Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 20:44, научная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последнее время проблема проявления суицидального поведения в подростковом возрасте приобретает все более острую значимость и привлекает внимание многих ученых. Актуальность исследования обусловливает то, что суицид приобретает характер «большой эпидемии», «чумы XXI века». Прогнозируемые данные ошеломляют своей стремительной динамикой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400 – 500 тысяч человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток в десятки раз больше.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Теоретический анализ проблемы суицидального поведения подростков
1.1Феноменология понятий «суицид», «суицидальное поведение»…………..6
1.2 Возрастные особенности суицидального поведения подростков………..11
1.3 Основные формы психопрофилактики суицидального поведения………15
2 Профилактическая деятельность психолога по предотвращению суицидального поведения среди подростков
2.1 Экспериментальная работа на констатирующем этапе и анализ результатов………………………………………………………………………..19
2.2 Реализация психокоррекционной программы …………………………….27
2.3 Анализ результатов на завершающем этапе эксперимента ………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......

Вложенные файлы: 1 файл

НИРС Зайцева нов.doc

— 6.54 Мб (Скачать файл)

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес занимают проблемы: 1) неудачи  в учёбе, низкие школьные успехи - 40,9%; 2) акцентуации характера, нарушение контроля, импульсивность – по 36,3%;  3) отсутствие опоры на любящего взрослого, развод в семье – по 31,8%;                  4) низкая самооценка – 27,2%; 5) пассивность, робость, несамостоятельность – 22,7%. При этом, как выяснилось из бесед с педагогами и школьным медиком, один из подростков употребляет наркотики и 1 девушка воспитывается в семье бабушки. В 9 «Б» классе подростков, набравших бы более 25 баллов, также не выявлено. При этом проблемы семерых подростков оцениваются по шкале прогноситической таблицы в 22 – 25 баллов, что также позволяет их отнести в группу, нуждающуюся в специальной психологической помощи.

Соотношение подростков, требующих специальной помощи, и  тех, к кому может быть применена  общепрофилактическая помощь в 9 «Б»  классе отражено на рисунке 2.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Соотношение числа подростков 9 «Б» класса, требующих специальной или общепрофилактической психологической помощи

Таким образом, на первоначальном этапе тестирования по прогностической  таблице выявлено 13 подростков, которые нуждаются в специальной психологической помощи.

2) Анализ результатов по опросной методике уровня депрессии                        В. А. Жмурова. (рис. 3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Уровень депрессии учащихся 9 «А» класса на этапе первичной диагностики (%)

Оценка депрессивности в 9 «Б» классе показала следующие  результаты: депрессия отсутствует  либо незначительна – 13 школьников (59,2%); депрессия минимальна – 1 школьник (4,5%); лёгкая депрессия – 1 школьник (4,5%); умеренная депрессия – 7 школьников (31,8%); выраженная депрессия – нет. Результаты тестирования в 9 «Б» классе отражены на рисунке 4.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4. Уровень депрессии учащихся 9 «Б» класса на этапе первичной диагностики (%)

 

3) Анализ результатов по методике К. Роджерса и Р. Даймонда  - шкала социально-психологической адаптированности (СПА).

Обработка результатов  тестирования суждений учащихся 9 «А»  показало следующие результаты:

- нормальный индекс  СПА (38 – 44 балла) характеризует  14 школьников (63,8%);

- высокий индекс СПА (47 - 49 баллов) выявлен у 2-х учащихся (9%). Эти школьники (девушка и юноша) занимают лидерские позиции в классе;

- низкий индекс СПА  (26 – 29 баллов) у 6-х школьников - тех же, что показали проблемные  результаты по первым трём  методикам (27,2%).

Их поведение отличается в той или иной мере «закрытостью» - это достаточно ярко выраженные интраверты, четверо из них имеют серьёзные проблемы в учёбе, пропускают занятия, ни с кем не дружат в классе.

Двое других, напротив, имеют достаточно высокие показатели учебной деятельности, но также малообщительны. Кроме того, отличаются неуравновешенностью, вспыльчивостью, а порой – и агрессивностью.

Обработка результатов  тестирования суждений учащихся 9 «Б»  показало следующие результаты:

- нормальный индекс  СПА (38 – 43 балла) характеризует 13 школьников (59,2%);

- высокий индекс СПА  (48 - 49 баллов) выявлен у 2-х учащихся (9%).

