Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:04, курсовая работа
Сознание и бессознательное: два этих понятия привычны для современного человека и у простого обывателя не вызывают каких-либо вопросов. Как часто в нашей обыденной жизни мы слышим следующие фразы: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и т.д. А было время, когда наука впервые заговорила о существовании бессознательного, и с этим открытием связывали далеко идущие надежды изменить к лучшему судьбу всего человечества.
Сначала в существование бессознательного многие отказывались верить, сводя все его проявления к физиологическим процессам. Затем, все-таки, человечество признало тот факт, что сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально им осознается.
Введение _______________________________________________ 3
Понятие о бессознательном:
Подходы к изучению бессознательного __________________ 5
Понятие бессознательного, его признаки _________________ 7
Связь сознательного и бессознательного _________________ 10
История исследования бессознательного _________________ 11
Выводы _____________________________________________ 15
Основные теории бессознательного в психологии:
Психология бессознательного З.Фрейда __________________ 15
Теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга ________ 20
Выводы _____________________________________________ 23
Проявления бессознательного:
Классификации проявлений бессознательного _____________ 24
Неосознаваемые механизмы сознательных действий ________ 25
Неосознанные побудители сознательных действий _________ 30
«Надсознательные» процессы ___________________________ 37
Пси-процессы ________________________________________ 38
Выводы _____________________________________________ 38
Методы исследования бессознательного:
С точки зрения психоанализа ___________________________ 40
С точки зрения психофизиологии _______________________ 42
Выводы _____________________________________________ 45
Заключение _____________________________________________ 47
Список литературы _______________________________________ 48
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Психология бессознательного»
Работу выполнила
Волкова Н.С.
студентка ФПП
3 курса 4 группы
Научный руководитель:
Агададашева И.В.
Шуя - 2005
Содержание
Введение ______________________________
Заключение ______________________________
Список литературы ______________________________
Введение
Разве разумом уразумеешь
солнце
так,
как кожей ощутишь,
и как пальцами мороз замеришь,
как всем костяком услышишь тишь?
Б. Слуцкий
Сознание и бессознательное: два этих понятия привычны для современного человека и у простого обывателя не вызывают каких-либо вопросов. Как часто в нашей обыденной жизни мы слышим следующие фразы: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и т.д. А было время, когда наука впервые заговорила о существовании бессознательного, и с этим открытием связывали далеко идущие надежды изменить к лучшему судьбу всего человечества.
Сначала в существование
Бессознательное, наравне с сознанием, является неотъемлемой частью нашей психической жизни. Проявления его достаточно обширны (начиная от неосознаваемых физиологических действий и заканчивая сновидениями и явлениями телепатии) и затрагивают многие сферы человеческой жизни.
Наряду с сознанием, бессознательное управляет поведением человека, осуществляет неосознанный контроль нашей деятельности. Оно является большим кладезем информации, т.к. хранит целый пласт жизненного опыта человека. Кроме того, бессознательное берет на себя управление некоторыми психическими процессами, высвобождая тем самым сознание для более сложных действий.
Бессознательное не существует автономно и неподвластно нам. Это целый мир – такой же живой и реальный, как и сознание человека, мир его рассудка, и, даже, безгранично шире и богаче последнего.
Бессознательное пытается «достучаться» до каждого из нас и, если прислушаться к сигналам, им посылаемым, наша жизнь могла бы наполниться новым содержанием. Мир бессознательного привлекает. Бессознательное можно и должно изучать.
Целью нашей курсовой работы является исследование бессознательной сферы человеческой психики, выявление ее особенностей и проявлений.
В соответствии с этим, задачами данной работы являются:
Объектом в нашей курсовой работе выступает психическая жизнь человека. Предметом является бессознательное как часть психической жизни человека.
В психологии проблему бессознательного разрабатывали и разрабатывают З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Лейбнин В.М., С.В. Маслова, В.И. Овчаренко, П.С. Гуревич, Дж. Морено, Л.С. Выгодский и т.д.
I. 1. «Понятие о бессознательном»
1.1
Подходы к изучению
К категории «бессознательное» в истории психологии всегда относились по-разному. Кто-то с трудом верил в существование бессознательного, пытаясь объяснить его проявления физиологическими процессами. Например, Г.Мюнстерберг и Т.Рибо высказывались прямо за признание бессознательного физиологическим. Так, Мюнстерберг (1914) утверждал, что только физиологическая мозговая деятельность может дать разумные результаты. Психологическая же деятельность совершенно на это не способна. Но в то же время он полагал, что при исследовании бессознательного мы можем пользоваться терминологией психологии. Но здесь важно, чтобы психологические термины служили только ярлыками для крайне сложных нервных физиологических процессов [2].
Другая точка зрения исходила, наоборот, из беззаговорочной веры в то, что сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека и, далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Такой точки зрения придерживался, например, Э.Гартман, считая, что бессознательное психично. Однако эта позиция привела ученого к мистической теории, допускающей, наряду с существованием сознательной личности, существование второго «я» [2].
Сторонники первой точки
зрения отождествляли психику и
сознание и утверждали, что вопрос
о существовании
Сторонники второй точки зрения, напротив, издавна обращали внимание на три основных момента, которые заставляли их вводить понятие бессознательного в психологию:
1) сама сознательность явлений имеет различные степени: мы одно переживаем более сознательно и ярко, другое – менее. Но оттого, что явление становится менее сознательным, оно не становится менее психичным. Отсюда делался вывод о том, что можно допустить и бессознательные психические явления;
2) внутри самой психической жизни обнаруживается известная конкуренция отдельных элементов, борьба их за вступление в поле сознания, вытеснение одних элементов другими;
3) психическая жизнь представляет собой слишком отрывочные ряды явлений, которые требуют допущения, что они продолжают существовать и тогда, когда мы их больше не осознаем [2].
Таким образом, в психологии существовали два подхода к пониманию природы бессознательного: физиологический и психологический.
На современном этапе
развития психологических знаний никто
не отрицает существования
Современные представления
о феноменологии
1.2 Определение бессознательного
Психологи не отрицают существования бессознательного как особой сферы психической жизни человека. Однако трудным оказалось дать бессознательному четкое научное определение. Сложность состоит в том, что бессознательное не представлено в поле восприятия. Мы не можем непосредственно ни увидеть, ни услышать, ни потрогать его. Бессознательное не поддается простой человеческой логике, не развивается по признанным законам человеческой психики. Законы бессознательного свои и не понятны нашему разуму. А то, что сложно понять, сложно и определить.
Поэтому большинство определений бессознательного основываются на одной идее: они трактуют бессознательное как сферу, которая человеком не осознается, в которой отсутствует сознание как таковое. Так, Р.С.Немов, например, пишет: «Это те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются» [8, с.139]. В.А.Жмуров [19] приводит двойное определение бессознательного: «Бессознательное, во-первых, это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Бессознательное, во-вторых, это такая форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней составляют одно нерасчлененное целое. Бессознательное, таким образом, лишено свойства рефлексии и, стало быть, не находится под контролем субъекта».
В.И.Овчаренко [12, с.74] приводит четыре самых распространенных определения бессознательного: «1) это совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, не осознаваемых им без применения специальных методов; 2) это самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) это форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) это состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания». Как видно, три из четырех представленных определений основаны на идее отсутствия сознания.
В.А.Жмуров пишет, что «точного определения понятия «бессознательное», как впрочем, и того, что представляет собою сознание, не существует. В самом общем виде можно принять, что сферу бессознательного образуют психические акты и состояния, изолированные от организованного опыта, именуемого сознанием, и не имеющие словесно-логической формы выражения. Бессознательное — это то, что человек не может соотнести с определенным объектом или явлением и выразить в связной, логической формуле» [19]. Здесь наряду с общей идеей об отсутствии контроля со стороны сознания, присутствует также идея об отсутствии у бессознательных психических актов и состояний словесно-логического выражения, характерная также для многих авторов.
В.А.Жмуров также делает вывод о признаках, характеризующих бессознательные психические процессы: