoгo пoлa (23 юноши и 21 девушка). К девятиклассникам были примeнeны рaccмoтрeнныe вышe мeтoдики.
Экспериментальная работа осуществлялась методами наблюдения, беседы с подростками, родителями и учителями, школьным медиком, методом тестирования.
Поскольку склонность к
суицидальному поведению может
привести к трагическому финалу, мы
посчитали некорректным разделять
классы на контрольный и
Планируя профилактическую работу, мы учитывали три возможных степени суицидального риска:
1) незначительный риск (есть суицидальные мысли без определённых планов);
2) риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации);
3) высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).
При оценке риска суицида планировалось также выявление психического или соматического заболевания, наличия или отсутствия социальной поддержки, недавней утраты близких, предшествующих суицидальных попыток, плана самоубийства и доступности средств для выполнения этого плана, возможного влияния психоактивных средств; изучение семейного анамнеза (истории семьи) во время бесед с классным руководителем, родителями, школьным медработником.
Кроме того, с родителями подростков, приблизившихся к группе риска по склонности к суицидальному поведению, и педагогами проводились целенаправленные беседы и консультации.
Для всех остальных подростков был разработан комплекс общепрофилактических мероприятий (беседы, классные часы и т. п.).
В итoгe тестирования, проводимого психологом на основе полученной информации от педагогов, медработника, родителей, собственных наблюдений и бесед, были получены cлeдующиe рeзультaты.
1. Анализ результатов
по прогностической таблице
Этот тест был поставлен первым как наиболее «жёсткий», позволяющий сразу определить, существует ли какая – либо степень суицидального риска из указанных выше.
Статистика проблем риска суицида, с которыми сталкиваются все подростки 9 «А» класса, представлена в таблице 1.
Как следует из данных таблицы 1, наибольший удельный вес принадлежит неудачам в учёбе, низким школьным успехам. Эта проблема характерна для 8 подростков. Ей принадлежит 36,3%. Для пятерых школьников характерна проблема неполной семья (развод родителей) – 22,7%. Одинаковое количество - 6 и 6 относится к проблемам «отсутствие опоры на любящего взрослого» и «нарушение контроля, импульсивность» (соответственно по 27,2%). Из 22-х учащихся 9 «А» класса пятеро имеют проблему, связанную с низкой самооценкой (22,7%). Они же сталкиваются с проблемой пассивности, робости, несамостоятельности. Отсутствуют в ряду проблем у всего класса проблема утраты обоих родителей, инвалидность и тяжёлые соматические болезни, употребление алкоголя и наркотиков. В 9 «А» классе подростков, набравших бы более 25 баллов, невыявлено. Однако шестеро из 22 подростков (4 девушки и 2 юноши) набрали 23 – 24 балла, а один из шестерых (девушка) – 25 баллов. И хотя шестеро подростков не набрали 25 баллов, но они приблизились к максимально допустимому уровню. Поэтоу мы посчитали необходимым включить их в группу, которой на втором этапе эксперимента оказывалась специальная психологическая помощь.
Таблица 1
Результаты тестирования по прогностической таблице риска суицида
в 9 «А» классе
№ |
Проблемы |
Баллы |
Колич. испытуем., чел. |
Уд. вес проблем, % |
1 |
утрата обоих родителей |
5 |
- |
- |
2 |
утрата одного из родителей или развод в семье |
4 |
5 |
22,7 |
3 |
тяжёлая психологическая атмосфера в семье |
4 |
3 |
13,6 |
4 |
изоляция в детском коллективе |
4 |
1 |
4,5 |
5 |
несправедливые методы воспитания, подавление |
4 |
3 |
13,6 |
6 |
тяжёлые соматические болезни, инвалидность |
3 |
- |
- |
7 |
отсутствие опоры на любящего взрослого |
3 |
6 |
27,2 |
8 |
неудачи в учёбе, низкие школьные успехи |
3 |
8 |
36,3 |
9 |
акцентуации характера |
3 |
4 |
18,1 |
10 |
употребление алкоголя и наркотиков |
2 |
- |
- |
11 |
нарушение контроля, импульсивность |
2 |
6 |
27,2 |
12 |
низкая самооценка |
1 |
5 |
22,7 |
13 |
тяжело протекающий пубертат |
1 |
2 |
9,0 |
14 |
пассивность, робость, несамостоятельность |
1 |
5 |
22,7 |
всего испытуемых |
- |
22 |
100 |
Рисунок 1. Соотношение числа подростков 9 «А» класса, требующих специальной или общепрофилактической психологической помощи
Для дальнейшего исследования мы рассчтали соотношение числа подростков, требующих специальной помощи, и тех, к кому может быть применена общепрофилактическая помощь (в процентах). Результаты по 9 «А» классу отражены на рисунке 1.
Статистика проблем риска суицида, с которыми сталкиваются все подростки 9 «Б» класса, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Результаты тестирования по прогностической таблице риска суицида
в 9 «Б» классе
№ |
Проблемы |
Баллы |
Колич. испытуем., чел. |
Уд. вес проблем, % |
1 |
утрата обоих родителей |
5 |
1 |
4,5 |
2 |
утрата одного из родителей или развод в семье |
4 |
7 |
31,8 |
3 |
тяжёлая психологическая атмосфера в семье |
4 |
3 |
13,6 |
4 |
изоляция в детском коллективе |
4 |
- |
- |
5 |
несправедливые методы воспитания, подавление |
4 |
2 |
9,0 |
6 |
тяжёлые соматические болезни, инвалидность |
3 |
- |
- |
7 |
отсутствие опоры на любящего взрослого |
3 |
7 |
31,8 |
8 |
неудачи в учёбе, низкие школьные успехи |
3 |
9 |
40,9 |
9 |
акцентуации характера |
3 |
8 |
36,3 |
10 |
употребление алкоголя и наркотиков |
2 |
1 |
4,5 |
11 |
нарушение контроля, импульсивность |
2 |
8 |
36,3 |
12 |
низкая самооценка |
1 |
6 |
27,2 |
13 |
тяжело протекающий пубертат |
1 |
2 |
9,0 |
14 |
пассивность, робость, несамостоятельность |
1 |
5 |
22,7 |
всего испытуемых |
- |
22 |
100 |
Информация о работе Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков