Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 17:46, реферат
Цель работы – раскрыть сущность и особенности психологического тестирования.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность психологического тестирования;
2. Рассмотрев основу теории тестов проанализировать принципы разработки и применения психологических тестов;
3. Сформулировать выводы по теме.
Введение 3
1. Психологическое тестирование 5
2. Основа теории тестов, принципы их разработки и применения 9
Заключение 21
Список литературы 23
Актуальность данной темы обуславливается тем, что психологическое тестирование все шире и шире используется в различных сферах общественной практики. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные особенности человека определяют его успех или неуспех в конкретных ситуациях. Тесты и иные психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученная таким способом информация позволяет понять многое из уже случившегося в его судьбе, прогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия па пути к личной цели.
Первоначально тесты были созданы для выявления умственно отсталых индивидов. В дальнейшем они получили распространение в клинике при дифференциальной диагностике психических отклонений, выявлении последствий травм нервной системы, обследовании правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими видами расстройств.
Тестирование прочно вошло в практику работы школьного психолога. Готовность к обучению, уровень сформированности различных познавательных процессов и ряд других характеристик развития ребенка определяются уже и в старших группах детского сада. Выявление интеллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка причин академической неуспеваемости, решение проблем межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование учащихся — лишь некоторые из областей использования тестов в системе образования.
Прием на работу и распределение персонала внутри предприятия — тоже одна из сфер психологического тестирования. Многие виды профессий предполагают наличие у человека тех или иных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие некоторыми видами деятельности. Тесты позволяют вовремя обнаружить эти ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и вероятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тесты выявляют скрытые потенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессионального роста.
Развитие практики психологического консультирования открывает широкое поле для применения тестов. В процессе консультации специалист порой касается чуть ли не всех аспектов жизни человека. Все чаще люди обращаются к тестам как средству самопознания и изменения своей личности. Это порождает особый класс тестовых процедур: от популярных, нередко шуточных опросников до слабо структурированных проективных методов, затрагивающих глубины человеческой психики.
Цель работы – раскрыть сущность и особенности психологического тестирования.
Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность психологического тестирования;
2. Рассмотрев основу теории тестов проанализировать принципы разработки и применения психологических тестов;
3. Сформулировать выводы по теме.
Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.
На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годов мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персонала затруднен. Конечно, кроме тестов известны разные методы изучения личности, и каждые решают свои задачи.
С появлением первых тестов наиболее
употребляемым термином, с помощью которого
обозначается измерение индивидуально-психологических
особенностей, стал термин
«психологическое тестирование». Первоначально
термин «психологическое тестирование»
использовался широко, включая в себя
любое измерение в психологической науке.
По мере развития тестов, сфера психологического
тестирования сузилась до измерения личностных
и когнитивных особенностей. Термин «психодиагностика»
впервые озвучил в 1921 году Г. Роршах, назвав
так процесс обследования с помощью созданного
им «теста чернильных пятен», названного
позжетестом Роршаха. Далее
термин «психодиагностика» использовался
как синоним термина
«психологическое тестирование», постепенно
заменяя его употребление. Появление понятия «психодиагностика»
связано со становлением проективного
подхода, открывающего целостную картину
личности, и кризисом психометрических
тестов, «раскладывающих» личность испытуемого
на отдельные функции. В этот период начинают
использоваться достаточно обширные теории
проективного подхода, разрабатываемые
психоаналитическими авторами. Длительное
время понятие «психодиагностика» отождествляется
с проективными тестами, и используется
в работах немецких и швейцарских психологов.
В научной литературе США продолжает развиваться
понятие «психологическое тестирование»
вплоть до 1970-х годов, и обозначает все
то, что связано с разработкой и применением
любых психологических тестов. За этот
период публикуется большое количество
исследований по истории психологического
тестирования, постепенно термин «психодиагностика»
вытесняется из употребления.
Вышеописанные обстоятельства свидетельствуют о любопытном в науке феномене, связанном с развитием области исследований по измерению индивидуально-психологических различий, и отсутствия должного названия этой области, так как термин «психологическое тестирование» пригодный скорее для обозначения процесса применения тестов, но не области науки.
В 70-х годах 20 столетия в области индивидуальных различий на территории стран Западной Европы и США вместо термина «психологическое тестирование» все чаще применяется понятие — психологическая оценка (psychological assessment).
На территории России благодаря усилиям Б. Г. Ананьева, возглавляющего в 1960-х годах Ленинградскую психологическую школу, описанное направление исследований получило название «психологическая диагностика».
В первом советском учебном пособии по психодиагностике (под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина в 1987 году) описанная отрасль психологических знаний — «это наука и практика постановки психологического диагноза».
В качестве характеристик психологических тестов можно выделить следующие:
Стандартность — тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социокультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений, говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.
Надёжность — свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.
Валидность — соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные «проверенные» методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путем долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести «создателя».
Отдельным видом психологическиого тестирования можно выделить профтестирование.
Тестирование в кадровой работе — метод отбора кандидатов для выполнения работы. Различаются две категории тестов:
Трудовой кодекс не предусматривает (но и не запрещает) проведения психологического тестирования ни при приеме на работу, ни с работниками, с которыми трудовой договор уже заключен. В работе правоохранительных органов психофизиологическое исследование является гласным оперативно-розыскным мероприятием. В начале90-х годов тестирование применялось в отношении кандидатов на определенные посты в правительстве государства, позднее оно было отменено и в настоящее время такое тестирование не применяется. Незаконное «тестирование» может повлечь неблагоприятные последствия для предприятия и для его руководителя. С этой целью в коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о приеме на работу и т. д. указывается на возможность прохождения работниками различного рода тестирований и исследований (как и аттестаций). При приеме на работу каждый ознакамливается с данными документами.
В частности, для приема на работу в правоохранительные органы обязательным является прохождение СМИЛ-теста (MMPI) и теста Люшера.
Психологические тесты использовались больше ста лет для измерения различных аспектов личности, интеллекта и так далее. Эти тесты исторически использовались в судебной системе, школах, ситуациях приема на работу, а также в медицинских и клинических организациях.
Если от мысли о прохождении психологического теста вам становится решительно неуютно, вы будете молодцом, если пересмотрите свою позицию относительно этих тестов. Использование психологических тестов широко распространено, и с этим не связано никаких стигм. На самом деле вы, вероятно, в какой-нибудь форме проходили психологический тест, даже не осознавая этого.
Приходилось ли вам когда-нибудь сидеть с друзьями и пытаться выяснить из опросника в журнале степень вашей совместимости? Возможно, вы и значимый для вас человек использовали похожие опросники, чтобы определить, хорошо ли вы подходите друг другу как влюбленные. Или, возможно, вы сами проходили какой-нибудь тест, чтобы определить уровень своих ресурсов, внутренней силы или свою оценку как друга. Если так, то вы участвовали в одной из форм психологического теста.
В этой главе мы узнаем о развитии психологических тестов и тестирования, о том, что можно измерять тестами, и о том, как обрабатываются результаты тестов. Мы посмотрим на некоторые другие виды психологических тестов и на то, как изменились тесты из-за развития технологии.
Давайте начнем с исследования происхождения психологических тестов и людей, которые были пионерами их использования.
Неудивительно, что психологические тесты впервые начали разрабатываться в конце XIX века психологами, которые увидели необходимость унифицированной и контролируемой оценки различных человеческих черт и характеристик.
Эти первые разработчики тестов хотели улучшить точность идентификации проблематичных характеристик или поведения. Прежде чем были разработаны психологические тесты, люди с необычным или проблематичным поведением или характеристиками диагностировались и оценивались скорее субъективно.
Очень трудно оценить человеческое поведение только путем наблюдения за человеком, даже если наблюдения проводит осведомленный человек с самыми лучшими побуждениями. Подумайте о тех случаях, когда вы судили о ком-то, основываясь на ваших личных наблюдениях, чтобы потом выяснить, что ваше суждение было совершенно безосновательно.
Независимо от того, насколько хорошо кто-либо обучен наблюдать и оценивать индивида, всегда есть возможность ошибки в процессе. Каждый человек — даже умелые наблюдатели, у которых нет причин быть необъективными по отношению к человеку, — имеет определенные предрассудки и убеждения, которые могут влиять на его восприятие. Эти личные предрассудки и убеждения могут не выходить на поверхность и не признаваться наблюдателем — но они есть.
Первый тест для измерения интеллекта был придуман как инстр/мент для определения учеников, требующих коррекционногообучения, а не как тест для измерения врожденных способностей, как он чаще всего используется сегодня. Разработанный в Париже Альфредрм Бине и Твэ/сром Симоном, тест интеллекта Бине—Симона впервые появился во французских школах в 1905 голу и был переведен на английский и впервые использован в Америке в 1908.
Психологи, которые видели потребность в стандартизованном тестировании, признавали, что личные наблюдения субъективны и часто неверны, и мечтали найти способ сделать оценивание более объективным и надежным. Психологическое тестирование, основанное на стандартизации, надежности и валидности, дает психологам более единообразные, объективные средства для оценки и идентификации проблем пациентов.
Эти тесты гарантировали, что тестируемым будут задавать нужные вопросы и не будут задавать те, которые не относятся к делу или в которых нет необходимости.
Многие годы психологические тесты использовались только профессионалами. Но, по мере того как люди стали привыкать к психологическому тестированию и заинтересовались ею, ситуация изменилась. Сегодня почти каждый имеет легкий доступ к тестам через журналы, Интернет и вообще где угодно.
Психологические тесты обычно используются для определения пригодности к работе, оценки совместимости партнеров и измерения проблем личности. Можно спокойно сказать, что психологические тесты важны, потому что мы полагаемся на их результаты, принимая чрезвычайно важные решения. По этой причине изначальные нормативные выборки для многих тестов — белые люди среднего класса — были пересмотрены для более точного отражения растущего разнообразия нашего общества. Тесты часто используются для юридических целей, таких как случаи опеки. Они также могут быть использованы для определения того, склонен ли человек к насилию, или повторному преступлению, или повторению несоответствующих действий или поведения. Психологические тесты также часто используют для измерения пригодности и успеваемости у учащихся.