Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 20:44, научная работа
Актуальность исследования. В последнее время проблема проявления суицидального поведения в подростковом возрасте приобретает все более острую значимость и привлекает внимание многих ученых. Актуальность исследования обусловливает то, что суицид приобретает характер «большой эпидемии», «чумы XXI века». Прогнозируемые данные ошеломляют своей стремительной динамикой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тысяч человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток в десятки раз больше.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Теоретический анализ проблемы суицидального поведения подростков
1.1Феноменология понятий «суицид», «суицидальное поведение»…………..6
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения подростков………..11
1.3 Основные формы психопрофилактики суицидального поведения………15
2 Профилактическая деятельность психолога по предотвращению суицидального поведения среди подростков
2.1 Экспериментальная работа на констатирующем этапе и анализ результатов………………………………………………………………………..19
2.2 Реализация психокоррекционной программы …………………………….27
2.3 Анализ результатов на завершающем этапе эксперимента ………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......
Полученные результаты свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес занимают проблемы: 1) неудачи в учёбе, низкие школьные успехи - 40,9%; 2) акцентуации характера, нарушение контроля, импульсивность – по 36,3%; 3) отсутствие опоры на любящего взрослого, развод в семье – по 31,8%; 4) низкая самооценка – 27,2%; 5) пассивность, робость, несамостоятельность – 22,7%. При этом, как выяснилось из бесед с педагогами и школьным медиком, один из подростков употребляет наркотики и 1 девушка воспитывается в семье бабушки. В 9 «Б» классе подростков, набравших бы более 25 баллов, также не выявлено. При этом проблемы семерых подростков оцениваются по шкале прогноситической таблицы в 22 – 25 баллов, что также позволяет их отнести в группу, нуждающуюся в специальной психологической помощи.
Соотношение подростков, требующих специальной помощи, и тех, к кому может быть применена общепрофилактическая помощь в 9 «Б» классе отражено на рисунке 2.
Рисунок 2. Соотношение числа подростков 9 «Б» класса, требующих специальной или общепрофилактической психологической помощи
Таким образом, на первоначальном этапе тестирования по прогностической таблице выявлено 13 подростков, которые нуждаются в специальной психологической помощи.
2) Анализ результатов по опросной методике уровня депрессии В. А. Жмурова. (рис. 3).
Рисунок 3. Уровень депрессии учащихся 9 «А» класса на этапе первичной диагностики (%)
Оценка депрессивности в 9 «Б» классе показала следующие результаты: депрессия отсутствует либо незначительна – 13 школьников (59,2%); депрессия минимальна – 1 школьник (4,5%); лёгкая депрессия – 1 школьник (4,5%); умеренная депрессия – 7 школьников (31,8%); выраженная депрессия – нет. Результаты тестирования в 9 «Б» классе отражены на рисунке 4.
Рисунок 4. Уровень депрессии учащихся 9 «Б» класса на этапе первичной диагностики (%)
3) Анализ результатов по методике К. Роджерса и Р. Даймонда - шкала социально-психологической адаптированности (СПА).
Обработка результатов тестирования суждений учащихся 9 «А» показало следующие результаты:
- нормальный индекс СПА (38 – 44 балла) характеризует 14 школьников (63,8%);
- высокий индекс СПА (47 - 49 баллов) выявлен у 2-х учащихся (9%). Эти школьники (девушка и юноша) занимают лидерские позиции в классе;
- низкий индекс СПА (26 – 29 баллов) у 6-х школьников - тех же, что показали проблемные результаты по первым трём методикам (27,2%).
Их поведение отличается в той или иной мере «закрытостью» - это достаточно ярко выраженные интраверты, четверо из них имеют серьёзные проблемы в учёбе, пропускают занятия, ни с кем не дружат в классе.
Двое других, напротив, имеют достаточно высокие показатели учебной деятельности, но также малообщительны. Кроме того, отличаются неуравновешенностью, вспыльчивостью, а порой – и агрессивностью.