- низкий индекс СПА  (27 – 29 баллов) наблюдается у 7-х  школьников (31,8%).

Таким образом, этап первичной  диагностики на предмет выявления  склонности подростков к суицидальному поведению, включавший наблюдение, тестирование по трём методикам, беседы с педагогами, школьным медработником, предоставил возможность оценить уровень депрессии, выявить подростков, приближающихся к группе риска. В 9 «А» классе таких детей 6, в 9 «Б» - 7, что позволило выделить их в отдельную группу, к которой применялись специальные методики-тренинги. Для всех остальных  девятиклассников была разработана программа общепрофилактических мероприятий.

2.2 Реализация психокоррекционной программы

По результатам диагностирования, т. е. выявления подростков с высоким  уровнем личностной тревожности, признаками депрессии и низким уровнем дезадаптированности  были применены следующие действия.

На первом этапе с  девятиклассниками (шестеро подростков из 9 «А» класса и семеро - из 9 «Б» класса) были проведены индивидуальные беседы, преследовавшие целью установление контакта, выяснение проблем в межличностном общении, общении с педагогами и родителями, выяснение интеллектуальных интересов (какую музыку слушает, что читает, какие фильмы предпочитает подросток).

Второй шаг – стараемся  убедить подростков, что те негативные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, не являются исключительными. Весьма актуальны здесь примеры  из художественной литературы, из жизни знаменитостей. Подобные ассоциативные связи доступны проблемному подростку, поскольку такие дети, как правило, высоко интеллектуальны.

Наводим подростка на размышления о жизни и смерти, о том, что жизнь – великий  дар. Выясняем, что подросток думает об этих, наиболее фундаментальных, понятиях, всегда волновавших человечество, что на данном этапе считает для себя смыслом жизни, используя методику, предложенную Н. А. Сакович [12].

Третий этап - планирование действий, необходимых для преодоления кризиса в индивидуальных вариантах, приемлемых именно для данного подростка. Основные приемы: интерпретация (гипотезы о возможных способах разрешения ситуации); побуждение к планированию и оформление ясного конкретного плана; удержание паузы («одобряющее молчание») с целью стимулирования инициативы подростка и предоставления необходимого времени для проработки.

Четвёртый этап - активная психологическая поддержка и  повышение уверенности в своих  силах. Ведущие приёмы на этом этапе: логическая аргументация, убеждение, рациональное внушение, актуализация личностных ресурсов. На завершающем этапе кризисной работы обсуждаем, каким образом преодоление данной психотравмирующей ситуации будет полезным для преодоления жизненных трудностей в будущем.

Дальнейшая работа – работа в группе с применением соответствующих методик, направленных на формирование личностных, культурных и социо-демографических защитных факторов.

Занятие в форме групповой  работы с элементами тренинга проводились  как набор ролевых (моделирующих) игр и упражнений, групповых дискуссий и оценочных упражнений, которые являются продуктивными методами, позволяющими проанализировать отношение к вопросам межличностного общения, нормы и ценности, а также тренировать коммуникативные навыки.

Занятия проводились в соответствии с разработанной программой. Было проведено 9 занятий.

     Занятие 1. Тема « Визитка».

Цель: сплочение группы, выработка правил, развитие коммуникативных  навыков.

Разминка «Баранья голова». «Визитка». «Заключение контракта». Рефлексия занятия. Ритуал окончания. «Аплодисменты по кругу».

     Занятие 2. Тема: «В море эмоций»

Цель: расширить знания участников о чувствах и эмоциях, развитие безоценочного восприятия эмоций, обучить навыкам выражения  собственных эмоций и чтение их у других людей.

Ритуал приветствия. Разминка  «Шурум-бурум». Цель: познакомиться с эмоциями. «Называем чувства». Цель: обогащение словаря эмоций у участников. «Бумажные мячики (Снежки)». Цель: эмоциональная разрядка, снятие психоэмоционального напряжения. Рефлексия занятия. Ритуал окончания.

Занятие 3. «Доволен ли я собой?»

Цель: помочь школьникам разобраться в сильных и слабых сторонах своей личности; научить  уважать и принимать себя.

Ритуал приветствия Разминка. «Какой Я?» «Принятие себя» Рефлексия занятия.

Занятие 4. «Контраргументы».

Цели: создание условий  для самораскрытия; умение вести  полемику и находить контраргументы.

Ритуал приветствия. Разминка. «Мой характер» «Дневник». Рефлексия занятия.

Ритуал окончания.

Занятие 5. «Цели».

Цели: осознание целей  своей жизни; развитие способности целеполагания.

       Ритуал приветствия. Разминка. Информационный блок. Упражнение «Мои цели». Рефлексия занятия.

      Ритуал окончания.

     Занятие 6. Тема «Мои качества и ценности»

Цель: создать условия  для переоценки личностных качеств, ценностей, повышения самооценки, усиления Эго.

Ритуал приветствия  «Твое лучшее качество» Разминка «Прорвись в круг». Цель: настроится на работу, повысить чувство принадлежности к группе, развить коммуникативные навыки. Сказка К. Ушинского «Ветер и солнце»

 «Драгоценные качества».  «Система личных ценностей и  самооценка. Ритуал окончания.

     Занятие 7. Тема: «В глубине души»

Цель: создать условия для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.

Ритуал приветствия

Разминка «Прогноз погоды». Цель: настроиться на работу, повысить навыки эмпатии, повысить чувство принадлежности к группе.

«Волшебная рука». Цель: повышение самооценки, усиление эго.

 «Волшебная лавка». Цель: исследовать свою собственную  значимость, определяя свои ценные личные качества.

Рефлексия занятия. Ритуал окончания. 

     Занятие 8. Тема «Среди проблем»

Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное  состояние.

Ритуал приветствия

Разминка «Сигнал». «Цикл потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида». Цель: определить свои потери и поделиться ими с группой; обсудить свое прохождение цикла потери и определить стадию, на которой они сейчас, по их мнению, находятся. Получить представление о процессе переживания острого горя, получить представления о подростковых суицидах, начать или продолжить процесс переживания личных потерь, определить факторы, которые могут способствовать депрессии. «Я чувствую себя хорошо». Рефлексия. Ритуал завершения.

Занятие 9. «Прощание со страхами».

Цели: формирование способности  осознавать свои страхи; поиск внутренних и внешних ресурсов.

Система общепрофилактических мероприятий реализовывалась для  всех учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов, в том числе и для тех, кто  был выделен в специальную группу, а также для родителей.

Программа мероприятий  включала:

1) упражнения – игры, тесты, тренинги, проводившиеся на  классных часах; 

2) выступления на родительских  собраниях; 

3) консультации для  педагогов 

2.3 Анализ результатов на завершающем этапе эксперимента

С целью проверки эффективности  кoррeкциoннoй рaбoты былa прoвeдeнa втoричнaя  диaгнocтикa учащихся 9 «А» и 9 «Б» класса с использованием методики К. Роджерса и Р. Даймонда как наиболее фундаментальной, характеризующей уровень социально-психологической адаптированности подростков.

Обработка результатов  тестирования суждений учащихся 9 «А»  показало следующие результаты:

- нормальный индекс  СПА  - 16 учащихся (72,9%);

- высокий индекс СПА– 2 учащихся (9%);

- низкий индекс СПА  - 4 учащихся (18,1%).

Динамика изменения  уровня СПА в 9 «А» классе отражена на рисунке 5

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Динамика изменения уровня социально-психологической адаптированности учащихся 9 «А» класса

Как следует из данных повторного диагностирования, соотношение между уровнями СПА изменилось: нормальный индекс социально-психологической адаптированности характеризует 16 девятиклассников, а не 14 как при первичном тестировании. У двоих подростков, имевших низкий индекс СПА и приближавшихся к группе риска, он повысился.

Соответственно результаты повторной диагностики среди  учащихся 9 «Б» класса следующие:

- нормальный индекс  СПА  - 15 учащихся (68,3%);

- высокий индекс СПА  - 2-е учащихся (9%);

- низкий индекс СПА  - 5 учащихся (22,7%).                                                      

Динамика изменения  уровня СПА в 9 «Б» классе отражена на рисунке 6

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Динамика изменения уровня социально-психологической адаптированности учащихся 9 «Б» класса

Таким образом, в 9 «Б» классе уровень СПА также изменился: двое учащихся с низким индексом из группы, приближающейся к группе риска, при повторном тестировании показали результаты, соответствующие нормальному уровню.

Рекомендуемые меры общепрофилактических и психокоррекционных мероприятий по предупреждению суицидальных проявлений у подростков:

Информация о работе Психологическое обеспечение профилактики суицидального поведения подростков