Обработка результатов тестирования суждений учащихся 9 «Б» показало следующие результаты:
- нормальный индекс СПА (38 – 43 балла) характеризует 13 школьников (59,2%);
- высокий индекс СПА (48 - 49 баллов) выявлен у 2-х учащихся (9%).
- низкий индекс СПА (27 – 29 баллов) наблюдается у 7-х школьников (31,8%).
Таким образом, этап первичной диагностики на предмет выявления склонности подростков к суицидальному поведению, включавший наблюдение, тестирование по трём методикам, беседы с педагогами, школьным медработником, предоставил возможность оценить уровень депрессии, выявить подростков, приближающихся к группе риска. В 9 «А» классе таких детей 6, в 9 «Б» - 7, что позволило выделить их в отдельную группу, к которой применялись специальные методики-тренинги. Для всех остальных девятиклассников была разработана программа общепрофилактических мероприятий.
2.2 Реализация психокоррекционной программы
По результатам
На первом этапе с девятиклассниками (шестеро подростков из 9 «А» класса и семеро - из 9 «Б» класса) были проведены индивидуальные беседы, преследовавшие целью установление контакта, выяснение проблем в межличностном общении, общении с педагогами и родителями, выяснение интеллектуальных интересов (какую музыку слушает, что читает, какие фильмы предпочитает подросток).
Второй шаг – стараемся убедить подростков, что те негативные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, не являются исключительными. Весьма актуальны здесь примеры из художественной литературы, из жизни знаменитостей. Подобные ассоциативные связи доступны проблемному подростку, поскольку такие дети, как правило, высоко интеллектуальны.
Наводим подростка на размышления о жизни и смерти, о том, что жизнь – великий дар. Выясняем, что подросток думает об этих, наиболее фундаментальных, понятиях, всегда волновавших человечество, что на данном этапе считает для себя смыслом жизни, используя методику, предложенную Н. А. Сакович [12].
Третий этап - планирование действий, необходимых для преодоления кризиса в индивидуальных вариантах, приемлемых именно для данного подростка. Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к планированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования инициативы подростка и предоставления необходимого времени для проработки.
Четвёртый этап - активная психологическая поддержка и повышение уверенности в своих силах. Ведущие приёмы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов. На завершающем этапе кризисной работы обсуждаем, каким образом преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных трудностей в будущем.
Дальнейшая работа – работа в группе с применением соответствующих методик, направленных на формирование личностных, культурных и социо-демографических защитных факторов.
Занятие в форме групповой работы с элементами тренинга проводились как набор ролевых (моделирующих) игр и упражнений, групповых дискуссий и оценочных упражнений, которые являются продуктивными методами, позволяющими проанализировать отношение к вопросам межличностного общения, нормы и ценности, а также тренировать коммуникативные навыки.
Занятия проводились в соответствии с разработанной программой. Было проведено 9 занятий.
Занятие 1. Тема « Визитка».
Цель: сплочение группы, выработка правил, развитие коммуникативных навыков.
Разминка «Баранья голова». «Визитка». «Заключение контракта». Рефлексия занятия. Ритуал окончания. «Аплодисменты по кругу».
Занятие 2. Тема: «В море эмоций»
Цель: расширить знания участников о чувствах и эмоциях, развитие безоценочного восприятия эмоций, обучить навыкам выражения собственных эмоций и чтение их у других людей.
Ритуал приветствия. Разминка «Шурум-бурум». Цель: познакомиться с эмоциями. «Называем чувства». Цель: обогащение словаря эмоций у участников. «Бумажные мячики (Снежки)». Цель: эмоциональная разрядка, снятие психоэмоционального напряжения. Рефлексия занятия. Ритуал окончания.
Занятие 3. «Доволен ли я собой?»
Цель: помочь школьникам разобраться в сильных и слабых сторонах своей личности; научить уважать и принимать себя.
Ритуал приветствия Разминка. «Какой Я?» «Принятие себя» Рефлексия занятия.
Занятие 4. «Контраргументы».
Цели: создание условий для самораскрытия; умение вести полемику и находить контраргументы.
Ритуал приветствия. Разминка. «Мой характер» «Дневник». Рефлексия занятия.
Ритуал окончания.
Занятие 5. «Цели».
Цели: осознание целей своей жизни; развитие способности целеполагания.
Ритуал приветствия. Разминка. Информационный блок. Упражнение «Мои цели». Рефлексия занятия.
Ритуал окончания.
Занятие 6. Тема «Мои качества и ценности»
Цель: создать условия для переоценки личностных качеств, ценностей, повышения самооценки, усиления Эго.
Ритуал приветствия «Твое лучшее качество» Разминка «Прорвись в круг». Цель: настроится на работу, повысить чувство принадлежности к группе, развить коммуникативные навыки. Сказка К. Ушинского «Ветер и солнце»
«Драгоценные качества». «Система личных ценностей и самооценка. Ритуал окончания.
Занятие 7. Тема: «В глубине души»
Цель: создать условия для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.
Ритуал приветствия
Разминка «Прогноз погоды». Цель: настроиться на работу, повысить навыки эмпатии, повысить чувство принадлежности к группе.
«Волшебная рука». Цель: повышение самооценки, усиление эго.
«Волшебная лавка». Цель: исследовать свою собственную значимость, определяя свои ценные личные качества.
Рефлексия занятия. Ритуал окончания.
Занятие 8. Тема «Среди проблем»
Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное состояние.
Ритуал приветствия
Разминка «Сигнал». «Цикл потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида». Цель: определить свои потери и поделиться ими с группой; обсудить свое прохождение цикла потери и определить стадию, на которой они сейчас, по их мнению, находятся. Получить представление о процессе переживания острого горя, получить представления о подростковых суицидах, начать или продолжить процесс переживания личных потерь, определить факторы, которые могут способствовать депрессии. «Я чувствую себя хорошо». Рефлексия. Ритуал завершения.
Занятие 9. «Прощание со страхами».
Цели: формирование способности осознавать свои страхи; поиск внутренних и внешних ресурсов.
Система общепрофилактических
мероприятий реализовывалась
Программа мероприятий включала:
1) упражнения – игры, тесты, тренинги, проводившиеся на классных часах;
2) выступления на родительских собраниях;
3) консультации для педагогов
2.3 Анализ результатов на завершающем этапе эксперимента
С целью проверки эффективности кoррeкциoннoй рaбoты былa прoвeдeнa втoричнaя диaгнocтикa учащихся 9 «А» и 9 «Б» класса с использованием методики К. Роджерса и Р. Даймонда как наиболее фундаментальной, характеризующей уровень социально-психологической адаптированности подростков.
Обработка результатов тестирования суждений учащихся 9 «А» показало следующие результаты:
- нормальный индекс СПА - 16 учащихся (72,9%);
- высокий индекс СПА– 2 учащихся (9%);
- низкий индекс СПА - 4 учащихся (18,1%).
Динамика изменения уровня СПА в 9 «А» классе отражена на рисунке 5
Рисунок 5. Динамика изменения уровня социально-психологической адаптированности учащихся 9 «А» класса
Как следует из данных повторного диагностирования, соотношение между уровнями СПА изменилось: нормальный индекс социально-психологической адаптированности характеризует 16 девятиклассников, а не 14 как при первичном тестировании. У двоих подростков, имевших низкий индекс СПА и приближавшихся к группе риска, он повысился.
Соответственно результаты повторной диагностики среди учащихся 9 «Б» класса следующие:
- нормальный индекс СПА - 15 учащихся (68,3%);
- высокий индекс СПА - 2-е учащихся (9%);
- низкий индекс СПА
- 5 учащихся (22,7%).
Динамика изменения уровня СПА в 9 «Б» классе отражена на рисунке 6
Рисунок 6. Динамика изменения уровня социально-психологической адаптированности учащихся 9 «Б» класса
Информация о работе Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков